Системы домашних кинотеатров: история и разбор состава

Системы домашних кинотеатров: история и разбор состава

29 июля 2015

Лет сто назад классик марксизма утверждал, что с учетом образовательного уровня нашего народа, важнейшими из искусств для нас являются кинематограф и цирк.

Если домашний цирк и безо всяких технических ухищрений многие могут наблюдать ежедневно, то домашний кинотеатр до недавнего времени был представлен лишь радиоприемниками (вспомним «театр у микрофона»), да обычными телевизорами. Причем влияние телевидения было и остается столь мощным фактором воздействия на умы населения, что одно время шли разговоры о грядущем полном отмирании «классического» кинотеатра, с его зрительным залом и жужжащим кинопроектором. Действительно, зачем тратить время на поездку в кинотеатр, да еще платить за билет, когда можно смотреть кино, не вставая с любимого дивана? Тем более, что с приходом в мир домашних видеомагнитофонов и DVD-проигрывателей программу для просмотра каждый может выбирать по собственному вкусу.

Кинопрокатчики напряглись и переломили эту неприятную для них ситуацию. Качество и размеры телевизионной картинки, не говоря уже о картине звуковой, всегда серьезно отставали от «настоящего» кино. Засилье на эфирном (бесплатном) телевидении рекламы и туповатых «рейтинговых» передач также внесли свою лепту. И, наконец, после внедрения радикальных новшеств: многоканального «окружающего» звука в сочетании с дополнительным ростом качества картинки народ вновь пошел в кино. Сегодня кинотеатры превратились в настоящие центры развлечений для всей семьи.

Как же быть тем, кто все же предпочитает отдыхать на диване – по складу характера, по недостатку времени, по нежеланию зависеть от текущего репертуара кинотеатров, по всяким иным причинам? Сбалансировать расклад помогают т.н. домашние кинотеатры – аудио/видео системы, позволяющие в значительной мере принести в домашнюю обстановку достижения «большого» кинематографа.

Три составные части

Домашний кинотеатр «вырос» из двух, давно ставших привычными, составляющих: телевизора и бытовой музыкальной стереосистемы. Эти компоненты расширились и осовременились, и к ним добавился важнейший элемент – источник видеопрограмм.

Сегодня домашний кинотеатр – это система с полноэкранным видеоизображением и многоканальным звуком, состоящая из отдельных компонент, обеспечивающих воспроизведения изображения и звука.

В стандартный комплект домашнего кинотеатра входят:

  • Устройство видеоизображения (телевизор, ЖК панель, плазменная панель или проектор с экраном);
  • DVD-проигрыватель;
  • AV-ресивер и акустический комплект.

Источники видеопрограмм

Первым шагом к появлению домашних кинотеатров явилось внедрение домашних видеомагнитофонов. Первые магнитофоны (самый популярный тип – VHS) имели невысокое качество картинки (вдвое хуже, чем эфирное ТВ) и звука (по качеству близкого к средневолновому радиоприемнику).

Шагом вперед явились видеомагнитофоны класса Super-VHS с улучшенной картинкой и стереозвуком качества Hi-Fi. Однако их появление уже запоздало, т.к. вскоре появились принципиально новые носители видеопрограмм.

Еще в конце 1970-х годов появились первые диски формата Laserdisc, у которых и качество картинки и, что существенно, качество звука было выведено на новый (по тем временам) уровень, причем такие диски позволяли записывать и цифровой, и многоканальный звук. Большие (диаметром 30 см), хрупкие и дорогие диски, на одной стороне которых умещалось не более 60 минут видео, были неудобными, поскольку на каждый фильм требовалось по два диска, которые приходилось менять вручную. Тем не менее, они снискали определенную популярность в США и Японии, но массового распространения все-таки не получили. Последний лазерный диск был выпущен в 2000 году, так что их историю можно считать завершенной.

К концу 80-х годов прошлого века появились новые носители для аудио – компакт-диски (CD/DA, Compact Disc Digital Audio), и на их основе с 1992 года стали выпускать и видеодиски формата VideoCD. На них видеопрограмма записывалась в формате MPEG-1 с весьма невысоким качеством (примерно как в магнитофоне VHS, разрешение картинки 352х288) и со стереозвуком. Кроме того, на таком диске могло быть записано несложное меню, создающее дополнительные удобства для пользователей. Главное, они были чрезвычайно дешевы в производстве. Впрочем, и VideoCD не суждено было произвести революцию в домашнем кино.

Революция началась с внедрением (после 1995 года) дисков формата DVD. При мизерной себестоимости изготовления (фактически как для CD) на эти диски можно записать в 5-10 раз больше данных, чем на CD а, значит, пропорционально можно поднять и качество записи видеопрограмм и звука, разместив, к тому же, весь фильм на одном диске. Кодирование MPEG-2, улучшенные меню и настройки для дисков, широкий выбор форматов аудиодорожек, субтитры и другие удобства позволили переломить массовые представления о домашнем видеопросмотре, как о чем-то второсортном.

Современные проигрыватели DVD способны воспроизводить диски во всевозможных форматах вроде MP3, MPEG-4, DivX, Xvid, WMV и др., а цены на массовые модели упали уже до 40-70 долларов. Именно DVD-проигрыватель стал основной современного домашнего кинотеатра.

sistemy-domashnikh-kinoteatrov-1.jpg
Рис. 1. Пример DVD-проигрывателя

Разумеется, проигрыватель – не единственный источник современных видеопрограмм. Эфирное телевидение, особенно спутниковое или кабельное, формата DVB (или ATSC в США), также использует кодирование MPEG-2 и может сопровождаться многоканальным аудио. Другие источники, такие как видеомагнитофоны, компьютеры (и грядущее Интернет-вещание) также вносят свою лепту.

Новейшие форматы лазерных дисков HD DVD и Blu-Ray Disc имеют еще почти на порядок большую емкость и обещают получение в домашних условиях изображения высокой четкости (High Definition TV, телевидение высокой четкости, ТВЧ), а также значительно улучшенного по качеству звукового сопровождения. Для их внедрения не хватает малости – видеопрограмм, подготовленных в формате ТВЧ, массового распространения новых проигрывателей, новых дисплеев высокой четкости и удешевления дисков до уровня современных DVD. По некоторым прогнозам, чтобы преодолеть указанные трудности понадобится несколько лет, тем более что качества современных DVD хватает подавляющему большинству зрителей.

Звук

От DVD-проигрывателя можно получить высококачественную звуковую дорожку, причем не только в привычном стереофоническом формате, но и в многоканальном, типа «звук вокруг».

Стереофоническая аудиозапись предполагает, что слушатель использует 2 акустические системы («колонки») или стереонаушники. При этом перед ним создается звуковая панорама, и все звуки позиционируются ухом слушателя внутри ограниченного сектора между колонками, на рис.2 обозначенного красным.

sistemy-domashnikh-kinoteatrov-2.jpg
Рис. 2. Стереопанорама

Хорошо записанный стереозвук уже производит большое впечатление, и некоторые простые домашние системы ограничиваются только стереоакустикой1. Любой DVD-диск по стандарту должен содержать звуковую дорожку в стереоварианте, и любой DVD-проигрыватель должен иметь обычный, стереофонический выход. Такой звук обычно записывается в несжатом виде, без потерь, и по качеству воспроизведения уступает только новейшим форматам записи типа DVD-Audio и Super Audio CD.

Попытки расширить звуковую панораму до полного охвата ею слушателя предпринимались давно, начиная с квадрафонических систем 1970-х годов. Однако только к 1990-м годам технологии, а также музыкальная и киноиндустрия «созрели» до окружающего звука. Причем в наши дома эти технологии пришли именно из «большого» кинотеатра.

Лидером в разработке этих технологий явилась компания Dolby Laboratries, Inc. Одна из ранних систем, Dolby Stereo®, фактически добавляла к стереосистеме третий, тыловой канал окружения. Домашний вариант этой системы (1982 г.) получил название Dolby Surround®. Улучшенный вариант Dolby Pro Logic® (1987 г.) имел уже 4 громкоговорителя (в т.ч. центральный и тыловой).

Программы для системы Dolby Pro Logic® кодируются в обычной стереодорожке, и какие-либо цифровые методы обработки для нее не нужны. Эффект окружения также значительно уступает более современным системам. Для DVD кодирование Dolby Pro Logic® используется очень редко.

sistemy-domashnikh-kinoteatrov-3.jpg
Рис. 3. Расстановка громкоговорителей в системе Dolby Pro Logic®

Кинематографисты, пытаясь сделать звук в зрительном зале более внушительным, ввели в систему дополнительный элемент – т.н. «сабвуфер». Сабвуфер (subwoofer) – специальный, обычно очень мощный громкоговоритель, на который подаются только низкочастотные звуки, специально записанные в особом звуковом канале – канале НЧ-эффектов (LFE, lowfrequency effects). Раскаты грома, выстрелы из пушки, обвалы в горах зазвучали ошеломляюще, сотрясая слушателя «изнутри». Такой канал появился в системе DTS (Digital Theater Systems, компания DTS, Inc.), опробованной в 1993 г. в фильме «Парк Юрского периода». В этой системе использовалось всего 6 каналов, которые принято обозначать «5.1» (т.е. 5 полновесных каналов и один низкочастотный):

  • Левый и правый фронтальные;
  • Центральный;
  • Левый и правый окружения;
  • Сабвуфер (канал низкочастотных эффектов).

sistemy-domashnikh-kinoteatrov-4.jpg
Рис. 4. Расстановка громкоговорителей в системе DTS® и Dolby Digital (AC-3)®

Аналогичные возможности имеет и широко распространенная система Dolby Digital® (также известная под названием AC-3, Adaptive Transform Coder 3). Эта система была впервые опробована на премьере фильма «Бэтмен возвращается» (1992 год).

Обе многоканальные системы, изначально использовавшиеся в больших кинотеатрах, были адаптированы и для применения в домашних условиях.

Для декодирования аудио, записанного в форматах DTS и Dolby Digital®, требуются специальные цифровые декодеры2. Такие декодеры встраиваются либо в DVD-проигрыватели (или ТВ-тюнеры для приема DVB-телевидения), либо в усилители или AV-ресиверы.

sistemy-domashnikh-kinoteatrov-5.jpg
Рис. 5. Логотипы систем DTS® и Dolby Digital®

Система Dolby Digital® является стандартом для DVD-дисков и для цифрового ТВ-вещания. Она допускает и другие варианты многоканальности, от монофонических до поддержки 2, 3, 4 и 5 каналов в разных сочетаниях и канала LFE. Мало того, для тыловых каналов может применяться дополнительное кодирование, подобное используемому в системе Dolby Pro Logic®, тогда система называется Dolby Digital Surround EX (и всего получается 6.1 или 7.1 каналов).

Отметим, что звуковое сопровождение в форматах DTS и Dolby Digital передается в сжатом виде, причем при сжатии снижается качество сигнала (сжатие с потерями). Инженерам пришлось пойти на такой шаг, поскольку иначе многоканальный звук попросту не уместился бы на DVD-диске вместе с видео. Максимальный битрейт (скорость потока данных) для стандарта АС-3 составляет 640 кбит/с (суммарно для всех каналов), для DVD и для DVB-телевидения обычно используется битрейт до 448 кбит/с (384 для ATSC)3. Для формата DTS может использоваться битрейт до 1536 кбит/с, что дает значительную прибавку к качеству звучания.

Новейший вариант системы, Dolby Digital Plus®, позволяет получить звук формата 7.1, а также значительно улучшенное качество кодирования, с битрейтами до 1,7 Мбит/с. Вариант Dolby TrueHD® использует кодирование без потерь, поддерживает до 7.1 каналов с битрейтом до 8 Мбит/с и улучшенное качество оцифровки аудио. Оба новейших аудиоформата должны найти применение в перспективных технологиях HD DVD и Blu-Ray Disc. В качестве дополнительного в них может использоваться и формат DTS-HD Master Audio, дающего значительно улучшенный звук и неограниченное число аудиоканалов.

Видео

История домашних кинотеатров – это история постоянной борьбы за качество изображения.

Как уже было сказано, первые источники видеопрограмм (кроме эфирного ТВ) – видеомагнитофоны VHS – давали картинку, качество которой с трудом удовлетворяло даже неприхотливую публику начала эпохи домашних кинотеатров. Поэтому история домашних кинотеатров – это история постоянной борьбы за качество изображения.

Качество картинки определяется двумя факторами:

  • качеством видео, записанного на носителе или получаемого по эфиру;
  • качеством дисплея – того, что выводит картинку для зрителя (телевизор, проектор и т.д.).

Носители видеоизображения долгое время развивались по принципу «догоним эфирное телевидение». Действительно, ни первые видеомагнитофоны, ни диски VideoCD не давали такого же качества картинки (и это при всех ее недостатках). Кроме того, повсеместно использовавшийся композитный интерфейс (CV) принципиально не давал возможности «перепрыгнуть» качество эфирного ТВ.

Для телевизоров с относительно небольшой диагональю экрана и такая картинка многих устраивала. Однако по мере развития концепции домашнего кинотеатра размеры и качество экранов непрерывно росли, и недостатки композитного видео стали более заметными.

Первым шагом вперед было введение интерфейса s-Video (Separate Video) одновременно с появлением видеомагнитофонов класса Super VHS (и поэтому этот интерфейс иногда ошибочно называют S-VHS). Этот интерфейс позволил резко повысить качество ТВ-картинки, улучшив цветопередачу, разрешение в мелких деталях и устранив неприятные артефакты (муар). Это был уже шаг вперед по сравнению с эфирным ТВ. Начиная с этого момента (и до введения цифрового вещания), последнее стало отставать по качеству от остальных элементов кинотеатра.

После внедрения DVD-дисков, на которых видео изначально записывалось в компонентном виде (Y, U, V, формат 4:2:2), стало логичным передавать видеосигнал на дисплей именно в таком, компонентном виде, не «гробя» его качество до уровня s-Video или композита. В настоящее время хорошие DVD-проигрыватели имеют выход в компонентном формате YUV (Y, Cb, Cr для чересстрочной развертки обычного ТВ) на разъемах RCA или (в европейских моделях) в формате RGBS (на разъеме SCART).

Компонентный интерфейс YUV, кроме того, что обеспечивает наивысшее возможное качество вывода для стандартного видеосигнала, способен также выдавать и сигнал высокой четкости (HDTV), на который рассчитаны некоторые современные дисплеи или проекторы.

Кроме того, DVD-проигрыватели и ТВ-приемники осваивают и компьютерные видеоинтерфейсы – VGA и цифровой DVI/HDMI. Цифровой интерфейс способен донести картинку от источника до дисплея вообще без потерь, поэтому на него в перспективе ориентируются все производители оборудования. И еще потому, что по нему видео можно передавать в закодированном виде (HDCP), что по идее должно помочь борьбе с видеопиратами.

Таблица 1

Тип интерфейса Формат ТВ Относительное качество Область применения
Композитный (CV) Стандартное (PAL, SECAM, NTSC) Низкое Любая аппаратура
s-Video (YC) Стандартное (PAL, NTSC) Среднее Видеомагнитофоны S-VHS, DVD-проигрыватели, спутниковые ресиверы
Компонентный RGBS/SCART Стандартное (PAL, NTSC) Высокое DVD-проигрыватели, спутниковые ресиверы
Компонентный YUV Стандартное (PAL, NTSC),

ТВЧ любых стандартов
Высокое DVD-проигрыватели, спутниковые ресиверы
Компонентный VGA ТВЧ, компьютерные разрешения Высокое DVD-проигрыватели, компьютеры, сеттоп-боксы
Цифровой DVI, HDMI ТВЧ, компьютерные разрешения Самое высокое DVD-проигрыватели, компьютеры, сеттоп-боксы

Надо отметить, что видеопрограмм в формате ТВЧ (т.е. с разрешением большим, чем у стандартного телевидения) пока мало: отдельные ТВ-программы цифрового телевидения (в основном, из Японии и США), и очень редко – DVD с программами повышенного качества. Причина в том, что ТВЧ требует значительно больших ресурсов – как емкости вещательных каналов, так и емкости дисков; только введение новых носителей (HD DVD, Blu-Ray Disc) позволит обойти это препятствие.

Стандартное разрешение видеокартинки, записываемой на DVD-диск:

  • в режиме PAL – 720 х 576, чересстрочная развертка;
  • в режиме NTSC – 640 х 480, чересстрочная развертка

что соответствует как раз обычному телевидению. Хотя стандарт предусматривает разрешение до 1920 х 1152 при прогрессивной развертке, найти подобные программы в продаже нелегко, да и обычный фильм с такими параметрами придется размещать, скорее всего, на нескольких двухсторонних DVD-дисках.

В подавляющем большинстве случаев современному DVD-проигрывателю, даже оснащенному компонентным или цифровым выходом с поддержкой ТВЧ и высокого разрешения, «приходится» просто-напросто растягивать, масштабировать разрешение стандартного изображения, при этом реальное разрешение картинки не улучшается.

В результате в подавляющем большинстве случаев современному DVD-проигрывателю, даже оснащенному компонентным или цифровым выходом с поддержкой ТВЧ и высокого разрешения, «приходится» просто-напросто растягивать, масштабировать разрешение стандартного изображения, при этом реальное разрешение картинки не улучшается. С тем же успехом можно использовать и DVD-проигрыватель с обычным ТВ-выходом, а «растягивание» поручить либо самому устройству отображения, либо специальному блоку – т.н. «масштабатору» или «скейлеру».

В настоящее время самыми распространенными стандартами ТВЧ оказались 4 «американские» версии и одна «европейская» (576p), которые, по-видимому, надолго будут определять развитие телевидения высокой четкости и домашних кинотеатров:

  • 480p – устаревший стандарт, разрешение 640 х 480, прогрессивная развертка 60 Гц;
  • 576p – разрешение 720 х 576, прогрессивная развертка 50 Гц;
  • 720p – разрешение 1280 х 720, прогрессивная развертка 60 Гц;
  • 1080i – разрешение 1920 х 1080, чересстрочная развертка 30 Гц;
  • 1080p – разрешение 1920 х 1080, прогрессивная развертка 60 Гц;

Заметим, что варианты 480p и 576p дают такое же разрешение, что и обычное ТВ, и отличаются от него только прогрессивной разверткой. Это, конечно, лучше, чем ничего, однако только варианты 720p и 1080i/p могут действительно считаться телевидением высокой четкости, т.к. имеют реально более высокую детализацию картинки.

sistemy-domashnikh-kinoteatrov-6.jpg
Рис. 6. Разница картинки для форматов 1080i и стандартного ТВ

На рисунке хорошо видно, что пропорции экрана для привычного телевидения и для ТВЧ разные:

  • стандартное ТВ – отношение сторон 4:3;
  • телевидение высокой четкости – отношение сторон 16:9.

Такое решение было принято неспроста – широкоформатный дисплей лучше подходит для просмотра художественных фильмов. Очевидно, что вывод видеопрограммы формата 16:9 на дисплей (плазму, проектор, ЖК-телевизор и др.) с таким же соотношением сторон экрана не представляет трудности, а вот программу в «старом» формате 4:3 (скажем, из эфирного ТВ) придется как-то адаптировать к такому формату4. «Адаптация» выполняется, опять-таки, в DVD-проигрывателе, в самом дисплее либо во внешнем масштабаторе. Аналогично решается и обратная проблема – преобразования изображения 16:9 к экрану 4:3.

sistemy-domashnikh-kinoteatrov-7.jpg
Рис. 7. Преобразование картинки формата 4:3 к формату 16:9

sistemy-domashnikh-kinoteatrov-8.jpg
Рис. 8. Преобразование картинки формата 16:9 к формату 4:3

Вторым важнейшим элементом видеоподсистемы кинотеатра является устройство отображения: телевизор, проектор, плазменная панель и т.д. Множество современных технологий позволяют выбрать нужный дисплей – по бюджету и по применимости или оптимальности для конкретных условий. Некоторые типы дисплеев сведены в таблицу 25.

Тип дисплея Технология Диагональ
экрана
Преимущества Недостатки Особенности
Обычный телевизор ЭЛТ (CRT) До 42” (обычно до 29-34”) Отличная картинка, большой срок службы Большие толщина, размеры, энергопотребление Выходит из моды
Жидкокристаллическая панель ЖК/LCD (TFT) До 82” (обычно до 40”) Плоский, удобный, хорошая яркость, дешевле плазмы Плохой черный цвет, не для затемненных помещений, посредственная цветопередача и углы обзора Самый массовый
Плазменная панель Плазма До 102” (обычно до 52”) Плоский, хорошие цветопередача, черный цвет и яркость Дорог, есть вредные излучения, тяжелее ЖК, эффект выжигания люминофора Для решений уровня Hi End
CRT-проектор ЭЛТ До больших кинозалов Хорошая цветопередача и контраст Дорог, сложен в обслуживании Устаревший тип
ЖК-проектор ЖК/LCD (TFT, IPS, PVA) Малые и средние экраны Хорошая яркость, недорог Проблемы с цветопередачей, плохой черный цвет Самый массовый
DLP-проектор одноматричный DLP (Digital Light Processing) Малые и средние экраны Хорошая яркость, отличный черный цвет и цветопередача Эффект радуги Массовый тип
DLP-проектор 3-матричный DLP (Digital Light Processing) Средние и большие экраны Хорошая яркость, отличный черный цвет и цветопредача   Для решений уровня Hi End

Типы и особенности домашних кинотеатров

Промышленность предлагает как готовые комплекты домашних кинотеатров («коробочные» решения), так и отдельные элементы, из которых можно построить свой собственный комплект. У обоих подходов есть свои преимущества и недостатки.

«Коробочные» решения

Комплектные домашние кинотеатры обычно состоят из DVD-проигрывателя и акустической системы – набора пассивных или активных громкоговорителей (обычно 5 основных и сабвуфер) для создания атмосферы «окружающего» звука6. Такие решения требуют лишь доукомплектования телевизором, проектором или иным дисплеем – и домашний кинотеатр готов. Минимум головной боли при подборе компонентов, минимум настроек, хорошо согласованные по качеству и характеристикам компоненты – вот основные преимущества такого подхода. Во многих случаях, многим пользователям этого вполне достаточно. Правда, возможности какой-либо подгонки, улучшения, дальнейшего роста такой системы обычно весьма ограничены или вовсе отсутствуют.

Домашние кинотеатры из отдельных компонентов

Из отдельных компонентов можно собрать кинотеатр, идеально подходящий под заданный бюджет и окружение. Скорее всего, при грамотном подборе такое решение обеспечит и более высокое качество звука и изображения, а также значительные возможности дальнейшей модернизации системы. При самостоятельном подборе компонентов обычно применяют несколько типовых подходов и схем включения аппаратуры.

DVD-проигрыватель и иные источники сигнала

Самым распространенным источником видеосигнала на сегодня является DVD проигрыватель. Современные DVD-проигрыватели воспроизводят практически все распространенные видео- и аудио- форматы – DVD, VCD, CD, MP3, а также другие форматы, наподобие DivX (MPEG4).

DVD проигрыватели можно разделить на два типа: со встроенными декодерами звука и без декодеров. Наличие в плеере декодеров многоканального звука позволяет передавать многоканальный звук на активную акустику или на ресивер (усилитель), не имеющий встроенных декодеров.

Разница в качестве воспроизведения изображения и звука между различными плеерами может быть заметна, в большинстве случаев, только на экранах большого размера и на хорошей акустической системе (при условии качественного соединения аппаратуры), поэтому можно выбрать любой DVD проигрыватель, который понравится, за исключением, быть может, совсем бюджетных плееров.

В качестве источника видеоизображения можно использовать и Hi-Fi (стерео) видеомагнитофон.

AV ресивер

Для декодирования и усиления сигнала используют AV-процессоры, AV-усилители и AV-ресиверы.

sistemy-domashnikh-kinoteatrov-9.jpg
Рис. 9 AV-ресивер

AV-процессор представляет собой устройство для декодирования и преобразования цифрового сигнала в аналоговый. AV-процессор не имеет встроенных усилителей, поэтому его можно использовать или с активной акустикой, или с усилителем мощности.

AV-усилитель – это AV-процессор в сочетании с многоканальным усилителем мощности.

AV-ресивер – наиболее распространенный вариант (многоканальный AV‑усилитель со встроенным радио тюнером).

Нельзя однозначно сказать, какой ресивер считается хорошим, а какой плохим. Каждый ресивер имеет свои плюсы и минусы. Ресиверы звучат по-разному, имеют свой «фирменный оттенок звучания».

При выборе ресивера следует учитывать несколько критериев:

Минимально допустимая нагрузка должна быть не 8 (или 6), а 4 Ома. В этом случае вы не будете связаны какими-либо ограничениями по допустимым сопротивлениям нагрузки со стороны акустических систем (АС). Полное сопротивление АС (импеданс) принято указывать в виде числа из ряда 2, 4, 6, 8, 16 Ом. Чаще всего встречается 4-, 6- или 8-омная акустика, хотя, строго говоря, импеданс зависит от частоты и может падать до 1–2 Ом (обычно в НЧ-области) или, наоборот, взлетать до 30–50 Ом.

Для громкого звука лучше иметь акустику с чувствительностью более 90 дБ.

Мощность ресивера. Многие полагают, что чем больше мощность, тем громче звук. На самом деле громкость звука, помимо мощности ресивера, будет зависеть от чувствительности акустики. Т.е. если акустика имеет чувствительность ниже 90 дБ, то наличие запаса мощности у ресивера позволит «раскачать» акустику. Для громкого звука лучше иметь акустику с чувствительностью более 90 дБ.

Вкратце можно дать следующую рекомендацию по мощности ресивера для комнат разного размера:

  • 30–50 Вт на канал – для комнаты площадью 12–15 кв. м;
  • 100–120 Вт на канал – для комнаты площадью 20–30 кв. м.

Масштабатор

Масштабатор (или «скейлер») — это специальное отдельное устройство, которое преобразует входной видеосигнал (например, телевизионный композитный или s-Video) к виду, подходящему для вашего дисплея. Конечно, любой современный дисплей (плазма, ЖК-монитор, проектор и т.д.) уже имеет внутри себя устройство, подобное масштабатору — ведь он уже имеет тот же входной «тюльпан» (RCA) или разъем s-Video, и преобразует полученные от них сигналы к разрешению своей матрицы. И во многих бюджетных домашних кинотеатрах этого вполне достаточно, а дополнительный масштабатор не нужен.

Однако далеко не все, особенно недорогие, дисплеи справляются с задачей масштабирования на «пятерку». Есть и двоечники, а большинство работает от силы на «четверку». В результате картинка на экране получается несколько смазанной, с артефактами типа зигзагов на контрастных наклонных линиях, с муаром, окантовками вокруг объектов, ложными контурами на плавных переходах цвета и т.д. (в зависимости от традиций производителя). Совсем хорошо такие дисплеи показывают только сигналы от интерфейсов VGA, DVI, HDMI, Y-Pb-Pr в случае, когда на них подается картинка с разрешением, соответствующим разрешению матрицы самого дисплея.

Сочетание масштабатора и бюджетного дисплея (скажем, ЖК-монитора, проектора) зачастую дает лучший результат, чем просто покупка дорогого дисплея.

Как результат, потенциальное качество экрана для многих реальных сигналов оказывается недоиспользованным. Можно просто приобрести значительно более дорогой дисплей в надежде, что масштабатор в нем тоже будет лучше. Но можно пойти и другим путем — установив внешний, дополнительный масштабатор, который заведомо хорошо справляется с данной задачей. Фактически масштабатор — это просто внешние, улучшенные «мозги», которые преобразуют любой видеосигнал к «родному» разрешению вашего дисплея. Сочетание масштабатора и бюджетного дисплея (скажем, ЖК-монитора, проектора) зачастую дает лучший результат, чем просто покупка дорогого дисплея — и при этом позволяет сэкономить значительные средства, которые можно потратить на что-нибудь хорошее, скажем, на улучшенные колонки.

Многие современные масштабаторы имеют в своем составе и коммутаторы видеосигналов, что позволяет работать с разными источниками программ и удобно их переключать, производят изощренную обработку и коррекцию картинки, и даже устраняют трапецеидальные искажения для проекторов лучше, чем сами проекторы (поскольку работают они с промежуточными «картинками» очень высокого разрешения)7.

При построении сложных многокомнатных кинотеатральных систем высшего класса использование масштабаторов просто становится необходимостью, иначе оказывается невозможно привести все разномастные видеоисточники к единому «знаменателю» перед их коммутацией и дальнейшим распределением по разным помещениям. Подробнее о масштабаторах см. брошюру «Преобразование сигналов. Масштабаторы».

Акустическая система

Выбор акустической системы весьма сложен, и полагаться в этом деле стоит только на себя. Мнения как экспертов, так и обычных слушателей/владельцев акустики весьма неоднозначны и субъективны. Поэтому приведем здесь лишь некоторые критерии выбора акустики.

Сопротивление (импеданс) акустики должно быть не ниже минимально допустимой нагрузки ресивера. Максимальная мощность должна быть не менее максимальной выходной мощности усилителя/ресивера. Номинальная мощность, как правило, ниже максимальной в 1,5-2 раза.

  • Диапазон частот – чем выше, тем лучше.
  • Чувствительность. Средняя чувствительность – 87-89 дБ, высокая – 90-93 дБ, очень высокая – от 93 дБ.

Подбирать АС можно по-разному. При одной и той же глубине баса система «сабвуфер + сателлиты» обойдется дешевле, чем система «большие напольные колонки», но появляется минус: рассогласование (в лучшем случае только тембральное, в худшем – либо провал, либо выпячивание на «граничных» частотах). Поскольку в фильмах требования к точности звука не столь высоки, а глубина баса, наоборот, имеет большое значение, для «театра» система сабвуфер + сателлиты предпочтительнее. Но для Hi-Fi-музыки (прослушивание «обычных» стерео-CD) получается всё наоборот, т.к. глубоких басов в ней меньше, а тональный баланс и равномерная АЧХ очень важны. Поэтому если планируется на той же системе слушать музыку – фронтальные колонки лучше взять «побасовитей», а сабвуфер выключить.

Фронтальные и центральные АС крайне желательно иметь не только одной фирмы, но и одной серии, т.е. с одинаковыми динамиками.

Фронтальные и центральные АС крайне желательно иметь не только одной фирмы, но и одной серии, т.е. с одинаковыми динамиками. Иначе из-за разницы тембров звук объекта, движущегося, скажем, справа налево, будет заметно меняться по окраске, что сразу вносит ненатуральность в звуковую сцену. Тыловые АС тоже желательно иметь с аналогичными динамиками, но это уже не так важно. Если сабвуфер покупается к системе с напольными фронтальными АС и не используется для прослушивания музыки (либо колонки полочные, но музыку вообще не планируется слушать), то главное, что от него требуется – трясти пол при кинопросмотре. В этом случае часто дешевле оказывается купить сабвуфер другой фирмы, но помощнее и побасовитее. А вот если в «полочной» системе хочется и музыку послушать, придется покупать сабвуфер, рекомендованный производителем фронтальных АС (обычно той же фирмы, но бывают и исключения). В этом случае с большой вероятностью он либо уже согласован с фронтальными АС, либо этого относительно легко добиться регулировкой. При этом платой за «музыкальность» может стать недостаточная мощность киношных взрывов и катаклизмов.

Провода и кабели

Провода к колонкам. Типичное решение – медный аудиокабель из бескислородной меди. Для фронтальных и центральной АС используют провода сечением 1,5, 2-2,5, 4,0 мм2, для тыловых АС – сечением 0,75, 1,0, 1,5-2,5 мм2.

Выбор сечения провода зависит от сопротивления АС (на 4 Ома надо провод толще, чем на 8 Ом) и от длины провода (при длине провода, превышающей 3 м для фронтальных АС и 6 м для тыловых, сечение нужно увеличивать).

«Направление» проводов значения не имеет8, но важна фазировка («красная» клемма усилителя должна быть соединена с «красной» клеммой колонки для всех АС). Проверить фазировку АС можно с помощью специального тестового диска.

Межблочные (аналоговые) кабели могут быть цифровыми (для современных источников с выходами HDMI/S-PDIF) любого типа, но если у вас имеются более «старые» устройства – HiFi-видеомагнитофон, CD-дека, DVD с встроенным декодером и пр., следует купить провода «тюльпан – тюльпан». Для обеспечения хорошего контакта желательны «плотные с распилами» позолоченные разъёмы.

«Красная» клемма усилителя должна быть соединен
Подпишитесь на рассылку
и получайте популярные статьи, видео и кейсы за неделю в одном письме