Почему музеи меняют ламповые проекторы Panasonic на лазерные

Почему музеи меняют ламповые проекторы Panasonic на лазерные

10 ноября 2021

Использование проекторов с лазерным источником света в музеях, выставочных проектах, шоу и образовательных программах дает по сравнению с ламповыми аналогами не только экономическую выгоду, но и свободу в инсталляции оборудования, возможность беспрерывной работы 24/7 и ряд других преимуществ. Целый ряд культурных институций уже произвел переход с лампы на лазер, а кому-то это только предстоит.

Об эволюции в сегменте инсталляционных проекторов для музеев на примере комплекса проекционного оборудования в столичных «Москвариуме» на ВДНХ и Зале Славы в Музее Победы на Поклонной горе рассказывают Николай Школьников, руководитель отдела визуальных решений компании Panasonic, и Дмитрий Радченко, ведущий инженер этого отдела, а также представители заказчиков – Эрик Хусу, начальник отдела технического сопровождения мероприятий в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (Музей Победы), и Алексей Масленников, технический директор департамента по организации зрелищных мероприятий «Москвариума».

- Расскажите, пожалуйста, о существующем комплексе оборудования на обеих площадках

Николай Школьников: В Зале Славы Музея Победы установлено двадцать проекторов Panasonic PT-DS20KE. Двенадцать создают изображение на барельефах, восемь – на куполе. Управляется инсталляция с видеосервера Touch Designer. Было важно добиться высокой надежности и незаметно установить проекторы, чтобы не нарушать архитектурное единство пространства зала.

В «Москвариуме» установлена та же модель, только в количестве 24 штук, из которых 23 используются на постоянной основе, а 24-й находится в запасе на случай выхода из строя одного из основных. Особенностью проекта была сложная для оборудования проекционная среда: высокая влажность и брызги, соляные испарения (в бассейнах океанариума используется вода, идентичная по составу морской), а также необходимость установить проекторы так, чтобы они были вне досягаемости зрителей при сохранении количества посадочных мест.

- Какие проекторы изначально использовались в обеих инсталляциях?

Николай Школьников: Это компактные ламповые модели яркостью 20 000 люмен, которые пять лет назад в корне изменили рынок проекционной техники не только в мире, но и в СНГ. В Россию они поступили в 2014 году. С их помощью мы реализовали множество инсталляционных проектов для музеев, театров, концертных площадок. Также за свою высокую надежность, малый вес и компактные размеры эти проекторы полюбились прокатным компаниям. В них используются DLP-матрицы формата 4:3 с разрешением 1400 х 1050 пикс. (SXGA+), у них герметичный оптический блок, система охлаждения нашей собственной разработки и линзы японского производства. Новые проекторы серии PT-RZ аналогичны по параметрам матрицы, но при этом имеют лазерный источник света.

- Вы упомянули, что формат матрицы и у старых проекторов, и у новых – 4:3. Почему так, ведь большинство производителей уже перешли на формат 16:9?

Дмитрий Радченко: Вы правы, Panasonic – чуть ли не единственный производитель, продолжающий использовать в современных проекторах DLP-матрицы формата 4:3. Такие матрицы имеют меньшее разрешение и потому изначально дешевле, но при этом такой формат удобен для создания многоэкранной сшивки, например, на внутренней поверхности купола и изогнутых стенах. Почти квадратные куски формата 4:3 сшивать удобнее, чем широкоформатные. В силу этого наши инсталляционные модели серии PT-DS приобрели большую популярность как у инсталляторов, так и у прокатчиков, особенно в России. На заводе эти модели даже называют «русскими проекторами».

- Почему было принято решение о замене парка проекторов не на такие же или усовершенствованные ламповые, а на новые лазерные?

Николай Школьников: В обоих случаях оборудование служило верой и правдой пять лет, подошел срок планового обновления. Лазерные проекторы линейки PT-RS имеют срок службы 20 000 часов против 4000-5000 часов у ламповых. Они не требуют очистки фильтров, потому что их нет, и не чувствительны к положению, в котором установлены. Это важно, в частности, для Музея Победы, где в Зале Славы часть проекторов размещена в портретном режиме, из-за чего срок службы лампы снижается до 500 часов.

Лазерные модели за счет быстрого включения и выключения более удобны в эксплуатации. При этом они обеспечивают более высокую контрастность, благодаря чему смотрятся ярче ламповых при тех же люменах. При воспроизведении темного контента для достижения высокой контрастности на ламповых моделях применялись механические шторки, ограничивающие световой поток. Лазер позволяет делать это эффективнее, управляя яркостью самого источника.

Например, в Еврейском музее и центре толерантности (где тоже используются проекторы Panasonic) при замене ламповых моделей яркостью 12 000 люмен на лазерные с такой же яркостью в панорамной сшивке для получения такого же визуального эффекта пришлось занизить яркость до 30% от номинала. Это очень здорово, так как позволяет увеличить срок службы оборудования.

В Музее Победы с приходом нового директора инсталляция стала использоваться значительно чаще, чем сразу после установки. Сегодня это происходит где-то 6–8 раз в день, плюс прогрев ламп при каждом запуске. В силу этого стоимость владения резко возросла. Было установлено, что с учетом всех перечисленных факторов, экономический эффект перехода с ламп на лазер достигается уже на втором году эксплуатации.

- Потребовала ли эта замена каких-нибудь дополнительных изменений комплекса оборудования?

Дмитрий Радченко: Нет. Прелесть замены ламповых проекторов Panasonic PT-DS на PT-RS заключается как раз в преемственности поколений. Это означает, что заказчик продолжает использовать ту же систему коммутации, ту же оптику, тот же контент и даже те же крепления для проекторов (расположение крепежных отверстий на корпусе старых и новых моделей совпадает).

Иными словами, форм-фактор при смене типа источника света не изменился. Размеры DLP-матриц и линзы не изменились, а следовательно, не потребовалась перенастройка серверной системы, коммутации и, главное, контента. Замена оборудования заключалась в том, чтобы снять старые проекторы с посадочных мест и поставить на их место новые. В такой ситуации вариант замены на другие бренды даже не рассматривался. Говоря о контенте, хочу заметить, что хороший контент – зачастую самая дорогая часть проекта, а если речь идет о 4K-контенте, он может быть даже дороже, чем оборудование.

- Какие предусмотрены возможности для предотвращения отказов проекторов?

Дмитрий Радченко: У Panasonic имеется специальный софт ET-SWA100 Early Warning Software, который мониторит состояние дисплеев и проекторов через локальную сеть и сообщает об ошибках в работе, а также прогнозирует возможный выход из строя или рекомендует замену компонентов. Клиенты, которые установили этот софт, могут работать с ним самостоятельно и при необходимости обращаться к нам за консультацией.

Работает это примерно так: ПО показывает первые признаки проблем до того, как они реально проявились. Например, оно сообщит о медленной работе вентилятора, перегреве или даст знать, если ламповый блок запускается не с первого раза. Пользователи и зрители этого не заметят, а софт покажет соответствующее оповещение, и площадка сможет, к примеру, заранее заказать обозначенный компонент и положить его на склад. Когда поломка все же произойдет, достаточно будет быстро провести ремонт, а не ждать месяц или два пока новая деталь или устройство приедут из-за рубежа или с центрального склада.

- Что делать пользователю, если ПО предсказывает скорый выход из строя?

Николай Школьников: Обращаться к нам. Наша сеть сервисных центров – одна из лучших в стране. Мы занимаемся обслуживанием не только проекционного, но и вообще всего оборудования, в нее входит как авторизованные центры в регионах, так и наш собственный в Москве, являющийся частью Panasonic Rus. Это позволяет проводить плановое обслуживание и ремонт настолько быстро, насколько это технически возможно.

Так, самая сложная процедура – замена оптического блока в 3DLP-проекторе занимает месяц-полтора, а не шесть-семь месяцев, как это обычно бывает на российском рынке. Замечу, что столь длительное время безотказной работы проекторов в «Москвариуме» в сложной, неблагоприятной для проекционного оборудования среде – это результат регулярной работы нашего сервиса, своевременно проводящего ремонт и обслуживание приборов.

- Расскажите о причинах перехода Музея Победы на лазерные проекторы.

Эрик Хусу: Светозвуковая инсталляция на куполе Зала Славы пользуется большой популярностью у посетителей музея, особенно у тех, кто приходит с детьми. Некоторые даже специально приезжают, чтобы ее увидеть по два-три раза. Вместе с тем, этот проект абсолютно некоммерческий для музея. Расходы, связанные с эксплуатацией проекционного оборудования, полностью ложатся на нас. При демонстрации контента каждый час с 11:00 до 17:00 износ ламп в проекторах происходил быстро, а затраты на замену были высоки. Поэтому мы были вынуждены сократить частоту показов до трех раз в будни и четырех в выходные.

В такой ситуации замена ламповых проекторов на лазерные была логичным и оправданным решением. Эксплуатация комплекса оборудования стала более эффективной, и мы вернулись к изначальному графику демонстрации. Замена происходила поэтапно при деятельном участии Panasonic Rus и их партнера «Сила света». В процессе замены проекция осуществлялась комбинацией лазерных и ламповых устройств, но изображение при этом оставалось неизменным, и посетители музея ничего не замечали.

Поскольку при обновлении оборудования требовалось добиться максимальной экономической эффективности и уложиться к 75-летию Победы, а при смене проекторов PT-DS на PT-RS объективы, вся инфраструктура и контент оставались неизменными, альтернативные варианты даже не рассматривались. По итогам совместной работы с Panasonic и «Силой света» я могу сказать, что никаких нареканий у меня нет. Мы особенно благодарны Panasonic Rus за то, что они пошли нам навстречу и в сжатые сроки поставили не самые распространенные устройства, которых обычно нет на складских запасах.

- Как происходило оснащение «Москвариума» и какую роль в этом сыграл Panasonic?

Алексей Масленников: Я работаю в качестве штатного сотрудника в «Москвариуме» с момента его открытия в августе 2015 года. Но большая работа по строительству и запуску такого уникального объекта началась задолго до этого. Мне посчастливилось стать частью команды «Москвариума» еще в 2013 году, когда выбирались технологические решения для функционирования комплекса. Проекторы Panasonic установлены в зрительном зале «Москвариума». Это площадка на 2300 мест с водной сценой длиной 50 метров. Глубина водной чаши составляет 14 метров, что соизмеримо с высотой пятиэтажного дома.

Именно здесь проходят представления с участием морских животных и цирковых артистов. Отмечу, что для любого оборудования зал с соленой морской водой – это серьезное испытание. Понимая сложность задачи, мы выбирали надежный бренд с оптимальными характеристиками. Изначально в зрительном зале было установлено 8 проекторов Panasonic. Впоследствии их количество было увеличено до 23 штук, что позволило создать масштабные видеоинсталляции и трехмерные проекции на рельефной декорации площадью 770 м2. Один из проекторов Panasonic работает в лектории «Москвариума», где проходят познавательные занятия, семинары и конференции. Смена видеоконтента происходит несколько раз в год в зависимости от сезона и запуска новых водных шоу.

Проекторы Panasonic хорошо зарекомендовали себя даже в условиях агрессивной водной среды в зале. В декабре 2019 года мы полностью обновили оборудование перед запуском новогоднего шоу с морскими животными и цирковыми артистами «Вокруг света за Новый год». Сейчас в зале установлено 23 новых проектора Panasonic. По сравнению со старыми моделями, имеющими схожие характеристики я яркость светового потока, краски стали ярче и насыщенней. Главный плюс – отличные эксплуатационные качества, позволяющие снизить общую стоимость владения.

Проекторы достаточно просто вводятся в эксплуатацию: включение и выключение оборудования, выход в рабочий режим проходят быстро и легко, что сокращает общее время наработки. Отмечу также меньшую энергонагруженность цепей питания и облегченные требования к системе резервирования энергоснабжения. На текущий момент мы не выявили никаких недостатков. Хотя есть одно неудобство – отсутствие фильтров в базовой комплектации.

Данный вопрос мы решаем при поддержке Дмитрия Радченко, ведущего инженера отдела визуальных решений Panasonic. Хочу поблагодарить команду производителя за профессионализм и оперативные консультации. Сегодня «Москвариум» является одной из самых технологичных площадок Москвы и радует зрителей уникальными шоу-программами.

- Кому вы посоветуете в первую очередь перейти с ламповых моделей на лазерные?

Николай Школьников: Тем, у кого длительные сроки работы оборудования в тяжелых условиях, и проекторы используются в портретном режиме, что сокращает срок работы ламп в 6–8 раз. В такой ситуации нужно аккуратно рассчитать затраты на поддержание работы ламп, их плановое и внеплановое обслуживание и эксплуатацию, а затем сравнить эти затраты с теми, которые возникнут при замене ламповых моделей на лазерные. По-видимому, многие наши клиенты произвели такие подсчеты: произошел взрыв спроса на переоборудование, так как подошел срок замены приборов, установленных как раз примерно пять лет назад.

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме