Этим летом АВ Клуб провел онлайн-встречу из цикла «Технологии Нашего Времени», посвященную организации трансляций. О такой актуальной в последнее время тенденции, как виртуальные студии, а также о том, какое применение в них нашли современные светодиодные экраны, рассказывает Екатерина Кабылдаева, руководитель группы профессиональных дисплеев в ГК DIGIS.
-Как вообще связаны между собой такие вещи, как профессиональные дисплеи и онлайн-трансляции?
Тренд по использованию систем видеоотображения в онлайн-трансляциях пришел из кинопроизводства, а точнее – виртуальных студий, где во время съемки кино или рекламы задний фон вокруг актеров формирует светодиодный дисплей, на котором выводится соответствующее окружение. Раньше для этих целей применялась технология хромакей со всем знакомым зеленым экраном. Но, когда спикер находится в телевизионной студии возле такого экрана, то он не совсем понимает, где и какой контент будет отображаться, куда нужно в определенный момент посмотреть и так далее. Все это потом доделывается на этапе постпроизводства.
Буквально в 2019 году прогремел фильм «Мандалорец». Я думаю, что многие про него слышали. Примечателен он тем, что полностью снят с помощью светодиодных экранов. Если внимательно присмотреться к некоторым сценам, то можно заметить отражения на костюмах актеров. Эти отражения – одна из главных проблем хромакея, так как их очень сложно убрать на этапе постпроизводства. В студии, где снимался фильм, задействовали LED-фон и LED-потолок. На полу были естественные декорации. Именно в таких виртуальных студиях и появился тренд использования светодиодных экранов при съемке видео на камеру, который актуален для создания любого типа контента.
-Это отличная идея! Таким образом можно легко организовать корпоративную студию и с высоким качеством вести оттуда вещание на фоне экрана, где выводятся инфографика, разнообразные показатели и прочее. Смотрится все это действительно очень эффектно. Но, наверняка, для этого подойдет не любой экран. Какими характеристиками должен обладать дисплей, чтобы можно было без каких-либо нежелательных артефактов снимать его на камеру?
На самом деле, между экранами, используемыми для съемки фильмов и прямых трансляций в корпоративном секторе, есть большая разница. Индустрия кинопроизводства предъявляет очень высокие требования к средствам отображения, но и стоимость у них соответствующая. Допустим, «Мандалорец» снимался на экранах компании RoyalTek. Это премиальный продукт, который отвечает абсолютно заоблачным требованиям к технике.
Для обычной видеотрансляции будет достаточно значительно более скромного сетапа. Ключевые требования к экрану для подобных инсталляций: яркость более 1000 кд/м2, инкапсуляция SMD, так как панели с покрытием имеют свойство бликовать, что при видеосъемке, особенно с близкого расстояния, нам совсем не нужно, частота обновления экрана не менее 3840 Гц, частота обновления кадров >240 кадров в секунду, scan rate 1/16.
Пренебрегать последними тремя характеристиками категорически не рекомендуется. Если их значения будут ниже указанных, то появятся эффекты муара, ползающих полос и прочее. Частота 240 кадров в секунду, если мы считаем по формуле, исходит из частоты обновления 3840 Гц, умноженной на частоту сканирования. При незначительном снижении частоты сканирования мы еще сможем снимать, но в этом случае зрители будут понимать, что это светодиодный экран. В ситуациях, когда требуется полностью избавиться от этого ощущения, получив просто картинку на заднике, придерживаться требований необходимо. Естественно, характеристики можно улучшать. Это повышает качество и реалистичность изображения.
Шаг пикселя рекомендуется использовать 2,5 – 2,8 мм. Лучше меньше, но не больше. Процессинг предпочтительнее Brompton либо Megapixel, но для корпоративного сектора подойдет и NovaStar, потому что 16-битная картинка в подобной конфигурации будет даже избыточной. Хватит и 10-битной. Также желательно наличие технологии Low Latency, которая позволяет снизить задержку по кадрам. Но и без нее изображение будет смотреться вполне достойно.
Еще одна важная рекомендация касательно самого процесса создания контента, а не светодиодных экранов – во время съемки необходимо, чтобы человек был в фокусе, а экран – в расфокусе. Глазом мы это можем даже не увидеть, но небольшой расфокус должен быть. Человека стоит посадить на расстоянии где-то примерно 4 – 6 метров от экрана. Все это поможет снизить эффект муар, сделав картинку более плавной и привлекательной для глаза.
-Насколько подобные технологии применимы в корпоративном сегменте?
Вполне применимы. Например, это может выглядеть таким образом: мы проводим какое-то корпоративное обучение, по ВКС подключаем дополнительных участников, и все это в формате видеотрансляции. Если бы у нас продолжились ковидные ограничения, то это вообще взлетело бы вверх, так как возможность не просто вести трансляцию, сидя у экрана, а ходить, что-то показывать сейчас самый последний тренд. Делается все на движке Unreal Engine. Контент в реальном времени генерируется и выводится на светодиодный экран. Например, в американских ТВ-шоу, особенно спортивной тематики, комментатор и ведущий часто бегают из одной студии в другую, и контент меняется в соответствии с сюжетом. Я думаю, что со временем мы тоже к этому придем.
-Конечно, в корпоративных проектах нет смысла строить полноценную профессиональную студию, но рассматривать LED-экран в той же переговорной комнате, как решение, ориентированное на вещание, сегодня определенно имеет смысл. Это поможет значительно разнообразить трансляцию.
Да, все верно. Главное, чтобы используемые для видеотрансляции светодиодные экраны соответствовали требуемым характеристикам, тогда удаленные участники встречи будут видеть контент так, как и задумывалось организаторами.
-Существуют ли какие-то нестандартные сценарии применения видеоэкранов в онлайн-вещании?
Из интересных примеров есть кейс, когда при помощи светодиодных экранов формируется ощущение присутствия в разных местах. Заранее снимается несколько подборок контента, а затем они быстро сменяют друг друга и получается, что ведущий, только что находившийся в горах, уже стоит на спортивной площадке или где-то еще. Был проект, в котором во время трансляции футбольного матча комментатор находился в окружении светодиодных экранов, в реальном времени отображающих видео с поля, за счет чего создавалось ощущение, что он сам находится на площадке и комментирует оттуда происходящее. Когда он перемещался, то камера также двигалась за ним, создавая дополнительную реалистичность. Кстати, в таких инсталляциях очень часто светодиодные экраны используются не только для демонстрации контента, но и в качестве осветительных приборов.
-Да, действительно. При ярком заднике с освещением надо быть очень аккуратным.
Как правило, в студиях под потолком устанавливается достаточно большой по площади квадратный светодиодный экран, который светит на максимальной яркости. Если нужно засветить какую-то часть белым, а какую-то красным – без проблем. Так как это дисплей, то мы можем просто вывести красно-белый контент. Это позволяет создавать любые конфигурации световых инсталляций.
-Получается универсальное решение. И прибор динамического освещения, и заливающий свет, и при этом еще и экран. Может быть, есть еще какие-то необычные варианты применения LED-дисплеев для трансляций?
Есть один интересный кейс из Китая, где очень популярна платформа TikTok. Прямо через нее в сегменте B2B продаются оборудование, услуги и так далее, причем сделки совершаются на миллиарды юаней. На платформе проводятся презентации образцов товаров для клиентов и, как правило, в таких демонстрационных залах почти всегда стоят светодиодные экраны, на которых выводится динамический контент, позволяющий эффективнее привлекать аудиторию к своей продукции. Для нас, конечно, это больше консьюмерский рынок, нежели B2B, но эту идею можно взять за основу, чтобы делать какие-то презентации своей компании. Думаю, в будущем это будет очень популярно, потому что мы все больше и больше двигаемся в эту сторону.
К нам уже даже поступают запросы об оснащении виртуальных студий в университетах. Для процесса обучения это пока еще не самое популярное, но очень подходящее решение. То есть, все об этом знают и хотят иметь у себя.
-Значит, построив такую подготовленную студию, мы даже в корпоративном сегменте можем проводить онлайн-встречи и презентации совершенно нового уровня. И это будет не так уж и затратно, как это было прежде. Какие вы бы порекомендовали продукты для реализации подобных инсталляций?
Одним из наиболее подходящих вендоров в этом сегменте является Unilumin. В его группу компаний входит RoyalTek – первопроходец в разработке светодиодных экранов для видеосъемки, а предлагаемый ассортимент оборудования серий Unano-F, UpadIV-F, UpadIII H-F и UpadIII-F полностью соответствует всем требованиям виртуальных студий. Дополнительно к этому дисплеи могут быть модифицированы. И если сейчас в России используемая в проектах частота обновления 3840 Гц – это прямо максимум, то для съемки сериала «Мандалорец» панели доработали, чтобы они отображали контент с частотой обновления 7680 Гц.
-Реализуются ли такие проекты в России?
Естественно, в нашей стране данное решение также уже нашло свое применение. Из последнего стоит отметить снятую при помощи LED-экранов рекламу Халвы с Ольгой Бузовой, которую было невозможно не заметить, новую рекламу AVITO и фильм «Диверсант», где часть съемок также велась на фоне светодиодных дисплеев.
-Как бы вы оценили сложившуюся на данный момент ситуацию в светодиодной индустрии и как лучше подойти к вопросу выбора подходящего бренда?
Если говорить о текущей ситуации в отрасли, то сейчас она весьма благоприятная, так как на российском рынке за последнее время появилось большое количество производителей. Но лидеры остаются лидерами, и при выборе стоит ориентироваться на тех, кто уже имеет большой опыт работы в конкретном направлении. Если нужен экран для съемки, то необходимо обращаться к компании, специализирующейся на них, так как взяв обычный экран, в итоге можно получить большое количество проблем.