20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Между микшером и бетономешалкой: мультимедиа в госстроительстве

Сергеев Михаил
Генеральный директор петербургской компании «Аскрин»

Журнал "EQUAL AV", № 2 (23) 2013

Как шутят искушенные в работе с госзаказами люди, принцип работы отечественного чиновника можно охарактеризовать так: «Не думай! Если думаешь – не говори. Если сказал – не пиши. Если написал – не подписывай. Если подписал – беги…» Собственно, стереотип восприятия госслужащего именно такой: если в вертикали власти он не на вершине, то добиться от него какого-нибудь, пусть самого незначительного решения, невозможно, потому что он ничего не делает без указаний вышестоящих инстанций.

Грандиозные проекты строительства государственных объектов предполагают некий политический уровень принятия решения, выбора генподрядчика, который и общается с чиновниками. Мультимедийщики в данной вертикали редко находятся на вершине, и порой средства на техническое оснащение нового здания или комплекса распределяются по остаточному принципу – т.е., что осталось после заливки бетона и сооружения стен, можно потратить на технику.

Из всех этих невеселых правил есть приятные исключения. В чем они состоят, каковы радости и печали работы с государственными учреждениями и в чем особенности законодательной базы – рассуждает генеральный директор петербургской компании «Аскрин» Михаил Васильевич Сергеев.


ЛЕГКО И ПРИБЫЛЬНО ИЛИ СЛОЖНО И ЗАТРАТНО?

Работа в масштабных проектах оснащения государственных объектов – таких, как здание администрации Ямало-Ненецкого АО, резиденции президента России или здания городского суда Санкт-Петербурга – для нашей компании и проста, и сложна одновременно. Относительная простота заключается в том, что все это крупные проекты, в которых мультимедиа – небольшая часть со сравнительно стандартным набором оборудования – видеостены, мониторы, системы голосования, дискуссионные системы в разных вариантах, ВКС видеокамеры, акустика и т.п. Здесь, как правило, ничего нового нет, весь набор, пусть даже со своими индивидуальными особенностями, – в нашей компетенции, и он почти не зависит от сегмента рынка. Крупные генподрядчики нас находят, и наша основная задача – предложить оптимальное решение для конкретного объекта, все собрать и скоммутировать.

261_1.jpg

С другой стороны, сложность работы с такими заказчиками – в том, что когда мы подключаемся уже на уровне субподряда, то получаем техническое задание, с которым нельзя работать. Настоящее ТЗ могут написать только специалисты, а их у заказчика, как правило, не бывает. Поэтому часто мы вынуждены проектировать, исходя из нашего видения нужд заказчика. Вторая сложность – это неопределенность с бюджетом в некоторых госпроектах. Поэтому, исходя из нашего опыта, мы делаем предварительное проектирование, называем сумму, а дальше уже пытаемся получить ответ от генподрядчика, а он, в свою очередь – от заказчика. Более того, уже получив «добро» от заказчика и запустив проект в работу, мы отнюдь не застрахованы от уменьшения бюджета в два раза на каком-то этапе внедрения проекта просто волевым чиновничьим решением. Причем с требованием сократить расходы, полностью сохранив функциональность. Вот тут мы начинаем фокусничать с оборудованием, пытаясь сэкономить на нем и при этом сохранить само решение.

Необходимо учитывать, что самый лакомый кусок нашего рынка – это получить заказ на поставку оборудования. Это отработать проще всего. И это может сделать почти любой интегратор. То, что делаем мы – проектирование, креативные решения, пусконаладочные работы – это, во-первых, сложно, поскольку требует штата очень квалифицированных специалистов – инженеров, проектировщиков, программистов. И, во-вторых, недешево, а посему на нем не сэкономишь.

НИКОГДА НЕ ЗАБЛУЖДАЛСЯ БЕЗ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УКАЗАНИЙ

Происходит своего рода обезличивание проекта – есть заказчик, но нет человека от него, который принимал бы решения и понимал, что нужно и за какие деньги. А чиновник, который принимает решение, находится слишком высоко и не опускается до уровня деталей мультимедийного оснащения. Выстроенная в большинстве случаев вертикаль власти не допускает никакой инициативы расположенных ниже эшелонов. Сверху спускаются указания, которые все дружно бросаются выполнять, независимо от того, согласны они или нет. Зачем осложнять себе жизнь?

261_2.jpg

Однажды такому чиновнику из верхнего эшелона власти пришла в голову творческая идея. Он возжелал видеть продолжение исторического здания, вид на которое открывался из окна его кабинета, в виде изображения или проекции на экране. Много денег и времени было потрачено на чертежи и объяснения человеку, что целостное изображение возможно будет видеть только из одной точки, чуть пошевелился – и от идеи ничего не осталось… Никто из его окружения даже не пытался объяснить ему абсурдность этой затеи. Пришлось нам самим доводить идею до окончательного абсурда и сводить только к теории. С одной стороны, наверное, вертикаль власти необходима, с другой – она не предполагает самостоятельности, иногда даже разумности действия и мышления подчиненных. И это неизбежно ведет к подобным затеям. А учитывая, что в подобных проектах интегратор – второе или третье звено субподрядочной цепи, в этой схеме донести свое мнение до самого верха становится еще сложнее. Формально мы можем писать письма только генподрядчику, но пойдут ли они дальше – об этом мы можем только догадываться.

Бывают ситуации, когда к нам обращаются с заказом, который надо выполнить чуть ли не завтра – за ночь делается спецификация, к которой дается комментарий о том, что ее надо воспринимать как ориентировку и под нее делать проект. В итоге мы зачастую получаем под нее уже подписанные накладные – без ТЗ, проекта и бюджета. И начинаем креативить.

КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ: ФЗ 94

Любой интегратор, работающий с госструктурами, волей-неволей сталкивается с особенностями законодательной базы, в частности, с неоднократно претерпевшим поправки 94-м федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Если оставить в стороне теоретические нюансы, на деле это выглядит следующим образом. Закон требует, чтобы госзаказчик разработал техническое задание на проектирование мультимедийного проекта, затем заявил расходы на проектирование и тогда ему выделят бюджет на следующий год (если эти деньги достаточным образом обоснованы). Потом объявляется аукцион на проектирование, где основной критерий выбора проектировщика – это цена. Небольшой шанс избежать абсурда здесь предоставляет процедура предквалификации (сначала введенная в закон, потом изъятая как якобы повышающая коррупционность, и недавно снова возвращенная). По результатам аукциона выбирается компания для проектирования, на стадии «Р» (рабочая документация), проект должен получить одобрение Госэкспертизы. После этого заказчик объявляет аукцион на закупку оборудования и получает бюджетные деньги на него и на финансирование строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. Как только средства выделены, теоретически объявляется третий аукцион, уже на строительно-монтажные работы. Таким образом, если целиком следовать закону, вся процедура занимает в лучшем случае два года.

261_3.jpg 261_4.jpg

Немудрено, что на деле заказчики предпочитают заключать один договор, который по сути – договор поставки, но включать туда дополнительные условия, согласно которым интегратор это оборудование обязан установить и подключить. Что касается всего остального – разработки решения, проектирования и т.п., отчасти интегратор делает это на свой страх и риск (аукцион все равно придется проходить и без всяких гарантий). С другой стороны, действуют джентльменские договоренности о том, что в случае победы на аукционе интегратор сделает проект целиком, но в рамках договора поставки, который с правовой точки зрения ни к чему, кроме как к поставке «железок», не обязывает. Делать смешанный договор с государственными заказчиками, мягко говоря, сложно – услуги, поставки и аренда – это разные статьи расходов бюджета, которые нельзя объединить в один договор. Поэтому сегодня одним проектом, как правило, занимаются разные компании. Одна делает ремонт помещения, другая – поставляет мебель, третья – оборудование, четвертая – дизайн и пр.

С моей точки зрения, все эти задачи должны решаться одной компанией. И конкурс должен объявляться именно на решение, железки – это уже вторично. Причем критерием победы в таком конкурсе должна быть не только и не столько цена. В идеале госзаказчик вывешивает на аукцион ТЗ со своими требованиями по функциональности, на аукцион выходят компании-интеграторы, которые защищают перед независимыми экспертами свою концепцию. Заказчик эксперты задают вопросы, смотрят, выбирают. Так делали вторую сцену Мариинского театра – компании принесли свои проекты на конкурс, победитель получил карт-бланш и занимался всем проектом «от» и «до».

261_5.jpg 261_6.jpg

Конечно, существуют мелкие проекты, связанные, скажем, с обеспечением, плазмами какого-нибудь помещения. Это другой разговор. И законодательно две эти темы – поставка и услуги – должны быть четко разграничены.

НЕТ, ЭТО НЕ БАЛТИЙСКАЯ СЕЛЬДЬ!

Приятное исключение в упомянутом выше ряду представляют собой музеи – тоже своего рода государственные заказчики. С той только разницей, что сотрудники музеев ориентированы на результат и с душой относятся ко всему, что происходит в их пространстве, а посему активно участвуют в поисках нужных решений с помощью своих научных консультантов. При всей приятности работы с такого рода проектами, они представляют и определенную сложность для нас: джентельменский набор оборудования и решений значительно расширен за счет интерактивных технологий, дополненной реальности, 3D-контента и т.п.

Благодаря нашим заказчикам среди музеев вообще, в частности – Петербургскому водоканалу – мы создали департамент компьютерной графики, расширив нашу деятельность за счет разработки контента для таких инсталляций. Мы поняли, что в таких проектах оборудование и техническое решение вторичны. Первичны картинки, анимация, визуализация объектов. Сам процесс создания контента – довольно сложный и дорогостоящий: это большое количество вовлеченных специалистов, которые делают моделирование, программирование, интерактивность и т.п. При всех наших масштабах этот департамент, увы, до сих пор убыточен. Особенно в той части, которая требует воспроизведения объекта в трехмерном формате с фотографической точностью. Попробуйте представить музейщику или сотруднику Водоканала балтийскую сельдь, которая на 100% не совпадает с оригиналом!

261_7.jpg 261_8.jpg

При том, что это трудоемко и затратно, я такие проекты люблю больше всего. Один из любимых проектов и соответственно – заказчиков – Водоканал Петербурга в лице генерального директора Феликса Владимировича Кармазинова. Вот, пример госчиновника, который, несмотря на свою занятость, высокий уровень, интенсивное расписание встреч и 10 тысяч человек подчиненных, сам вникал в проект, сам креативил, предлагал идеи, ставил задачи и контролировал их исполнение. В ночь музеев, кстати, Водоканал принимает несколько десятков тысяч человек. Для меня до сих пор загадка, как им это удается. Видимо, все и везде начинается с головы. Если все в порядке, то все получается, если не очень – то не очень.

Видео
Вебинар "Портативная интеллектуальная камера Jabra PanaCast"
Вебинар "Презентация PTZ-камер компании Minrray"
Все видео
Итоги онлайн-конференции InfoComm Connected 2020 Русская версия Итоги онлайн-конференции InfoComm Connected 2020 Русская версия
В конце июня состоялась русскоязычная версия онлайн-выставки InfoComm Connected 2020. Подробнее о событиях и темах обсуждения.
Jabra PanaCast — уникальная ВКС-камера со 180-градусным обзором Jabra PanaCast — уникальная ВКС-камера со 180-градусным обзором
С октября 2019 года на российском рынке доступно инновационное решение компании Jabra, меняющее подход к организации ВКС.
«Тенденция такова: все вендоры перейдут на иммерсивную технологию» «Тенденция такова: все вендоры перейдут на иммерсивную технологию»
Настоящие гуру в области звука на российском рынке рroAudio – инженеры Aris рассказывают о последних тенденциях и решениях отрасли
Эксперты Hi-Tech Media о главных трендах ISE 2020 Эксперты Hi-Tech Media о главных трендах ISE 2020
Сразу четыре эксперта компании Хай-Тек Медиа рассказывают о главных событиях выставки, последних тенденциях и новинках.
Как выбрать подходящий проектор для бизнес-приложения Как выбрать подходящий проектор для бизнес-приложения
Татьяна Кривая, руководитель направления видеосистем в Хай-Тек Медиа, делится рекомендациями по выбору проекционного оборудования.
Arec KL-3W — уникальное решение для записи и трансляции видео Arec KL-3W — уникальное решение для записи и трансляции видео
Константин Головань из компании Ascom рассказывает о широких возможностях системы захвата, трансляции и записи видео Arec.
Все статьи
Живая трансляция прямо из операционной Живая трансляция прямо из операционной
Симпозиум по эндоскопии при помощи RGB-лазерной проекции и 4K-системы распределения сигналов провел прямую трансляцию операции.
Передовые AV-технологии и интересный проект в горах Шотландии Передовые AV-технологии и интересный проект в горах Шотландии
Компания Luuxx Home Automation установила в частном здании систему умный дом, включающую в себя домашний кинотеатр.
Амфитеатр, трансформирующийся в танцевальный партер за минуту Амфитеатр, трансформирующийся в танцевальный партер за минуту
«Синара-холл» – это единственный в Екатеринбурге концертный зал с блитчерной системой для быстрой трансформации под любое событие.
Проекция Optoma преобразила сцену лондонского Mixmag LAB Проекция Optoma преобразила сцену лондонского Mixmag LAB
Журнал Mixmag с помощью проектора Optoma реализовал на своем мероприятии Mixmag LAB в Лондоне красочное мэппинг-шоу.
Проекторы Optoma показали голографическое шоу «Дикая Африка» Проекторы Optoma показали голографическое шоу «Дикая Африка»
В Ростове-на-Дону открылось необычное голографическое сафари-шоу «Дикая Африка», включающее 32 интерактивные зоны.
Качественно и незаметно: Yamaha озвучила испанский ресторан Качественно и незаметно: Yamaha озвучила испанский ресторан
Ультракомпактная система звукоусиления Yamaha помогла качественно озвучить ресторан и при этом незаметно вписалась в интерьер.
Все кейсы
OPTOMA: Линейка проекторов 2020
OPTOMA: Линейка проекторов 2020
Английский язык, 24 полосы, альбомный формат
EVOKO: новое поколение системы бронирования коференц-залов
EVOKO: новое поколение системы бронирования коференц-залов
Evoko Liso – стильное и яркое устройство, которое существенно облегчает процесс бронирования переговорных комнат, русский язык, 4 полосы, А4.
Все файлы
«Система Unite способна даже отличить женский голос от мужского»
Артем Мелентьев
“beyerdynamic Unite – это универсальное решение для организации систем перевода, персонального мониторинга, тургида или помощи слабослышащим. ”
Артем Мелентьев
инженер отдела проектов компании АРИС
«Тренды за годы не изменились, но их контуры стали отчетливее»
Николай Шатин
“Об основных технологических тенденциях и новинках, представленных ведущими производителями на прошедшей ISE 2020.”
Николай Шатин
руководитель лаборатории программно-аппаратных решений Ascreen
«Мы можем предложить подходящую камеру под любой проект»
Денис Михеев
“Будь-то конференц-зал, переговорная или другой объект, у Avonic всегда найдется решение с требуемыми характеристиками.”
Денис Михеев
руководитель группы «Системы автоматизации и безопасности» ГК Digis
«Насыщая объект технологиями, вы не делаете его дороже»
Дмитрий Карих
“Проектируя современные объекты, важно думать не о том, какие новые технологии интегрировать в дизайн, а о том, как быстро вы сможете их убрать.”
Дмитрий Карих
генеральный директор ООО "Моторизованные решения"
Все мнения