Маскировка звука? Это вам точно нужно! Объясняет Biamp

Маскировка звука? Это вам точно нужно! Объясняет Biamp

25 сентября 2020

В 2019 году ведущий производитель профессиональных DSP и сетевых систем Biamp сделал несколько стратегических приобретений. Одним из них стала покупка мирового лидера в разработке технологий звуковой маскировки – компании Cambridge Sound Management. Стратегическая цель партнерства очевидна – технологии, имеющиеся у всех участников альянса, идеально дополняют друг друга. Синергия нового продуктового портфеля Biamp предоставит компании выход на многие новые рынки, предлагая решения под ключ: DSP + сетевые технологии + звукоусиление + звуковая маскировка. 

Чем же примечательна технология звуковой маскировки Cambridge Sound Management?

Технология звуковой маскировки помогает решать две основные задачи:

  • улучшение условий труда в офисе открытого типа;
  • защита конфиденциальной информации.

Офис открытого типа

Это вариант планировки помещения, при котором характерными чертами являются большое количество свободного пространства для рядового персонала, несколько больших и просторных кабинетов для директоров и небольшое количество закрытых переговорных комнат. Большое помещение для персонала разделено на рабочие пространства перегородками средней высоты, которые зачастую являются частью столов и создают так называемый кубикл. Стены между свободным пространством, кабинетами директоров, переговорными комнатами и комнатами отдыха чаще всего выполняются из стекла.

У такого офиса есть ряд преимуществ, но в контексте применения звуковой маскировки нас больше интересуют недостатки, которые нужно исправить. Результаты статистических исследований показывают, что производительность труда сотрудников в офисе открытого типа в среднем меньше на 15%, чем у сотрудников компаний с другими типами. Это объясняется сложностью концентрации внимания, особенно, если в офисах нет кабинок, и все сидят за столами в ряд.

Поскольку рабочие места рядовых сотрудников с акустической точки зрения никак не изолированы друг от друга, то каждый из них по нескольку раз в день неизбежно отвлекается разговорами с соседних рабочих мест, свидетелем которых он невольно становится. Человеческий мозг устроен таким образом, что он автоматически начинает обработку разговора, который слышит и понимает. Побороть этот процесс волевым усилием практически невозможно. В результате сотруднику становится сложно сосредоточиться, возникает рассеивание внимания, снижается производительность. В офисе открытого типа сложно сфокусироваться на выполнении задач, а ведь без этого работать попросту невозможно. 

Считается, что офис открытого типа — это хороший способ сэкономить на кабинетах для сотрудников и планировке, однако экономия нивелируется падением производительности сотрудников, и это подтверждается исследованиями. Еще одно исследование показывает, что сотрудники офисов такого типа тратят около 86 минут в день на различные отвлекающие факторы (разговор с коллегой, попытка сосредоточиться в шумной среде и прочее). В итоге на все это уходит около 17% рабочего времени, что совсем не мало.

Встречается и обратная ситуация: в некоторых офисах бывает излишне тихо и, казалось бы, полная тишина должна помогать фокусироваться на рабочих задачах. Однако, как показывают результаты опросов, и здесь сотрудники недовольны — атмосферу в «тихих» офисах называют гнетущей. Таким образом, в качестве негативных факторов, влияющих на комфортную работу, можно отметить как излишний шум, так и полную тишину.

Защита информации

Второй задачей, которую решает звуковая маскировка, является защита информации, помогающая сохранить конфиденциальность разговоров. Это могут быть переговорные комнаты, кабинеты руководителей в корпоративной среде или государственных учреждениях, офисы адвокатов и юристов, кабинеты врачей в медицинских учреждениях, экзаменационные классы в образовательных учреждениях и другие пространства, где есть информация не для общего пользования.

Принцип работы звуковой маскировки заключается в формировании специально сгенерированного шума невысокого уровня, который транслируется внутри помещения и затрудняет разборчивость речи с расстоянием. При правильно настроенной системе речь собеседников, находящихся рядом, разборчива, а на расстоянии пяти метров — уже нет. Таким образом, на все разговоры, происходящие вне пятиметрового радиуса, мозг уже не отвлекается, поскольку разобрать их невозможно, что ведет к снижению рассеивания внимания и увеличению производительности труда.

Эффективность системы

Четыре основных элемента эффективной системы звуковой маскировки это: зонирование, однородность, спектр и уровень.

Необходимость зонирования может быть вызвана функциональным назначением различных помещений, например, открытый общий офис, кабинеты менеджеров высшего звена, переговорные комнаты и прочее. Также разделение на зоны может быть обусловлено архитектурными особенностями помещений, например, разной высотой потолков. Все эти факторы могут потребовать формирования маскирующих шумовых сигналов для каждой из зон с различными частотным спектром и уровнем.

Однородность: работа правильно настроенной системы звуковой маскировки не должна ощущаться, и достигается это благодаря точному подбору уровней и нивелированию негативных эффектов, например, эффекта гребенчатого фильтра, с которым можно бороться подачей некогерентных шумовых сигналов в соседние эмиттеры.

Спектр: человеческий голос занимает частотный диапазон от 200 Гц до 5 кГц. В нем же должна работать система маскировки. Спектр маскирующего шума настраивается в позиции слушателя на каждой частотной полосе.

Уровень маскирующего сигнала должен настраиваться в зависимости от применения в помещения. Типичные целевые уровни: 38 - 42 дБА для закрытого кабинета или переговорной комнаты, 41 - 45 дБА для зоны ресепшн и 44 - 48 дБА для открытого офиса. В типичном случае уровень маскирующего шума составляет не более 48 дБА, так как при его превышении шум становится заметным и начинает раздражать. Если сравнить этот уровень с беседой двух человек, уровень которой находится в пределах 60 - 65 дБА, то становится понятно, что звуковая маскировка с максимальным уровнем 48 дБА — это довольно тихо.

В силу изложенных выше требований к спектру и уровням очевидно, что при настройке системы звуковой маскировки необходимо пользоваться профессиональными измерительными приборами.

Типы систем

Системы звуковой маскировки Cambridge Sound Management различаются по типам звукового поля и местам установки эмиттеров (излучателей фонового шума). Самые распространенные — это системы прямого поля. 

zvukovaya-maskirovka-ot-biamp-na-tekhnologiyakh-cambridge-sound-management-1.jpg

Рис. 1. Система звуковой маскировки прямого поля

Именно к ним относится система QtPRO — простое и эффективное решение Biamp, получившее наибольшее распространенное. В подобной системе эмиттеры расположены прямо над головами, подобно потолочным громкоговорителям, а спектр частот маскирующего шума предварительно сконфигурирован и не требует дополнительной регулировки.

Для создания систем маскировки прямого поля существуют три модели процессоров, отличающихся количеством зон: QT100, QT300 и QT600 на одну, три и шесть зон соответственно. QT300 и QT600, помимо маскирующего шума, способны передавать фоновую музыку. Необходимость создания нескольких зон маскировки может быть обусловлена различными акустическими условиями в помещениях, разной высотой потолков, назначением помещений, а также требованием заказчика воспроизводить различные музыкальные программы в качестве фона. Процессор QT100 позволяет покрывать площадь до 1100 м2, а QT300 и QT600 – 3300 м2 и 6600 м2 соответственно.


Рис. 2. Процессоры и эмиттеры системы прямого поля

Для того, чтобы избежать интерференции между шумовыми сигналами от соседних эмиттеров и возникающего вследствие этого эффекта гребенчатого фильтра, каждый процессор серии QT снабжен четырьмя генераторами некогерентного шума, помогающими сделать работу системы незаметной.

В ассортименте решений по звуковой маскировке Biamp есть два коробочных продукта: наборы CRE (для конференц-комнат) и HCE (для учреждений здравоохранения). Каждый из них включает один управляющий модуль, два индикатора работы системы и восемь эмиттеров, а также все необходимые кабели и монтажные приспособления.


Рис. 3. Набор звуковой маскировки для конференц-комнат


Рис. 4. Набор звуковой маскировки для медицинских учреждений


Рис. 5. Пример размещения компонентов системы CRE

Системы звуковой маскировки непрямого поля применяются там, где по различным причинам невозможно применить систему прямого поля. В такой системе эмиттеры расположены над подвесным потолком и маскирующий шум отражается от межэтажного перекрытия. Настройка системы непрямого поля заметно сложнее. При регулировке спектра маскирующего шума нужно учитывать потери при прохождении через материал потолка и неоднородности потолочного покрытия, например, наличие вентиляционных отверстий.


Рис. 6. Система звуковой маскировки непрямого поля над подвесным потолком

Еще один вариант реализации маскировки в непрямом поле – расположить эмиттеры под полом.

Для защиты от подслушивания через окна, двери и вентиляционные каналы применяются специальные эмиттеры.


Рис. 8. Эмиттер для установки в вентиляционных каналах


Рис. 9. Эмиттеры для установки на окнах и у дверей

Пример инсталляции

zvukovaya-maskirovka-ot-biamp-na-tekhnologiyakh-cambridge-sound-management-10.jpg

Рис. 10. Схема инсталляции системы звуковой маскировки в открытом офисе

Здесь в соответствии с функциональным назначением помещений и необходимостью транслировать фоновую музыку организованы три зоны звуковой маскировки. Круги S1, S2 и S3 обозначают места расположения эмиттеров, относящихся к одной из трех зон. Зона 1 – это открытый офис, зона 3 – ресепшен, где так же транслируется фоновая музыка, а зона 2 – переходная между ресепшен и внутренней частью офиса, поэтому ее выделили в отдельную зону. Уровень маскирующего шума в зоне 2 будет промежуточным между 41 - 45 дБА для зоны ресепшн и 44 - 48 дБА для открытого офиса. Выделение зоны 2 необходимо для того, чтобы при движении из ресепшен во внутреннюю часть офиса уровень маскирующего шума повышался постепенно, а не резким скачком, обеспечивая тем самым незаметность работы системы.

Для того, чтобы создать проект звуковой маскировки, от заказчика необходимо получить следующую информацию:

  • Предпочтения по типу системы. Например, при невозможности по каким-либо причинам использовать эмиттеры на потолке, приходится использовать систему под полом. Тем не менее, все остальные пункты опросника ориентированы на систему прямого поля как самую часто используемую.
  • Высота потолка. Если высота потолков переменная, то нужно получить как можно более подробную информацию или использовать ту высоту, которая превалирует.
  • Тип потолка в здании. Если в здании разные типы потолков, то нужно получить как можно больше информации об этом.
  • Нужна ли фоновая музыка или объявления в каких-либо зонах.
  • К каким типам относятся помещения. Конференционные комнаты, офисные кубиклы, частные офисы, фойе, туалеты.
  • Есть ли сложности с планировкой. Например: открытый потолок с металлическими балками или подвесной потолок красного цвета и требующий красных эмиттеров.

ВАЖНО получить CAD чертежи или PDF в масштабе. В идеале не только поэтажный план, но и схема расстановки мебели.

В скором времени в техническом центре компании AUVIX откроется демонстрационный зал с системой звуковой маскировки Biamp на технологиях Cambridge Sound Management.

Читайте АВ Клуб в Telegram

Источник: www.auvix.ru

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме