Что происходит на рынке технологий отображения нашего времени?

Что происходит на рынке технологий отображения нашего времени?

16 декабря 2022
Екатерина Кабылдаева
Руководитель группы профессиональных дисплеев компании DIGIS

В рамках проекта «Технологии нашего времени» АВ Клуб побеседовал с руководителем группы профессиональных дисплеев компании DIGIS Екатериной Кабылдаевой. Цель встречи состояла в том, чтобы с помощью экспертной оценки известного специалиста выяснить, действительно ли на рынке профессиональных дисплеев технология LСD сдает позиции другой стремительно набирающей популярность технологии – LED ? Если так, то в каких сегментах? На каких диагоналях? Как меняется динамика цен на те или иные решения в этой области? Что должен знать и понимать современный заказчик? На что ему стоит ориентироваться, чтобы выбрать дисплей, наиболее точно подходящий под задачи? Ответы на эти и другие не менее важные вопросы вы найдете в нашем интервью. 

- Екатерина, очевидно, что говорить о конкретных свойствах двух технологий без привязки к какому-либо формату дисплеев едва ли возможно: слишком разные масштабы и задачи. Как на ваш взгляд выглядит градация систем отображения? Какие форматы сегодня наиболее распространены и, соответственно, пригодны для обсуждения по нашей теме? 

Для начала давайте более точно определимся с сегментом рынка, о котором мы говорим. Очевидно, что это не уличные экраны, не выставки и мероприятия, а корпоративные проекты, то есть, переговорные комнаты, конференц-залы, многофункциональные пространства и так далее. Если так, то я предлагаю провести разделение по формату и дальше уже говорить в рамках этих групп.

По своему опыту для себя я делю рынок корпоративных проектов на три сегмента: 

  • Первый – небольшие переговорные комнаты на 5-10 человек, малые площади и расстояния и, соответственно, небольшие экраны. 
  • Второй – большие переговорки, конференц-залы и другие помещения, где работает по двадцать и более человек. 
  • Третий – любые проекты, которые требуют диагоналей от 220 дюймов, а также нестандартные пропорции экранов и прочие проекты, где необходимы большие и сверхбольшие дисплеи. В том числе это, например, ситуационные центры, где требуются сверхдлинные средства отображения. 

Тут стоит сделать еще одно уточнение. Для удобства я разделяю дисплеи по диагонали, но тут надо понимать, что такая характеристика пришла к нам из мира LCD-панелей. Светодиодные экраны классифицируются и измеряются по длине и высоте, поскольку пропорции у них могут быть самые разные.

- Прежде чем мы двинемся дальше по различным форм-факторам экранов, позвольте еще такой вопрос – насколько востребованы сегодня интерактивные экраны, еще недавно являвшиеся очень массовый трендом? Ведь, если мы говорим о конкуренции LED и LCD, то мы понимает, что интерактивных LED-экранов пока еще не изобрели. 

Для LED-экрана можно сделать интерактивную рамку, но это, конечно, будут, что называется, костыли. В целом в сегменте до 110 дюймов интерактивные дисплеи – это, пожалуй, самый распространенный тип средства отображения и это совершенно оправдано. Возьмем, к примеру, суперпопулярные сегодня интерактивные панели Newline. Это то, что нужно для небольших переговорных комнат. Они компактные, многофункциональные, поэтому в этом сегменте пользуются огромным спросом. Но дисплеи с диагональю до 110 дюймов – это как раз тот сегмент, где конкуренции со стороны LED практически нет. Так что, интерактив среди небольших экранов по-прежнему крайне важный и востребованный функционал. 

- Давайте поставим себя на место заказчика и попробуем решить, какой экран нам нужен. С чего начать? Размеры комнаты, количество человек, разрешение, контент? 

Для начала я бы советовала определиться с форматом изображения, который будет использоваться чаще всего. Далее нужно понять, на какое количество человек будет работать этот экран. Затем стоит определиться с диагональю: до 110, 110 – 220 дюймов или больше. 

Не нужно забывать и про дистанцию просмотра. Это очень важно, потому что чем меньше расстояние до экрана, тем меньше нужен шаг пикселя, а шаг пикселя напрямую влияет не только на разрешение, но и, конечно же, на цену. Если мы смотрим на экран с достаточно близкого расстояния, скажем, два метра, метр или даже меньше, то нам нужен шаг пикселя 0,7 – 0,6 мм, а это уже экраны самого высокого уровня и стоимости. Следовательно, тут нужно четко понимать, какую конкретно задачу мы решаем. А вот если помещение достаточно большое, дистанция просмотра 5 – 6 метров, то в таком случае LED-экраны уже выходят практически на такую же стоимость, что и LCD, но при этом они предлагают ряд преимуществ. Отсутствие швов и рамок, высокая скорость ремонта – по этим параметрам светодиодные дисплеи выглядит предпочтительнее ЖК-панелей.    

- Если говорить о комфорте просмотра, яркости и контрастности, что тут будет предпочтительнее? 

По яркости светодиодные экраны могут быть очень разными, например, у интерьерных моделей яркость может варьироваться от 500-800 нит до нескольких тысяч и все это дает очень большое простор для выбора. По контрастности – поскольку сам по себе LED-экран фактически поглощает свет, то он не бликует как ЖК-панель, поэтому его контрастность может быть очень высокой. К тому же есть современные технологии, которые делают светодиодный дисплей неотличимыми от LCD: гладкая поверхность, глубокий черный цвет, что позволяет увеличить контрастность кратно, например, до 12 000:1. И это уже не те LED-экраны, к которым мы привыкли. По качеству изображения и комфорту просмотра они практически полностью сопоставимы с ЖК-панелями. 

- Хорошо. Давайте теперь поговорим о цене. Какова градация стоимости? В каких сегментах какие технологии сегодня выглядят более предпочтительными? 

Наверное, один из самых интересных на сегодня трендов – это изменение цены в сегменте, я бы сказала даже не 110, а 130 и более дюймов. Светодиодные экраны подобной диагонали сегодня отличаются по стоимости от топовых предложений технологии LСD всего процентов на 5-10, а вот преимущества, которые они дают, кратно превосходит эту разницу. В сегменте от 130 дюймов и больше я бы рекомендовала обратить внимание на LED. Это уже достаточно выгодно. В сегменте менее 110 дюймов тоже есть светодиодные экраны, но нужно понимать, что такое решение будет стоить не как крыло от самолета, а пожалуй, как целый самолет. Поэтому ценовую градацию я бы привела такую: до 130 дюймов LED – это очень дорого, 130-220 – LED и LСD вполне сопоставимы по стоимости, а уже >220 – исключительно LED или проекторы. 

- Кстати, вот еще один тип системы отображения, о котором мы пока умышленно умолчали. В каких сегментах сегодня наиболее выгодны проекторы? 

Проекторы до сих пор являются самым доступным способом получить большую диагональ, поэтому они очень востребованы в первую очередь в образовании. Второй сегмент, где у них нет конкурентов – это сверхбольшие экраны или, например, видеомэпинг, которого без проекторов не существует. Так же проекторы используются в трансформируемых пространствах, многофункциональных залах, где экран необходимо убирать, чтобы изменить конфигурацию помещения. Ну и музейные пространства, в которых требуется камерная атмосфера. Например, наш проект музей Океанрыбфлота, где большие длинные стены покрыты проекционным изображением, поскольку в отличие от дисплев, отраженный свет дает более спокойную, камерную обстановку. 

- Если говорить, например, о ситуационных центрах, почему там используются большие и сферхбольшие дисплеи, а не проекторы? 

Проектор должен работать при приглушенном освещении. Далеко не всегда это удобно. Разумеется, есть современные проекторы со световым потоком, например, 20 000 люмен, а иногда и 30 000, и 40 000, но их стоимость уже не дает никакого преимущества в цене, а иногда и вовсе делает применение бессмысленным. 

- Еще один сегмент, в котором светодиодные экраны пока, пожалуй, не могут конкурировать – «решения из коробки», то есть, решения, которые легко запустить, оборудование, не требующее компетентного обслуживания. Тут LED, пожалуй, тоже пока не может конкурировать с LСD?

Сегодня есть предложения такого типа – LED-дисплей меньше 110 дюймов из коробки. Но главным стоп-фактором тут будет цена. В этом размере, как мы уже говорили, стоимость будет очень высокой. На нашем рынке есть такие предложения, но это скорее экзотика. Едва ли сегодня можно говорить, что на подобные решения есть спрос. И пока цена не снизится, ждать их массового распространения не приходится. 

- А если вовсе абстрагироваться от цены, то какие преимущества предлагает LED-технология? 

Если мы забываем про цену, то получаем классические преимущества светодиодных экранов: отсутствие швов, стыков, быстрый ремонт, так как нам не нужно менять целую панель, а можно заменить один модуль на большом экране. Также к преимуществам можно отнести равномерное выгорание, в то время как ЖК-матрица выгорает неравномерно. Ну и отсутствие бликов и отражений, когда это важно. 

- То есть скрин-сейверы на LED-экране запускать не нужно? 

Нет, не нужно. Они сами выгорают равномерно, обычно до 50% в течение 100 000 часов. Но тут еще есть такой нюанс: ЗИП-модуль должен находиться в ротации, периодически его надо ставить на основной экран, чтобы он работал с остальными модулями. В противном случае после замены можно получить слишком большую разницу в изображении всего экрана и замененного модуля. 

- Это все еще важно, ведь большинство производителей поддерживает функцию коррекции цветопередачи? 

Совершенно верно, но так же производители рекомендуют ставить ЗИП-комплект в ротацию, чтобы бы при замене калибровка вообще не понадобилась, на нее просто не нужно будет тратить время. Премиальные же бренды, престижные производители, обычно наделяют свои экраны функцией автоматической калибровки. 

- Как будет выглядеть сравнение LED и LСD экранов на разрешении 4K при размере диагонали более 130 дюймов? 

Разрешение 4K при таком размере светодиодного дисплея – это очень сложно и дорого. Поэтому здесь LED проигрывает LСD по разрешению. В этом размере светодиодные дисплеи в массе своей поддерживают максимум Full HD. Но тут же возникает и другой вопрос: а как часто мы выводим 4K-изображение на такие экраны? 

- Кстати, как часто? Да и вообще, большой размер подразумевает большую дистанцию просмотра. Насколько при такой дистанции 4K имеет смысл? 

В подавляющем большинстве случаев используется разрешение Full HD. 4K – это скорее такая вещь, которую всем хочется, но никто с ней не работает. Подавляющее большинство изображений выводится в именно в Full HD. 

- Что ж, давайте подведем итог нашей беседы. Можно ли сказать, что одна технология сегодня вытесняет другую из каких-либо сегментов рынка? 

Есть ряд трендов, связанных с удешевлением светодиодных экранов в некоторых сегментах. Но в целом говорить о вытеснении или замещении одной технологии другой, я думаю, очень преждевременно. 

- К тому же, наверняка, несмотря на некоторые технические различия, у каждой технологии есть свои адепты, которые «топят» за тот или иной тип несмотря ни на что? 

Конечно есть и, я уверена, что они есть даже в нашем сегодняшнем чате. На самом деле к каждому проекту нужно подходить комплексно и смотреть, какая технология в большей степени отвечает его задаче, а затем соотносить с этой задачей все плюсы и минусы, потому что универсального решения для любого проекта или запроса не существует.

Во время нашей видеовстречи у спикера не всегда есть возможность уделить внимание всем вопросам из чата, поэтому мы попросили Екатерину ответить на них за рамками мероприятия и публикуем ответы. 

Вопрос: Давайте посчитаем минимальный размер экрана при разрешении 2К?

Для разрешения Full HD минимальный размер экрана составляет примерно 1,2 x 0,675 метров, для 4K – 2,4 x 1,35 метров. 

Вопрос: Лазерная указка на LED-экране нормально видна или углы тоже важны, как и в LCD?

Никаких ограничений для использования лазерной указки на LED-экране нет.

Вопрос: Что с видеокубами?

Вот о видеокубах для ситуационных центров и центров управления можно сказать, что они уступили LED и LCD. Если же говорить о видеокубах для спортивных арен, то только LED.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как вы видите ротацию ЗИПа?

Производитель рекомендует раз в месяц давать модулям ЗИП отрабатывать часы на экране. Тут можно привести такую аналогию: производитель автомобилей также рекомендует менять местами колеса и давать поработать запаске. Модули из ЗИПа будут терять яркость равномерно со всем экраном, позволяя ему служить дольше.

Вопрос: Какие тренды или какая эволюция может быть у LED в будущем?

Когда светодиодные экраны всецело доберутся до домашней электроники, тогда можно будет сказать, что мы в будущем. Сейчас уже есть варианты LED для домашних кинотеатров с диагональю от 55 дюймов и разрешением Full HD или 110 дюймов с разрешением 4К, но это очень дорого. Хотя, для тех, кто хочет престижа, стоимость не играет большой роли.

Вопрос: Есть ли предпосылки для снижения стоимости LED-экранов?

Конечно. Еще 2 – 3 года назад светодиодные дисплеи с шагом 1,5 мм считались ультрасовременным и дорогим решением, сейчас же цена стала доступной и на их место вышли решения с шагом 0,9 мм. Как только отделы исследований и разработок китайских производителей выпускают на рынок меньший шаг, предыдущие стремительно теряют в цене. А выпускают они такое все чаще и чаще.

Вопрос: Шаг – это хорошо, но как обстоит вопрос со сроком производства приемных карт и их совместимостью?

Приемные карты обычно идут в ЗИП в необходимом количестве. Можно перестраховаться и заложить на ЗИП не стандартные 5%, а 10 – 15%. Ощутимо бюджет это не поднимет, но даст страховку в будущем. Но на самом деле, к тому моменту, как возникнет проблема приемных карт – экран уже морально и физически устареет. 

Вопрос: Существуют ли LED-экраны с цветовым охватом DCI P3?

Да, у нашего бренда Unilumin есть модель Umini.

Вопрос: Как происходит ремонт при физическом повреждении светодиода, если такое случится при ротации ЗИПа?

Перепайка. В ЗИП также поставляются светодиоды и чипы в необходимом количестве. Если есть опыт, можно самостоятельно, если нет – на базе сервисного центра дистрибьютора или вендора.

Вопрос: До какого шага пикселя возможна перепайка светодиодов на объекте клиента?

Не вижу смысла паять на объекте, если можно заменить модули на ЗИП и отправить поврежденные на ремонт в сервисный центр. Но если очень нужно, то все зависит от рук мастера. Инженеры вендоров имеют возможность паять шаг 1,2 мм без микроскопа, что по факту можно приравнять к ремонту на объекте клиента.

Вопрос: Что сложнее – юстировка ЖК-видеостены или светодиодного экрана?

Скорее всего LED-экрана, так как банально больше точек соединения друг с другом, но зато отсутствует шов. Здесь уже выбор за вами.

Вопрос: Как модули крепятся в кабинеты (магниты, винты, защелки или что-то другое)?

Модули современных indoor-экранов крепятся на магниты, outdoor – на винты.

Вопрос: Какие сегодня сроки изготовления и доставки?

В зависимости от задачи, модели, размера и бюджета. От 1 до 5 месяцев – общий срок. Можно привезти срочно самолетом, а можно морем. Срок разительно отличается. Производство на заводах тоже может занимать разное время. У многих производителей есть складские запасы и срок отгрузки составляет менее 7 дней. В ближайшее время ожидаем наличие экранов на складе в Москве.

Вопрос: Какова политика по гарантийным обращениям? На каких условиях производится замена модуля и есть ли возможность отправить модуль на ремонт к вам?

В зависимости от того, что вам удобнее. Можно осуществлять ремонт на базе нашего сервисного центра, можно на базе сервисного центра вендора. Условия одинаковые – модуль отправляется в наш сервисный центр.

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме