«Трансформируемость залов привела к появлению экранов "все в одном"»

«Трансформируемость залов привела к появлению экранов "все в одном"»

08 июня 2023
Екатерина Кабылдаева Руководитель группы профессиональных дисплеев ГК Digis

В мае на платформе АВ Клуба состоялась очередная онлайн-встреча из цикла «Технологии нашего времени», во время которой российские AV-специалисты обсудили оснащение многофункциональных залов, допускающих использование для проведения презентаций, конференций и концертов. О применении в таких залах средств отображения рассказывает Екатерина Кабылдаева, руководитель группы профессиональных дисплеев в ГК DIGIS.

- Как правило, в большинстве помещений экран является центром организации пространства. Мы не можем трансформировать зал так, чтобы зрители оказались спиной к дисплею, что является определенным ограничением. Какие решения предусмотрены в отрасли для преодоления таких ограничений?

Необходимость трансформации многофункциональных залов привела к тому, что стали появляться светодиодные экраны «все в одном». Если мы посмотрим на примере продукции перспективного бренда QSTECH из портфеля ГК DIGIS, то увидим, что физически эти дисплеи собраны из кабинетов, но взглянув на них сзади, становится понятно, что это одно законченное решение. В нем предусмотрен встроенный контроллер с видеопроцессором, BYOD-система, громкоговорители, есть напольная стойка, настенная монтажная конструкция, рамки для установки и многое другое. Разместив дисплей на мобильной стойке, мы можем легко перемещать центр внимания в зале, а если потребуется, то даже передвинуть его в соседнее помещение. К тому же, это хорошо продуманное решение, которое эстетично смотрится в любом пространстве. 

- Чем известен бренд QSTECH?

Это крупный китайский производитель, входящий в состав группы компаний CVTE, который в последние годы сфокусировался на разработке и выпуске экранов «все в одном». Материнская компания бренда является крупным производителем интерактивных досок в Китае. Это позволило применить множество наработок из этой сферы при создании светодиодных решений «все в одном». Именно поэтому у QSTECH свое виденье, какими должны быть подобные продукты, и мне как по качеству, так и по функционалу они очень нравятся.

- Какой шаг пикселя и размеры характерны для продуктов «все в одном»?

Здесь стоит разделить два направления: многофункциональные залы для корпоративных заказчиков и многофункциональные театрально-концертные залы. Сейчас мы касаемся только первого. Конфигурация продукта «все в одном» позволяет выбирать подходящую модель не по шагу пикселя, а по диагонали и разрешению. На сегодняшний день доступны варианты от 110 до 220 дюймов с разрешением HD, Full HD и 4K (последний вариант пока только для версии с диагональю 220 дюймов). Для установки на мобильную стойку подойдут модели с диагональю до 165 дюймов, при этом для их монтажа не нужна абсолютно никакая экспертиза в работе со светодиодными экранами, все собирается буквально за один час. Большие и тяжелые дисплеи с диагональю, скажем, 220 дюймов я рекомендую устанавливать, фиксируя. 

- Как происходит их поставка и имеется ли что-то в наличии у ГК DIGIS?

На данный момент у нас на складе есть модели с популярными диагоналями 138 и 165 дюймов. Срок отгрузки на них всего один день. 

- Расскажите про ключевые особенности решений бренда. 

Первая особенность – это практически полное отсутствие проводной коммутации. Конечно, мы по-прежнему можем подключить какое-то дополнительное оборудование, для чего предусмотрены необходимые порты, но, как правило, в современных корпоративных пространствах все соединения осуществляются через встроенную BYOD-систему. Она обеспечивает возможностью беспроводного вывода контента с четырех разных пользовательских устройств, который может одновременно отображаться в четырех окнах. Для воспроизведения звука есть встроенная аудиосистема – два динамика по 30 Вт. 

- Получается, для начала работы нужно только электропитание?

Да. 220 В.

- Можно ли дополнить систему камерой для видеоконференцсвязи?

Да, конечно. Можно установить камеру, можно видеобар. Любые устройства, которые применяются с интерактивными досками или панелями, также могут быть использованы и здесь. У экрана для этого есть все необходимые интерфейсы.

- Как происходит взаимодействие продукта с видеокамерами?

Мы все чаще и чаще встречаемся с запросами на видеосъемку в помещениях. Это, можно сказать, важный тренд в оснащении многофункциональных залов. Чаще всего это либо какая-то PTZ-камера, либо профессиональная киносъемка. Приезжают люди со своими камерами и тестируют их на соответствие. Здесь важно понимать, что для того, чтобы контент хорошо выглядел при съемке или трансляции, не мешал и не забирал на себя внимание зрителя, отвлекая от основного докладчика, экраны должны точно соответствовать определенным заявленным характеристикам. 

- Насколько LED-дисплеи совместимы с потребительскими камерами, которые приносятся в зал? Если человек будет снимать происходящее на свой смартфон, то может ли возникнуть мерцание или какие-то другие нежелательные артефакты?

Чтобы не было искажений картинки, экран должен соответствовать требованиям по сканрейту. Чем ниже сканрейт, что говорит о меньшем количестве драйверов, обслуживающих светодиоды, тем лучше. Также не стоит забывать и о частоте обновления (чем выше, тем лучше) и шаге пикселя (чем меньше, тем лучше). Решения QSTECH всем этим требованиям соответствуют, поэтому при съемке их на камеру артефактов не будет.

Также распространенной ошибкой в использовании светодиодных экранов является посадка спикера в непосредственной близости от него. В этом случае очень сложно при фокусе «оторвать» выступающего от фона. Светодиодный экран – это сетчатая структура, из-за чего при съемке может возникать муар. Предотвратить это помогут малый шаг пикселя, низкий сканрейт, а также «оторвать» человека от фона, то есть, посадить его как можно дальше от средства отображения, причем желательно так, чтобы оно было немножко в расфокусе. Зрители этого не заметят, а экран перестанет «муарить». 

- В ходе эксплуатации классических светодиодных панелей осуществляют ротацию. Как с этим обстоит ситуация в решениях производителя? 

Несмотря на то, что решения фиксированные, кабинеты и модули мы можем менять местами.

- Какой максимальный срок службы таких экранов?

Максимальный срок службы составляет 100 тысяч часов (до 50% потери яркости). Это стандарт практически у всех светодиодных дисплеев. Они скорее морально устареют, чем полностью выйдут из строя.

- Есть ли у продукта какие-то ограничения по функционалу? 

У экранов QSTECH, как и у любого другого схожего решения «все в одном», есть одно главное ограничение – он не может заменить собой какие-то большие профессиональные подсистемы: систему видеоконференцсвязи, качественную систему звукоусиления и прочее. То есть, это базовое решение, позволяющее закрыть только те задачи и требования, которые к нему предъявляются. При этом, допускается интеграция устройства в более комплексные AV-инфраструктуры со множеством различных подсистем, и экран свои задачи в этом случае также отлично выполняет. Для этого пригодятся предусмотренные разработчиками порты управления, в том числе популярный RS-232.

- Подойдет ли LED-дисплей для домашнего кинотеатра и есть ли у него преимущества перед проектором?

Одна из сфер применения светодиодных экранов – это как раз домашние кинотеатры. LED-решения там встречаются, но, на мой взгляд, здесь все же лучше подходит проекция, так как она дает отраженный свет. Синее свечение, характерное для дисплеев, особенно при просмотре, как это чаще бывает в кинотеатрах, в полной темноте – вредно для глаз. Все производители светодиодных экранов сейчас с этим борются, стараясь нейтрализовать синий спектр и тем самым сократить вредное воздействие, но проекция в этом плане пока превосходит дисплеи.

- Пожалуй, светодиодные экраны в основном проектируются для того, чтобы их было четко видно при ярком освещении, а не просмотра в темноте.

Да. Особенно на улице. Был у нас такой кейс – домашний кинотеатр, расположенный под открытым небом. Вот там светодиодный дисплей прекрасно себя чувствует, не боится влаги, способен выдерживать низкие температуры. С проектором это было бы достаточно сложно, так как потребовалось бы всепогодное решение.

- Какие ошибки чаще всего совершаются при оснащении многофункциональных залов?

Я бы хотела заострить внимание на том, что для начала необходимо четко понимать задачу, и уже конкретно под нее подбирать систему отображения. Был в нашей практике один кейс, когда для большого конференц-зала сельскохозяйственного производителя нужно было подобрать подходящий экран. Выбор стоял между LCD и LED. По яркости, контрастности и отсутствию швов заказчику больше понравился светодиодный дисплей, но на этапе тестирования отображения различного контента он, все-таки, выбрал профессиональные ЖК-панели, так как, когда над полем распыляется какая-то жидкость, то лучше это видно на панелях. Им гораздо больше понравилось, как это облако смотрится именно на этой системе отображения.

Поэтому всегда важно понимать, что конкретно хочет заказчик. Если он хочет, допустим, чтобы у него была высококачественная акустическая система, то мы используем систему отображения в виде LCD-панели либо LED-экрана и дополняем ее внешними громкоговорителями. Применяя экраны «все в одном» везде, где только можно, рано или поздно вы столкнетесь с запросом от клиента на более высокое качество звука. А разобравшись в его потребностях, в итоге мы можем понять, что, может быть, звук для него вообще имел решающее значение, а картинка являлась лишь дополнением, и дисплей можно было поставить самый обычный.

- Что наиболее важно при оснащении многофункционального зала понимать заказчику и какую роль в этом процессе играет интегратор?

Главная роль заказчика – это грамотно описать, что он хочет получить от этого зала, а интегратора – разобраться в его желаниях и переложить их на реальные системы. Как обычно бывает в реальной жизни? Заказчик хочет все и сразу: «У меня будут здесь и концерты, и выступления, и кино буду снимать – прямо в одном зале все это будет». Грамотный интегратор внимательно опрашивает клиента и собирает это все воедино, чтобы выявить реальные потребности. Обычно это всего две-три, максимум четыре вариации использования зала под конкретную задачу. На основании этого уже прорабатывается оборудование под первую вариацию, под вторую, под третью.

Что обычно проводят в залах? Конференции, лекции, обучение и корпоративные события. Под каждый из этих видов мероприятий и формируется пул оборудования, который будет использован. Когда мы говорим о многофункциональных залах, то какие-то виды оборудования могут пересекаться.

- Интегратор должен строить систему с возможностью ее развития, или есть задача – и точка?

На мой взгляд, нужно учитывать, что все трансформируется. Если мы работаем с лояльным заказчиком, то, возможно, через несколько лет он вновь обратится, чтобы что-то обновить, переделать, добавить или убрать. Нам же потом с этим придется и разбираться. Поэтому нужно понимать, что необходимо оставлять возможность модернизации таких залов. 

Так как формат онлайн-встречи ограничен по времени, то у спикера не всегда есть возможность ответить на все вопросы из чата, поэтому мы попросили Екатерину дать на них ответы после мероприятия.

Вопрос: Какие размеры характерны для светодиодных экранов? 

Размеры у LED могут быть практически любыми. Ограничены они лишь размерами кабинета. У экранов «все в одном» они составляют обычно 500 х 500, 500 х 1000 или 600 х 600 см.

Вопрос: Какое у энергопотребление у продуктов «все в одном»?

Зависит от модели, но можно ориентироваться на среднее энергопотребление в 190 Вт/м2.

Вопрос: Какой доступен шаг пикселя?

На текущий момент экраны «все в одном» выпускаются с шагом пикселя от 1,2 мм и выше.

Вопрос: Сколько составляет расчетный вес на квадратный метр?

Ориентировочный вес трансформируемых экранов – от 15 до 40 кг/м2.

Вопрос: Какой допускается scan rate?

Чем ниже этот показатель у экрана, тем лучше. То есть, 1/2 будет предпочтительнее, чем 1/4. Каждый производитель стремится к его уменьшению, но нужно понимать, что высокий сканрейт не всегда необходим. Обычно это специальные задачи под видеосъемку с профессиональных камер.

Вопрос: Насколько мобильный экран уязвим к механическим повреждениям?

Любой экран не выдержит, если бить по нему молотком, но большую удароустойчивость имеют именно экраны «все в одном». Также, чем больше шаг пикселя, тем надежнее продукт защищен. Если говорить о технологиях, то COB и GOB более устойчивы к внешним воздействиям, чем IMD, а IMD более устойчивы, чем SMD. Но вместе с ударопрочностью растет и цена.

Вопрос: Существуют ли LED-экраны для близкого просмотра?

На текущий момент минимальный шаг пикселя в отрасли составляет 0,4 мм. Это позволяет комфортно смотреть на экран с расстояния 1 метр.

Вопрос: Кто осуществляет сервисное обслуживание реализуемых вами продуктов?

У таких производителей, как Absen, Unilumin, AET есть официальные представительства и сервисные в России, которые могут оказать гарантийную поддержку. В случае, если вендор на территории нашей страны не представлен, поддержка осуществляется силами СЦ DIGIS.

Вопрос: Какой процент ЗИП необходимо закладывать для SMD-экранов?

Обычно я рекомендую закладывать в ЗИП на такие экраны не менее 10%, но чем шаг меньше – тем ЗИП нужно больше. Для прокатного экрана с шагом 1,5 мм лучше взять модули в количестве 20%, а для экрана с шагом 3,9 мм можно взять около 10%. И не забывайте про блоки питания, карты приема, светодиоды, чипы и ключи.

Вопрос: Как решается вопрос калибровки при замене кабинетов на новые, осуществляемой через несколько лет работы?

Это очень хороший вопрос. Здесь есть два момента. Светодиоды – это продукт, который от партии к партии имеет различные характеристики. После выращивания кристалла и упаковки светодиоды перемешиваются для получения однородности и отбраковываются. Именно поэтому светодиоды из одной партии светят одинаково. Спустя много лет будет уже очень сложно попасть в цвет, и на это имеются две причины: со временем экран деградирует, а его характеристики становятся отличными от новых продуктов, и новая партия всегда будет другой по цвету. В таком случае мы прибегаем к калибровке при помощи специального оборудования (камера + программа) и вручную калибруем экраны, сводя по цветам каждый кабинет и каждый модуль. Это очень долгий и трудоемкий процесс, но если вы не готовы полностью менять экран, то это единственный выход.

Вопрос: В театральной сфере чаще используются LED-экраны или видеопроекция?

Существует мнение, что старая школа предпочитает проекцию, тем не менее, театры потихоньку начинают вкушать все прелести светодиодных дисплеев. Уверена, что в скором времени мы будем видеть экраны чаще. Но, честно говоря, ничто не заменит эффекта камерности от проекции. Все же отраженный свет в темноте для глаз более приятен, чем излучаемый. Как выход – комбинирование проекции и дисплеев. Светодиодный экран – это дополнительный источник света, и можно использовать данный факт как преимущество!

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме