20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

"Самое главное: российские музеи научились зарабатывать"

Толстая Наталия
Президент научно-практической конференции АДИТ

Какие проблемы волнуют профессиональное сообщество? Что ожидает музеи России в ближайшем будущем? Об этом и многом другом интернет-ресурс MART, посвященный музейный проектам, поговорил с Наталией Толстой, президентом Международной научно-практической конференцией АДИТ (Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии).*

- Что кроме кочевого формата делает конференцию АДИТ востребованной среди профессионального сообщества уже почти 20 лет?

- Немногие конференции в нашей стране используют этот формат, в силу того, что в большинстве случаев они устраиваются регулярно одной и той же институцией – учебным заведением, музеем, который, естественно, использует собственный ресурс. Мы же идем во все регионы, которые готовы нас принять. Устраивать мероприятие на одном месте, безусловно, проще, и в этом смысле кочевой формат – это наш challenge (пер. англ. "вызов"). Каждый год мы приобретаем новых сторонников и новых членов нашей организации в новых регионах. По всей стране у нас остаются на местах свои "агенты влияния". Так мы сформировали ядро, свою команду из экспертов. Это очень важно, особенно для организации, которая объединяет людей не по территориальному, а по профессиональному признаку. Выходит, у нас такое сетевое устройство организации, которое дает возможность получать более объективный срез проблем и вопросов, которые могли бы остаться за гранью интересов больших городов.

Люди, которые сидят в Москве и Петербурге, к сожалению, дальше Садового кольца и Невского проспекта не мыслят. А прямой контакт, когда мы на местах смотрим как это делается по всей России, открывает глаза на реальные вещи. Не скрою, бывает, что центральный музей думает, что кроме него этого никто не делает, но эти мифы быстро развеиваются, когда они видят, что и в Ханты-Мансийске, и в Вологде, и в Краснодаре – везде кипит очень интересная жизнь, работают профессионалы.

На конференции АДИТ не только выявляются актуальные вопросы и проблемы музейного сообщества, но и создаются условия для того, чтобы можно было решить конкретные задачи: найти партнеров, выбрать лучшее решение. Нам удалось создать коммуникативную площадку, где можно получить обратную связь, узнать о современных технологиях из первых уст, оперативно задать вопросы и услышать квалифицированный ответ. Из такого общения часто возникают новые проекты и взаимовыгодное сотрудничество.

Есть такое понятие — "гамбургский счет". Моя задача в АДИТ была и остается, как я её для себя формулирую, создать такое сообщество, где все друг друга знают именно по "гамбургскому счету": кто чего стоит, с кем можно иметь дело.

- На Ваш взгляд, какие профессиональные проблемы наиболее остро сейчас стоят перед музейным сообществом?

- Самая главная проблема – передел собственности. Признаюсь, я была рада услышать, что Николаю Бурову удалось отстоять позиции и сохранить статус Исаакиевского собора как музея. Но такой исход вопроса, скорее, - исключение из общей практики. Вопрос собственности для музейного сообщества сейчас крайне болезненный, учитывая Федеральный закон N327. Он удивительным образом написан! Закон ущемляет права государственных учреждений в пользу общественных и религиозных организаций. Проблема, конечно, находится не совсем в поле нашего, как организации, внимания, но мы планируем совместно с Ярославским музеем-заповедником собрать и провести в Ярославле "круглый стол", куда пригласим представителей музеев, которых этот вопрос затронул. Этот "круглый стол" будет касаться трансформации музеев, в том числе, и в результате их переезда из зданий монастырей и храмов, которые, собственно, были сохранены именно благодаря тому, что в них в советское время разместили музеи. Парадоксальным образом именно на эти здания, находящиеся во вполне приличном состоянии, распространили действие 327 ФЗ в первую очередь, а не на те сельские храмы, которые нужно серьезно реставрировать.

- Насколько интегрированы учреждения культуры Крыма в повседневную музейную жизнь сегодня?

- Они пока живут в другой реальности. Мы внимательно следили за тем, что происходило в Херсонесе. У них сейчас другие, наверное даже более глобальные проблемы, такой сложный переходный период. 

Самое главное, чему научились наши российские музеи за это время – это зарабатывать. Но только наши музеи сделали реальные шаги навстречу своей самоокупаемости, как правила игры быстро изменились. Способности выживать в любых условиях крымским музеям, пожалуй, еще придется научиться у российских коллег. Впрочем, я не могу похвастаться осведомленностью относительно положения крымских музеев – я не видела своими глазами, что у них происходит, а судить по косвенным сведениям трудно, поскольку они очень противоречивы.

- После того, как очередная конференция АДИТ прошла, как Вы оцениваете эффективность события? Что для Вас является показателем ее успешности?

- Эффект может быть отложенным, как вы понимаете. Что-то услышанное на конференции специалист может реализовать порой только спустя год-два. Это не бокс, где получил удар и сразу ответил. Для меня показателями полезности и эффективности нашей конференции является количество участников, которое с годами не иссякает. Это - главное. Еще нас стали признавать в качестве лидера профессионального общественного мнения. Члены АДИТ приглашаются в качестве экспертов по вопросам информатизации музейной сферы Министерством культуры РФ, другими государственными учреждениями.

Мы активно работаем вместе с ИКОМ России. В прошлом году мы организовали и провели в Москве Международный фестиваль аудио-визуальных технологий вместе с ИКОМ России и международным комитетом АВИКОМ. Мы мечтали об этом лет 10, с того момента, как сами побывали на подобном событии в Тайване. Несмотря на все организационные и финансовые сложности, нам удалось сделать хорошее запоминающееся событие.

К слову об эффективности: в прошлом году из 17 победителей этого фестиваля было семь представителей из России. В этом году в конкурсе участвовало только 8 проектов, но ровно половина — 4 проекта получат награды в ноябре в Будапеште. Это очень хороший показатель. Значит, нам удалось дать импульс и воодушевить на новые победы наших специалистов.

- Учитывая Ваш опыт судейства на фестивале аудио-визуальных технологий, не могу не спросить, что такое, на Ваш взгляд, гармонично вписанные современные мультимедиа в музейном пространстве?

- У меня не выходят из головы несколько роликов, которые были сделаны конкурсантами фестиваля для Олимпийского музея в Лозанне. Они получили «гран-при». Все жюри смотрело их с открытым ртом, у многих, в том числе и у меня, текли слезы. Получились совершенно гениальные короткометражные фильмы, которые рассказывают не только о триумфе чемпионов, но и о том, что спорт — это боль, это преодоление себя.

Я видела небольшие фрагменты, как это интегрировано в музейное пространство, но, к сожалению, еще сама пока еще не побывала там. Хочется увидеть своими глазами, как такое сильное мультимедиа дополнение было включено в пространство экспозиции.

У нас совсем ничтожное количество успешных примеров, где мультимедиа – это инструмент воздействия, формирующий эмоциональный фон экспозиции. Наши музеи в большинстве случаев используют технологии для того, чтобы  впихнуть в посетителя еще больше информации. Но люди сейчас не ходят в музеи за знаниями, для этого они могут открыть интернет или книжку. «Музей должен просвещать», «человек ходит в музей, чтобы узнавать», — это все в духе 19 века. У нашего музейного посетителя есть дефицит эмоционального раскрытия себя. Восполнить этот пробел может музей, если правильно использует преимущества современных технологий.

Я помню (правда, это было уже давно, лет 10 назад), меня поразил музей Лондона. Там была впечатляющая инсталляция про чуму. Благодаря гармонично вписанным мультимедиа посетитель погружался в целую палитру ярчайших впечатлений. Выставка пугала. Она вызывала неподдельные эмоции и заставляла современного человека переживать средневековые страхи.

Мультимедиа-технологии – не рассказ на бумаге, по силе воздействия это ближе к кинематографу. Есть абсолютно "проходные" картины, которые выветриваются сразу, как ты выходишь за порог кинозала. А есть фильмы, к которым хочется вернуться и пересмотреть, потому что они поразили тебя до глубины души. Мне кажется, высший пилотаж в интеграции мультимедиа в экспозицию – это создание именно такого ощущения. Мультимедиа - это та часть музея, которая должна и может меняться. Эмоции — это больше, чем наркотик, только они ведут не к разрушению личности, а к её созиданию. Тебе невольно хочется снова пережить эти ощущения, а значит, ты вернешься в музей. Но важно, чтобы музей был готов к повторным посещениям и мог дать человеку во второй раз больше, чем в первый, в третий — больше, чем во второй и так далее. Для этого экспозиция должна дышать, пространство музея должно жить и изменяться, чтобы оставаться актуальным и востребованным у посетителя всегда.

- Какой музей Вы могли бы назвать своим любимым?

- Не все любимые музеи — музеи с мультимедиа. Мне нравятся такие, которым удается сохранить свое лицо, которые хранят тепло человеческого участия в формировании экспозиции. Я очень люблю Музей истории искусств в Вене. Про российские музеи не буду говорить - я люблю их одинаково сильно. Они как близкие родственники, ты им можешь высказывать претензии, но любить от этого меньше не перестаешь.

- Как бы Вы охарактеризовали перспективы развития музейного формата в ближайшие 20 лет в России?

- Очень много появляется частных музеев и, я думаю, что эта тенденция будет только усиливаться, особенно учитывая принятый Закон о меценатстве. Это понятная и очевидная тенденция. В отношении того, как будут развиваться наши государственные музеи, к сожалению, такого визионерского прогноза дать пока не могу. У нас все очень сильно зависит от человека, от личности руководителя музея. Хотелось бы, чтобы музейные директора получили бы большую свободу действий, а то сейчас уволить директора легче, чем любого из сотрудников музея.

В целом, думаю, что одна из основных тенденций для музеев исторического профиля – постепенный отход от показа общественно-политической истории и обращение к частным и локальным историям, которые легче могут найти отклик у посетителя. И ещё я надеюсь, что музеи научатся правильно использовать технологии, что мультимедиа наконец перестанут восприниматься как диковинка и будут применяться только там, где это действительно нужно.

*Публикация печатается с сокращениями.

Источник: www.mart-museum.ru

Видео
В Пулково появились парящие 3D-голограммы
АВ Центр и AUDAC стали партнерами. Что это дает клиентам?
Все видео
Активное обучение с расширенными технологическими возможностями Активное обучение с расширенными технологическими возможностями
Подробности об оснащении современным AV-оборудованием для активного обучения и записи девяти ВУЗов Армении, Беларуси и Грузии.
WOW-видеостена, узкие дисплеи, штендеры без подзарядки - все покажем! WOW-видеостена, узкие дисплеи, штендеры без подзарядки - все покажем!
На AV FOCUS в Москве компания EliteBoard покажет делегатам самые передовые решения в своем портфеле.
Как закалялась ВТБ-Арена: аудио-оснащение нового стадиона "Динамо" Как закалялась ВТБ-Арена: аудио-оснащение нового стадиона "Динамо"
В настоящее время, к спортивным объектам предъявляются повышенные требования. Как им соответсвует ВТБ-Арена?
«Визуализация одной ассортиментной позиции стоит сотни тысяч» «Визуализация одной ассортиментной позиции стоит сотни тысяч»
Коммерциализация VR и AR успешна лишь когда эти технологии являются основным продуктом — как, например, в музеях.
Leyard становится ближе — в России открывается первый демозал Leyard становится ближе — в России открывается первый демозал
28 мая в Москве состоится открытие демозала Leyard, в рамках которого будут проведены семинары, знакомящие с продукцией компании.
Итоги Аудиофорума и свежие аудионовинки выставки ISR 2018 Итоги Аудиофорума и свежие аудионовинки выставки ISR 2018
Что показывали и о чем рассказывали на втором специализированном мероприятии для профессионального аудио сообщества.
Все статьи
Современные аудиотехнологии помогли полностью избавиться от эха Современные аудиотехнологии помогли полностью избавиться от эха
Компания RIWA модернизировала актовый зала московского научно-производственного объединения, обновив систему звукоусиления.
Как вещательные технологии помогают освещать вопросы экологии Как вещательные технологии помогают освещать вопросы экологии
«Корпорация ДНК» выполнила «под ключ» инсталляцию телевизионного комплекса для первого экологического телеканала «ЭКО-ТВ».
Громкоговорители RCF озвучили центральный офис «Сбербанка России» Громкоговорители RCF озвучили центральный офис «Сбербанка России»
Компании Polymedia и «АРИС» оснастили помещения входной зоны банка системой фоновой трансляции и озвучивания.
Дисплеи и проекторы NEC преобразили московский «Современник» Дисплеи и проекторы NEC преобразили московский «Современник»
Компания «Атанор» установила в Московском театре «Современник» комплекс AV-оборудования, развернув систему Digital Signage.
Panasonic помогла рассказать историю страны новым поколениям Panasonic помогла рассказать историю страны новым поколениям
9 мая в Музее Победы открылась экспозиция «Подвиг Народа», реализованная не базе мультимедийных решений Panasonic.
Амфитеатр, трансформирующийся в танцевальный партер за минуту Амфитеатр, трансформирующийся в танцевальный партер за минуту
«Синара-холл» – это единственный в Екатеринбурге концертный зал с блитчерной системой для быстрой трансформации под любое событие.
Все кейсы
MINRRAY: Ассортимент продукции
MINRRAY: Ассортимент продукции
Ведущий производитель PTZ-камер, русский, 19 полос, А4.
EVOKO: новое поколение системы бронирования коференц-залов
EVOKO: новое поколение системы бронирования коференц-залов
Evoko Liso – стильное и яркое устройство, которое существенно облегчает процесс бронирования переговорных комнат, русский язык, 4 полосы, А4.
Все файлы
«Мы очень быстро перешли к формату Welcome to the digital world»
Сорокина Инна
“Инна Сорокина рассказывает о настоящем и будущем компании NEC, удаленной работе и недавнем слиянии с Sharp.”
Сорокина Инна
глава представительства NEC Display Solutions в России и СНГ
«Зачем платить за три чипа, если можно сделать то же на одном»
Эдуард Кимберг
“Самый яркий проектор в мире, обеспечивающий световой поток в 75 тысяч люмен, входит в нашу отдельную линейку.”
Эдуард Кимберг
менеджер по развитию бизнеса компании Barco на территории России и стран СНГ
«Наши комплексные решения - это то, о чем стоит говорить»
Прохоров Максим
“Наши партнеры и заказчики сами сформировали запрос на появление проекционной техники высокой яркости.”
Прохоров Максим
Менеджер по работе с партнерами в России и странах СНГ в компании NEC.
«20 лет назад мы создали первую IP-видеокамеру, и это стало переломным моментом»
Ульяна Подмарева
“Умная IP колонка,, по сути, представляет собой мини-компьютер и динамик в одном корпусе: выгодное решение для крупных проектов.”
Ульяна Подмарева
менеджер по работе с ключевыми клиентами в Axis Communications
Все мнения