«Ритейл не умрет, онлайн не захватит мир, и люди не перестанут ходить в магазины»

«Ритейл не умрет, онлайн не захватит мир, и люди не перестанут ходить в магазины»

15 декабря 2020
Николай Алаев Руководитель отдела проектных продаж LG Electronics

Продолжая разговор о светодиодных технологиях, АВ Клуб обратился к LG. Корейский производитель – один из ключевых игроков этого рынка, в портфеле которого знаковые проекты по всему миру, включая Россию. Николай Алаев руководитель отдела проектных продаж LG Electronics не только разложил по полочкам все, что важно и нужно знать при выборе LED-решений, но и рассказал о дизайн-бюро, где для клиентов LG проектирует мультимедийно-архитектурные решения. И делает это совершенно бесплатно.

 

 

- Где светодиодные экраны актуальнее других?

Очевидно, что светодиодные экраны проникают во все сферы и активнее всего – в сегмент видеостен. Ритейл, розничные магазины – это уже свершившийся факт, как и диспетчерские центры. Сегодняшние решения, особенно на microLED технологии, выводят все на новый уровень, позволяя делать действительно выдающиеся инсталляции на светодиодных экранах.

- А в каких приложениях они покажут себя лучше, чем проекционные решения или ЖК?

Проекционные решения до сих пор остаются зоной каких-то очень сложных геометрических пространств, как indoor, так и outdoor. Или используются там, где есть ограничения по весу, потому что любые экраны – и LCD, и LED – имеют, безусловно, достаточно массивную конструкцию. Так что проекция продолжит свое существование именно как решение достаточно гибкое, не требующее обязательной подготовки поверхности и способности выдержать несколько экранных тонн.

До сегодняшнего дня двумя главными ограничивающими факторами использования светодиодных решений являются потребление энергии и выделение тепла. Светодиодные экраны потребляют примерно в два раза больше энергии и, соответственно, выделяют в два раза больше тепла, чем стандартные ЖК-дисплеи. Поэтому там, где люди находятся на достаточно близком расстоянии от экрана – допустим, в диспетчерских центрах – до сих пор работают ЖК-видеостены. Хотя с развитием технологией и здесь светодиоды постепенно их вытеснят.

Также ЖК-дисплеи продолжат использоваться в тех сферах, где важно максимальное разрешение. Речь опять же о диспетчерских центрах, системах видеонаблюдения, энергетических центрах, где огромное количество очень детальных изображений. Когда мы говорим о малом шаге, то сразу очень сильно выходим из бюджетных ограничений, и, если заказчику важно, чтобы каждая панель в его видеостене имела Full HD разрешение, он автоматически выберет ЖК-дисплеи с минимальным швом между экранами.

В то же время LED-дисплеи имеют ряд преимущества перед ЖК-технологией: это единое изображение без швов, увеличенный срок службы и полная поддержка статического изображения. В перспективе со снижением их стоимости (сейчас она во многом является сдерживающим фактором) LED будут занимать все более прочную позицию на рынке.

- В каких сегментах рынка, по-вашему, стоит ждать дальнейшего роста внедрения LED?

Мы ожидаем роста в корпоративном секторе: соотношение между ЖК- и LED-видеостенами будет все больше смещаться в сторону светодиодов, и рынок постепенно будет выравниваться.

Еще одна перспективная отрасль – телевизионные студии, где светодиодные экраны стали использовать вместо традиционного хромакея. Многие студии арендуют LED-решения, но есть и те, кто работают в круглосуточном режиме, и они нуждаются в серьезном оборудовании.

Далее я бы отметил ритейл, который неуклонно цифровизируется, и применение светодиодных экранов на нем становится все более активным. Пандемия отчасти стала триггером нового витка взаимодействия людей с цифровыми технологиями: «человек пандемический» не очень хочет общаться с консультантами, он предпочитает потреблять информацию через другие каналы. В частности, развиваются цифровые витринные решения, и это подталкивает смотреть в сторону светодиодов, например, продуктовые сети. Последние в связи с пандемией оказались даже в плюсе, потому что, кроме как ходить в ближайший супермаркет, людям элементарно больше нечего было делать. Так что продуктовые сети чувствуют себя хорошо и испытывают большой интерес к цифровизации.

Что касается фэшн-ритейла и других сфер, то хоть ситуация и выглядит достаточно плохо на сегодняшний день, все же рынок не умрет, онлайн не захватит мир, и люди не перестанут ходить в торговые центры. Тут проблем стоит ждать не с самим ритейлом с точки зрения ограничений, а с покупательской способностью людей в целом. Понятно, что экономика в 2020 году получила серьезнейший удар, и падение продаж связано с тем, что люди просто перестают тратиться. Но ритейл как место, куда хочется прийти, выбрать новую одежду, подарки, никуда не уйдет, и как только люди поймут, что стало более-менее безопасно, они с удовольствием вернутся в магазины. Думаю, в следующем году мы увидим рост количества новых магазинов – безусловно, это будут те, кто сумеет сохранить финансовую устойчивость и стабильность.

Ну и напоследок я бы отметил уличные светодиодные экраны, которые становятся стандартом – я сейчас говорю об информационных дисплеях, не о рекламных. Последние – это отдельная тема, поскольку компании, которые размещают дисплеи по городу, как правило, имеют обособленные системы закупок. Что же касается серьезных заказчиков энтерпрайз-уровня, то среди них переход на светодиодные экраны топовых производителей, таких, как LG, уже происходит. И indoor-рынок это уже показал, и наш выход на outdoor-рынок подтверждает эту тенденцию. Рынок недвусмысленно формирует запрос: мы хотим взаимодействовать с надежным поставщиком решений, чтобы получить уличную конструкцию, способную нормально функционировать и поддерживаться в течение всего срока эксплуатации.

- О каких серьезных заказчиках мы с вами сейчас говорим?

Ну, конечно же, это всем известные так называемые «голубые фишки»: Газпром, ЛУКОЙЛ, некоторые компании из потребительской сферы – те, что имеют достаточно серьезную финансовую основу и вкладывают инвестиции, исходя из долгосрочного планирования. Соответственно, они хотят понимать стоимость владения любым оборудованием при большом сроке его эксплуатации. Их план, как правило, рассчитан на пять лет и больше, поэтому мы видим все более высокий спрос со стороны клиентов на расширенную гарантию – до пяти лет. Это становится почти стандартом в разных отраслях для разных продуктов. Соответственно, такой консолидированный спрос на качество и на гарантийное обслуживание приводит к нашему бренду как к серьезному партнеру. Наш прекрасный проект с аэропортом "Шереметьево" обусловлен, в том числе, и тем, что аэропорт хочет использовать установленные экраны в идеале не менее 10 лет.

sheremetevo.jpg

Заказчик хочет уверенности в том, что, придя к нам через два-три-пять лет, он получит и обслуживание, и поддержку, и какие-то разные идеи относительно апгрейда этого оборудования. То есть мы, как производитель, никуда не денемся, мы на российском рынке с 1994 года, тогда еще под именем Goldstar.

Но здесь стоит вспомнить одну интересную историю. Светодиодная индустрия с точки зрения выбора производителей долгое время оставалась очень фрагментированным рынком в мировом масштабе. Основу составляли американские компании, японские, китайские, и сам рынок в мировом масштабе был относительно не очень большим. Но по мере его роста наша компания стала обращать на этот рынок все более пристальное внимание, и со временем стало понятно, что целесообразным адаптировать нашу продуктовую линейку под оснащение стадионов. Мы это сделали пять лет назад, и уже три года активно внедряемся на российский рынок.

stadion.jpg

По большому счету можно сказать, что многие сферы сбыта именно так и развиваются: с эффектом от масштаба приходят и более эффективные экономические параметры. Соответственно, мы, как производитель оборудования, постепенно оптимизируем свою линейку, и наше положение на рынке становится все интереснее для широкого круга клиентов. То есть, не идя на компромисс в вопросе качества, мы от года к году улучшаем наши ценовые предложения. Таким образом, если три года назад можно было говорить, что наш клиент – это либо серьезная государственная структура, либо корпоративный заказчик с хорошим финансовым положением, то сегодня этот круг расширился. Мы уже заступаем в ритейл как полноценный игрок. В 2022-2023-м линейка будет расширяться, цены падать, а наш клиент становиться все массовее, и нынешнее разделение по уровню компаний постепенно будет уходить в прошлое. Уже сегодня наши мониторы может купить как никому не известный магазин в маленьком городе, так и всемирно известная сеть. И, в принципе, понятие основного продукта в нашем портфеле, я думаю, в течение нескольких лет изменится: им станет светодиодный экран.

- Насколько велик рынок LED-экранов в России?

Это достаточно сложно оценить как из-за большого количества игроков на этом рынке, так и из-за того, что ввоз экранов не всегда происходит прозрачным образом. Кроме того, рынок обычных экранов мы измеряем в штуках, а вот в чем мерить светодиодный рынок, сложный вопрос. Пока единственное, что я видел, это в квадратных метрах, но не уверен, что это релевантное условие измерений. Я бы говорил в данном случае о том, что с каждым годом рынок все больше и больше развивается, качество продукции растет у всех игроков, и потребитель становится все более продвинутым в своем подходе к выбору производителя и светодиодного оборудования.

- Тогда давайте поговорим, что LG может предложить этому разборчивому клиенту: какие линейки оборудования есть в вашем портфеле?

За моей спиной можно увидеть прекрасную новую категорию так называемых экранов «все в одном».

По сути, это пример того, как светодиодный экран постепенно превращается в стандартный, но на LED-технологии. Здесь мы имеем экран 130”, c разрешением Full HD и шагом 1,5 мм. Особенность этой модели в том, что всё оборудование, считающееся сегодня стандартом для светодиодных экранов, заключено в единый корпус. Как результат, заказчик получает просто готовый экран под маркой LG. Он управляется с пульта, как любой другой наш экран на технологии ЖК, имеет все те же самые команды, меню и функции. То есть внешне ничем, кроме своего размера, не отличается. Еще одной важной его особенностью является встроенный звук: здесь 162 ватта – достаточно для того, чтобы озвучить любую среднюю переговорную комнату. Вот этим параметром мало кто из производителей может похвастаться.

- То есть, это решение для корпоративного рынка – переговорные, совещательные комнаты и прочее?

Именно так, еще я бы добавил может быть open space. Поскольку экран поставляется на передвижной подставке, его можно передвигать в любое место офиса, это очень удобно. И формат как раз такой идеальный: между видеостеной 2х2 и 3х3, между 110 дюймами и 165. Диагональ 130” оптимальна для любых потолков. А Full HD разрешение позволяет не адаптировать специальным образом контент: можно легко показывать все, как на обычном дисплее.

Также я бы отметил, что здесь есть весь набор функций наших профессиональных экранов: совместимость с оборудованием Crestron (Crestron connected), операционная система webOS, которая позволяет управлять контентом прямо на экране, а также все необходимые для любого корпоративного проекта решения. Таким образом, это такой самодостаточный продукт, который решает задачи системы отображения в любой корпоративной среде.

- Как долго придется собирать этот экран?

Экран приходит как девять разных частей ( светодиодных кабинетов), которые собираются в единую раму. Время на сборку занимает около часа или меньше – зависит от квалификации сборщиков. Естественно, мы предоставляем полную инструкцию и, если необходимо, поддержку при монтаже. Экран может быть установлен как на мобильной подставке, о которой я говорил выше, так и на стене. Чтобы упростить трудозатраты на инсталляцию, в данном продукте минимизировано количество запчастей.

Возвращаясь к вашему вопросу о том, какие решения есть в портфеле LG, я бы хотел рассказать о двух новинках с маленьким шагом пикселя: это LG MAGNIT (оно образовано от словосочетания Magnify It) на основе microLED-диодов, и LG Block. Оба построены на основе технологии беспроводной передачи данных. Что это значит? Когда состыковываются два кабинета, единственное физическое соединение, которое между ними есть, – это питание. Данные передаются по специальной технологии, аналогичной NFC, но на скоростях в несколько гигабит в секунду. Таким образом, можно даже в режиме «горячей замены» собирать экран, и он моментально будет получать данные от соседнего кабинета по цепочке и сразу загораться в общую картинку.

Далее, как я уже сказал, мы активно вошли в сферу outdoor, и уже можем предложить всю линейку, необходимую для проектов: от 4 до 16 мм, включая сертифицированные спортивные экраны. Корея - страна, наиболее эффективно борющаяся с ковидом, поэтому наша штабквартира имела возможность не отвлекаться на локдауны, и наша линейка сильно усилилась в этих позициях.

Мы продолжаем усиливать предложения и по малому шагу пикселя для переговорных комнат, для лобби-зон. У нас есть решения, которые более пригодны для быстрого подвесного монтажа, есть линейка супертонких дисплеев толщиной менее 40 мм – это даже меньше, чем многие ЖК-экраны. И в этом направлении мы развиваемся в соответствии с требованиями заказчиков. Мы можем подобрать даже в одном шаге пикселя разные варианты решений с небольшой разницей в стоимости, чтобы удовлетворить разные технологические пожелания.

Нельзя не упомянуть наш уникальный продукт: светодиодную прозрачную пленку. Она уже есть в шаге 14 мм, до этого был только 24. Это действительно уникальный продукт, идеология которого – оцифровывать стеклянные поверхности. Продукт достаточно сложный с точки зрения сочетания в нем технологий и дизайна, потому что это реально силиконовая пленка, в которую встроены светодиоды, и на то, чтобы качественно все спроектировать, уходит достаточно много времени. Тем не менее, у нас уже есть несколько проектов в России в режиме обсуждения и практически заказа со стороны клиентов.

plenka.jpg

Ну и еще хотел бы рассказать о том, что у нас появился светодиодный экран для кинотеатров. Это новая история, которую мы начали буквально во втором квартале этого года. Продукт был выпущен в начале пандемии, разработали его еще до того. Уже есть кейсы в других странах, но в России все на этапе переговоров. Понятно, что кинотеатральная отрасль переживает сейчас плохие времена, но кинотеатры никуда не денутся, и с окончанием ограничений люди все равно пойдут туда. Хотя, думаю, восстановление кинотеатральной отрасли будет происходить медленней, чем в ритейле. Соответственно, желание кинотеатров потратить деньги на новую технологию будет немножко меньше, чем было бы в отсутствие пандемии. Но это новое качество изображения. В обозримом будущем таких экранов много, но можно рассчитывать на появление премиального сегмента кинотеатров с использованием светодиодных экранов.

- Зачем в кинотеатрах нужен светодиодный экран? Все ведь прекрасно видно с проектором.

Глобально – да, все прекрасно, и 99 % зрителей отправляются в путешествие в мир кино с помощью кинопроектора. Но светодиод дает бОльшую глубину цвета, бОльшую контрастность, то есть лучшее качество изображения. И, кроме всего прочего, LED-экран позволяет кинотеатрам, во-первых, экономить пространство, поскольку отпадает необходимость в рубке для проектора, а, во-вторых, срок службы светодиодов в два-три раза выше, так что на длинной дистанции это оказывается более выгодной инвестицией.

kinoteatr.jpg

- Получается в одном только портфеле LG столько светодиодных решений, что не сосчитать. Плюс к этому еще и производителей, как вы говорите, много. Как тогда заказчику выбрать и найти свое решение?

Всегда нужно начинать с азов: если заказчик на сто процентов уверен, что он хочет LED, то дальше мы выясняем, какой контент будет демонстрироваться и как его будут смотреть. Это может быть круглосуточное наблюдение операторов, или случайный контакт рекламного экрана в транзитной зоне торгового центра, или конференц-зона большого корпоративного университета. То есть, на этом этапе определяем тип потребления и, собственно говоря, сам контент. Из этого можно сложить то необходимое, что нужно для проекта. Дальше переходим к цифрам: расстояние просмотра до первого зрителя, количество людей, смотрящих на экран, и так далее.

Таким образом мы приходим к шагу пикселя и к яркости – к минимально допустимым или к максимально допустимым. Выяснить вот это все – достаточно долгий процесс.

- Как выбрать само решение, понятно, а как понять, что правильного вендора выбрал?

Нужно понимать надежность и гарантию – это два ключевых фактора покупки любого оборудования. Каким бы маленьким ни был светодиодный экран, он все равно будет стоить приличных денег, и ключевым вопросом при его покупке должно стать вот что: а что будет, если что-то пойдет не так? Поэтому ключевой фактор выбора вендора – именно его надежность и понимание, кто будет отвечать за гарантийное и постгарантийное обслуживание. Осознав важность этого фактора, клиент сможет сравнить продукцию разных вендоров по стоимости, гарантии, надежности, длительности присутствия на рынке и сделать правильный выбор. Надежный партнер – тот, кто готов работать «вдолгую», не ориентируется на сиюминутный бизнес-успех и способен поднять любой масштабный проект.

- Сегодня все соревнуются в снижении шага пикселя. Насколько важна эта характеристика для реальных приложений?

С шагом 1,5 мм мы уже получаем хорошее качество изображения для того, чтобы смотреть на экран с достаточно близкого расстояния. Дальнейшее уменьшение шага пикселя и, соответственно, улучшение качества – это, скорее, про премиальные продукты, чем про насущную необходимость улучшить разрешение и расстояние просмотра. MicroLED, конечно же, меняет очень многое, максимально приближая светодиодные экраны к LCD по качеству изображения и шагу пикселя. Но, тем не менее, с точки зрения массового потребителя, шаг в 1,5 или даже 2,5 мм способен закрыть большинство задач. С ростом рынка массовость продукции будет расти, а стоимость – падать, появится возможность реализации для все более широкого круга клиентов. Но с точки зрения приложений и задач сегодняшнего времени, производители предлагают решения для реализации любых самых креативных запросов.

- Какие светодиоды вы применяете в своих дисплеях – SMD, Chip-On-Board или какие-то другие?

В светодиодных экранах основной тип диодов – это, конечно же, SMD. У нас есть один продукт на DIP диодах, о которых, в принципе, большинство людей уже забыли; это решение с большим шагом пикселя – 16 мм, и такой корпус позволяет увеличить яркость – на улице это важно. Соответственно, все остальные дисплеи у нас создаются на базе разных типов SMD-диодов. Chip-On-Board мы начали применять вместе с технологией microLED в нашем продукте LG MAGNIT. Плюс в том, что экран покрывается специальной пленкой, это дополнительная защита от каких-то случайных ударов, прикосновений и так далее. Такой продукт уже не то, что приближен к LCD, он даже выше уровнем за счет дополнительной защиты. Но еще, как минимум, несколько лет SMD, конечно, будет основным продуктом.

- За счет чего обеспечивается отказоустойчивость в ваших решениях?

Отказоустойчивость и по питанию, и по сигналу обеспечивается дублированием сигнала. То есть сигнал проходит через кабинеты в одну сторону, а в конце обратно возвращается в контроллер – он двунаправленный. Поэтому если выходит из строя какой-то один кабинет в светодиодном экране, это не приводит к выходу из строя всего экрана, исчезновению картинки целиком. Можно заменить оборудование и оперативно вернуть экран в обычное рабочее состояние. В целом, наши экраны максимально надежны, ломаются редко. Если такое происходит, то как правило, вследствие разного рода физических или электрических воздействий: произошел перепад энергии или, наоборот, неожиданная потеря питания в момент активной работы экрана. При поставке мы даем необходимые запчасти для ремонта. У нас есть сервисный центр, который может отремонтировать как отдельные компоненты светодиодного экрана, так и провести ремонт «низкого уровня» - то есть, самих диодов. Все это осуществляется локально, стандартная схема выглядит так: мы заменяем вышедший из строя компонент на работающий, а в это время в сервисный центр отправляется на починку то, что вышло из строя. Все в кратчайшие сроки.

Но я бы отдельно отметил вот что: самая главная особенность светодиодных экранов – тонкости сборки. Здесь опыт интегратора играет ключевую роль, и особенно внимательно нужно относиться к сборке экранов с минимальным шагом пикселя. Все, что меньше 2 мм, требует бережного отношения, а все, что меньше 1,5 мм, требует бережного отношения вдвойне. Поэтому заказчикам, конечно, правильнее доверять тем партнерам, которые уже прошли этот путь, набили шишки, поняли, как это устроено и умеют делать работу на высоком качественном уровне. В то же время в AV индустрию приходит все больше компаний из смежных индустрий, из IT, видеонаблюдения и прочих. Количество специалистов, пробующих сборку светодиодных экранов, растет, но растет и число качественных партнеров. Мы со своей стороны всегда готовы людей обучать, что уже успешно делаем: учим на примере сборки конкретных тестовых экранов у нас в офисе. И, естественно, обеспечиваем шеф-монтаж на месте, чтобы избежать каких-то ошибок на этапе монтажа. LG серьезная компания, но без партнеров мы бизнес не мыслим. Партнеры – это наши руки и головы, которые несут идеи бренда и его продукты в массы. Сложно недооценить или переоценить важность этого процесса.

- А если заказчику нужна некая концепция, которую он хочет воплотить в жизнь – с этим ему к вам или к этим самым партнерам?

Любой проект, который появляется у нас в разработке, мы оцениваем комплексно: начиная с контента, подбора системы управления и заканчивая самим LED-экраном. То есть мы как производитель можем рекомендовать клиенту наиболее оптимальное решение, исходя из своего опыта. Но у нас также есть и дизайн-бюро в штаб-квартире, которое может предложить какую-то концепцию или идею. То есть, существует помещение, заданы условия задачи – обеспечить «вау-фактор», или информирование клиентов, или донести корпоративные ценности. Все, что угодно, любая задача может быть решена с дизайнерской точки зрения. Естественно, речь не про маленькую «переговорку», мы говорим про серьезные большие пространства. Как правило, именно там решаются такие задачи. Существуют термин, он не новый, но в последнее время становящийся все более популярным: мультимедиа-архитектура. Светодиодные экраны оказали, наверное, в этом вопросе наибольшее влияние, именно благодаря им многие заказчики поняли, что экран – это часть пространства, часть дизайнерского и архитектурного решения. И мы ратуем именно за такую концепцию построения проектов: на ранних этапах спроектировать и задать в помещении нужное нам настроение с помощью экранов. Так же мы работали по проекту «Шереметьево»: наравне с архитекторами и дизайнерами предлагали варианты и искали вместе то решение, которое устроило бы всех. Мы умеем и любим создавать большие комплексные проекты, которыми можно гордиться и нам, и нашим партнерам, и заказчикам.

Читайте АВ Клуб в Telegram

Источник: www.avclub.pro

 

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме