20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Сложности озвучивания - расставляем точки над i

Троцкий Сергей
Директор по развитию бизнеса компании Harman в России

Журнал "Равно АВ", 2 (12), июль-октябрь 2010

Какие объекты считаются «сложными» в профессиональном аудио и чем они отличаются от «простых»? В чем состоят сложности озвучивания? К каким хитростям прибегают опытные инженеры, устанавливающие современное аудио оборудование? На эту тему мы побеседовали с Сергеем Троцким.


7_1.jpg

При низкой квалификации и простой объект может показаться сложным

7_2.jpg

Существует отдельные курсы для инженеров-разработчиков, для инсталляторов, для менеджеров по продажам

7_3.jpg

Заказчик услышит звук, какой будет на объекте, до подписания контракта

7_4.jpg

Идеология Bose направлена на то, чтобы проблемы по возможности решались еще на стадии проектирования, а не «по месту».

7_5.jpg 7_6.jpg

Корр.: Добрый день, Сергей! Просветите нас, пожалуйста, по каким признакам объект можно отнести к «простым» или «сложным» для озвучивания?

С.Т.: Все относительно. Но если попытаться систематизировать, то пример простого объекта — небольшое кафе, ресторан или бар, где требуется только фоновое озвучивание, с которым легко справляются встраиваемые в потолок акустические системы, в кругах инсталляторов именуемые «потолочной встройкой». Как ни странно это может показаться, оперные театры и концертные залы в целом также следует отнести к несложным объектам, поскольку в них хорошая акустика закладывается еще на стадии архитектурных решений. Впрочем, часто при проектировании современных увеселительных заведений дизайнеры слишком увлекаются оригинальностью интерьера, не озадачиваясь акустическими последствиями их творчества. В результате, даже небольшой ресторанчик со стеклянными стенами и полами может стать проблемным.

Далее — масштабы. Ясно, что компактные помещения качественно озвучить гораздо легче, чем большие концертные залы или стадионы, где нужно добиться равномерного звукового поля на огромной площади и хорошей разборчивости речи при высоком уровне шума.

Следующий фактор — многозадачность. Когда в том же ресторане планируется не только фоновый звук, но и дискотека, караоке и концерты приглашенных музыкантов, то скорее всего одной системой не обойдешься, тем более потолочной, которая не может звучать достаточно громко во время дискотеки и совершенно не подходит для караоке из-за акустической завязки колонок и микрофона. Зонирование звука — также усложняющий фактор. Тут приходится решать не только задачи четко дозированного озвучивания зон большого помещения или делать разветвленную систему для многих комнат, но и обеспечивать централизованное управление аудио потоками.

Однако не следует понимать сложные объекты как трудно реализуемые или невыполнимые вообще. Это скорее рабочие сложности, успешно решаемые опытными инженерами. При низкой квалификации и простой объект может показаться сложным. Нам не раз доводилось переделывать объекты, перенасыщенные «железом» и рассчитанные топорно. Часто прослеживается стремление вписать в проект как можно больше оборудования с целью извлечения максимальной прибыли. Напротив, сложные многозонные объекты (например, известные сетевые магазины) благодаря тщательно разработанному и свободно тиражируемому по новым точкам проекту на деле оказываются простыми.

Корр.: Итак, архитектура и интерьер, масштабы, многозадачность и зонирование: какие же объекты следует относить к «сложным» согласно вашей шкале?

С.Т.: Например, храмы, места массового скопления людей, такие как вокзалы, аэропорты, площади, выставочные залы. В церквях специфическая акустика, а, главное, ограниченная свобода действий: колонки можно устанавливать только там, где разрешат и при этом они должны быть компактными и незаметными. Российские вокзалы, в отличие от аэропортов, где проблема озвучивания решена с помощью «звуковых люстр», свисающих с потолка, до сих пор огорчают эхом, делающим объявления неразборчивыми. Причина отчасти в устаревшем оборудовании, а отчасти в том, что при модернизации систем администрация почему-то выпредназначена для иных целей. Похожая ситуация и с московским метро. Тут необходим хороший проект, который можно будет адаптировать для каждой станции

Корр.: И каков рецепт по преодолению всех этих трудностей?

С.Т.: Профессиональные «хитрости» известны давно, только не все почему-то ими пользуются. И далеко не все применяют творческий подход, подменяя его чисто коммерческим. На объектах с высоким уровнем реверберации (многократное отражение звука от поверхностей), к которым можно причислить церкви и «стеклянные» рестораны, мы рекомендуем узконаправленные распределенные системы. Очень помогают системы автоматического управления громкостью Bose, отслеживающие уровень фоновых шумов и производящие динамическое управление громкостью по оптимизированному алгоритму.

В церквях, где ставится задача повысить разборчивость речи при сохранении торжественности храмового звучания и охватить всю внутреннюю территорию, а иногда и часть прилегающей внешней, хорошо справляются компактные линейные массивы. Раньше приходилось набирать кластеры из отдельных малогабаритных колонок, теперь есть готовые конструкции (модель Panaray MA12 с 12-ю динамиками, попарно развернутыми на определенный угол так, чтобы избежать интерференции волн соседних динамиков). Частотный спектр подвергается эквализации — поднимается отдача в области от 1 до 4 кГц.

В «многозадачных» ресторанах и конференц-залах мы стараемся убедить заказчика пойти на установку нескольких систем, каждая из которых служит для решения своих задач. Весьма непросто получить направленное звуковое поле в области баса. Как, скажем, опустить бас с 25-метрового козырька стадиона на землю? Решение проблемы «в лоб» — громадный сабвуфер, греющий атмосферу, или несколько, которые трудно согласовать по фазе. А есть продвинутая технология — басовый массив, включающий ряд сабвуферов, сигналы на которые подаются с определенными задержками.

Так излучению баса удается придать нужное направление за счет сложения прямых волн и компенсации обратных. Есть и другие виды басовых массивов, в которых помимо задержек варьируют направленностью фазоинверторов. Одним словом, технологий для решения самых сложных задач предостаточно, нужно только уметь выбрать подходящие.

Корр.: А в чем особенность решений Bose, если все хитрости давно всем известны?

С.Т.: Идеология Bose направлена на то, чтобы проблемы по возможности решались еще на стадии проектирования, а не «по месту». Для этого, во-первых, создано мощное программное обеспечение Bose Modeler, учитывающее множество расчетных и измеряемых физических параметров объекта и поверхности, а также обладающее обширной библиотекой данных на все модели техники Bose (раньше там содержались также сведения о колонках других брендов, однако из-за того, что производители частенько приводят недостоверные электрические параметры, пришлось исключить их из списка). Во-вторых, плохо, когда результат можно оценить только по завершении работ на реальном объекте. Гораздо лучше, если заказчик услышит звук, в точности такой, какой будет на объекте, еще до подписания контракта. И такую возможность мы предоставляем благодаря уникальному аудиодемонстратору Bose Auditioner, озвучивающему результаты разработок, полученные с помощью Bose Modeler. Не один тендер нам удалось выиграть именно благодаря этому. В-третьих, все, что связано с реализацией проектов озвучивания системами Bose, от согласования компонентов до способов крепежа. Существует отдельные курсы для инженеров-разработчиков, для инсталляторов, для менеджеров по продажам предельно оптимизировано и унифицировано. Сама по себе инсталляция оказывается не сложнее, чем сборка конструктора с исчерпывающе подробной инструкцией. И, конечно, гарантия на колонки в 5 лет, добросовестное постгарантийное обслуживание, наконец, авторитет всемирно известного бренда играют свою роль. Системами Bose озвучен такой уникальные объект, как собор Святого Петра в Риме.

Корр.: Просто чудеса какие-то! Не перестаю удивляться современным разработкам и технологиям…

С.Т.: Да, но даже самые прогрессивные научные наработки не принесут пользы, если не позаботиться об их широком внедрении. Поэтому наша компания активно занимается обучением персонала по всем своим подразделениям, включая российское. Мы периодически проводим семинары и курсы повышения квалификации, программа которых, рассчитана на несколько дней и дифференцирована по специальностям: существует отдельные курсы для инженеров-разработчиков и инсталляторов, и для менеджеров по продажам техники Bose. Часть этих обучающих программ будет представлена на профессиональных форумах AV Focus в Москве, Екатеринбурге и Самаре, куда компания едет совместно с АВ Клубом. Приглашаю всех заинтересованных к общению на этих мероприятиях!

Корр.: Сергей, большое спасибо за интервью и до встречи на AV Focus!


Краткая справка

7_7.jpg

7_8.jpg

Компания BOSE — патриарх индустрии озвучивания в самых разных секторах рынка, от домашнего и коммерческого (жилые помещения, кафе, конференц-залы, стадионы и проч.) до авиационно-космического (гарнитуры и аудио системы в авиалайнерах и челноках Shuttle, Endeavor). Множество разработанных Bose технологий и алгоритмов проектирования, как и собственно моделей техники, широко используются во всем мире. Компания Bose, знающая о звуке практически все, первостепенное значение придает научным разработкам: достаточно сказать, что инженерно-исследовательский центр Bose занимает целых четыре этажа большого здания и огромный испытательный ангар. Техника Bose весьма специфична: компания выпускает только широкополосные АС, кроссоверы и средства DSP-обработки реализуются в отдельных цифровых процессорах, которые могут состыковаться друг с другом в системах с большим количеством АС. Есть и универсальные процессоры модульного типа, функциональность которых определяется набором сменных модулей. Существуют также «карты эквализации» для усилителей мощности. На такой карте прописывается все, что касается согласования с данной акустикой и режимов работы. Усилители имеют возможность работы в омном и в 100-Вольтовом режим (при наличии доп. модуля).

Видео
Вебинар "Absen AW — LED-дисплей с малым шагом пикселя для DooH"
Вебинар "Решения d&b audiotechnik в посткризисном мире"
Все видео
Как обеспечить безопасность в аэропорту: рассказывает NEC Как обеспечить безопасность в аэропорту: рассказывает NEC
Как организовать систему информирования в аэропорту и какие факторы стоит учесть при их открытии в посткоронавирусной ситуации.
Promethean Elements — новое поколение интерактивных панелей Promethean Elements — новое поколение интерактивных панелей
Серия Elements — это последняя разработка Promethean, предлагающая высокое качество, производительность и удобство в работе.
Правила съемок: метод стрима. За миллионом фолловеров - сюда! Правила съемок: метод стрима. За миллионом фолловеров - сюда!
Число прямых трансляций в сети переживают бум - это факт. Но что именно нужно учитывать, чтобы тренд начал работать на вас?
ViewSonic ViewBoard – интерактивные панели для любых задач ViewSonic ViewBoard – интерактивные панели для любых задач
Александр Фролов, менеджер по продукции ViewSonic, рассказывает о предлагаемом компанией ассортименте интерактивных панелей.
Поддерживаем командный дух при удаленной работе: рецепт BenQ Поддерживаем командный дух при удаленной работе: рецепт BenQ
Работа из дома сильно влияет на эффективность реализации проектов, в которых заняты несколько исполнителей.
Адаптируем бизнес под новые условия: рекомендации BenQ Адаптируем бизнес под новые условия: рекомендации BenQ
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация препятствует производству и вынуждает бизнес приспосабливаться к новым условиям.
Все статьи
Масштабная ВКС-сеть Правительства Московской области Масштабная ВКС-сеть Правительства Московской области
Компания Unitsolutions на основе решений TrueConf создала для Правительства Московской области ВКС-сеть для 30 000 абонентов.
Дисплеи Absen преобразили центр разработок и инноваций Intel Дисплеи Absen преобразили центр разработок и инноваций Intel
Центр PKT1, призванный «самым умным зданием в мире», установил на фасаде крупнейший в Израиле наружный светодиодный экран.
Необычное настольное мэппинг-шоу в дубайском ресторане Meshico Необычное настольное мэппинг-шоу в дубайском ресторане Meshico
Компания Pulse при помощи проекторов Digital Projection реализовала мэппинг-шоу, разворачивающееся прямо на столах у посетителей.
Пространственное звучание на базе одного акустического элемента Пространственное звучание на базе одного акустического элемента
Компания Sound Technology развернула в лондонском Музее Науки систему пространственного звучания Holoplot.
Shure осуществляет техническую поддержку в штаб-квартире ООН Shure осуществляет техническую поддержку в штаб-квартире ООН
С 2009 Shure осуществляет оснащение и поддержку в проведении основных мероприятий штаб-квартиры ООН в Найроби.
450 громкоговорителей d&b audiotechnik меняют сложную акустику зала 450 громкоговорителей d&b audiotechnik меняют сложную акустику зала
Royal Albert Hall — это культовая площадка, играющая огромную роль в культуре и просвещении не только Великобритании.
Все кейсы
EVOKO: новое поколение системы бронирования коференц-залов
EVOKO: новое поколение системы бронирования коференц-залов
Evoko Liso – стильное и яркое устройство, которое существенно облегчает процесс бронирования переговорных комнат, русский язык, 4 полосы, А4.
DONVIEW: интерактивное оборудование
DONVIEW: интерактивное оборудование
Интерактивные доски, сенсорные панели, дисплеи с функциями записи и трансляции серии «Все в одном», документ-камеры, русский язык, 36 полос, А4.
Все файлы
Что ждет диспетчерские в посткоронавирусном мире
Стивен Вейр
“После того, как пик пандемии будет пройден, соблюдение социальной дистанции некоторое время сохранится, что может привести к последствиям.”
Стивен Вейр
эксперт NEC по решениям для мониторинга и управления
Хотите получить классную картинку? Часть 2: цвет имеет значение
Сергей Дудников
“Сергей Дудников продолжает свой рассказ о том, как добиться более качественного изображения на сверхбольшом экране.”
Сергей Дудников
глава российского офиса Christie
Хотите получить классную картинку? Часть 1: арифметика разрешения
Сергей Дудников
“Сергей Дудников в публикации для портала АВ Клуба рассказывает, как добиться более качественного изображения на сверхбольшом экране.”
Сергей Дудников
глава российского офиса Christie
«Зачем платить за три чипа, если можно сделать то же на одном»
Эдуард Кимберг
“Самый яркий проектор в мире, обеспечивающий световой поток в 75 тысяч люмен, входит в нашу отдельную линейку.”
Эдуард Кимберг
менеджер по развитию бизнеса компании Barco на территории России и стран СНГ
Все мнения