20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Edutaiment или Шекспировские страсти мультимедийной эпохи

Кувшинов Сергей
директор Института Новых Образовательных технологий и информатизации РГГУ

Журнал "EQUAL AV", август 2011 №2 (16)

Вопросы, с которыми сталкиваются сегодня прогрессивно мыслящие эскулапы, внедряющие в свой образовательный процесс сетевые технологии, мультимедиа и 3D, для РГГУ – во многом уже счастливо пройденный этап. Оказавшись по освоению HiTech в учебной пространстве практически впереди планеты всей, университет еще 10 лет назад отважно приступил не только к освоению новых реальностей, предоставляемых мультимедиа, но и к решению сложных вопросов психологического примирения с новыми технологиями преподавателей и студентов.

«Съев не одну собаку» на мультимедиа в обучении, один из главных идеологов процесса, директор Института Новых Образовательных технологий и информатизации РГГУ Сергей Викторович Кувшинов и сегодня уверен: другой альтернативы, кроме как внедрять Hi-Tech в учебный процесс, нет. Одновременно при всей бескрайности возможностей, которые дают новые технологии образованию, они несут в себе не только разумное, доброе, вечное, но и.......

Чем могут быть полезны и одновременно опасны мультимедиа и как их использовать в мирных целях – выяснял наш журнал с помощью С.В. Кувшинова.


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС ИЛИ ВДОХНОВЕНИЕ?

Образование за последние годы проделало несколько качественных, не всегда легких переходов: сначала к компьютеру, потом – к видеопроекционной технике, теперь – к мультимедиа и сетевым технологиям. Давайте посмотрим правде в глаза: сегодня без новых технологий нельзя внедрять новые методики обучения, повышать их эффективность, поддерживать авторитет преподавателя. А, главное, не нужно. Все можно сделать визуально легко, изящно, красиво. Студенты приходят уже не столько на лекции, сколько на образовательное шоу, на edutainment. За пультом – диджей-профессор, который, овладев управлением мультимедиа, на самом деле овладел понятным молодежи языком. Сегодня каждый преподаватель получает возможность стать режиссером своего курса, создать мини-экшн, который может совсем по-новому раскрыть содержание предмета.

89_1.jpg

В РГГУ переход к новому формату занятий и, главное, новому мышлению преподавателей произошел давно. Те преподаватели, которые не захотели подняться на новый уровень, перестали у нас работать. Те, кто пожелали – получили возможность пройти обучение и дополнительную подготовку по использованию мультимедийного оборудования в обучении.

Это заняло некоторое время, потому что наши преподаватели поняли главное: мы должны соответствовать всем тем возможностям, которые дают новые технологии. Если ты не в состоянии их использовать, это вызовет в лучшем случае ироничную улыбку у студентов. А возвращать авторитет будет крайне сложно. Сегодня занятие может просто не состояться, если по-каким-то причинам нужная аудитория недоступна: нельзя проводить спектакль, если сцена и декорации не готовы. Конечно, с одной стороны, это делает преподавателя уязвимым и техно- зависимым, с другой стороны, студенты ждут занятия, как никогда до этого не ждали ни одной лекции, проводимой с мелом и наглядными пособиями.

Сегодня ведущие производители мультимедийного оборудования отдают нам свою технику для тестирования. К нашему мнению прислушиваются: что лучше работает, что хуже, где функционал подкачал, а где стоимость владения зашкаливает. Конечно, перевод вуза на новые аудиовизуальные и коммуникационные технологии – процесс не только трудоемкий, но и весьма затратный. Однако шанс грамотно построить партнерство с компаниями и найти поддержку есть у всех. Так напимер, у нас сложились партнерские отношения Mitsubishi Electric, Smart Technologies, Intel и другими компаниями.

ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

89_2.jpg

Мультимедиа вкладывают в руки преподавателей не только новый инструмент, они позволяют научиться мыслить по-новому, освоить новый язык, научиться общаться с помощью визуальных объектов, выражать свои мысли посредством графики. Сейчас появляется новый инструмент коммуникации а также то, что по-английски звучит как visual mind mapping – умение мыслить визуально. Это намного больше, чем просто «пульты и доски» – это культура мышления, которой надо овладевать.

Интерактивность, возможность вовлечь одновременно в процесс обсуждения максимальное колическтво студентов, организовать взаимодействие нескольких групп, «считывать» на компьютер он-лайн результаты работы – все это сегодня получило название коллективной коллаборации – одной из основных возможностей новых технологий.

ПРОБЛЕМЫ СОКРАТА

Закон жизни – каждое поколение жалуется на предыдущее. Даже мудрый Сократ не был доволен молодежью… Я – не исключение. Хотя понимаю, что они – другие, нынешние учащиеся, что, впрочем, логично. то, что раньше у студента занимало день-два – поиск информации, источника, составление работы, - сегодня занимает от нескольких секунд до нескольких минут. Раньше были тетради, учебники, ручки, сегодня – DVD с мультимедийным курсом, постоянный доступ к сетевым ресурсам, возможность найти почти все в любое время суток, а также получать информацию и общаться по социальным сетям. Словом, у сегодняшнего студента есть практически все и получает он это без особых усилий.

Многое сегодня строится по принципу избыточности: Интернет – не исключение. Есть все, в объемах, значительно превышающих необходимые. Тогда возникает вопрос: зачем вообще студенту физически приходить на занятия – он всегда может зайти на сайт университета, узнать, что было, накачать нужной информации – той же, что получил бы, будучи в аудитории.

Вопрос в том, что сегодня преподаватель может дать студентам, чего не могут дать все сетевые ресурсы? Я, к примеру, стараюсь обсуждать какие-то специфические или сложные вещи, а также мотивировать их что-то искать самим. Если мне с какой-то попытки удается их увлечь, то это почти наверняка значит, что какую-то информацию по курсу они потом будут искать в сети.

Обсуждать сложные вещи удается хуже, потому что, как правило, студенты приходят на занятия неподготовленными, в итоге занятие превращается в мой монолог, за 10 минут до конца они уже готовы открыть дискуссию по существу, но, как правило, уже поздно.

89_3.jpg

Мы стараемся использовать происходящий на рынке информационно-технический бум и появление новых девайсов в своих целях: для студентов возможность использовать красивую «железку» – это некоторая мотивация в учебном процессе. Я могу сказать: достали третради и ручки, пишем тему сегодняшнего занятия. Это вызовет тоску во взгляде и отсутствие перспектив, что кто-то из них что-то запомнит или захочет узнать. Но если я скажу, к примеру: «берем Ipad, заходим в AppleStore, там есть бесплатные приложения по курсу, скачайте их», то шансов, что большинство в группе хотя бы взглянут на эти материалы, значительно увеличатся.

Или есть разница, когда я говорю: «я вам расскажу про античный город, который был разрушен тогда-то, построен тем-то, выглядел так-то» или когда: «наденьте очки, сегодня мы совершим прогулку по античному городу…» Кому будет скучно от такой экскурсии? Уверяю вас, следующего занятия они будут ждать с нетерпением.

Одна из основных задач преподавателя сегодня – признать безальтернативность Hi-Tech' а и применять свой образовательный контент в условиях новых технологий.

РЕАЛЬНОСТЬ ВИДИМАЯ И НЕВИДИМАЯ

Хотим мы или нет, но 3D становится уже некой составляющей культуры, в том числе образовательной. Многие жалуются на отсутствие соответствующего контента, однако в РГГУ такой проблемы нет: мы либо используем англоязычный контент, которого более чем достаточно: если 3D выполняет иллюстративную функцию, то язык даже неважен, преподаватель может объяснить то, что необходимо, а задача студента – видеть изображение. Либо в партнерстве с разработчиками 3D-контента разрабатываем свой собственный на паритетной основе.

Например, с нашим партнером компанией 3D Liga, в 3D мы делаем модели наших музейных экспонатов – античных памятников (в РГГУ существует Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева – прим. Ред.) Особенность в том, как показала наша практика, что снятые в 3D объекты начинают проявляться и восприниматься по-новому. Парадокс в том, что наши студенты, посмотрев на экспонат, который они сто раз видели вживую, в 3D, возвращаются в музей, чтобы увидеть то, что они увидели с экрана, но не заметили, проходя мимо самого объекта. Это специфика 3D-технологии: меняется форма, пространство, точка зрения, эмоциональные окрасы. То, что обычно мы воспринимаем пассивно, становится активным и играет с нами.

НЕ ВСЕ МУЛЬТИМЕДИА ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ

89_4.jpg

Практика тестирования оборудования от разных производителей позволила выявить несколько решений, которые пока не подходят под наши задачи. Так, у нас пока не прижилась виртуальная реальность: мы совместно с нашими партнерами из EligoVision установили в визионариуме соответствующее оборудование, но им оказалось доволно трудно управлять и одновременно возникла проблема контента, у нас просто не оказалось нужных специалистов, чтобы все это поддерживать. Год экспериментировали, все казалось очень интересно – вместо столов и стульев – амфитеатр, все можно почти потрогать, но, видимо, не время еще для этой технологии. Решили сначала внедрить как следует 3D, потом переключимся, возможно, на виртуальную реальность.

Отдельные устройства нас тоже могут огорчить: документ-камеры, например, те, которые подходят по функционалу, стоят от 7-8 тыс. Евро, что для вуза неподъемно, более бюджетные решения подходят, скорее, для школы, чем вуза. Очень многое зависит от того, насколько логично построены интерфейсы программ, насколько быстро их можно освоить и пр. А бывает, что простые программы не приживаются из-за нелогичности интерфейса, а сложные, напротив, быстро включаются в процесс. Был неудачный опыт с интерактивной насадкой-рамкой на обычную маркерную доску. Идея заключалась в том, чтобы не покупать дорогостоящую смарт-доску и обойтись бюджетной насадкой. Эффект оказался печальным: более половины аудитории не могло видеть изображения на доске из-за ее бликования.

Производителям полезно получать от нас отклик: если нам что-то не нравится по функционалу или исполнению, они забирают не прижившееся оборудование и меняют на другое, которое мы тоже тестируем.

Все это оборудование у нас поддерживается двумя лабораториями – технических средств обучения и интеграцией образовательного пространства, всего около 20 человек.

ГАЗ, ТОРМОЗ, АДЕКВАТ

89_5.jpg

Специальная лаборатория развивающих технологий РГГУ была создана для постоянной оценки успешности функционирования мультимедиа и эффективности разработанных образовательных систем. Важно понимать, в какую сторону двигаешься. Тут есть несколько подходов. Один из них разработан психологом-лингвистом Бельковец Лидией Петровной. Это новая психо-лингвистическая методика измерения погружения в изучаемый материал и его освоения. Суть в том, что учащиеся пишут специальные тестовые сочинения, на основе чего мы оцениваем уровень «заглубления» в предмет: освоение специальной лексики, количество и качество суждений и пр.

Важно, что это количественная оценка – очки, секунды, баллы – они сравниваются с показателями тестовой группы, обучаемой без применения мультимедиа, AV технологий.

Параллельно с помощью 24-канального энцефалографа ведется сканирование картины коры головного мозга. Мы можем видеть, как в течение мультимедийного занятия идет ее активация, как надо подавать материал, в каких пропорциях, когда надо делать смену материала, когда делать паузы и пр.

По статистике, только 7% студентов, могут адекватно воспринимать материал. То есть они слушают, понимают, фиксируют, перерабатывают, после этого готовы на обратную связь. «Неадекватные» группы делятся на тех, кто постоянно бежит впереди преподавателя, они все знают, им надо быстрее, дальше и пр.; на тех, кого принято называть «тормоза» - им любое усилие или решение дается с трудом и они его оттягивают до последнего.

Таким образом, весь учебный процесс должен быть построен с помощью медийных технологий так, чтобы каждый из этих групп смог попасть в унисон с 7% адекватных. И новые технологии дают возможность это сделать, они дают возможность парировать психологические особенности и слабые места. Необходимо образовательные модули строить не просто для студента, а настраивать на каждого студента в соответствии с его его психотипом. Другими словами, весь учебный материал должен подаваться индивидульно программно-аппаратными средствами.

Такие пилотные аппаратные комплексы по нескольким типовым дициплинам у нас создает лаборатория перспективных медиатехнологий. Мало сделать образовательную программу: ее надо настроить на конкретного студента. Нужно понимать, что многие, из тех, кто идет в гуманитарный вуз, где нет военной кафедры, обладает массой латентных отклонений, психологических проблем, несовместимостей и пр. Мультимедийные формы обучения довольно быстро выводят все это на поверхность. В моей практике были и срывы и истерики со стороны нескольких студентов: не все готовы к интерактивной форме обучения, не все в состоянии публично отвечать и ждать, что в любой момент его могут спросить. Нервная система может выйти из равновесия. Одновременно мультимедиа должны помогать таким студентам адаптироваться не только в аудитории но и самой системе обучения. Для этого нужно иметь как минимум психологический портрет участников группы, которая идет на мультимедийное занятия. Сейчас пока такой пратики нет, но мы двигаемся в этом направлении.

2B N 2B=?

89_6.jpg

Бедный Йорик! И Гамлет. Про Шекспира вообще молчим. Он не подозревал, что его увековеченная фраза «Быть или не быть…», написанная спустя века SMS-языком, будет выглядеть так. 2B n 2B=?

У мультимедиа есть обратная сторона, до такой степени обратная, что пора бить тревогу. Безудержная любовь к хайтеку и бездумное внедрение его во все сферы жизни провидят к личностной деформации человека. Болезнь «избыточное печатание» - это не шутка занудного ретрограда. Сколько SMS вы или ваши дети отправляют в день? Или мейлов? Где бы ни находились и что бы ни делали?

Сколько людей, преимущественно молодых, утрачивает навык письма? Дисграфия – это тоже не выдумка занудного ретрограда. Я просил студентов написать сочинение, в основном я не смог прочитать ничего – они не умеют писать от руки.

За дисграфией – больше. Деформация языка. Это не только про Россию, нет. Что Шекспир? «Илиада» в 3500 знаков с пробелами от Microsoft? И весь мир резвится. Смешно? Нет! Сегодня язык асек и прочих коммуникаторов вымещает нормальный язык. И это только начало. Обратите внимание, как трудно студентам сегодня сосредоточиться на больших текстах. Как они начинают мыслить «клипартами PowerPoint». Зачем мучиться, что-то читать, если есть презентация и картинки?

К сожалению, сегодня, сама техника провоцирует действия. Мы получили в руки мощнейший инструмент, а вот как им пользоваться без ущерба для себя – пока не знаем.

Мы со своей стороны, диагностировав опасную тенденцию, пытаемся развивать новый тренд - HUMAN IT, технологии, которые были бы предназначены для Человека, во имя Человека и функционировали для него без утраты им основных неотъемлемых навыков.

Сейчас внедрение хайтека происходит без учета реальной жизни – человека бросают в искусственную среду. А должно быть наоборот – техника должна разрабатываться с точки зрения принципов универсального дизайна, подстраиваться под различные возрастные группы. Это, скорее, уже вопросы к разработчикам.

Хотя и к конечным пользователям тоже. Сегодня мы – потребители хайтека, а должны стать его заказчиками.

Видео
Современные технологии – революция в образовании медиков
Шоу открытия конференции TEDxThessaloniki 2016
Все видео
МАРСианские хроники или Мультимедиа, которые приносят доход МАРСианские хроники или Мультимедиа, которые приносят доход
В мае 2016 года в Абрау-Дюрсо состоялось торжественное открытие Центра аудиовизуального искусства МАРС Абрау.
40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд 40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд
Уже в шестой раз фасады зданий Москвы стали холстами для масштабных видеопроекций участников фестиваля "Круг света".
Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов
За прошедший год на YouTube было размещено много 360-градусных музыкальных клипов. Горячая десятка самых интересных среди них.
Короля делает свита, а Digital Signage – делает контент Короля делает свита, а Digital Signage – делает контент
Какие задачи решает в точках ритейла Digital Signage и что главное в таких проектах, рассказывает эксперт индустрии Джованни Флор.
Как сделать Digital Signage успешным? Пошагово: пример Benetton Как сделать Digital Signage успешным? Пошагово: пример Benetton
Чтобы развеять миф о неэффективности систем Digital Signage, предлагаем вспомнить проект Benetton live windows.
Против соли и влаги: АВ-железки и АВ-спецы – в открытом море Против соли и влаги: АВ-железки и АВ-спецы – в открытом море
Круизные суда борются за клиентов с тематическими парками и аттракционами, что стимулирует внедрение АВ-оборудования на кораблях.
Все статьи
RFID-карты, интерактивные мониторы и сенсорная навигация в тюрьме RFID-карты, интерактивные мониторы и сенсорная навигация в тюрьме
Датская тюрьма Хорсенс, в которой с 1853 по 2006 год содержались политзаключенные и военные преступники, открылась как музей.
Новейшие лазерники для тренажера-симулятора управления кораблем Новейшие лазерники для тренажера-симулятора управления кораблем
Управление морского транспорта и портов Сингапура приняло решение о замене старых ламповых проекторов в тренажерах-симуляторах.
Невероятный звук и 3D мэппинг для open air оперы Невероятный звук и 3D мэппинг для open air оперы
Компания "Имлайт" осуществила техническое оснащение постановки open air оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве ...
Установка электронных киосков, давшая 100% увеличения продаж Установка электронных киосков, давшая 100% увеличения продаж
Для демонстрации полного спектра продуктов в торговой сети Bolist были установлены электронные информационные киоски.
Интерактивная зона в Музее русского импрессионизма Интерактивная зона в Музее русского импрессионизма
Агентство Visuals реализовало комплексный проект интерактивной зоны Музея русского импрессионизма площадью 150 м2.
Мэппинг-шоу Audi: не только развлечение, но и promo Мэппинг-шоу Audi: не только развлечение, но и promo
Венгерская компания Maxin10sity организовала для Audi презентацию последних моделей автомобилей концерна.
Все кейсы
Положительный User Experience или Epiphan Pearl в деле
Крейг Барджес
“Известный эксперт по User Experience делится опытом использования Epiphan Pearl™ в работе лабораторий тестирования юзабилити.”
Крейг Барджес
UX-инженер
"Самое главное: российские музеи научились зарабатывать"
Толстая Наталия
“Какие проблемы волнуют профессиональное сообщество? Что ожидает музеи России в будущем? Как мультимедиа «гармонично» вписать в музей?”
Толстая Наталия
Президент научно-практической конференции АДИТ
Как достичь наибольшего эффекта, размещая рекламу в аэропорту
Тугбаева Анастасия
“Аэропорт в наше время – наиболее эффективная площадка для рекламы. От том, как она работает в аэропорту Домодедово – в экспертном мнении.”
Тугбаева Анастасия
Заместитель управляющего директора Domodedovo non-aviation sales
Доступно о сложном: мультимедиа решения в Еврейском музее
Покровский Илья
“О том, как мультимедиа продолжают усиливать экспозицию, о важности сотрудничества с Panasonic, о самопишущих досках и о многом другом…”
Покровский Илья
Заместитель генерального директора Еврейского музея и центра толерантности
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/