20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Два полушария музейного мультимедиа

Автор: Роман Кудашов

Теоретические исследования в области информатизации и аудиовизуальной коммуникации обнаруживают несколько способов использования мультимедийных устройств внутри музеев и художественных галерей. На практике в большинстве случаев приходится сталкиваться с двумя основными путями, по которым предпочитают идти музейщики. Первый заключается в применении мультимедийной техники в качестве вспомогательного информационного инструмента, а второй рассматривает мультимедийные устройства как непосредственную неотъемлемую часть целой экспозиции или отдельных экспонатов.


174.jpgЧтобы подтвердить высказанный выше тезис, мы совершили небольшой марш-бросок по действующим музеям. Для подробного препарирования выбрали два московских – знаменитый Государственный Дарвиновский музей, бьющий рекорды посещаемости и принимающий порядка четырёхсот тысяч пытливых зрителей в год, и Московский музей современного искусства. Выбор наш мотивирован, помимо очевидности высокого статуса, опыта и профессионального уровня избранников, такими соображениями: наш мозг имеет два полушария: левое, отвечающее за рациональное мышление, и правое, заведующее чувственным восприятием. Так и двое наших подопытных, подобно приведённому физиологическому сравнению, воплощают две противоположные концепции использования мультимедийных средств. Два подхода, дающие стороннему наблюдателю понимание двух основных способов внедрения в музейное пространство технологических новшеств. Первый – абсолютно рациональный по своей сущности, нацеленный на информирование и всестороннее познание. Второй же призван производить именно эмоциональное впечатление на смотрящего, поскольку использует мультимедийные средства в качестве орудия для пробуждения чувств самого высокого порядка, - тех, которые способно породить только искусство. Итак…

РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Театр начинается с вешалки, а вот Государственный Дарвиновский музей начинается прямо от калитки. На улице в специальном «скворечнике» на высоте нескольких метров от земли располагается мощный мультимедиа-проектор, проецирующий прямо на стену широкоформатное изображение – фильм, рассказывающий о музее, а также анонсы выставок.

174_2.jpgВключают проектор преимущественно в вечернее время, когда темнеет, привлекая, таким образом, публику. Во входной зоне посетителей встречает информационный киоск, состоящий из сенсорной панели и дополнительного плазменного монитора с большей диагональю – для наглядности. Любой желающий (причём, справится даже ребёнок), обратившись к отображённому на сенсорной панели браузеру, получит исчерпывающую справку о музее и предлагаемых им тематических программах. Такими же информационными киосками оснащены ещё несколько экспозиционных залов. Примечательно, что технология нацелена не только на использование посетителями, но и помогает экскурсоводам выстраивать интересную, современную, разнообразную по форме экскурсию. Также во входной зоне можно посмотреть проекционный телевизор. Специфика такова, что экскурсионные группы «накапливаются» именно здесь, при входе, и, пока люди собираются, они могут развлечь себя просмотром фильма об истории и жизни музея. Ролик закольцован и воспроизводится с компактного медиа-плеера, спрятанного тут же, подле телевизора. Для интерактивного эффекта применяют уже другую технологию: стоит пройти несколько шагов от начала экспозиции, - и пол под вами внезапно оживает. Под ногами осенняя листва – не бойтесь потоптаться на ней! А вот вниманию аудитории – кабинет создателя музея в стеклянной витрине. Обзор открывается со всех сторон. Каким образом оживить статичный интерьер? Деликатно, не нагромождая техники интегрировать мультимедийную компоненту так, чтобы не нарушить антураж? Да очень просто! С потолка свешивается панель, изготовленная из специального стекла для проецирования изображения с проектора. На экране – кино о хозяине кабинета.

Ещё одна технология, - система QR-кодов: при считывании кода с помощью смартфона посетитель сможет перейти на соответствующую страницу мобильного портала, где размещена дополнительная расширенная справка о конкретной витрине. Вторая полезная функция, которую в музее планируют запустить осенью, - аудиогид. Считываете QR-код на любом уровне экспозиции – и дальше можете путешествовать по залам в сопровождении виртуального экскурсовода, чей голос звучит в ваших наушниках.

174_3.jpg174_4.jpg

В центральном экспозиционном зале мы наблюдаем замечательный пример того, как можно сочетать разные средства мультимедиа в условиях музея. Несколько раз в день здесь всё оживает, наполняясь звуком и изображением. Гаснет свет, включаются два больших проектора, на расположенных под углом относительно друг друга стенах появляется изображение. Полностью синхронизированная с фильмом программа управления световыми приборами меняет заливку в зависимости от того, что происходит на экране: льёт тропический дождь в джунглях – преобладает зелёный цвет, начинается рассказ об Арктике – всё кругом становится белым, саванна - окрашивается жёлтым. Таким образом, благодаря сочетанию особого освещения, динамичного фильма и трёхмерного звука достигается потрясающий реалистический эффект. Это ноу-хау принадлежит пытливым умам сотрудников музея, придумавшим такую оригинальную экспозиционную форму ещё десять лет назад. С тех пор программа постоянно дополняется, претерпевает изменения, совершенствуется и пользуется неизменных успехом у зрительской аудитории. Добавим сюда 3D и 4D кинотеары с сеансами фильмов о динозаврах и зарождении жизни на Земле, а также мини-планетарий, - и пред нами полноценный развлекательный центр, с интересной и интерактивной образовательной составляющей.

Немаловажно будет отметить и универсальность проектного решения. Оборудование может быть задействовано не только по своему прямому предназначению – то есть, для мультимедийных презентаций в рамках выставки, но и для внеплановой работы Дарвиновского музея. Так, периодически главный выставочный зал сдаётся под разнообразные презентации, показ фильмов: за счёт мультимедийной составляющей расширяются возможности учреждения для привлечения дополнительных средств.

174_5.jpgНа сегодняшний день Дарвиновский музей среди российских учреждений культуры остаётся лидером по внедрению новейших технологий в музейную среду. Перечисленные нами примеры являют собой лишь верхушку айсберга, используют «дарвинисты» доступные им средства гораздо шире и многообразнее. В течение 2007-2011 годов непрерывно проводилось улучшение работы имеющихся систем, так и внедрение новых технологий на всем пространстве и направлениях деятельности музея. Оставаясь в профессиональной среде флагманом по внедрению современных технических новшеств, Государственный Дарвиновский музей, таким образом, расширяет поле экскурсионной деятельности и привлекает всё новых посетителей. Гибкость и мобильность, достигаемая за счёт мультимедийных вспомогательных средств, позволяет музею постоянно улучшать свои статистические показатели. Так, за последние пять лет количество посетителей с постоянной положительной динамикой прироста по годам увеличилось почти на 100 тысяч человек – с 345 тысяч в 2007 году до 429 тысяч, которые переступили порог музея в 2011. Залог столь завидной отчётности заложен в самой философии Дарвиновского музея, которая гласит: «экспозиция музея должна модернизироваться по мере появления новых технологий, чтобы не отставать от времени, хотя это и очень сложная задача».

ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Важнейшим из направлений в применении средств мультимедиа в Московском музее современного искусства считают именно экспозиционную деятельность. Преимущества мультимедиа используют не в целях обеспечения посетителей вспомогательной информацией, как в Дарвиновском музее, а делают звук и изображение частью экспозиционного пространства либо конкретного арт-объекта, инсталляции. В данных обстоятельствах не последнюю роль играем музейный куратор, к которому художник приходит с какой-либо идеей. Задача куратора – помочь творческий замысел реализовать в соответствии со всеми техническими тонкостями и особенностями предлагаемого проекта. Отталкиваясь от идеи и технических возможностей музея, начинается работа по переведению плода воображения художника в плоскость конкретного мультимедийного решения.

174_6.jpg

Ася Мухина. Пансион
Медиаинсталляция, 2012

174_7.jpg

Виктория Ушканова. Тело художника
Медиа-перформанс, 2012

174_8.jpg

Алёна Минаева, Alexander S. Belau
техническое решение: Василий Ёлшин
Pathia
Медиаинсталляция, 2012

174_9.jpg

Камо Цатурян, Ирина Иванникова
Женщина-сосуд
медиа-перформанс, 2012

Такими в высшей степени современными «заморочками» при Московском музее современного искусства занимается Лаборатория медиа-перформанса. В распоряжении медиа-затейников - энное количество ЖК-экранов и проекторов. Одним из ярких событий стал фестиваль неэкранной анимации «(UN)имация», который дал хорошую пищу для размышлений относительно того, каким образом средства мультимедиа применимы в практике музея с прогрессивными взглядами на искусство. В рамках упомянутого выставочного проекта зрителям предлагалось ознакомиться с работами, созданными на стыке жанров видео, анимации и инсталляции. Упор в экспозиционном решении делался на объёмное медийное экспонирование привычных плоскостных анимационных изображений.

При подготовке кураторы обнаружили несколько нетривиальных способов расширить способы применения медиа-средств в условиях музея. Так, в процессе создания выставки пришлось столкнуться с проблемой нехватки ЖК-телевизоров. Решение пришло неожиданное: на старые неработающие телевизоры, задействованные в качестве экранов, изображение проецировалось с помощью проекторов. «Мёртвые» телевизоры, таким образом, обретают «вторую жизнь», реанимируются. Один из кураторов фестиваля медиа-художник Patrick K.-H. представил свою динамичную чёрно-белую анимацию в оригинальном «ракурсе». Проектор поместили в специальный короб, обеспечивающий достаточную вентиляцию для бесперебойной работы, и с пола пустили проекцию на три смежные стены. Получилось подобие куба, внутренняя поверхность которого была обклеена мятой бумагой вперемежку со скотчем, что создавало необычную фактуру. Изображение, проецируемое на изначально плоскую поверхность, приобретало объём, светотеневые оттенки. Создавалось абсолютное ощущение реальности, а не «нарисованности» происходящего. Или другой проект под названием «Розы», показанный в рамках фестиваля. Обычную картонную коробку из-под телевизора внутри обклеили гофрированной бумагой. Стоящий на полу проектор проецирует внутрь коробки архивную съёмку известной русской балерины Анны Павловой. Старинная чёрно-белая плёнка предварительно была раскадрирована, кадры выведены на принтере, раскрашены, сфотографированы и потом вновь собраны в последовательное видео с добавлением эффектов и накладыванием фотографий цветов. В итоге - будто бы внутри волшебного светящегося ларца - танцевала миниатюрная балерина.

Интересные возможности даёт проекция на оргстекло. Листы оргстекла (1х1,2 м) расположили вертикально на расстоянии десяти сантиметров друг от друга. На получившуюся композицию проецируется анимационная картина: чёткая на ближайшем к лучу листе, более размытая на следующем и так далее – до полной потери фокуса. При взгляде со стороны изображение приобретало свойства ожившей голограммы. При необычном виде объекта в принципе, он очень выгодно обыграл пространство выставочного зала, послужив в полумраке в качестве своеобразного осветительного прибора. Зрители также смогли оценить иронию и озорство авторов, когда, поднимаясь на второй этаж Московского музея современного искусства на Тверском бульваре, наблюдали вверх по лестнице обрамлённые в роскошные золочёные рамы в стиле Третьяковской галереи… плазменные телевизоры с «нарисованными» на них девушками в кокошниках.

Присутствие в экспозиции современных мультимедийных приборов моделирует для посетителей комфортное, дружественное пространство, - убеждены в Московском музее современного искусства. Ведь в повседневной жизни человека XXI века со всех сторон окружают телевизоры, мониторы персональных компьютеров и ноутбуков, тачпады, мобильные устройства. Поэтому, по мнению музейщиков, зрителя не только не отпугивают всевозможные технические новшества, встроенные в концепцию экспозиции, но делают выставочное помещение более доступным и привлекательным, внося узнаваемые элементы из привычной освоенной среды внешнего мира, оживляя и наполняя новым смыслом среду музейную.

НЕТ ПРЕДЕЛА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВА

Художники из Лаборатории медиа-перформанса полны новых идей. Многие свои творческие чаяния они связывают с возможностями широкоугольной проекции. Широкоугольный проектор с хорошим разрешением сможет оживить любое пространство и предоставит широкое поле для экспериментов, при сочетании с сенсорным трекингом такая технология могла бы дать чрезвычайно любопытный результат.

В Дарвиновском музее утверждают:

Под любую идею нужно грамотное содержание, наполнение. Затевать что-то ради техники не имеет резона. Во главе угла всегда должен стоять оригинальный замысел

Однако, в плане позитивных тенденций (и с этим соглашаются как новаторы из Московского музея современного искусства, так и специалисты Дарвиновского музея) можно отметить: в контексте экспозиционного пространства оборудование и техника устаревают медленно, и их всегда можно «переформатировать» под актуальные нужды. Другими словами, первоочередными являются вопросы целеполагания и создания специфического контента для реализации поставленных целей и задач. Если есть бюджет, то будет и соблазн апгрейда – деликатно подсказывают интеграторы. Но стремиться приобретать оборудование просто ради его наличия не стоит.

Повсеместное распространение мультимедийных технологий в музейной сфере должно стать результатом сотрудничества трёх центробежных сил в этом процессе: государства с его целевыми программами по развитию музеев, компаний – системных интеграторов с предлагаемыми ими технологическими новшествами и, естественно, самих музейщиков с их идеями. Только в том случае, если все эти три вектора будут одинаково стремиться в одном направлении, амбициозные планы правительства по увеличению посещаемости музеев на 25% к 2016 году могут быть реализованы. Нам предстоит стать свидетелями развития этого процесса, но уже сегодня совершенно ясно одно: без внедрения мультимедийных технических средств совершить качественный скачок не удастся.

Журнал "EQUAL AV", № 2 (20) 2012

10 вопросов о PTZ-камерах. Казалось бы, причем здесь джипы и ниндзя? 10 вопросов о PTZ-камерах. Казалось бы, причем здесь джипы и ниндзя?
В Panasonic утверждают, что их PTZ-камеры непревзойденные по целому ряду важных характеристик. Разбираем по пунктам.
Community: история успеха лидера стадионного звука Community: история успеха лидера стадионного звука
Community – это легендарный американский производитель акустических систем, известный своими продуктами для больших площадок.
RCF HDL 30-A – универсальное решение для любых площадок RCF HDL 30-A – универсальное решение для любых площадок
Элемент линейного массива HDL 30-A – это одна из самых популярных моделей в ассортименте RCF, с успехом используемая по всему миру
Объемный звук, сетевая передача и другие тренды проаудио Объемный звук, сетевая передача и другие тренды проаудио
Представители компании «АРИС» Евгений Шуев и Александр Шамрай рассказали аудитории АВ Клуба о новейших технологиях и тенденциях.
5 точек на карте мира, где проекцию превратили в искусство 5 точек на карте мира, где проекцию превратили в искусство
Barco не один год работает в индустрии шоу-проекций и предлагает по-настоящему гибкие, функциональные решения для различных услови...
«Люди играют в пейнтбол, а проектор погружает их в условия боя» «Люди играют в пейнтбол, а проектор погружает их в условия боя»
О сферах применения проекторов Canon рассказывает специалист компании по проекционному направлению Алексей Макаров.
Все статьи
Видео
Проекторы Optoma превратили бывшую подстанцию в центр творчества
MARS Studios создала виртуальное путешествие по реальной картине
Все видео
Трехмерное микширование и консоли DiGiCo в туре Антониса Ремоса Трехмерное микширование и консоли DiGiCo в туре Антониса Ремоса
Техническая команда певца Антониса Ремоса выбрала для тура Live Experience Tour 2020 микшеры DiGiCo и процессор KLANG:fabrik.
Установили больше, чем планировали: EM Acoustics в театре NST City Установили больше, чем планировали: EM Acoustics в театре NST City
Театральный центр NST City произвел оснащение трех своих площадок системами звукоусиления компании EM Acoustics.
Передовые AV-технологии и интересный проект в горах Шотландии Передовые AV-технологии и интересный проект в горах Шотландии
Компания Luuxx Home Automation установила в частном здании систему умный дом, включающую в себя домашний кинотеатр.
Амфитеатр, трансформирующийся в танцевальный партер за минуту Амфитеатр, трансформирующийся в танцевальный партер за минуту
«Синара-холл» – это единственный в Екатеринбурге концертный зал с блитчерной системой для быстрой трансформации под любое событие.
Проекция Optoma преобразила сцену лондонского Mixmag LAB Проекция Optoma преобразила сцену лондонского Mixmag LAB
Журнал Mixmag с помощью проектора Optoma реализовал на своем мероприятии Mixmag LAB в Лондоне красочное мэппинг-шоу.
Проекторы Optoma показали голографическое шоу «Дикая Африка» Проекторы Optoma показали голографическое шоу «Дикая Африка»
В Ростове-на-Дону открылось необычное голографическое сафари-шоу «Дикая Африка», включающее 32 интерактивные зоны.
Все кейсы
LUMIEN: Проекционные экраны с электроприводом шириной более 4 метров
LUMIEN: Проекционные экраны с электроприводом шириной более 4 метров
Русский, 11 полос, альбомный формат.
OPTOMA: Линейка проекторов 2020
OPTOMA: Линейка проекторов 2020
Английский язык, 24 полосы, альбомный формат
Все файлы
Как подобрать систему звукоусиления для уличной инсталляции
Франческа Линч
“Какие сложности возникают при организации звукоусиления на открытых площадках и какие факторы стоит учесть при выборе аудиооборудования.”
Франческа Линч
менеджер по маркетингу продуктов для больших площадок в компании Biamp
«Мы комплексно пересмотрели подход к рынку Digital Signage»
Максим Прохоров
“Максим Прохоров рассказывает о решениях для аэропортов, цифровой рекламы, проекторах, интегрированных решениях и интересных продуктах.”
Максим Прохоров
менеджер по работе с партнерами NEC Display Solutions в России и СНГ
«Мы очень быстро перешли к формату Welcome to the digital world»
Сорокина Инна
“Инна Сорокина рассказывает о настоящем и будущем компании NEC, удаленной работе и недавнем слиянии с Sharp.”
Сорокина Инна
глава представительства NEC Display Solutions в России и СНГ
Все мнения