Мультимедиа для краеведческих музеев или «уберите чучело лисы»

Мультимедиа для краеведческих музеев или «уберите чучело лисы»

17 ноября 2022

В прошлом году Музей Москвы к 100-летию краеведения в России провел конференцию «Музей в городе — город в музее» и выставку «Уберите чучело лисы». Об истории развития краеведческих музеев в стране, текущей ситуации с их оснащением и формированием экспозиции, а также перспективах развития направления рассказывает Ирина Смирнова. 

Ирина Смирнова

В рамках нового спецпроекта «Мультимедиа в музеях» АВ Клуб публикует цикл статей авторства Ирины Смирновой, члена Совета по цифровому развитию музеев ИКОМ России и эксперта по мультимедиа-решениям, которые призваны познакомить с особенностями и потенциалом использования мультимедийных технологий при создании музейных экспозиций.

Как все начиналось

Почти 100 лет тому назад в 1921 году была проведена первая Всероссийская конференция научных обществ по изучению местного края при Российской академии наук. Именно тогда появилось понятие «краеведение», которое позднее стало частью государственной политики СССР и основой для развития краеведческих музеев страны. Были разработаны инструкции по сбору материалов и составлению коллекций, в которых обязательно должны были быть отражены флора и фауна, история и культура, а также социалистическое строительство региона.

В советское время почти в каждом городе СССР был создан свой краеведческий музей, но с течением времени, из-за похожести экспозиций и отсутствия обновлений они все меньше и меньше привлекали внимание посетителей. В современной России насчитывается более полутора тысяч краеведческих музеев. По ряду причин, в том числе и финансовых, в большинстве из них морально устаревшие экспозиции, с чучелами животных, бумажными картами и плакатами на стенах, археологическими находками в старых витринах и другими экспонатами, не отвечающими запросам современного посетителя. Такие музеи вряд ли вызывают гордость у жителей за свою малую родину, и они не станут стимулом развития внутреннего туризма, в увеличении которого заинтересованы регионы. 

Что мы имеем сегодня

Музей Москвы в декабре 2021 года к 100-летию краеведения в России провел конференцию «Музей в городе — город в музее», на которой представители музеев обсудили состояние дел в краеведческих музеях, какими должны быть в них, по каким принципам должна строится его экспозиция. Одновременно была открыта выставка «Уберите чучело лисы», представившая воображаемый краеведческий музей Москвы, созданный по рекомендациям столетней давности. Организаторы назвали свою экспозицию выставка-деконструкция, деконструция подразумевает «понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст».

Тема получила развитие — о том каким должен стать современный краеведческий музей после разрушения стереотипов говорили музейщики всей страны на целом ряде конференций. Правительство страны, понимая важность модернизации региональных музеев, объявило о готовности направлять на эти цели средства. По словам министра культуры России Ольги Любимовой, в нацпроекте «Культура» средства на переоснащение краеведческих музеев были выделены отдельной строкой. Всего на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных краеведческих музеев с 2022 по 2024 года будет направлено около 4,5 млрд рублей. 

Готовы помогать музеям и местные власти. Так в Туле при поддержке губернатора был построен современный музейный квартал, ставший центром притяжения для туристов и жителей региона. Обновленные экспозиции и достопримечательности сделали популярным направлением путешествий Татарстан и Дагестан. Поддерживают культурные институции и представители бизнеса — эндаумент фонды успешно работают как в частных, так и в федеральных музеях. 

Что нам мешает

Однако, несмотря на разные возможности финансирования, заявок от региональных музеев пока не много. Проблема не в том, что музеи не понимают необходимости модернизации или не хотят изменяться. Для получения средств на реконструкцию нужен грамотно составленный проект, план работ, рассчитанный бюджет. Но для большинства региональных музеев эта задача слишком сложна. Кадровый голод, недостаток обучающих курсов для музейщиков, сложности с удержанием IT-специалистов не способствуют инициативе на местах. Институты с музееведческими факультетами, Центры повышения квалификации готовят специалистов, которые ориентируются в цифровых технологиях, знакомы с практикой проектирования, но их явно недостаточно. 

Проведенное Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) в 2020 году исследование о влиянии цифровых технологий на работу музейных сотрудников и представленное на фестивале «Интермузей», выявило серьезные потребности в повышении компетенций сотрудников и в оснащении российских музеев. Созданная по результатам исследования онлайн Школа цифрового развития музеев, обучение в которой прошли более 1000 специалистов из разных регионов страны, стала каплей в море.

Куда двигаться дальше

В поддержку музеям Минкульт разработал «Модельный стандарт для краеведческих музеев», который подразумевает помимо расширения площадей, компьютеризацию, современный экспозиционный дизайн, активный маркетинг и другие формы работы, апробированные на столичных музеях и рекомендованные для музеев региональных. Однако, ни один стандарт не может рекомендовать какими средствами визуализации представить в экспозиции местные музейные материалы, важные факты о городе, лучшие истории людей и предприятий. Технологии быстро развиваются, появляются новые решения, следить за которыми неспециалисту сложно.

Помочь в формировании концепций цифрового развития и музейных проектов мог бы региональный бизнес, нацеленный на дальнейшую работу с музеями и выставочными центрами. Важно чтобы сотрудники этих компаний не только хорошо ориентировались в технологиях, но и любили, и знали историю своих мест. А еще понимали музейную специфику, типологию мультимедийных инсталляций. Чтобы это сотрудничество не сводилось к желанию насытить экспозицию проекторами, дисплеями, компьютерами и плеерами, но было обусловлено пониманием целесообразности их использования в зависимости от содержания экспозиции и способа взаимодействия с посетителем. 

Полезным дополнением к этим знаниям будет «насмотренность» — посещение и анализ экспозиций лучших музеев России, активно использующих мультимедийные инсталляции. Тем более, что таких примеров много в музеях исторического, этнографического и краеведческого типа. Экспозиции Исторического музея, Музея военной формы Российского военно-исторического общества, Дарвиновского музея, Еврейского музея и Центра толерантности, Музея бронетанковой техники в Прохоровке, Тульского государственного музея оружия, Донского военно-исторического музея, Дома-музея Ростроповичей в Оренбурге, Музея природы и человека Ханты-Мансийска, экспозиции «Города по имени Находка» и многих других могут вдохновить и помочь выбрать оптимальные мультимедиа решения для включения в экспозицию.

И тогда в регионах России появятся музеи, которые самобытно, на современном экспозиционном языке, без привычных штампов, вроде чучела лисы или нескольких однотипных интерактивных киосков, рассказывают о родной земле.

Приглашаем 13 декабря все региональные компании, работающие с музеями и заинтересованные в обучении и обмене опытом, на онлайн-митап с участием Ирины Смирновой, где пройдет обсуждение идей для мультимедийных инсталляций, рассмотрение типовых ошибок и способов их преодоления. Участие платное, по регистрации.

 

Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме