От чучела лисы к иммерсивным звуковым пространствам

От чучела лисы к иммерсивным звуковым пространствам

26 декабря 2022

В настоящее время наблюдается устойчивый рост интереса к мультимедийным технологиям со стороны музейного сообщества. Приток посетителей, накопленная за пандемию усталость от виртуальной реальности и солидные объемы финансирования – все это требует новых концепций представления материала, в том числе и технических. Современному человеку уже недостаточно «чучела лисы» в основе экспозиции. Огромное количество мультимедиа, окружающей современного человека в повседневной жизни, интерактивные технологии и яркое представление визуальной части в кино, телевидении и интернете – все это порождает запрос на новые, более интересные, красочные и познавательные способы представления музейного материала.

О росте спроса со стороны музейного сообщества и новых технологиях, которые сегодня интеграторы могут предложить в этой нише мы побеседовали с представителями компании DiGiS, ведущего интегратора в этой области, руководителем направления по развитию бизнеса Андреем Соломиным и руководителем отдела профессиональных акустических решений Иваном Фефеловым

- Коллеги, что на ваш взгляд сегодня происходит в области музейного оснащения? Видите ли вы рост числа запросов? 

Андрей Соломин: Да, со своей стороны я могу подтвердить рост интереса. Число запросов на оснащение музеев достаточно большое и оно постоянно растет. Для нас эта ниша не является основной, но работать в ней очень интересно. 

- Что интересного происходит в этой нише с точки зрения технологий? Чем она интересна для вашей компании? 

Андрей Соломин: Такие проекты интересным нам не столько коммерчески, сколько с точки зрения профессионального вызова. Тут всегда очень интересные концепции и нестандартные решения. Наши технические специалисты работают в таких проектах с большим энтузиазмом, потому что они дают возможность подтянуть уровень, опробовать возможности и поработать над взаимодействием с музейным сообществом. Одним словом это не самая простая, но очень креативная ниша, которая часто требует сложных технических решений. Например, проект оснащения музея Океанрыбфлота (об этом проекте АВ клуб писал ранее прим. ред.) стал для нас не только весомой страницей портфолио, но и ценным опытом как с точки зрения применения различных технологий, так и с точки зрения взаимодействия с музейным сообществом. 

- В последнее время на рынке появилось достаточно много проекционных, световых и звуковых решений, которые могли бы в корне изменить вид современного музея. В то же время, музейное сообщество известно своей консервативностью. Как вы выстраиваете взаимодействие? Как видите роль интегратора в деле продвижения новых технологий в этой области? 

Андрей Соломин: Мы придерживаемся точки зрения, что мы всего лишь узкоспециализированный подрядчик по реализации мультимедийных решений. Мы считаем, что интегратор не может и не должен подменять собой полноценную команду музейных проектировщиков. Технология – это инструмент. Его мы и предлагаем в совокупности с нашим опытом в реализации таких проектов. А непосредственно технологию мы видим как инструмент для украшения тех исторических предметов, артефактов, которые и является основой музейной экспозиции. И ни в коем случае одно не должно подменять другое. Наша задача сделать все очень аккуратно, вписать мультимедиа в общую концепцию так, чтобы это выглядело органично, усиливало эффект от знакомства с артефактом. Нам всегда очень интересно работать в проектной команде, но мы всегда четко очерчиваем свой круг задач. 

- С одной стороны да, артефакт в музее неприкасаем, на нем чаще всего так и пишут: «не прикасаться». С другой – есть целый ряд современных технологий, узнать о возможностях которых без участия именно технической экспертизы едва ли невозможно. Например, системы интерактивного, иммерсивного звучания, которые все чаще находят применение в музейной среде. Есть в вашем портфолио такие проекты? 

Иван Фефелов: Спасибо за вопрос. Действительно часто бывает так, что мы не можем трогать артефакты, мы не можем трогать архитектуру, мы не можем трогать интерьер… Но всегда остается возможность и в таких условиях сделать что-то интересное. Однако, прежде чем мы перейдем к конкретике, я бы хотел внести некоторую ясность в определения и понятия. Все же интерактив подразумевает некую реакцию предмета показа на действия посетителя. А вот иммерсивная среда – это погружение, вовлечение зрителя в процесс демонстрации на более глубоком уровне. И сейчас мы работаем над одним таким проектом. По понятным причинам я не могу его называть. У команды, которая управляет зданием 19 века, появилась идея: погрузить посетителей в атмосферу бала. У такой задачи есть всего два варианта решения: первое – нанять актеров, которые будут танцевать вальс для каждой группы посетителей, или воспроизвести музыку и шумовой фон такого бала через систему звукоусиления, воссоздать атмосферу бала средствами иммерсивной звуковой системы. Второй вариант, разумеется, оказался предпочтительнее, поскольку задействовать группу актеров каждый раз, когда в зал приходят посетители, едва ли возможно.

Мы предложили применить в этом проекте иммерсивную аудиосистему, которая могла бы погрузить посетителей в звуковую среду такого события. То есть, средствами акустики, электроакустики и немного психоакустики мы решили заставить зрителя обмануться и почувствовать себя, словно он является участником этого бала. Мы окружили его звуками танцующих пар, шороха платьев, стуком каблуков, музыкой и другими звуковыми артефактами той эпохи. То есть, создали своеобразных вальсирующих призраков, не зримых, но слышимых совершенно отчетливо. 

Реализовать этот замысел нам помогает система d & b Soundscape. Эта система удовлетворяет, по большей части, запросы театрального и концертного рынков, но сейчас находит применение и в целом ряде новых направлений, например, в музеях.

Реализация подобных идей происходит путем матричного расположения громкоговорителей, далее система d & b Soundscape, а именно, управляющий процессор, позволяет нам перемещать звуковые образы по площади всего зала, погружая посетителей в звуковую среду бала. В системе используется значительное количество громкоговорителей, для каждого из которых центральный процессор создает свой микс сигналов, с отдельным значением задержки и уровня громкости и, таким образом, все это количество громкоговорителей растворяется в едином звуковом поле так, словно никаких динамиков там нет и вовсе. Вместо этого мы получаем четкое ощущение того, что звук шагов, нота инструмента или голос вокалиста берет свое начало в конкретной точке пространства. При этом средства d & b Soundscape позволяют нам управлять этими звуковыми образами в режиме реального времени. И если к этим звуковым образам, нашим вальсирующим призрачным парам, добавить специальный световой, тепловой и даже ароматический режимы, мы получаем возможность создать у зрителя полное впечатление присутствия в этом историческом моменте. 

Но это еще не все. Система d & b Soundscape позволяет не только перемещать в пространстве звуковые образы, но и моделировать акустику конкретного помещения. Например, в конкретно взятой комнате при помощи модуля En-Space мы можем воссоздать акустику, например, Венского Концертхауса или другого концертного зала. В данном проекте нам это не потребовалось, но мы используем такую функцию в нашем шоу-руме, куда приглашаем всех желающих. 

Резюмируя скажу, что современные технологии позволяют не только «подсветить» или «подзвучить» артефакт, но и создать атмосферу полного погружения в контекст, что само по себе может стать «артефактом» и средством создания новых впечатлений, которые зрители унесут с собой после посещения музея. Наша компания имеет опыт разработки как интерактивных, так и иммерсивных решений, и мы с радостью готовы поделиться ими со всеми желающими, но преимущественно в технологическом аспекте, не затрагивая столь интересные, яркие и красочные творческие и идеологические составляющие. 

- Полагаю, что наличие такого шоу-рума, где работу d & b Soundscape можно испытать на себе – это важное подспорье в продвижении таких технологий, ведь иммерсивный звук это вещь, которую не объяснишь на пальцах и не представишь средствами PowerPoint. 

Иван Фефелов: Совершенно верно. Нам всегда очень интересно наблюдать за людьми творческих профессий, когда они попадают в наш шоу-рум. Знакомство с возможностями d & b Soundscape часто вызывают у них прилив идей и вдохновения. Это действительно очень творческий инструмент. 

- Очень интересный кейс, спасибо большое. Сегодня можно сказать, что иммерсивный звук уже пошел в театры. А вот в музейном пространстве таких проектов пока или вовсе нет или очень мало. 

Иван Фефелов: Кстати сказать, музеи, концертные и театральные залы – это далеко не все, где иммерсивный звук может найти применение. В портфолио d & b есть и такой кейс: фитнесс центр 1Rebel в Лондоне, где иммерсивные звуковые и проекционные технологии позволяют посетителям, тренирующимся на велотренажерах, почувствовать себя, словно они несутся на велосипедах по горным дорожкам, услышать шум ветра, ощутит «звук скорости». Это тоже очень интересный проект, ведь мы говорим о коммерческом использовании звуковых технологий, а такой подход позволяет сформулировать совершенно четкое уникальное торговое предложение, выделить объект в числе других, увеличить число посетителей и таким образом повысить доходность. 

- Отличный пример. Думаю это справедливо как и для музейной среды, так и для других объектов, где иммерсивные технологии могут повысить интерес публики и увеличить трафик посетителей. Спасибо большой за интересное изложение непростой темы. Ждем реализации ваших проектов.

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме