Съёмка экрана на камеру – муар неизбежен?

Съёмка экрана на камеру – муар неизбежен?

30 июля 2021
Александр Железняков Ведущий инженер отдела Broadcast & Pro-AV Panasonic

С проблемой возникновения муара при съёмке видео в помещениях, где задником для спикера выступает экран, рано или поздно сталкивается каждый оператор. Наибольшее количество искажений, как правило, вносят все активнее набирающие в последнее время популярность LED-экраны. О том, какие устройства отображения лучше подходят для подобных условий съёмки, какие нюансы стоит учитывать при её организации и как эффективно избавиться от муара рассказывает Александр Железняков, инженер отдела Pro AV & Broadcast в Panasonic Россия.

Муар – это паразитный узор, возникающий в результате интерференции пространственных частот растровой решётки объекта съёмки, в нашем случае – решётки светодиодов экрана и растровой решётки орудия съёмки – датчиков матрицы видеокамеры. Да, да, это именно те круги и волны, которые камера добавляет от себя. Естественно, что на реальном объекте съёмки мы не видим таких искажений. Этот неприятный момент может сопровождаться искажением цветов, так как свет, исходящий от объекта съёмки, регистрируется не на всех цветных датчиках.

С этой проблематикой ещё лет 10 назад часто сталкивались видеографы, которые активно использовали для съёмки фотоаппараты. Особенно сильно муар был виден на одежде в мелкую полоску, клетку, и так далее. Чтобы такая цветовая красота нас «радовала меньше», в профессиональной видеотехнике используют специальные фильтры низких частот и инфракрасные фильтры. В случае с LED-экранами и этого будет недостаточно, что подтвердит любой профессиональный оператор.

После теории пришло время визуализировать «врага».

syemka-ekrana-na-kameru-muar-neizbezhen-1.jpg

Крайне наглядно это демонстрирует видео:

Многим это может показаться крайне забавным и не сильно критичным, но клиенты из больших корпораций и ТВ-каналов думают иначе. Лишь единицы из них устраивает радужная окантовка вокруг первого лица компании и прочие шалости съёмочной техники, поэтому сейчас мы все чаще сталкиваемся с вопросами от клиентов о том, можем ли гарантировать отсутствие искажений при съёмке. Мой ответ – нет. По-хорошему, нужно проводить «полевые» испытания, собирать стену, понимать расстановку камер, углы съёмки, рабочие планы. Все это можно сделать, когда идёт дооснащение существующей локации. Но, если у нас только проект и кроме чертежей ничего нет? Можно, конечно, оттолкнуться от теоретических познаний, надеяться на волшебные фильтры, уповать на малую глубину резкости, малый шаг пикселя экрана, ну или использовать фразу «и так сойдёт». А можно некисло заморочиться. Мы решили пойти по второму пути.

Проверка теории на практике была произведена совместно с компанией AUVIX в шоуруме Samsung, где нашим пытливым взорам предстало всё многообразие LED-экранов бренда. Для испытаний были выбраны три модели: IE025R (шаг пикселя 2,5 мм, разрешение экрана Full HD), IW012J (шаг пикселя – 1,26 мм, разрешение экрана – Full HD) и IW008J (шаг пикселя – 0,84 мм, разрешение экрана – 6K). Во время тестов на все экраны выводился контент с разрешением 1080p@60.


Парк съёмочной техники был представлен тремя профессиональными камерами Panasonic:

  • Многозадачная 4K PTZ-камера AW-UE150 (сенсор – 1 дюйм, 20-кратный оптический трансфокатор);
  • Профессиональный HD-камкордер AJ-PX5100 (3 сенсора MOS c физическим размером 2/3 дюйма и разрешением 2,2 Мп , узел крепления B4, технология с цветоделительной призмой);
  • Профессиональный 4K-камкордер AJ-CX4000 (сенсор MOS S35mm, узел крепления объектива B4 2/3, технология линзы расширения).

На камкордеры был установлен объектив Fujinon UA24x7.8BE с диапазоном фокусных расстояний от 7,8 до 187 мм и 24-кратным увеличением.

Видеосигналы со всех камер просматривались на профессиональном мониторе Canon DP-V1711 с разрешением 4K и записывались в формате FHD на рекордер Panasonic AG-UMR20 (кодек AVCHD).

Мы ставили перед собой простую задачу: понять совокупность технических факторов, которые помогут нам уменьшить (или полностью исключить) появление муара при видеосъёмке.


Естественно, тестирование началось с LED-экрана Samsung IE025R с самым большим шагом пикселя, составляющим 2,5 мм. Я сказал: “Давайте попробуем сэкономить деньги клиента”. После этого мы развернули съёмочный парк на расстоянии около 6 метров от экрана и перевели все камеры в формат 1080 50i (является стандартом для профессионального видеопроизводства в РФ), установили скорость затвора на 1/60, чтобы синхронизироваться с выводимым контентом, усадили модель на расстоянии 5 метров от камер и, соответственно, на расстоянии 1 метра от экрана. Это важный момент, так как мы должны были понимать, насколько нам поможет малая глубина резкости (из-за применения в составе парка видеооборудования разношёрстных технологий, эта величина у нас переменная). Далее мы меняли форматы на 1080p@50, а затем на UHD (3840x2160p@50).

После первого круга у нас сразу появился лидер – им стал HD-камкордер AJ-PX5100. При изменении фокусных расстояний он давал наименьшее количество видимого муара или же муар был слабо заметен. На наше удивление, меньше всего искажений мы зафиксировали в формате 50i (при этом сканирование на камере 25p). Я специально попросил использовать фото на экране с большим количеством белого, так как этот цвет сложен для экрана, но крайне нагляден для мониторинга муара и цветных искажений. Если вы хотите минимизировать количество видимого муара, то стоит готовить контент на тёмной подложке и с яркими цветами.


Аутсайдером стало съёмочное оборудование с разрешением 4K. Если на общем плане искажения были слабо выражены, то от поясного у нас уже стробило в глазах. При дальнейшем же приближении стали чётко различимы отдельные пиксели.

Далее мы ввели интересную переменную и отодвинули модель от экрана на 3 метра, тем самым став заигрывать с глубиной резкости и «отрывать задник» в виде экрана от человека. При этом, за счёт характеристик оптики происходило размытие фона (LED-экрана). Это стало краеугольным моментом теста, так как крайне позитивно влияло на количество искажений, появляющихся при съёмке экрана. Не в последнюю очередь этому способствовала большая светосила объектива, который мы применяли в тесте на камерах AJ-PX5100. PTZ-камера таким похвастаться, к сожалению, не смогла, так что при трансфокации диафрагменное число возрастало, глубина резкости увеличивалась и экран попадал в зону фокусировки.

Также съёмочная техника с разрешением 4K подарила нам ряд неприятных откровений в виде жёлтого ореола в центре кадра. Камкордер AJ-CX4000, если брал баланс белого по LED-экрану, то зеленил/желтил остальное в кадре, а если отбивались по листу, то светодиодный экран из белого фона превращался в розовый (на видео так и оставили). Стоит обратить внимание на то, что такой момент был отмечен только на первом испытуемом образце дисплея (IE025R), который Samsung в своей линейке светодиодной продукции считает моделью начального уровня.


Промежуточный итог: если стоит задача снимать в разрешении HD, то используя HD-камеры (в нашем случае с матрицами 2/3), нужно стараться «отрывать» человека в кадре от светодиодного экрана.

Казалось бы, все просто, но реальность иная – все норовят разместить спикеров чуть ли не в упор к светодиодной стене, чтобы оставить для зала больше места. Стоит помнить, что экраны неплохо греются, и людям при таком близком «общении» будет банально жарко. Другим интересным моментом является то, что многие жаждут съёмки в 4K (UHD), но не закладывают в съёмочные райдеры топ-оборудование, забывая о шаге пикселя купленного несколько лет назад LED-экрана, который составляет не более 4 мм. Естественно, на выходе нас будет ждать видео с большим количеством искажений.

В текущей реальности съёмка в 4K становится большим приоритетом, поэтому мы продолжили наши испытания, взяв в качестве средства отображения новое поколение светодиодных экранов The Wall и использовав идентичную процедуру тестирования. Модель IW012J дала промежуточный результат – он был все ещё неидеальным, но теоретическим выкладкам соответствовал. Видео с HD-камкордера становилось всё лучше, особенно с отрывом человека от экрана. UHD-камкордер тоже пошёл в позитивный отрыв и лишь PTZ-камера заставляла меня грустить, хотя не так сильно, как при первой пристрелке.


Последним мы перешли к чуду техники с разрешением 6K за миллион долларов США. Samsung IW008J зомбирует вас своей красотой сразу при входе в шоурум. С расстояния в 3 метра я не видел отдельных пикселей. Мы ещё не начали распаковывать кофры с оборудованием и наслаждаться приветственным кофе, а я уже заявил, что с этим экраном у нас не будет проблем. Так и случилось – все камеры показали свои лучшие результаты. Качество съёмки было просто феноменальным, особенно когда мы запустили демо-контент, а не использовали «сложный» белый.

Ожидаемый вердикт: хотите съёмку в UHD с частотой 50 кадров в секунду без проблем с муаром и прочими «радостями» – закладывайте LED-экраны нового поколения с малым шагом пикселя.

Если хочется экономить, то добро пожаловать в наши нежные объятия любителей тестов. Мы будем играться с рабочими планами, точками съёмки, выезжать на локации, крутить ваш тестовый контент на экране и прочее, прочее, прочее.

P.S. Эй! Ты же не уснул 8)

Тогда рекомендую посмотреть факультативное видео с обычными LCD-экранами, которые попали нам под руку во время съёмки. Вообще хорошие ЖК-дисплеи незаслуженно изгнаны из корпоративных инсталляций топ-уровня. Межпиксельная решётка у них настолько мала, что об искажениях в виде муара говорить не приходится.

Все записи велись в форматах HD.

Читайте АВ Клуб в Telegram

Источник: business.panasonic.ru

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме