Лучший музейный проект Чехии по версии премии Gloria musaealis

Лучший музейный проект Чехии по версии премии Gloria musaealis

22 декабря 2023
  • Интегратор: AV Media
  • Заказчик: Военно-исторический институт Праги
  • Место: помещения музея
  • Страна, город: Чехия, Прага

Исходные данные

Военно-исторический институт Праги открыл после четырехлетней реконструкции Музей армии Жижкова, в три раза увеличив его экспозицию. Обновленный музей занимает четыре этажа, на которых расположены 11 залов суммарной площадью 5000 м2, где представлено более 7500 экспонатов. Экспозиция подчинена хронологическому повествованию, разделена на семь исторических разделов, охватывающих все периоды от XIII века до наших дней, и включает артефакты, документы, фотографии и короткометражные фильмы. Объединить их в единую историю помогают современные мультимедийные технологии.

Для проектирования и технического оснащения к проекту на ранних стадиях был привлечен интегратор AV Media, имеющий большой опыт в создании музеев под ключ, начиная от разработки концепции и заканчивая запуском объекта в работу. Изначально у кураторов был довольно консервативный подход к формированию экспозиции, но интегратор убедил их добавить контент, основанный на сюжетах, включить интерактивные элементы и использовать мультимедиа для рассказа историй. Результат высоко оценили как заказчик, так и национальный конкурс Gloria musaealis, выбравший Музей армии Жижкова лучшим в категории «Музейное достижение года».

Реализация проекта

Ключевой технологией, используемой при создании экспозиции, стал проекционный мэппинг. В музее есть как стандартные экраны, так и необычные методы проецирования, например, мультипроекторные инсталляции, где несколько экранов сшивается в единое полотно размером 12 х 1 м, органично интегрированное в интерьер, или изображениями покрываются различные физические объекты и артефакты, чтобы сделать их более «живыми». Из оборудования в проекте задействованы проекторы Panasonic со стандартными объективами и ультракороткофокусные модели брендов Optoma и Epson.

Помимо видемэппинга, в музее широко применяются сенсорные дисплеи, на базе которых реализованы викторины, головоломки и интерактивные игры. Это классические модели ELO 1002 и безрамочные ELO 2294 и 3243L, интегрированные в различные элементы экспозиции. Контент на них локально воспроизводят медиаплееры Brightsign HD224. В ряде мест за счет интеграции с общей системой автоматизации с сенсорных дисплеев также могут быть запущены сценарии управления освещением, что позволяет, скажем, дополнительно подсвечивать физические объекты в тот момент, когда информация про них выводится на экране.

В состав системы звукоусиления объекта вошли 247 полнодиапазонных подвесных потолочных громкоговорителей JBL Control 64P/T, 106 двухполосных настенных громкоговорителей JBL Control 25-1 и 50 усилителей Panphonics AA-160 Basic. Подвесные акустические системы покрывают все пространство музея, а настенные используются для вывода звукового сопровождения около экспонатов.

К зонированию аудиосистемы интегратор подошел нестандартно. Вместо классических зон с локальным воспроизведением контента в проекте используются так называемые слои. Есть точки, где звуки, чтобы соответствовать повествованию, локализованы в четко определенной области, но при этом их могут дополнять доносящиеся с разных сторон фоновые звуки – стрельба, пролетающие в небе самолеты и прочее. Они не отвлекают от просмотра основной сюжетной линии, являясь также элементом экспозиции, помогающим добиться более глубокого погружения в происходящее.

Для запуска сценариев по всему музею активно применяются IOT-датчики и камеры слежения, определяющие местоположение посетителей. Наиболее наглядно их работа видна в зоне Первой мировой войны, где посетителям предлагает пройти по физической траншее через имитацию поля боя в окружении взрывов, дыма, световых и звуковых эффектов, автоматически активизирующихся при их приближении. Довершают впечатление периодически появляющиеся призрачные фигуры офицеров с картами, реализованные с помощью техники «Призрак Пеппера» (комбинация стекла из плексигласа и установленного за ним дисплея).

Система автоматизации была построена интегратором на основе системы управления CUE и собственной операционной системы V-PASS, разрабатываемой AV-Media уже более 10 лет. В ней есть функции интеллектуального мониторинга, способные самостоятельно производить диагностику работоспособности и уведомлять о возникающих проблемах диспетчера, что не требует регулярного присутствия на объекте специалистов, и удобный пользовательский интерфейс, через который сотрудники музея могут легко и наглядно обновлять цифровые описания, викторины и визуальный контент. Довершает все это несколько преднастроенных режимов работы: «стандартная экспозиция», «специальное мероприятие», «генеральная уборка» и «ожидание».

Чтобы посетителям было удобнее следить за сюжетной линией, по всему объекту предусмотрены QR-коды. Для получения дополнительной информации достаточно просто считать код с персонального смартфона.

Отзыв интегратора

Комментирует Виктор Пласс, старший консультант по продажам в AV Media:

«Мы присоединились к этому проекту на начальном этапе, после того, как к нам обратились архитекторы, у которых были проблемы с разработкой концепции с мультимедийной составляющей. Наше участие существенно изменило экспозицию, сделав ее более ориентированной на посетителей. Для реализации мэппинга на больших площадях мы применили проекторы Panasonic, в малых помещениях – УКФ-проекторы Optoma с Epson. Использование в качестве источников контента медиаплееров, в отличие от компьютеров не имеющих внутри движущих частей и предназначенных для эксплуатации в режиме 24/7, по нашему мнению, помогает сделать инсталляцию более надежной. Звук – это отдельная тема. Мы потратили много сил и времени на программирование большого количества сливающихся в единых звуковой фон слоев, но зато смогли реализовать органичное аудиосопровождение, делающее проект по-своему уникальным».
Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме