20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Звуко-инженеры. Почему трудно работать вместе?

Ратмановас Александрас
Инженер по звуку

В России есть много специалистов-профессионалов в сфере инженерии звука: акустики, проектировщики звуковых систем, звукорежиссеры с различной специализацией. Они являются экспертами в студиях звукозаписи, кино, театре, живого звука (в последнем случае - это системные инженеры, FOH (Front Of House) режиссеры, операторы подзвучки). Нельзя не упомянуть и разработчиков, производителей электроакустики и других научных работников. Всех этих людей объединяет звук – интереснейшая наука, пересекающаяся с искусством. Искусством возбуждать эмоции, завораживать сюжетами, создавать впечатления, выходящие за рамки привычного. Ведь помимо популярной музыки существуют и экспериментальные жанры, которые способны удивлять необычной атмосферой и непредсказуемыми композиционными поворотами. Есть отдельное направление – Audio Experience (дословного перевода нет, самое близкое по смыслу — "аудио переживание"), которые сложно назвать музыкой. Это, скорее, звуки, которые трудно описать, однако их прослушивание дает массу переживаний и впечатлений за рамками нашего привычного восприятия. 

И все-таки, что такое звук – наука? Да! Причем довольно старая, ведь господин Харри Олсон (Harry F. Olson), доктор наук, описал все приципы акустики, обосновав их математическими формулами, еще в 1947 году в книге под названием Elements of Acoustical Engineering. С того времени появились только цифровые технологии, которые привнесли в инженерию звука возможность задерживать сигнал и FIR- (Finite Impulse Response) фильтры. В то же время в самих технологиях появились новые материалы (стекловолокно, углеволокно, композитные материалы, неодимовые магниты), однако они не внесли изменений в физику, а точнее, в обоснование происходящих процессов. В чем же тогда состоят сложности с данной сферой, если с физикой все стало ясно еще 68 лет назад? Попробуем разобраться.

1. Звука не видно.

2. Звук очень уникален. Его можно услышать исключительно в конкретной точке в конкретное время. Для сравнения: свет можно видеть одновременно в разных местах и постоянно.

3. Мы воспринимаем звуковое давление и частоты по логарифмической шкале, но говорим о нем линейно.

4. Мы говорим о нем "мягкий", "упругий", "острый", "яркий" и т.д., но эти слова не имеют однозначного отношения к объективным параметрам. И, тем не менее, мы используем их как выразительные средства.

5. Звук является и наукой, и искусством одновременно, и нельзя игнорировать ни одну из его составляющих.

6. Системы звукоусиления далеки от идеальных. Воздух – среда передачи звуковых волн от громкоговорителя к уху. С изменением температуры, влажности, ветра и прочее среда меняется, мы не можем говорить о стабильности.

7. Наши уши — удивительные приборы, разница между порогом слышимости и болевым порогом составляет 32 триллиона раз по мощности. Соотношение самой низкой и самой высокой слышимых частот составляет 1000:1. Несмотря на уникальные свойства нашего слухового аппарата — он субьективен, адаптивен и прощает нам, порой, грубейшие инженерные ошибки, допущенные при дизайне и/или настройке системы звукоусиления.

8. Наши электроакустические приборы (громкоговорители) довольно ограничены в возможностях, они способны воспроизводить звуковые волны с соотношением по длине волны между самой длинной и самой короткой в 600:1, причем, чем лучше остальные показатели (максимальное давление, неравномерность АЧХ (амплитудно-частотная характеристика - прим.ред), уровень гармоник и пр.), тем уже диапазон воспроизводимых частот. Наши технологии продвинуты, но далеки от совершенных.

Что же делать? Как внести ясность в эту сферу? Для начала давайте проведем четкую черту между наукой и искусством. Явления, которые объясняются законами физики, такие, например, как звуковое давление, диапазон воспроизводимых частот при определенной неровномерности АЧХ, неровномерность АЧХ, уровень искажений (существует конечное число видов иcкажений), направленность акустических систем и прочее – это  обьективные параметры, которые можно измерять и сравнивать.

Несмотря на то, что наш слуховой аппарат тоже работает по законам физики, у каждого человека он уникален,  адаптивен и имеет различные отклонения. Ну а то, как наш мозг интерпретирует полученную от слухового аппарата информацию, еще до конца не изучено, поэтому по умолчанию отнесем эту область к искусству. Инженеры в Европе, используя объективные критерии оценки, активно занимаются разработкой методик настройки систем, которые позволят создать эффективный способ получения повторяемого результата. Для этого нужно:

•   понимание процессов, происходящих в системе (физика);

•   четко сформулированная цель;

•   общепринятые методы объективной оценки качества;

•   понимание и умение пользоваться инструментами настройки систем.

Европейские инженеры работают коллективно, создают сообщества для эффективной совместной работы, например AES (Audio Engineering Society). Опираясь на личный опыт работы с прокатными компаниями, а также на опыт общения с большим количеством специалистов (я веду семинары, посвященные инженерии звука), осмелюсь сделать вывод, что, в РФ, к большому сожалению, такие явления наблюдаются крайне редко. И тому есть несколько причин:

•   понимание процессов, происходящих в системе, находится на интуитивном уровне;

•   цель, которую ставит перед собой большинство инженеров, - субьективно хорошая оценка звучания;

•   методы объективной оценки отсутствуют или являются неэффективными;

•   основным инструментом служит графический эквалайзер.

Разное понимание происходящих процессов не позволяет инженерам "говорить на одном языке", что исключает возможность обмена опытом. Субъективная оценка качества относится к искусству, и любые дискуссии на эту тему не могут привести к конструктивным решениям. Методы объективной оценки часто сводятся к измерению частотной характеристики смартфоном в одной точке. Даже если это измерительный микрофон, то под вопросом – алгоритм анализа АЧХ, метод измерения, усреднения и интерпретации полученных результатов. Использование графического эквалайзера — очень грубый и неэффективный способ улучшить качество звучания, пришедший к нам из далеких 70-х. В случаях, когда целью является достижение однородного покрытия площадки, любая коррекция при помощи графического эквалайзера действует на всю площадь и в принципе не решает проблему. Вырезание резонансов помещения при помощи "графики" тоже не закрывает проблему. Наиболее эффективным решением является дизайн системы, при котором излучается предельно маленькое количество акустической энергии в места, не нуждающиеся в покрытии (стены, потолок и другие зоны). Направленные массивы низких частот, правильный подбор углов дисперсии колонок и их правильное расположение — принципиальное решение проблемы компромисса с акустикой помещения. 

Все это – только вершина айсберга. Мне доводилось сталкиваться со множеством абсурдных решений, принятых как инсталляторами, так и прокатчиками. На последних лежит меньшая ответственность, так как их работы разовые, на одно мероприятие. Работа же инсталлятора расчитана на повторное ее применение, однако часто встречаются проекты, не соответствующие ни логике, ни здравому смыслу, и прокатчикам приходится работать на этих системах с весьма плачевным для себя результатом. Конечно же, именно они и становятся "крайними", что не делает их счастливыми...

К счастью, изменить ситуацию не так уж сложно, весь вопрос состоит в образовании и создании методик и стандартов. Образование поможет специалистам "говорить на одном языке", обмениваться опытом, работать над сложными задачами сообща и учиться понимать друг друга гораздо быстрее. Общепринятые способы объективной оценки качества внесут изменения в получаемый результат работы и в условия прохождения тендеров. Естественно, это не совсем выгодно мошенникам и махинаторам, зато компетентные компании станут пользоваться повышенным спросом. Это долгий процесс, продолжительность которого сопоставима с работой поколений в индустрии, но лучше поздно, чем никогда. У нас есть все возможности. Есть позитивный опыт США и Европы, и есть современная зарубежная литература, описывающая методики, которые досконально отвечают на вызовы сегодняшнего дня. Потому я желаю всем специалистам не терять детское любопытство и чаще задавать простой вопрос: Почему?». Ведь именно он движет прогрессом  и наукой.

Видео
Вебинар "BYODKM от AMX. Всё, что нужно для Huddle Room"
Вебинар "Biamp — мы будем жить теперь по-новому"
Все видео
AMX Acendo — это современный подход к оснащению переговорных AMX Acendo — это современный подход к оснащению переговорных
Максим Белинский из AUVIX рассказывает почему семейство устройств AMX Acendo — это все, что нужно для Huddle Room.
«Газпром» открыл новый музей: все подробности из первых рук «Газпром» открыл новый музей: все подробности из первых рук
Специалисты Ascreen рассказывают об оснащении одного из самых высокотехнологичных музеев ПАО «Газпром».
Lumien 10 лет в России: достижения и планы на будущее Lumien 10 лет в России: достижения и планы на будущее
Следование трендам, наращивание компетенций, обратная связь с клиентами и разумная амбициозность – ключевые факторы успеха Lumien.
Wize — выдвижные мониторы для любых приложений Wize — выдвижные мониторы для любых приложений
В чем преимущества выдвижных мониторов, какие задачи они решают и из чего состоит ассортимент Wize — рассказывает Ольга Саличко.
«Для Biamp это прорыв, который помог создать законченное решение» «Для Biamp это прорыв, который помог создать законченное решение»
Представители Biamp рассказывают о последних изменениях продуктового портфеля и о том, как они повлияли на бизнес компании.
Итоги онлайн-конференции InfoComm Connected 2020 Русская версия Итоги онлайн-конференции InfoComm Connected 2020 Русская версия
В конце июня состоялась русскоязычная версия онлайн-выставки InfoComm Connected 2020. Подробнее о событиях и темах обсуждения.
Все статьи
Решения Shure трансформировали научный центр в Agile-пространство Решения Shure трансформировали научный центр в Agile-пространство
Научно-технический центр при помощи решений Shure создал многофункциональные трансформируемые площадки с философией Agile.
Как оснащались интеллектуальные цифровые рудники «Норникеля» Как оснащались интеллектуальные цифровые рудники «Норникеля»
Компания Auvix произвела оснащение современным AV-оборудованием диспетчерских центров на рудниках ПАО «ГМК «Норильский Никель».
Живая трансляция прямо из операционной Живая трансляция прямо из операционной
Симпозиум по эндоскопии при помощи RGB-лазерной проекции и 4K-системы распределения сигналов провел прямую трансляцию операции.
Передовые AV-технологии и интересный проект в горах Шотландии Передовые AV-технологии и интересный проект в горах Шотландии
Компания Luuxx Home Automation установила в частном здании систему умный дом, включающую в себя домашний кинотеатр.
Амфитеатр, трансформирующийся в танцевальный партер за минуту Амфитеатр, трансформирующийся в танцевальный партер за минуту
«Синара-холл» – это единственный в Екатеринбурге концертный зал с блитчерной системой для быстрой трансформации под любое событие.
Проекция Optoma преобразила сцену лондонского Mixmag LAB Проекция Optoma преобразила сцену лондонского Mixmag LAB
Журнал Mixmag с помощью проектора Optoma реализовал на своем мероприятии Mixmag LAB в Лондоне красочное мэппинг-шоу.
Все кейсы
OPTOMA: Линейка проекторов 2020
OPTOMA: Линейка проекторов 2020
Английский язык, 24 полосы, альбомный формат
EVOKO: новое поколение системы бронирования коференц-залов
EVOKO: новое поколение системы бронирования коференц-залов
Evoko Liso – стильное и яркое устройство, которое существенно облегчает процесс бронирования переговорных комнат, русский язык, 4 полосы, А4.
Все файлы
«Сегодня мы наблюдаем тренд популяризации выдвижных мониторов»
Ольга Саличко
“В чем ключевые преимущества и для каких приложений подойдут выдвижные мониторы, предлагаемые брендом Wize.”
Ольга Саличко
бренд-менеджер компании Auvix
Потребности переговорной могут закрыть всего 2 устройства. Сейчас расскажем как!
Максим Белинский
“Что такое BYODKM и как эта концепция может быть эффективно применена при оснащении небольшой переговорной.”
Максим Белинский
продукт-менеджер компании AUVIX
«Система Unite способна даже отличить женский голос от мужского»
Артем Мелентьев
“beyerdynamic Unite – это универсальное решение для организации систем перевода, персонального мониторинга, тургида или помощи слабослышащим. ”
Артем Мелентьев
инженер отдела проектов компании АРИС
«Тренды за годы не изменились, но их контуры стали отчетливее»
Николай Шатин
“Об основных технологических тенденциях и новинках, представленных ведущими производителями на прошедшей ISE 2020.”
Николай Шатин
руководитель лаборатории программно-аппаратных решений Ascreen
Все мнения