«Лектории – это зачастую акустически неподготовленные помещения»

«Лектории – это зачастую акустически неподготовленные помещения»

19 июня 2023
Дмитрий Нестеров Продакт-менеджер Profdisplay

На майской онлайн-встрече «Технологии нашего времени: оснащение ВУЗов» мы побеседовали с Дмитрием Нестеровым, продакт-менеджером в компании Profdisplay, об особенностях озвучивания учебных помещений различного назначения, о преимуществах применения в аудиториях звуковых колонн и продукции, предлагаемой для образовательных учреждений брендом LAX.
 
-Дмитрий, вы работаете в Profdisplay, но представляете звуковой бренд. Как так получилось и какой у вас в этой сфере бэкграунд?

Последние 12 лет я занимаюсь исключительно звуком, а так как Profdisplay дистрибутирует сейчас один очень классный китайский аудиобренд LAX, то ей нужен был специалист, который бы хорошо разбирался в звуковом оборудовании. До начала этого сотрудничества я работал концертным звукорежиссером, был звукорежиссером на соревнованиях Чемпионата мира по футболу 2018 года, проводимых на стадионе «Самара-Арена», руководил небольшой прокатной компанией, специализирующейся на звуковых решениях, и так далее.

-Какие особенности озвучивания учебных помещений вы, как профессиональный звукорежиссер, можете отметить? И чем такие помещения, на ваш взгляд, отличаются от других типов?

Лектории, если мы говорим о больших залах – это часто акустически неподготовленные помещения, где мы не можем для улучшения звука заглушить отражающие поверхности специальными материалами. При этом основной контент на лекциях – это речь, для разборчивости которой имеет значение длительность реверберации. Если реверберация длинная, то прямое звуковое поле будет теряться в смешанном, и мы можем потерять важные слова преподавателя. 

-Снижение разборчивости приводит к утомляемости, а так как учебный день длится долго, то, в отличие от того же концерта, где слушателям необходимо выдержать всего часа полтора-два, студенты вынуждены целыми днями терпеть некорректную работу системы звукоусиления, что снижает их внимательность, приводит к тому, что информация хуже усваивается. Что можно сделать, чтобы повысить разборчивость речи в неподготовленном гулком помещении?

Если переходить в плоскость акустических систем, то ключевое значение приобретают диаграмма направленности, достаточный уровень звукового давления и правильное расположение самих громкоговорителей. Мы можем построить в аудитории не только стереосистему, но и какую-то распределенную конфигурацию. Например, в большой аудитории не лишним будет разместить ближе к дальним рядам дилэи. Важна здесь и частотная характеристика громкоговорителей. Идеально запросы таких помещений как по частотной характеристике, так и по диаграмме направленности удовлетворяют звуковые колонны компании LAX.

-Чем известен этот бренд?

LAX уже 30 лет самостоятельно разрабатывает и производит разнообразные виды звукового оборудования, используя для этого европейские технологии, которые она получила в результате сотрудничества с ведущими технологическими компаниями. На территории ее предприятия есть безэховая камера, испытательные стенды для акустических систем, химические лаборатории. Все это позволяет создавать конкурентоспособные продукты практически с нуля. 

Еще одна фишка LAX в том, что она спускает свой опыт производства громкоговорителей маленького формата с больших систем. Первоначально компания была сосредоточена на выпуске линейных массивов, которые использовались, например, на главном спортивном объекте Олимпиады 2008 года в Пекине. Суммарно на стадионе «Птичье гнездо» и еще четырех олимпийских объектах было установлено 236 линейных массивов бренда. 

-Если говорить об учебных помещениях, то чем звуковые колонны превосходят, скажем, точечные источники?

Звуковая колонна – это компактный линейный массив из небольших динамиков. А маленькие динамики, как известно техническим специалистам, не такие инертные, как большие, поэтому точно воспроизводят средние и высокие частоты, то есть, дают хорошую атаку, что важно для разборчивости речи. 

Как правило, колонны у LAX пассивные и питаются от усилителя встроенного в сабвуфер. Например, модель PTL212BA представляет собой системообразующий сабвуфер с двумя очень мощными усилителями и DSP-модулем, помогающим тонко настроить акустическую систему, оптимизировав ее под определенный зал. Для этого производитель предлагает собственное программное обеспечение LAXCON, где можно избавиться от стоячих волн, вырезав лишние частоты, которые мешают слушать лектора, и решить другие задачи. 

Поддерживается и работа с пресетами, благодаря чему инженер интегратора может сохранить необходимые конфигурации для конкретных помещений и система звукоусиления будет Plug and play – включили, и она работает, хорошо воспроизводя частоты речевого диапазона. Для выбора пресетов предусмотрен USB-порт – подключаемся, выбираем и все готово. 

-Помимо этого, звуковые колонны еще и компактные.

Да, все верно. Это негромоздкая акустическая система, имеющая, в зависимости от модели, порядка одного-двух десятков сантиметров в ширину, что позволяет аккуратно расположить ее в нише.

-У какой звуковой колонны LAX самая узкая диаграмма направленности, и можно ли ее использовать без сабвуфера?

Самая узкая диаграмма направленности по вертикали у модели PTL-604. По горизонтали она самая широкая. Поскольку различные модели звуковых колонн имеют разную характеристику направленности, мы можем легко подобрать подходящий вариант под конкретный зал, учитывая его ширину, высоту, предусмотрен ли в нем амфитеатр или помещение плоское.
 
Что касается сабвуфера, то он является системообразующим, но не неотъемлемым компонентом акустической системы. Поэтому, в принципе, ничего не мешает использовать любые другие усилители и DSP-процессоры. 

-Можно ли менять наклон горизонтальной диаграммы направленности колонн?

Звуковые колонны не имеют управляемого элемента, поэтому наклон непосредственно в них поменять не получится, но с помощью риггинга это сделать можно. Для этого надо отдельно заказать специальные крепления, чтобы изменить наклон самой акустической системы.

-Студенческая жизнь – это не только учеба. Есть еще КВНы, различные музыкальные и творческие конкурсы. Разумеется, все это тоже не может происходить без звукоусиления. Что вы можете предложить здесь? 

Этой весной я принимал участие в качестве звукорежиссера в гала-концерте Самарского железнодорожного университета и могу сказать, что шоу, где есть четкое ТЗ, сложные номера, требующие большого количества радиомикрофонов, мощной системы звукоусиления и мониторинга, в том числе на сцене – это не игрушечное дело. Естественно, у компании LAX есть что предложить и для этой задачи. 

В первую очередь это, конечно, линейные массивы – основная специализация бренда. Они представлены в широком ассортименте, начиная от самых больших и заканчивая компактными, что позволяет легко подобрать подходящую конфигурацию под любой зал. Продукты вендора сопровождаются GLL-фалами, давая возможность производить акустический расчет в программном обеспечении EASE. Мы самостоятельно делаем предварительный расчет, чтобы посмотреть, какая система лучше подойдет, хватит ли ее мощности и выдать красивые картинки с покрытием заказчику. Если это какой-то большой и сложный проект, то подключаются инженеры производителя.

Для небольших актовых залов подойдут даже звуковые колонны. Например модель PTL-5 – это очень мощная полнодиапазонная система, с помощью которой можно решить множество различных задач по озвучиванию.

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме