20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

InfoComm 2013: 10 трендов, которые перевернут мир

Самохин Алексей
независимый эксперт по AV-технологиям

Журнал "EQUAL AV", № 2 (23) 2013

О том, как управлять техникой силой мысли, что такое «интернет вещей», и чем китайцы отличаются от всего остального мира рассказывает Алексей Самохин, более 10 лет занимавшийся проектами в области корпоративной мультимедиа среды в составе различных компаний. В 2011 году автор основал собственный центр медиа-технологий, помогающий искать заказчикам уникальные и творческие AV решения для своих задач.


Уже много лет выставка InfoComm является главной площадкой презентации новых технологий и решений для всех, работающих в сфере видео и аудио. Неудивительно, что она проходит в США – стране с самым развитым AV-рынком и стране, которая, по сути, устанавливает стандарты отрасли. И даже несмотря на то, что Integrated Systems Europe развивается настолько бурно, что за новинками в отрасли уже не обязательно ехать в Америку, мы продолжаем ездить на InfoComm. Это связано с тем, что здесь можно встретить абсолютно уникальных людей, которые стояли у истоков многих сегодняшних достижений, и у которых можно почерпнуть абсолютно уникальные знания и опыт. И здесь же можно встретить людей, разрабатывающих то, что мы увидим только завтра – этого не показывают на самой выставке, но в кулуарах, на семинарах можно узнать много нового, а кое-что даже пощупать. Поэтому в своем обзоре я почти не буду останавливаться на новинках оборудования, а попробую показать то, что пока скрыто. Итак, моя версия AV-трендов будущего по состоянию на июнь 2013 года.

256_1.jpg256_2.jpg

УХОДЯТ ПРОВОДА И НОСИТЕЛИ

Много лет, реализуя различные проекты, я наблюдал за тем, как морщатся заказчики, когда приходится им объяснять, что в их прекрасном дорогом столе или каменном полу придется прорезать отверстия для установки коммутационных интерфейсов, чтобы дать возможность докладчику выступать со своего места не устраивая спагетти из проводов. Пожалуй, в 2013 году уже можно с уверенностью сказать, что дни проводов сочтены. И здесь заметно активное двунаправленное движение.

Во-первых, беспроводная передача сигнала: из экзотических и чаще всего запрещенных беспроводных протоколов, все смещается в традиционный Wi-Fi, новая версия которого - 802.11ac обеспечивает уже вполне приемлемую скорость для передачи HD-видео в дополнении к достаточно высокой защите от несанкционированного доступа. Также новый стандарт Wi-Fi direct позволит медиа-устройствам общаться между собой без всяких роутеров и сложных настроек сети. Уже сегодня существует ряд решений, позволяющих передавать видео с разрешением вплоть до 4К и 3D, например Wireless HD, Intel WiDi, WiVu, WiGig и многие другие. Безусловно этот тренд будет стремительно развиваться и в будущем.

256_3.jpg

Во-вторых, носители: все мы сталкивались с тем, что диски царапаются и потом не читаются, флешки теряются и на них легко записываются вирусы, на ноутбуках и смартфонах в свою очередь в самый ненужный момент садится аккумулятор. Все более очевидно, что носители – это слабое звено, и в условиях бурного развития облачных технологий вполне очевидным становится хранить все данные именно в облаке, где они гарантированно не испортятся и не потеряются. С уверенностью можно сказать, что наступает эра C2C (Cloud 2 Customer) – данные без посредников: облачные коммуникации, облачная медиа, облачное управление.

ПРИШЕСТВИЕ 4К

С момента, когда впервые были представлены проекторы и LCD-панели с разрешением 4К прошло уже достаточно много времени. С тех пор их показывают каждый год, но до настоящего времени все это выглядело больше экзотикой, нежели реальным бизнес-сегментом. Складывалось ощущение, что и производители и потенциальные покупатели не верят в то, что этот формат может стать массовым: нет ни контента, ни инфраструктуры для его передачи, да и дисплеи, в основном, являются выставочными образцами, которые невозможно заказать. В результате – единичные продажи для узкоспециализированных применений.

256_4.jpg

Однако в этом году появилось много признаков того, что этот стандарт станет массовым. Ряд американских вещателей IPTV готовы со следующего года запустить вещание в 4K. На круглом столе по Digital Signage слышались мнения американских операторов цифровой рекламы, которые уже заинтересованы в 4К рекламных носителях. Многие производители анонсировали и показали 4K дисплеи различных размеров с более демократичными ценами. Уже объявлено о появлении Blu-Ray проигрывателя с поддержкой 4K, и даже на YouTube появился раздел видео с разрешением 4К! В дополнении к этому недавно анонсировано новое поколение интерфейса Thunderbolt: в 2015 году он будет иметь полосу пропускания 50Гбит/с, что позволит передавать графический видеосигнал с разрешением 4К, в том числе в 3D. На мой взгляд, все это говорит о том что приход 4К как массового стандарта – такой же неизбежный процесс, как в свое время переход от 720p к 1080p. И событие это не за горами – вопрос пары-тройки лет. Ну а дальше будет и 8К! Бытует мнение что именно такое разрешение дисплея соответствует пределу разрешающей способности человеческого глаза. До этого еще далеко, а вот 4К – встречайте!

3D ЗВУК

Пожалуй, еще более значимый прорыв – и совсем скоро – нас ждет в области систем окружающего звучания. Ни для кого не секрет, что широко известные стандарты окружающего озвучивания 5.1 и 7.1, используемые для домашних кинотеатров, обеспечивают эффект «объемного звука» лишь для зрителей, расположенных в строго определенных местах относительно громкоговорителей. А что делать, если расположить зрителей таким образом не получается, а обеспечить таким эффектом нужно всех присутствующих? Для решения этой задачи все активнее применяются системы 3D Sound. Идея такой системы в принципе достаточно очевидна – ставится большое количество громкоговорителей равномерно по всему помещению, и все они подключаются к специальному процессору, управляющему положением источника звука в пространстве и «генерящему» уникальный сигнал для каждого громкоговорителя в системе. Слышал это вживую – восхищает! И самое главное – совсем не обязательно находиться в каком-то определенном месте зала – эффект ощутим практически везде.

256_5.jpg

Еще совсем недавно эта технология была лишь у компании Sonic Emotion. Недавно аналогичные системы появились у Dolby Atmos, THX Media Director, Trinnov, DTS Neo:X и многих других, что позволяет говорить об этом направлении как о новом технологическом тренде в звуке. В первую очередь, речь, конечно, идет о кинотеатрах и развлекательных центрах, но с уверенностью можно говорить, что аналогичные решения очень быстро будут «отмасштабированы» и под все остальные типы задач.

3D ИЗОБРАЖЕНИЕ

Удивительно, но сама по себе технология стереоскопической визуализации изображения в XXI-м веке пока не совершила никаких значимых шагов в своем развитии. Все используемые сейчас технологии формирования объемного изображения были изобретены еще в прошлом веке. Единственный ощутимый скачок – это появление этой функции у бюджетных проекторов. И даже несмотря на то, что 3D контент потихоньку начинает появляться, само это направление так и не стало массовым.

256_6.jpg

Почему? Лично мне кажется, что причин две – слишком хлопотно для зрителя, и слишком много некачественного контента. Из-за этих двух факторов и сформировалось огромное сообщество «вредных» зрителей, которые что-то видели, или что-то слышали от тех, кто что-то видел, и решили, что никогда уже не дадут 3D в очках второго шанса.

Понимая эту проблему, лучшие умы уже давно работают над созданием полноценной голографической 3D проекции, которую можно смотреть без очков (не путать с огромным количеством разных пленок с таким названием!). Однако с большой долей уверенности можно говорить, что появления чего-то принципиально нового в этой сфере придется ждать еще лет 10, не меньше.

ЕЩЕ НЕМНОГО О 3D БЕЗ ОЧКОВ

Возможно, кто-то не согласится, но на мой взгляд, изображения на дисплеях, показывающих 3D без очков, не выдерживают никакой критики. И дело даже не в том, что объемное изображение на них видно лишь из строго определенных точек, сколько в том, что сам контент все равно не получается объемным: это плоские передний, средний и задний планы, между которыми действительно видно глубину, но не видно объема. Плюс к этому лентикулярный слой в 2 раза «съедает» разрешение по вертикали, делая его равным 540 пикселям.

256_7.jpg

И вот наконец-то с этой проблемой справились! На рынке представлены автостереоскопические дисплеи с разрешением 4К. Все недостатки на новых моделях остались прежними, но благодаря более высокому разрешению стали меньше бросаться в глаза.  И это безусловный прорыв!

OLED ПОЧТИ НЕ ЗАМЕТЕН

256_8.jpg

Пожалуй, эта самая долгоиграющая «новая» технология. Сколько воды утекло, с тех пор, как мы впервые услышали о ее перспективности, увидели различные прототипы, которые, казалось, никогда не станут коммерческими продуктами. Но в 2013-м году ей, кажется, все же нашли применение. Дело в том, что последний в мире производитель плазмы – компания Panasonic – признал ее скорую кончину. И именно OLED придет ей на смену, ведь и с технической, и с точки зрения пользовательских функций, он больше похож именно на плазму, а не на LCD!

По всей видимости, это будет новый класс телевизоров, примерно с теми же диагоналями, что и нынешняя плазма. Про гибкие и прозрачные варианты по-прежнему ничего не слышно, что не может ни вызывать сожаления.

ИНТЕРАКТИВ

Удивительно, но в сфере интерактива для дисплеев все остается без перемен. Большие надежды были связаны с тактильной обратной связью у дисплеев и с полноценным многопользовательским 3D-интерактивным столом, но никаких прорывов не произошло. Появились новые рамки и поверхности для новых дисплеев, лучше и точнее реагирующие на большее количество касаний, но едва ли это можно назвать радикальным прорывом. На мой взгляд, главный тренд в интерактиве сегодня – это нетактильное управление: жесты, распознавание речи и даже… считывание волн головного мозга!

256_9.jpg256_10.jpg

Успех Kinect заставил многих заниматься разработкой подобных устройств. Взять хотя бы хотя бы PrimeSense, которые сделали Kinect для Microsoft и занимаются многими подобными проектами. Но лично я очень жду Leap Motion, который станет доступен уже в июле. Помимо этого, до конца года рынок пополнится огромным количеством разных датчиков и сенсоров, которые различными способами «считывают» движения человека.

Также можно отметить, что с появлением Siri все чаще стали говорить о системе голосового управления. Поначалу это казалось чем-то из области научной фантастики, однако подобные решения стали появляться. Из интересных разработок стоит выделить Nuance. Ну и уж совсем за гранью реальности выглядит возможность управления экраном силой мысли, но тем не менее, посмотрите на Haier Brain Wave или Emotiv. На мой взгляд, все это свидетельствует о том, что человек ищет иной способ взаимодействия с техникой, чем простое нажатие пальцем на экран. И это тренд, за которым очень интересно будет понаблюдать.

ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

256_11.jpg

Речь идет об интерактивных очках Google Glass и обо всем классе подобных устройств. Точного названия у этой отрасли пока что нет, но маркетинг интернет-гиганта Google творит чудеса, и все ждут именно Google Glass, не подозревая, что сама идея не столь нова: подобные очки уже некоторое время существуют у различных производителей, и летом прошлого года даже было сделано простенькое приложение, помогающее инженерам проводить техническое обслуживание производственных объектов.

Именно на InfoComm мне впервые удалось попробовать Google Glass. Могу сразу сказать, что главное их преимущество перед аналогичными устройствами, прежде всего, в «дружественном» интерфейсе, рассчитанном на массового пользователя. Плюс, устройство управляется голосом, что тоже модный тренд, и чего не было раньше ни у кого. Если все это, как смартфоны, начнет обрастать интересными приложениями, оптимизированными под очки, то продукт ждет успех.

И еще одна реплика об интересных и полезных приложениях для технологии дополненной реальности. Все, наверное, видели приложение WorldLens (наводим камеру смартфона на табличку с надписью, и на экране смартфона надпись автоматически переводится на любой язык). На мой взгляд, это самое полезное приложение для AR из всех. Что же еще? Очень понравилось приложение MagicPlan, которое позволяет, стоя в помещении и поворачиваясь вокруг своей оси, построить достаточно точный чертеж помещения, в котором вы находитесь. Лично я теперь активно пользуюсь этим при обследовании помещений. Также есть множество приложений, позволяющих расставить технику определенного производителя у себя в комнате, или, идя по улице, почитать о находящихся рядом достопримечательностях. Но все равно возникает ощущение, что потенциал этой технологии еще не исчерпан, нужно искать новые решения.

КИТАЙЦЫ

Мне казалось, что большинство людей уже смирилось с тем, что битву за светодиод мир проиграл Китаю, и все, связанное с буквами LED, делается там и уже давно. Тем не менее, периодически появляются разные компании, пытающиеся противопоставить себя этому тренду. Они придумывают другие технологии установки диодов, или делают экран немножко гибким. Все это приводит к удорожанию продукта, и общее впечатление достаточно неубедительное: возникает невольный вопрос – а зачем это нужно?

256_12.jpg

Зато китайцы все более и более уверенно осваивают новые для себя виды экранов. По шагу пикселя рубеж в 1.5мм взят, также широко представлены гибкие, круглые, шарообразные, а теперь и треугольные формы. И все это по разумной цене!

INTERNET OF THINGS

К своему стыду о существовании «интернета вещей» я имел лишь самое приблизительное представление, в то время, как это – целое направление в области информационных технологий, сформулированное еще в 1999 году, и в 2010-м году ставшее восходящим трендом в сфере. В 2008 году число устройств IoT уже превысило население планеты Земля, а к 2020 году ожидается появление более 50 миллиардов устройств!

256_13.jpg

Основная идея, на мой взгляд, абсолютно проста, а потому гениальна. С каждым днем количество электронных устройств, окружающих нас, стремительно растет. При этом многим из них абсолютно не требуется наше внимание, для того, чтобы они выполняли свою, полезную для нас работу. Зачем нам тратить время на координацию работы техники? Пусть сами координируются между собой. Мы говорим о новой схеме взаимодействия – M2M (Machine 2 Machine). На первый взгляд звучит страшновато, но давайте рассмотрим примеры.

Возьмем, скажем, систему полива цветов, которая сама анализирует активность солнечного цвета и сухость почвы и, в зависимости от этого, выбирает режим полива. Очень полезно. Так же, как и система зашторивания окон, которая анализирует прогноз погоды и сама открывает или закрывает окна и шторы. Или электронная вилка, которая сканирует информацию о том, что вы едите и с какой скоростью, и заставляет вас есть медленнее. Десятки и сотни устройств IoT для безопасности, автоматизации, здравоохранения, «зеленой» энергетики и многого другого разрабатываются прямо сейчас. Потенциал для творчества бесконечный!

256_14.jpg

Самое главное, что заняться разработкой устройств IoT может заняться практически каждый. Платформы Arduino, ioBridge или Raspberry Pi стоят несколько десятков долларов и позволяют даже школьникам создавать устройства, собирающие на краудфаундинговых площадках сотни тысяч долларов!

В этом месте у читателя может невольно возникнуть вопрос – причем же здесь AV? Пока не знаю, но направление новое и дико интересное. Я уверен, что обладая креативным складом ума можно применить эти технологии и в нашем бизнесе.

Видео
Анонс новинок на стенде VIDEON на ISR2016
Анонс новинок на стенде TAIDEN на ISR2016
Все видео
Как повлияет ЧМ-2018 на региональную инфраструктуру России? Как повлияет ЧМ-2018 на региональную инфраструктуру России?
Решением FIFA 21-й чемпионата мира по футболу будет проходить в России. Как стране надо модернизироваться к мундиалю?
Из жизни «аквариумистики» или Что такое Huddle room? Из жизни «аквариумистики» или Что такое Huddle room?
Огромные конференц-залы медленно, но верно отходят на второй план, а на первый выходят так называемые "аквариумы".
Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света» Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света»
В рамках Московского международного фестиваля "Круг света" 24 и 25 сентября состоялась двухдневная образовательная прогр...
Как Интернет Вещей помещается в портфели AV-производителей Как Интернет Вещей помещается в портфели AV-производителей
Наблюдая за развитием Интернета Вещей, мы задаемся вопросом: готова ли сфера аудиовизуальных технологий к изменениям, предлагаемым...
Контент из соцсетей будет работать на ваш Digital Signage Контент из соцсетей будет работать на ваш Digital Signage
Доходы от печатной рекламы в ближайшие 4-5 лет снизятся на 23,8%. За этот же период показатель Digital Signage вырастет на 11&...
Обойдется ли AV-индустрия без аппаратного обеспечения? Обойдется ли AV-индустрия без аппаратного обеспечения?
Выживет ли AV-индустрия без аппаратых систем? Ответ, "да", но с некоторыми оговорками. О них - в статье.
Все статьи
Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле" Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле"
Компания «Эй Три Ви» спроектировала и установила аудиовизуальные и мультимедийные системы для музея-заповедника “Куликово поле”.
Мультимедиа-оснащение Института управления, экономики и финансов Мультимедиа-оснащение Института управления, экономики и финансов
ИКТ-Казань завершила комплексное оснащение Зала Диссертационных советов  Института Управления, Экономики и Финансов…
Комплексное оснащение ситуационного центра компании "ВОСТОКуголь" Комплексное оснащение ситуационного центра компании "ВОСТОКуголь"
Avilex создал ситуационный центр в целях поддержки принятия управленческих решений внутри компании «ВОСТОКуголь».   &nbs...
Уникальная мультимедийная лаборатория для совместной работы Уникальная мультимедийная лаборатория для совместной работы
Компания «Техносерв» объявляет о завершении проекта по созданию первой в России мультимедийной лаборатории совместной работы.
Управление медиаконтентом в Культурном Центре им.Гейдара Алиева Управление медиаконтентом в Культурном Центре им.Гейдара Алиева
70-ти метровая мэппинг-проекция «Река жизни» и 18 интерактивных киосков на основе iPad для музея Гейдара Алиева.
Функциональная инсталляция для конференц-зала ремонтной компании Функциональная инсталляция для конференц-зала ремонтной компании
Компания RIWA завершила работы по оборудованию зала заседаний для Акционерногоо Общества "Вагонная ремонтная компания-1"...
Все кейсы
Будущее наступило. В частности, об этом свидетельствует BYOD
Кори Мосс
“Необходимо помнить о важности совместимости мобильных устройств на базе как облачного, так и другого программного обеспечения.”
Кори Мосс
специалист в области AV/IT систем
Топ-5 AV-решений для аэропортов: от кино – до марихуаны
Ник Белкор
“Во всем мире аэропорты постоянно обращаются к новым технологиям, способным лучше удовлетворять потребности пассажиров...”
Ник Белкор
Вице-президент Peerless-AV
Лазерной технологии суждено стать стандартом
Герд Кайзер
“Твердотельные источники света сейчас в центре внимания: хотя может сложиться впечатление, что до их широкого применения пройдет еще немало времени...”
Герд Кайзер
менеджер компании NEC Display Solutions Europe
AV и IT неотделимы друг от друга, это факт. А в чем же выгода?
Холгер Графф
“Наиболее прозорливые производители предвосхитили конвергенцию AV и IT, начав разрабатывать гибкие plug‘n’play решения.”
Холгер Графф
генеральный менеджер Vivitek EMEA
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/