20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Псевдо-4К: что это за технология? Рассматриваем в деталях

Автор: Арт Фейерман

Псевдо-4К (Faux-K): итак, что же это за термин? Все началось с того, что кто-то стал употреблять данное понятие для обозначения проекторов, которые способны работать с контентом в разрешении 4К, однако при этом общее количество отдельных пикселей проецируемого ими изображения не достигает отметки в 8 млн. В статье, опубликованной еще в 2011 году, высказывались опасения по поводу того, что люди могут начать ошибочно принимать 1080р проекторы с технологией смещения пикселей за настоящие 4К проекторы.

psevdo-4k-protiv-4k-1.jpg
Кадр из фильма "Глубоководный Горизонт" в 4K, спроецированный ультракороткофокусным 4К проектором производства компании Sony - 8,3 мегапикселя, без применения технологии наложения пикселей.

Однако есть устоявшееся мнение: если проектор в состоянии отобразить изображение в разрешении 3840×2160 без применения технологии наложения пикселей - это "настоящий 4К проектор" (неофициальное определение).

Для начала проясним следующее: термин "Псевдо-4К" - не является официальным, то есть, он не был принят какой-либо стандартизирующей организацией, просто начал употребляться профессионалами сферы проекционных технологий.

Как правило, мы измеряем разрешение, исходя из количества отдельных пикселей по горизонтали и вертикали, то есть, при разрешении 1080р общее количество пикселей составляет 1920×1080 или примерно 2 мегапикселя. Но с появлением технологии смещения пикселей, которая была впервые использована в проекторах от JVC, а через некоторое время и в продуктах Epson, мы получили 1080р проекторы, способные проецировать до 4 миллионов пикселей на экран при помощи технологии наложения пикселей друг на друга. То есть, производители не создали технологию, позволяющую использовать пиксели более малого размера, которая позволила бы уместить большее количество пикселей на экране, вместо этого была создана технология, позволяющая проецировать одни и те же пиксели дважды, но со смещением на расстояние в полпикселя. Конечно, сама технология очень даже неплоха, однако, при работе с любым проектором, оснащенным технологией смещения пикселей: следует помнить следующее:

Проекторы, использующие технологию смещения пикселей, не способны проецировать изображение с той же резкостью, что и проекторы, обладающие таким же количеством пикселей, но не оснащенные данной технологией. 

Это происходит потому, что общее пространство, занимаемое 4К (3840×2160) пикселями на 100-дюймовом экране, будет в четыре раза меньше пространства, занимаемого пикселями 1080р проектора, вне зависимости от того, оснащен ли данный проектор технологией смещения пикселей или нет. Данные проекторы по определению не в состоянии выдать столь же четкое изображение, что и их 4К собратья (в противном случае, с конкретно взятым 4К проекторами что-то явно не так). Настоящий 4К проектор в состоянии спроецировать идеальную вертикальную или горизонтальную линию шириной в 1/3840 от общей ширины экрана, а у 1080р проектора, оснащенного технологией смещения пикселей, такая линия будет как минимум в два раза шире.


Обработанное компьютерной графикой изображение нижнего Манхэттена, спроецировано проектором Epson LS10500 (штатное разрешение 1920×1080), с применением технологии смещения пикселей, кадр из фильма "Охотники за Привидениями" в 4К.

А теперь давайте поговорим о новой разработке в сфере DLP от компании Texas Instruments. Созданный ими DLP-чип представляет собой нечто среднее между 1080p и 4K. Данный DLP-чип позволяет отобразить 2716×1528 отдельных пикселей, а не 3840×2160 как при 4К. Перемножив 2716×1528 мы получим 4,15 мегапикселя, а при использовании технологии смещения пикселей данное значение вырастет до 8,3. 4,15 мегапикселя - это в два раза больше стандарта 1080р проекторов и практически столько же, сколько способны выдавать 1080р проекторы, оснащенные технологией смещения пикселей.


Обработанное компьютерной графикой изображение нижнего Манхэттена, спроецировано 4K UHD проектором BenQ HT8050 (штатное разрешение 2716×1528), с применением технологии смещения пикселей, кадр из фильма "Охотники за Привидениями" в 4К.

Данная разработка относится скорее к 4K UHD а не к настоящему 4K. 4K UHD - разрешение, которое обычно используется в Blu-ray UHD проигрывателях и на сайтах типа YouTube (UHD = Ultra High Definition - Сверх Высокое Разрешение). Однако, на взгляд автора данной статьи, это название лишь отчасти отражает реальное положение де, и подчас используется в маркетинговых целях.

Для того, чтобы протестировать максимальное разрешение, мы можем создать в photoshop изображение размерами 3840×2160, которое будет состоять целиком из вертикальных линий шириной в один пиксель, затем мы изменим цвет каждого пикселя. В результате, у нас должно получиться что-то вроде R,G,B,R,G,B (красный, зеленый, синий, красный, зеленый, синий), однако можно пойти дальше и выставить другие последовательности цветов - R,G,B,C,Y,M (красный, зеленый, синий, голубой, желтый, пурпурный), RRGBB (красный, красный, зеленый, синий, синий), GGYBB (зеленый, зеленый, желтый, синий, синий), можно сделать и более крупные сегменты, например, R,R,B,B,G,G (красный, красный, синий, синий, зеленый, зеленый)… Только настоящий 4К проектор будет в состоянии отобразить их все.


Обработанное компьютерной графикой изображение нижнего Манхэттена, спроецировано 4К проектором Sony VZ1000ES (штатное разрешение 3840×2160), с применением технологии смещения пикселей, кадр из фильма "Охотники за Привидениями" в 4К.

Откройте все три изображения нижнего Манхэттена и увеличьте их насколько возможно, в той части, где находится самое высокое здание. Внимательно всмотритесь в освещенные области. Оснащенный технологией смещения пикселей 1080р проектор LS10500 несколько проигрывает в детализации 4K UHD проектору BenQ HT8050, который в свою очередь уступает Sony VPL-VZ1000ES, стоимость которого, к слову, составляет 25 тыс. долларов. Конечно, разница не столь огромна, но ее достаточно легко заметить.

Давайте пораскидаем логически. Если бы эта технология позволяла добиться настоящего 4К, то в 4К UHD проекторах можно было бы просто использовать стандарт HD – 720p – или, другими словами, 1280×720 (как вы наверное знаете, это низший HD стандарт, с которым, к слову, до сих пор работают некоторые телеканалы, типа ESPN и ABC) и просто "сдвинуть пиксели" 9 раз, получив те же самые 8,3 мегапикселя. Хотя при этом результат отличался бы от пикселей, выдаваемых 4К проекторами, как шар для боулинга отличается по размерам от бейсбольного мяча (или бейсбольный мяч от шара для игры в гольф).

Следует отметить, что приведенные сравнения достаточно примерны, точных замеров автор публикации не проводил. Однако по логике такие пиксели были бы в 9 раз больше пикселей, выдаваемых настоящим 4К проектором. Есть большие сомнения в том, что таким методом было бы реально добиться сколь-нибудь впечатляющей детализации, однако технически у нас бы все равно получилось разрешение 4K UHD. (Стоит отметить, что автор не углублялся в изучение технических условий и характеристик для 4K UHD при работе с более чем 8 мегапикселями, так же, как и в изучение особенностей работы со стандартом BT2020 или технологией HDR).

Поскольку на данный момент не существует четкого и ясного определения псевдо-4К, давайте обозначим, что конкретно мы будем иметь ввиду при разговоре на данную тему: если проектор способен спроецировать изображение в разрешении 3840×2160 без использования технологии смещения/наложения пикселей и в состоянии принимать и отображать 4К контент - это настоящий 4К проектор. А если где-либо упоминается псевдо-4К, то, скорее всего, речь идет о 4К UHD проекторе, либо о 1080р проекторе с технологией смещения пикселей, либо о каком-то другом проекторе, способном спроецировать 8,3 миллионов пикселей на экран.

На протяжении всего противопоставления Псевдо-4К и 4К, автор продолжает относиться к первому просто как к забавному термину для обозначения проекторов, способных отображать 4К контент, но при этом не в состоянии пройти вышеупомянутый тест. Производители, пожалуйста, не обижайтесь.

Появление HDR и BT2020 не внесло особой ясности в вопросы 4К и Псевдо-4К. Все мы просто стараемся обойти уловки маркетологов и выбрать наиболее подходящее лично для нас решение, исходя из положительных сторон и ограничений, которые налагает на нас использование той или иной технологии. Технологии продолжат стремительно развиваться, и все что остается нам - внимательно следить за изменениями.

Источник: www.projectorreviews.com

Какой интерфейс лучше подходит для передачи 8K? Список тут Какой интерфейс лучше подходит для передачи 8K? Список тут
Потребность в дисплеях с высоким разрешением как никогда высока, и именно по этой причине внимание практически всей индустрии пере...
Организаторы ISE – о том, чего ждать от proAV смотра 2017 Организаторы ISE – о том, чего ждать от proAV смотра 2017
В 2017 году выставка ISE обзавелась новым демонстрационным залом и сразу двумя дополнительными павильонами.
Как кабелям, ресиверам и коммутации поспеть за видеоформатами? Как кабелям, ресиверам и коммутации поспеть за видеоформатами?
Не секрет, что пропускной способности интерфейса HDMI прошлых поколений уже недостаточно, для трансляции Ultra-HD...
Поверхность для проекции 4К и Ultra HD: тестирование и сравнение Поверхность для проекции 4К и Ultra HD: тестирование и сравнение
При проецировании контента с разрешением 4К+ чрезвычайно важно правильно подобрать проекционное полотно.
Отображать 4К контент или быть 4К устройством? Есть разница! Отображать 4К контент или быть 4К устройством? Есть разница!
В данной статье будут рассмотрены особенности разрешения в формате 4К, на которые следует обратить внимание.
Настольные видеостены – и еще 3 интересные идеи для 4K Настольные видеостены – и еще 3 интересные идеи для 4K
В статье рассказывается об окнах и видеостенах Ultra HD, о расположение 4K стен, входящих сигналах, настольных видеостенах.
Все статьи
Видео
Вебинар "UBEX – система распределения контента по IP"
Универсал каких мало: LightWare UBEX, чего он только ни умеет!
Все видео
Сложная проекция с близкого расстояния на большой экран Сложная проекция с близкого расстояния на большой экран
Реализация проекта по созданию качественной проекционной системы для школы моделирования и визуализации в Глазго.
Инсталляция площадью в 5 гектаров: оснащение ВППКиО «Патриот» Инсталляция площадью в 5 гектаров: оснащение ВППКиО «Патриот»
Комплекс мультимедиа решений включает медиафасады, залы совещаний, переговорные и территориально-распределенную систему вещания.
Мультимедийный кинотеатр в соляных шахтах в Гальштате Мультимедийный кинотеатр в соляных шахтах в Гальштате
Мультимедийные технологии позволили показать культурную историю соляных шахт в Австрии, насчитывающих 7 000 лет.
Видеостена с возможностью показа 12 независимых изображений Видеостена с возможностью показа 12 независимых изображений
Компания NNW-group создала полиэкранную видеостену на основе светодиодных дисплеев и интеграционного оборудования брендов AUVIX.
Видеопространство в "Ленинград Центре", Санкт-Петербург Видеопространство в "Ленинград Центре", Санкт-Петербург
Реализация проекта демонстрирует современные приемы в организации пространства на театральных, концертных и досуговых объектах.
Все кейсы
Passenger Terminal Expo 2015: теперь мы знаем, каким будет завтра
Пивоваров Александр
“Около 200 компаний показывали свои продукты и решения на прошедшей в середине марта выставке Passenger Terminal Expo 2015.”
Пивоваров Александр
Руководитель направления Digital Signage Solutions AUVIX
Как AV-технологии 2014 года позволят добиться успеха в этом году
Майк Брандес
“Еще в январе после Consumer Electronics Show 2015 специалисты AV-отрасли поняли, что этот год не будет похож на предыдущий.”
Майк Брандес
Специалист в области AV/IT с 10-летним стажем
Все мнения