RCF Business Music — когда музыка помогает делать бизнес

RCF Business Music — когда музыка помогает делать бизнес

28 марта 2021

В прошлом году на российском рынке появилась крайне перспективная линейка аудиооборудования для бизнес-приложений Business Music, которую разработал и производит итальянский бренд RCF. С ассортиментом входящих в нее моделей и сценариями применения с АВ Клубом поделились представители компании «АРИС», официального дистрибьютора вендора в России: руководитель отдела рекламы и маркетинга Дарья Бахманова и руководитель отдела продаж Александр Шамрай, а также принимавший непосредственное участие в создании продуктов инженер компании RCF Франческо Вентури.


Александр Шамрай

Рассказывает Александр Шамрай:

RCF Business Music – это звук для бизнеса. С помощью входящего в линейку аудиооборудования можно строить системы звукоусиления для баров, ресторанов, магазинов, бутиков, фитнес-центров и других объектов, в которых требуется получить качественный звук за средние денежные средства. Тестовые образцы инженеры «АРИС» видели еще в 2019 году, и уже тогда было понятно, что этот продукт на российском рынке точно нужен. Громкоговорители и электроника из линейки имеют легкое и компактное исполнение, удобны в эксплуатации и очень эстетически привлекательны. Не нужно разворачивать какие-то рэковые стойки – достаточно аккуратно в шкафчике на ресепшене установить небольшой усилитель и вынести для управления панельку. Все просто и красиво. Естественно, качество звукопередачи у такого производителя как RCF также на очень высоком уровне. Компания много лет занимается разработками, выпускает свои динамические головки и хорошо известна в профессиональном сегменте.

Усилители

На сегодняшний день в Business Music доступны три модели усилителей, объединенные в серию Digital Matrix Amplifiers. В них есть несколько входов для подключения источников сигнала, но по-настоящему особенными продукты делают интегрированные фирменные технологии RCF, которые не первый год применяются в старших линейках. Это DSP с эквалайзерами, фильтрами FirPhase, LPF и другими алгоритмами, технология Bass Enhancer, гибкая и масштабируемая многозонная архитектура, пресеты для громкоговорителей RCF и дополнительные возможности, открываемые интеграцией с платформой RDNet, которая осуществляется установкой соответствующей карты. Таким образом, для реализации проектов не потребуются отдельные DSP-платформы или внешние процессоры для частотной, фазовой или динамической коррекции – все уже есть на борту.

DMA-82 и DMA-162 – это микшеры-усилители, способные обеспечить мощность 2 х 80 Вт и 2 х 160 Вт соответственно, есть мостовой режим. Громкоговорители можно подключать как в низкоомном режиме, с максимальным качеством звучания, так и организовать 70 В линию для построения разветвленных систем с большим количеством акустических систем.

Для источников сигнала предусмотрены два входа. Ими могут быть штатный ноутбук или, например, плеер, у которого есть Bluetooth-адаптер. Если мы говорим о магазинах, то дополнительно для многозонной отправки аудиосообщений допускается подключение настольной пейджинговой станции BM401 на четыре зоны. Все это можно подключить витой парой. Акустические системы, понятное дело, подключаются стандартным кабелем – два по 2,5, минимум два по 1,5. Мы всегда рекомендуем два по 2,5, чтобы не терять качество.

DMA-162P – это усилитель мощности, который добавляется к DMA-82 или DMA-162, когда требуется озвучить больше зон. Он способен обеспечить два канала по 160 Вт при нагрузке 4 Ом, имеет фильтр Firphase, возможность установки карты RDNet и так далее.

Предусмотрена поддержка каскадирования, позволяющая объединить четыре усилителя, разделить их по зонам и независимо отдавать в них сигналы, которые необходимы под какую-то техническую задачу.

В обеих моделях есть входы с приоритетом для системы пожарной безопасности. При срабатывании пожарной тревоги фоновая музыка выключиться и будет отрабатывать уже местная система пожарного оповещения.

Можно линковать устройства с помощью витой пары по шине Bus и DIP-переключателями назначать транспортировку аудиосигналов. Но стоит помнить, что DIP-переключатель предназначен для произведения простых настроек. Для более глубоких потребуется RDNet.

Управление

Управление системами может осуществляться при помощи экрана и энкодера на передней панели микшеров-усилителей, через подключаемую настенную панель, платформу RDNet или сервисный код. Каждый из способов предлагает разный уровень гибкости.

RDNet Control – это программное обеспечение для ПК, которое позволяет удаленно настраивать, мониторить и управлять системами RCF, подключенными по витой паре, а также производить проектирование систем звукоусиления. Все очень просто, быстро и удобно. На усилителях DMA возможность работы с RDNet открывается установкой соответствующей платы.

Если бюджет ограничен и подобное управление в проекте не предусматривается, то можно обновлять систему с помощью USB-входа – настроить через сервисное меню все пресеты для акустических систем, которые есть в этой линейке у RCF, и затем просто их переключать.

И хотя RDNet предлагает более продвинутые возможности, на ряде объектов они могут быть избыточны. Не стоит создавать сложные системы там, где в этом нет необходимости. В маленьком кафе или баре будет достаточно универсальной системы, которая позволит при помощи двух-трех устройств и выносного управления все включать и выключать. Так что, в первую очередь стоит определиться с задачами и бюджетом.

Тем более, что инженер компании-интегратора может со своим ноутбуком и контроллером RDNet приехать к заказчику, все настроить, отключиться и оставить пользовательский уровень управления. Есть тонкие настройки, куда тем, кто не знаком с вопросом, лучше даже и не лезть.

Вообще для заказчика самый удобный вариант – это включил с одной кнопки, выключил с одной кнопки, сделал тише или громче везде или по зонам. Плюс возможность выбора источника звука. Этого достаточно. В основном в подобных заведениях нет специализированных звукорежиссеров, инженеров и служб эксплуатации. Их обязанности выполняют администраторы, старшие официанты или старшие продавцы, одним словом, сотрудники с минимальной компетенцией по звуковым системам. Так что все должно быть Plug and Play.

Именно поэтому в линейке предусмотрена выносная звуковая панель RC 401, в которой имеется стандартный регулятор уровня громкости звука в зоне, есть кнопка заглушения и кнопка "Выбор сигнала". Усилители двухканальные, что позволяет для удобства организации управления использовать с каждым из них две такие панели. Они имеют очень простое, интуитивно понятное подключение – два контакта от каждой копки подводятся к микшеру-усилителю и, если какая-то из кнопок не нужна и необходимо, чтобы при нажатии на нее ничего не срабатывало, то можно просто не подводить к ней контакты.

Рассмотрение модельного ряда громкоговорителей мы решили построить не в виде обычного описания характеристик, а применимо к типовым конфигурациям, которые будут актуальны для любых схожих объектов.

Типовые конфигурации

Магазин

Если требуется озвучить небольшой магазин или бутик, которых в Москве тысячи, а в России и вовсе – миллионы, то будет вполне достаточно простой конфигурации с одним микшером-усилителем DMA-82, одной выносной настенной панелью управления RC 401 и несколькими громкоговорителями. Ими могут быть как врезные, так и корпусные модели. Например, четырех акустических систем MR40 хватит, чтобы фоновая музыка постоянно играла в торговом зале и примерочной общей площадью >150 м2. Сам модельный ряд серии MR недавно был обновлен – производитель модернизировал линейку MR-50, которая получила немного другой дизайн и компоновку, и теперь доступна в низкоомной и 100-вольтовой версиях.

Большой магазин

Для магазина площадью до 300 м2, где предусмотрены женское и мужское отделения плюс две раздевалки, больше подойдут популярные врезные громкоговорители PL8X, которые всегда есть в наличии в больших количествах на складах «АРИС» в Москве, и два усилителя (по одному на каждую зону). На похожем объекте может быть развернута инсталляция из 7 таких громкоговорителей в женской зоне, 5 в мужской и по одному в раздевалках. К ним понадобится микшер-усилитель DMA162 в женской зоне и усилитель DMA162P в мужской, которые имеет смысл дополнить панелью управления RC 401, пейджинговой станцией BM404, которая будет применяться для стандартных объявлений на кассе, и внешним источником контента.

Для контроля громкости в разных зонах персонал магазина может воспользоваться панелью, где есть энкодер для регулировки уровня усиления и переключатель входа, допускающий использование для выбора зоны. Если есть такая необходимость, то можно поставить по одной отдельной панели в женской и мужской зонах. Естественно, для этих целей подойдет и RDNet, и органы управления на передней панели усилителей, но, как показывает практика, сотрудникам без специальных знаний проще обходиться с панелями.

Кафе или ресторан

Для оборудования небольшого кафе или ресторана можно взять комплект из двухполосных акустических систем MQ50. Они поддерживают 16-омное подключение, что позволяет комбинировать четыре громкоговорителя на канал, если мы говорим про низкоомное подключение, а также 100-вольтовую и 70-вольтовую линии. Также мы часто применяем для таких инсталляций наши любимые обновленные версии моделей MR50, которые имеют нижний предел частотного диапазона 120 Гц, что позволяет без сабвуфера создавать более приятный фоновый звук, чем когда потолочные громкоговорители играют от 150 Гц, и вся музыка воспринимается как какое-то радио или патефон.

Рассматриваемая конфигурация включает один микшер-усилитель DMA82 и две зоны: террасу с двумя MR50 и внутреннее пространство с четырьмя встраиваемыми потолочными громкоговорителями MQ50. В каждой из зон есть своя панель управления RC 401 для независимой регулировки громкости плюс предусмотрена одна общая пейджинговая станция BM401 для объявления заказов.

Многозальный клуб-ресторан

Последней тенденцией, которую можно сейчас наблюдать при проектировании разнообразных заведений как в России, так и в мире, стало создание развлекательных заведений из нескольких уровней и помещений. Все хотят чего-нибудь нестандартного, поэтому заказчики с дизайнерами пытаются как-то обыграть интерьер, планировку и так далее. Соответственно, все это нужно озвучивать.

В рассматриваемом примере есть основная посадочная зона с 8 громкоговорителями Compact M5, 2 сабвуферами SUB S10, 1 микшером-усилителем DMA162 и 3 усилителями мощности DMA162P. Все они объединены в 4 зоны.

Когда-то у RCF была серия корпусных колонок в дереве под названием Media, которую они обновили, доработали, сделали более интересной по звуку, результатом чего и стала линейка Compact M. Модель Compact M5 снабжена 5-дюймовым динамиком, имеет достаточно широкую горизонтальную дисперсию (120 градусов), выглядит эстетично, красиво и дорого. Можно закрепить акустическую систему на горизонтальную, вертикальную или шарнирную лиру, последняя из которых из-за того, что ничего не выпирает, пользуется наибольшей популярностью. Сзади имеется стандартный блок под Phoenix, если мы говорим об интеграции. Опционально можно заказать коммутацию под разъемы NL4.

SUB S10 — это отличный компактный сабвуфер, который можно подвесить, установить на пол или друг на друга. Он выполнен также на разъемах Phoenix, опционально можно заказать на NL4, аккуратно выглядит, хорошо играет — то, что нужно для таких средних задач.

Вторая зона заведения имеет вид квадратного балкона. Там для дозвучки используются четыре встраиваемых громкоговорителя MQ50 и один усилитель DMA162P. Таким же образом можно в любую другую, уже существующую инсталляцию, подключить еще один усилитель, акустические системы и получить дополнительную зону.

В пространстве, отведенном под бар, можно установить в количестве 4 штук совершенно новые для RCF громкоговорители WMF33EN и 1 усилитель DMA162P. Прежде производитель ничего подобного не выпускал. Существует два варианта такой акустической системы: настенный и врезной. Врезная версия подходит для установки в световые каналы и имеет съемную решетку-гриль на магнитах, облегчающую обслуживание. Очень важный момент — устройства имеют гермоввод, который предохраняет от влаги и позволяет использовать громкоговорители на летних террасах на улице при разных температурах.

Для корпусной версии есть интересный кронштейн, с помощью которого ее можно установить под потолок, в том числе вертикально. Очень удобная акустическая система с широкой дисперсией 100 градусов по горизонтали и 160 градусов по вертикали.

Супермаркет

Стандартное решение для супермаркетов — это 4 пейджинговые станции BM-404 для операторов, усилители и потолочные динамики для разных зон: основная, администратора, кабинет и склад. Односторонняя связь позволяет делать объявления и выводить их для прослушивания в разных зонах. Усилитель по умолчанию имеет приоритетный вход, что позволяет без сложных и дорогих DSP-платформ интегрировать его в состав СОУЭ. В случае, если будет отрабатываться пожарная безопасность, то система перейдет в режим Mute.

Переговорные

Простейшую переговорную, где не требуется ВКС, а нужно аудиосопровождение контента, демонстрируемого на дисплее, можно оборудовать одним микшером-усилителем DMA82, выносной панелью RC-401 и двумя громкоговорителями WMF33EN или звуковыми колоннами.


Франческо Вентури

О том, почему производитель решил выпустить целую линейку аудиооборудования, как она будет развиваться и какие перспективы применения предлагает рассказывает Франческо Вентури:

История разработки и планы на будущее

Компания RCF приняла решение выпустить для рынка фонового озвучивания комплексный продукт, который бы сочетал высокое качество звука, привлекательный дизайн и был бы снабжен гибкой DSP-платформой. Конкуренция в этом сегменте достаточно жесткая, но наша линейка Business Music имеет ряд преимуществ: более высокая мощность усилителей/микшеров-усилителей и совместимость с платформой для управления и мониторинга RDNet, которая была разработана для концертных систем звукоусиления. Это большой плюс, так как, например, если в театре уже есть линейные массивы, контролируемые с помощью RDNet, то эту же платформу можно использовать, чтобы управлять фоновой музыкой в фойе, в каких-то дополнительных залах или туалетах.

Продукт пока новый, поэтому сейчас доступны только три модели усилителей, но в дальнейшем будет расширяться как ассортимент, так и набор доступных функций. Мы планируем выпустить карту, которая по Bluetooth позволит проигрывать музыку со смартфона или планшета, что очень любят заказчики на этом рынке. На ее базе будет сделано приложение для управления по Bluetooth определенными функциями, но столь обширными, как через RDNet, но для выполнения основных задач их достаточно. Для установки карты предназначен тот же слот, что и для карты RDNet.

Гибкость и масштабируемость

Матрица одного микшера-усилителя DMA-162 поддерживает четыре зоны, каждую из которых можно усилить дополнительными модулями DMA162P, что позволяет закрыть широкий спектр приложений. Но надо понимать, что система не предназначена для каких-то грандиозных инсталляций. Скорее это небольшие или средние проекты.

Фитнес-центр – хороший пример того, как мы комбинируем продукты из каталога, чтобы удовлетворить требования заказчика. Основная зона, которой является тренажерный зал, усиливается моделью DMA-162 в мостовом режиме с 6 подключенными в одну линию громкоговорителями MF-33. Таким образом, одним кабелем у нас подключаются сразу шесть систем. Они компактные, узкие и незаметно установлены под потолком. Для добавления сабвуфера достаточно просто подключить еще один усилитель DMA162P.

В фитнес-центрах есть специальная зона, где занимаются боксом и другими активными видами спорта, в которой необходима трансляция музыки с локальных входов. Ставим еще один модуль DMA162P, запитываем от него потолочные громкоговорители и можем локально подавать сигнал в эту зону. В штатном режиме на усилитель поступает звук с микшера-усилителя, но если требуется воспроизвести какую-то специфическую музыку только в этой зоне, администратор с помощью DIP-переключателей выбирает нужный источник, и можно проигрывать.

В раздевалке установлен еще один усилитель DMA-162Р, чтобы в нее можно было отправить сигнал с пейджинговой станции, которая находится на ресепшен. Туда же, как и в случае с зоной для бокса, транслируется музыка с шины микшера-усилителя DMA-162. Последнее – это СОУЭ. Через соответствующие контакты на микшере-усилителе DMA мы можем отправить приоритетный сигнал заглушения, и если произойдет пожар, то отключится музыка и начнет работать система оповещения и эвакуации.


Дарья Бахманова

Продолжает рассказ о более практических для российского рынка сторонах вопроса Дарья Бахманова:

Цены

Все цены открыты и выложены на сайте «АРИС», но тем партнерам, которые делают объемы, мы даем хорошие условия. Со своей стороны, компания RCF также всегда очень лояльно поступает по отношению к нашему рынку и дистрибьюторам, поэтому на интересные проекты делает очень интересные скидки. Прямо от слова совсем интересные. Конкуренты таких скидок дать точно не могут.

Почему «АРИС»?

Продолжая тему сотрудничества с «АРИС», как с официальным дистрибьютором RCF, стоит отметить, что мы не просто подбираем звуковые системы, а глубоко погружаемся в присылаемые нам планы, чтобы максимально подробно и правильно составить коммерческое предложение, которое на 85-90% является финальным. У нас есть инженерный департамент, занимающийся проектированием, поддержкой, расчетами и, если необходимо, настройкой на площадке, инсталляционный департамент – профессиональные супермонтажники, готовые прийти на помощь, когда нет собственной команды по монтажу.

В нашем Центре Обучения можно протестировать оборудование совместно со специалистами компании или же взять демо-комплект для самостоятельного тестирования. И еще удачная фишка – мы приезжаем и показываем необходимые устройства прямо на объекте заказчика, где он все это послушает именно в своем помещении, посмотрит в интерьере. Так решение о покупке принимается гораздо легче.

Напоследок

Говоря о проектировании систем звукоусиления, нельзя упускать из виду, что помимо качества самих громкоговорителей на итоговый звук на объекте влияет такой немаловажный фактор, как собственная акустика помещения, и влияет порой весьма драматически. У любого помещения есть потолок, стены и пол, которые могут либо поглощать, либо отражать, либо рассеивать звук. В реальной жизни обычно это комбинация, и если отражающие свойства поверхностей высоки, то отраженная звуковая волна начинает интенсивно взаимодействовать с прямым звуком громкоговорителей.

Нередко случается так, что клиент, выбирая систему звукоусиления для проекта, отслушивает ее в хорошо заглушенном шоу-руме, где будет шикарный звук, а потом, инсталлируя ее в зале, где стены сделаны из гипсокартона, пол из мрамора, а полок – из стекла, получает сюрприз – звук совсем не тот. Это и есть влияние собственной акустики помещения. Мы стараемся активно освещать этот вопрос, с радостью консультируем партнеров и коллег, проводим отдельные мероприятия, оффлайн-семинары, вебинары.

В составе «АРИС» есть Бюро Акустических Расчетов, сокращено – БАР. Специалисты бюро всегда проводят контрольные измерения, которые делаются по реализации проекта, и точность этих измерений составляет не менее 95%, что позволяет гарантировать высокое качество звука всем обращающимся за услугами клиентам. Сейчас очень часто акустическим проектированием стали называть прикидки по прямому звуку, которые делают в калькуляторах производителей или программе EASE Focus. Но эти программы не учитывают отражения. Если озвучиваемый зал будет с мраморным полом, гипсокартонными стенами и стеклянным потолком, то реальный результат будет сильно отличаться от такой прикидки. Чтобы не приходилось потом что-то переделывать или дорабатывать, лучше поручать такую работу профессионалам, способным гарантировать результат.

Читайте АВ Клуб в Telegram

Источник: www.avclub.pro

 

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме