Тушите свет, или лампу – в студию!

Тушите свет, или лампу – в студию!

24 декабря 2024

О процессе создания идеального усилителя для студии и насколько вообще для студийного мониторинга актуально ламповое усиление рассказывает Михаил Конторович, руководитель СЦ компании АРИС.

Хотя за последние 15-20 лет большинство элементов студийного тракта скрылись под крышкой системного блока компьютера, есть класс приборов, которых процесс бегства в виртуальное пространство вряд ли коснется. Например, контрольные мониторы. Любой согласится, что и трекинг, и миксинг, и мастеринг – это в первую очередь мониторинг! 

Поэтому выбор подходящих мониторов – важнейшая задача, хотя и нетривиальная: брендов и моделей на рынке такое множество, что переслушать их все невозможно, полагаться на отзывы коллег рискованно – «на звук и свет товарищей нет», к тому же в отличие от компьютерных программ, к громкоговорителям не выпускают обновлений, поэтому если обнаружатся какие-то недостатки, исправлять их вам никто не будет. Слабым утешением может служить то обстоятельство, что суровые маркетинговые ветра сделали модели разных брендов похожими до степени неразличимости. 

Сегодня подавляющее большинство контрольных мониторов являются активными. Это удобно как для пользователя (не надо ломать голову над выбором усилителя), так и для производителя: усилитель спрятан внутри акустической системы, его никто не видит, можно особенно не раскошеливаться. 

Также велик соблазн не заморачиваться особо с линейностью динамиков, резонансами корпуса и прочими изысками, так как требуемые характеристики легко достигаются с помощью DSP-процессора, и практика показывает, что такой DSP-модуль плюс пара недорогих модулей класса D обходятся не в пример дешевле, чем приличный усилитель и тщательно рассчитанный пассивный фильтр с большими катушками индуктивности и конденсаторами. Поэтому дешевые пассивные мониторы вымерли как мамонты, и жалеть об этом некому, поскольку в сегменте low cost основная задача контрольного монитора – контролировать факт наличия сигнала, не более того. 

Впрочем, в остальных сегментах рынка ситуация та же: активные мониторы уверенно доминируют. Наглядное удобство в использовании перевешивает гипотетические недостатки, которые еще неизвестно есть или нет, да и вообще, все так делают, почему нет?

А недостатки есть, и их немало. Это и смазанные фронты из-за недостаточной частоты несущей (по некоторым оценкам, для достоверной передачи звукового диапазона необходима частота ШиМ около 2 Ггц, тогда как лучшие из существующих имеют частоту ШиМ в районе 400 Кгц, а большинство довольствуется 150-200 Кгц), и высокие искажения в области малых уровней сигнала, и неизбежное появление комбинационных частот от ШиМов НЧ- и ВЧ-каналов (автору известны случаи, когда комбинационные помехи попадали в звуковой диапазон, причем конфуз происходил у одного весьма именитого бренда), да и вообще, дополнительный цикл аналого-цифрового, а затем цифро-аналогового преобразования тоже не добавляет радости.

Было бы глупостью сказать, что все активные мониторы звучат плохо, существуют просто великолепные образцы, надолго завоевавшие народную любовь, причем совершенно заслуженно, но узок их круг, страшно далеки они от народа, и купить такие – отдельный квест, особенно по нынешним временам.

Конечно, активные мониторы решили проблему выбора усилителя (а это была ОГРОМНАЯ проблема, достаточно набрать в поисковике «выбор усилителя для NS10», и потока пламенных дискуссий вам хватит, чтобы  скоротать средних размеров отпуск), но решение это явно компромиссное и, хвала богам, устраивает далеко не всех. 

В настоящее время довольно большое количество компаний продолжает выпускать пассивные акустические системы студийного класса и они продолжает пользоваться успехом у профессионалов со всех концов нашей необъятной планеты. Таким образом, проблема выбора усилителя продолжает оставаться в числе актуальных, хотя круг интересующихся заметно сузился.

Мы в компании АРИС, являясь лидерами на рынке дистрибуции профессионального оборудования, по долгу службы (и подолгу) имеем дело с лучшими решениями из области аудиоиндустрии, и однажды решили проявить себя в собственном производстве. 

Начали, разумеется, с усилителей. Причем ламповых, поскольку речь шла о домашних акустических системах, хоть и самого высокого класса. Был создан 10-ваттный усилитель, за ним последовали 30- и 50-ваттные модели. 

С точки зрения лампового усилителестроения, это абсолютно классические пентодные AB-усилители по ультралинейной схеме, без петли общей обратной связи (ООС крайне негативно влияет на звучание, это уже давно не предмет дискуссии, полупроводниковые усилители не могут без нее обойтись из-за опасности самовозбуждения, а ламповые – запросто). 

Некоторые нововведения все же есть: тракт лаконичен донельзя (все мы знаем, что каждый дополнительный каскад усиления это не только полезно, но и вредно), секционирование обмоток выходных трансформаторов сделано по уникальной методике, позволяющей не только максимально равномерно распределить энергию по вторичной обмотке, но и добиться абсолютной симметрии положительной и отрицательной полуволн даже при максимальной мощности, ну и еще несколько схемотехнических решений, которые опустим, дабы не вгонять читателя в сон специфической терминологией.

Если коротко, то обычно конструкторы этого класса усилителей пренебрегают многими параметрами как несущественными, поскольку имеют дело хоть и с высококачественной, но бытовой техникой. Мы же, поскольку всегда существовали в профессиональном аудио, отнеслись ко всем «мелочам» по-привычке внимательно.

Мы подключали к своим усилителям всевозможные громкоговорители и радовались отличному звуку. Однажды так случилось, что к нашему 50-ваттному усилителю были подключены не Hi-Fi акустические системы, а пара старых контрольных мониторов Rogers LS5/9 (выпускались в 80-х годах прошлого века по заказу BBС, когда корпорация решила привести все свои аппаратные к единым стандартам). 

Они стояли у нас довольно давно, пережили не одну студию, поэтому звучание в самых различных сетапах было хорошо знакомо, и никаких сюрпризов не ожидалось. На самом деле, просто надо было проверить ряд параметров усилителя на комплексной нагрузке, а никакой другой пары громкоговорителей рядом не случилось. 

То, что мы услышали, мягко говоря, сильно удивило. Точный, несмазанный верх, ясный, упругий низ, детальная середина – короче, все как мы любим. Обычно «ламповой теплотой» дипломатично называют гармонические искажения в чудовищные 5-10 процентов, возникающие в традиционных «олдскульных» конструкциях, так вот, в этом смысле никакого «лампового тепла» не было и в помине.

Результат был настолько хорош, что не поверив своим ушам, мы помчались к нашим друзьям из Doctor Head, дабы удостовериться. Перепробовав несколько пар пассивных мониторов и различных усилителей в студии на Новом Арбате, мы решили, что господин Фукуяма не вполне прав: конец истории не наступил. По крайней мере, во Всемирной Истории Поиска Того Самого Идеального Усилителя Для Студии появилась новая страница. 

Конечно, сложно полагаться на одно мнение, тем более пристрастное: это ведь наш усилитель, не может же он нам не нравиться! Поэтому мы отдали несколько экземпляров уважаемым людям в индустрии, чтобы услышать неангажированные отзывы. Результатами пока не можем поделиться – мэтры задумчиво отвечают в том смысле, что еще не распробовали и надо послушать еще. 

Предлагаем и вам задуматься о текущем состоянии дел в секции мониторинга вашей студии. Сейчас в линейке имеются модели мощностью 10-, 30- и 50 Вт, а также очаровательный 5-ваттовый малыш в чистом классе А. На подходе также усилитель для наушников (ламповый, конечно). 

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме