Освещение для конференц-залов: современные и доступные решения

Освещение для конференц-залов: современные и доступные решения

12 марта 2024
Роман Мацькив Инженер по световому оборудованию компании Constage

О том, какую роль играют системы освещения в корпоративных пространствах, что стоит учесть при их реализации и главное – сколько все это стоит, рассказывает Роман Мацькив, инженер по световому оборудованию компании Constage.

-Сегодня сложилась такая ситуация, что в большинстве конференц-залов, которые, казалось бы, созданы для проведения конференций, презентаций и других мероприятий, не предусмотрено даже минимального набора постановочного освещения, позволяющего выделить выступающего на фоне огромного экрана. Заканчивается это всегда одинаково: зрители в зале и на видео смотрят на говорящее темное пятно на фоне презентации. Действительно ли необходимо такое освещение в подобных помещениях или, может быть, его отсутствие вовсе не мешает восприятию контента? 

Качественное освещение выступающего крайне важно для лучшего восприятия его речи аудиторией. Актуально оно и для корпоративного сегмента. Когда мы приходим на конференцию, то партнеры, как правило, включают большой светодиодный экран, где выводится много визуальной информации – слайды, тексты и так далее. Все это нужно прочитать, усвоить и одновременно услышать выступающего. В такой ситуации спикер должен находиться в центре внимания, поэтому требуется его правильно осветить. Недостаточно просто поставить рядом прибор – необходимо продуманное освещение, которое выделит выступающего из общей картинки, но при этом не будет отвлекать от содержания его речи.

Правильная подсветка не только привлекает взгляды зрителей, но и позволяет лучше рассмотреть его мимику, жесты, эмоции. Это создает более тесный визуальный контакт между оратором и слушателями и помогает максимально выразительно донести его мысли и идеи. В конце концов хорошая, сбалансированная картинка требует меньшего напряжения. Контент лучше и проще «заходит». Кроме того, грамотное освещение способно подчеркнуть статус и важность выступающего, выделив его на сцене. Это повышает авторитетность спикера, придает больший вес его словам в глазах публики.

Еще один плюс качественной подсветки – возможность лучше передать атмосферу и настроение выступления с помощью определенных цветов и оттенков освещения. Хорошо подобранная цветовая гамма может усилить воздействие слов оратора на эмоциональном уровне.

Так что, использование отдельного прожектора или системы подсветки полностью оправдано. Это относительно недорогое, но очень эффективное решение, позволяющее повысить качество выступления и уровень вовлеченности аудитории. Главное – привлечь для правильной настройки подобной системы профессионалов в области светового дизайна.

-Тяжело ли реализовать такое постановочное освещение? Насколько это дорого и сложно для эксплуатации?

Когда мы говорим о световом оборудовании, то не подразумеваем какой-то колоссальный бюджет. Его стоимость вполне сопоставима с системой звукоусиления или арендой зала. Я не буду называть конкретных цифр, но поверьте, это вполне доступные решения, которые может себе позволить любая крупная компания. Это абсолютно несложно и недорого, хотя все, конечно, относительно.

Существуют легкие мобильные световые стойки для размещения светового оборудования. Есть различные световые приборы и светильники, в том числе бестеневые, позволяющие освещать выступающего со средней дистанции. Это дает возможность всем присутствующим гостям вести качественную видео- и фотосъемку, что немаловажно. Весь отчет, документация и материалы о посещении мероприятия приходят к нам впоследствии именно через видеозаписи и фотографии, которые размещаются в соцсетях, а сегодня все чаще идет и онлайн-трансляция.  

Световые решения могут быть как мобильными, так и стационарными. Для качественного освещения трибуны вполне достаточно пары легких световых стоек. Это недорогое, но очень эффективное решение, способное существенно улучшить презентабельность и запоминаемость мероприятия.

-Кто может управлять такой системой? Насколько подготовленным должен быть этот специалист? Способна ли такая система, что называется, работать с одной кнопки? 

Отличный вопрос. Современное оборудование действительно можно настроить таким образом, чтобы его эксплуатацией после минимального инструктажа мог заниматься даже непрофильный специалист. В большинстве случаев достаточно заранее провести базовую программную настройку систем управления световыми приборами под конкретную конфигурацию и цели мероприятия. После этого работать с оборудованием сможет, например, технический специалист или ответственный сотрудник из организаторов. Им не обязательно быть профессиональным световиком.

Управление часто сводится к нажатию одной-двух кнопок на пульте или планшете, с помощью которых в нужный момент включается одна из предустановленных сцен освещения. Современные световые пульты достаточно просты и интуитивно понятны в использовании, поэтому выполнение подобных базовых операций не вызовет затруднений.

Возможно и полностью автоматизировать работу световой системы в привязке к определенному сценарию времени или событию на мероприятии. В этом случае вообще не требуется ручного управления. При этом, чтобы гарантировать правильное функционирование оборудования и выразительность световой партитуры, изначальная настройка и программирование освещения, безусловно, должны производиться профессиональными светооператорами или художниками по свету. 

Так что, в типовых конференциях и презентациях управление заранее подготовленными световыми сценами вполне можно доверить персоналу, не имеющему специфических компетенций в области сценического освещения.

-Можете ли вы предложить какие-то типовые решения для таких залов и как-то обозначить их бюджет? 

Все помещения разные и условия в них тоже разнятся. В театральных или концертных залах с этой задачей справится даже обычный осветитель со стационарным парком светотехнического оборудования, так что, предлагаю смоделировать два других варианта:

  • актовый или конференц-зал;
  • фойе или схожее неподготовленное помещение.

В первом случае необходимо организовать фронтальный боковой свет направленными лучами на центр сцены и докладчика с боку от экрана и контражурный сверху. Локальный верхний или контровой свет не всегда получится получить от площадки, но нужно стремиться к освещению объекта с трех направлений. В идеале подсветить докладчика с близкого расстояния прибором рассеяного света. Для этого подойдут LED-панель без теневого света STECHNICS RECTANGLE 160Bi ($1320) или LED-панель линейного типа STECHNICS BarShow BARSHOW 718RGBAW ($540) с углом раскрытия 25° или 45°.

В неподготовленном помещении надо выставлять с фронта по бокам штативы или тотэмы из алюминиевых ферм и на них располагать приборы направленного света с профилированием луча. Для этой цели будут актуальны: бесшумная модель для театров STECHNICS PROFILE NF 200RGBW ($1380) или прожектор с линзой Френеля STECHNICS FROZEN NF200RGBW-MZ ($1320).

Управление может производиться с любого DMX-контроллера с предпрограммингом на несколько световых сцен для приборов, имеющих до 8 каналов управления, например JB-Systems LEDCON-XL ($245).

Но в целом, если говорить о типовых конференциях и презентациях, то при выборе локации не стоит упускать из виду вопрос сценического освещения. Чтобы мероприятие прошло на высоком уровне, его необходимо продумать заранее.

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме