20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Сжать время и растянуть пространство: чудеса Александринки

Кононов Андрей
Советник Александринского театра по информационным технологиям

Еще тридцать с небольшим лет назад герой одного известного фильма предрекал смерть театру, книгам, кино и торжество сплошного телевидения. Жизнь показала, что потенциал ТВ был несколько преувеличен, хотя и сегодня можно услышать печальные прогнозы относительно светлого будущего театра – на этот раз в пользу Интернета. Конечно, воздействовать на зрителя, воспитанного на мультиплексно-попкорновой культуре, лишь только с помощью слова и образа сложно. На Новой сцене Александринки решились на высокотехнологичный эксперимент: отказаться от пассивной роли аудитории в представлении и с помощью всех мыслимых мультимедийных возможностей вовлечь ее в спектакль, причем задолго до поднятия занавеса. На чем строится новая идеология театра, как использовать технологичные решения для пробуждения мысли и чувства, а также о гармонии русской театральной традиции с гаджетами, – рассказывает советник Александринского театра по информационным технологиям Андрей Кононов.


345_1.jpg

ГАДЖЕТ, ВЕШАЛКА, БУФЕТ

Идеологически, архитектурно и технологически Новая сцена нашего театра была задумана и простроена как экспериментальная площадка, образно говоря, театра будущего. Александринка – старейший императорский театр, основа драматического жанра в России. Если основная его сцена – это сочетание классики жанра, эксперимента, позолоты в зале и хорошей акустики, то Новая сцена – это театрально-культурный комплекс, который объединил под одной крышей различные технологии и направления в искусстве, интегрируя мультипликацию, кинематограф, стерео-контент, сетевые технологии, социальные сети, виртуальную реальность, систему захвата изображения и т.п. Таким образом, наш театр начинается намного раньше, чем зритель дойдет до вешалки. Мы постарались использовать всё театральное пространство и воздействовать на все органы чувств аудитории – от территории перед входом в театр и улиц Петербурга до буфета и коридоров внутри помещения.

Мы создали технологическую инфраструктуру, позволяющую не только создавать самые смелые, временами даже бредовые эксперименты, но и ориентироваться на развитие технологий завтрашнего дня – голографические инсталляции, псевдоголографию и т.п. Основная задача – сохраняя первичность художественной мысли, культуру российского театра, традиции актерской и режиссерской школ, предоставить молодым режиссерам площадку для экспериментов с новыми технологиями, временами даже провокационных.

Наиболее удачными, на мой взгляд, будут те эксперименты, в которых атмосфера театра, живого выступления актеров, кропотливая и художественно осмысленная работа режиссера удачно сочетается с созданием нового контента для разного рода мобильных средств и систем с дополненной реальностью. В любом случае, театр – это синтетический жанр. Можно сохранять его в первозданном академическом варианте, а можно синтезировать с мультимедиа, тем самым общаясь на одном языке с поколением, которое выросло в обнимку с гаджетами. Мы выбрали второе.

345_2.jpg

Важно при этом помнить, что все эти высокотехнологичные красоты – не самоцель, поскольку ничто не заменит живого общения актера со зрителем. Поэтому все в нашем театре – сцена, зрительные места, фойе, трансформеры, камеры, панели, коммуникации, фасад и т.п. – призвано решать задачу общения и взаимодействия со зрителем на всех этапах его пребывания в театре.

Мы использовали нестандартные решения для залов – двух сцен и репетиционной – в них система подъемных механизмов позволяет посекционно поднимать и опускать пол в диапазоне до 5 м. Зрительские места трансформируются таким же образом, соответственно, зал может превращаться в нужную нам конструкцию. Естественно, в залах установлены самые последние проекционные, световые и акустические решения, подключены 52 видеокамеры слежения для создания контента, участвующего в представлениях. Не говоря уже о том, что сетевая инфраструктура на Новой сцене – одна из самых мощных в мире из тех, которые когда-либо создавались для театров.

Панели в фойе позволяют подключать контент из разных источников, погружая зрителей в атмосферу действия задолго до входа в зал, не отпускают их в перерыве и провожают по окончании представления. Одна из основных задач, которые в данном случае решают мультимедиа, – максимально окунуть зрителя в тему, превратив его из пассивного потребителя удовольствий в активного, думающего, знающего участника событий. Для этого и была создана вся инфраструктура.

Вообще идея интеграции академизма и экспериментальности, прошлого и будущего в пределах одного театра принадлежит Валерию Владимировичу Фокину, художественному руководителю Александринки. И ее воплощение видно не только в AV- и IT-решениях, но и в архитектуре Новой сцены – в сочетании стекла и бетона со старым кирпичом.

345_3.jpg 345_4.jpg

Сегодня, благодаря культуре мультиплексов, наиболее распространенная форма восприятия художественного содержания – это пассивное созерцание без последующих мыслей и переживаний. Увидел, получил, если повезет, удовольствие и забыл. Наша задача – воспитывать людей, которые в состоянии взаимодействовать с художественным контентом на качественно ином уровне, включать не только органы зрения и слуха, но и шестое чувство, проникаться незримой энергетикой между актерами и зрителем. А мультимедиа нам в этом помогают.

ЗАСТУПИТЬСЯ ЗА РОМЕО И ПОСПОРИТЬ С МАЛЕНЬКИМ ПРИНЦЕМ

Много ли вы знаете о Дании или об Англии, собираясь в театр посмотреть, скажем, «Гамлета»? А ведь это важно! Это почти такая же terra incognita, как Марс гамлетовских времен. Поэтому наши ребята стараются создавать спектакль так, как если бы они снаряжали экспедицию на далекую планету. Добиться высокого уровня сопричастности, по большей части, можно с помощью цифровых технологий.

Весьма необычный эксперимент с пространством и временем был сделан на нашей сцене театром «АХЕ» - тридцатиминутный спектакль «Выбор» по одному сюжету из «Преступления и наказания» Достоевского. Спектакль одновременно снимало 26 камер и суть его была в следующем: в течение одной минуты 17 актеров один за другим демонстрировали свой собственный сюжет спектакля. Потом все это одновременно выводилось на экран и становилось понятно, как из первоначального хаоса родился сюжет (подробнее о постановке театра «АХЕ» «Выбор» читайте в интервью с Максимом Исаевым на стр. 00). Сейчас уже можно сказать, что у зрителя возникает больше понимания по отношению к нестандартным решениям, больше готовности к взаимодействию. Особенно среди молодежи. Постепенно приходит понимание того, что Монтекки и Капулетти – это не развлечение, это драма. А если показать до начала спектакля драку реального Ромео с голографическим аватаром, может, кто-то из зрителей захочет заступиться за героя или хотя бы понять, из-за чего вспыхнула ссора?

Здесь, собственно, действуют те же законы, что и во время новогодних утренников в детских садах – если дети не крикнут «елочка, зажгись!», она не зажжется. Так и в нашем случае – мы требуем участия зрителя. Потребность в чудесах есть у людей всегда, вне зависимости от их возраста.

345_5.jpg 345_6.jpg

Хотя аватар – это тоже не самоцель. Маленький Принц может быть как голограммой в шаре, так и реальным актером – главная задача, объяснить, о чем все это, почему мы в ответе за тех, кого приручаем, и почему важно это понимать…

Требование практически во всех театрах выключить мобильные телефоны и запрет вести съемку во время представления сегодня никого не удивляет. С одной стороны, оно понятно: звуковой сигнал вызова мешает другим. Но мы решили пойти своим путем: на наших спектаклях зритель сам себе оператор, режиссер и блогер. У него есть возможность вести запись, выкладывать ее в интернет, комментировать и обсуждать происходящее в социальных сетях. Тем самым, как в древнегреческом театре, мы преодолели водораздел между зрителем и сценой, правда, несколько иными путями.

МЕНЯТЬ ЛИ СКРУДЖА НА КОЛОБКА?

Конечно, наша основная цель – это молодежная аудитория. Но сегодня невозможно преодолеть процесс воздействия на нее контента наподобие Angry Birds или голливудского экшна. Надо постараться хотя бы слегка притормозить процесс, иначе можно потерять несколько поколений сразу. Это не значит, что нужно механически менять западных героев мультфильмов и кинематографа на отечественных. Просто отечественная культура больше, там не одно тысячелетие и несколько разных пластов. И все это забывается из-за мутации реальности в головах: сборы от продаж компьютерных игр сопоставима со сборами от проката «Аватара» и «Титаника». А дальше будет еще жестче.

Мультимедиа – это скальпель, можно зарезать, а можно исцелить. Наша задача – второе. Герои спектаклей выходят в фойе во время антракта, они обсуждают со зрителями увиденное, они взаимодействуют с предметами и аватарами, аватары общаются с детьми и т.п.

345_7.jpg 345_8.jpg

Любопытная технология, которую мы только планируем использовать, но уже сделали для нее инфраструктуру – это проекция на полупрозрачную пленку, так называемая псевдоголография, позволяющая синтезировать и оживлять персонажей, которых в реальности не существует. В Японии одна такая псевдогологафическая певица стала кумиром публики, при этом никого не смущает, что по-настоящему ее нет...

СПЕКТАКЛЬ С САЙТА И С УЛИЦЫ

Одна из форм упаковки и доставки театрального контента сегодня – это Интернет. Подписка на спектакли и премьеры – одна из вариаций. Впрочем, многие видеопорталы в сети уже реализуют этот механизм – видео по запросу или за деньги. Мы сейчас уходим от классической телевизионной однопотоковой модели – всемирная сеть уже дает возможность досылать до зрителя несколько видеопотоков (особенно это касается спортивных трансляций, где видно все, от выражения лица арбитра до артикуляция тренера и т.п.) То же самое и в театральном контенте: зритель, слыша все, что происходит на сцене, получает возможность выбирать, на кого или на что ему смотреть – на Ромео, Джульетту, партер или штукатурку дома с балконом. Широкополосные каналы позволяют доставлять (или продавать) множественный контент, а зрителю – выбирать и даже участвовать в действе.

Наш опыт показывает, что серьезные классические произведения можно смотреть неклассическим способом. И они не только не теряют от этого, но даже наоборот, приобретают. Что современные жители Вероны думают о Ромео и Джульетте? И думают ли? Как сегодня выглядит Петербург Достоевского, и кто прямо сейчас проходит по этим улицам? Театр с мультимедиа дает нам массу возможностей привлечь к участию в спектакле людей с улицы и сами улицы. Так, в постановке «Невский проспект» по Гоголю участвует сам Невский проспект. Мы провели оптоволокно на Невский и на Малую Садовую – пешеходную зону рядом с Невским, там проходит часть действия. Наверное, для любителей классического театра – спорно. Но как бы то ни было, это Невский, и многим это показалось интересным. А вызывать интерес и запоминаться – одна из задач наших экспериментов.

Журнал "EQUAL AV", № 1 (26) 2014

Видео
АВ Клуб спрашивает - рынок отвечает. О перспективах 4K
Изучение почвоведения с интерактивной инсталляцией "Песочница"
Все видео
Входит и замечательно выходит: кодек H.264 или JPEG2000? Входит и замечательно выходит: кодек H.264 или JPEG2000?
Как работают современные технологии сжатия и какую технологию выбрать, чтобы добиться лучших результатов?
5 простых шагов для создания профессионального видеоролика 5 простых шагов для создания профессионального видеоролика
Пошаговая инструкция создания качественного видеоролика для их трансляции на Digital Signage системах.
99 панелей и 1809 светодиодов: «Ленинград» идет на рекорды 99 панелей и 1809 светодиодов: «Ленинград» идет на рекорды
«Ленинград Центр» стал обладателем кинетической системы, способной превращаться в медузу и Северное сияние и видеостены-рекордсмен...
Экология "на ощупь": детский центр при ГУП «Водоканал» Экология "на ощупь": детский  центр при ГУП «Водоканал»
В 2002 году на базе Водоканала Санкт-Петербурга был открыт Детский экологический центр (ДЭЦ) для реализации экологического...
Сталкеры информационных зон Сталкеры информационных зон
О пилотном проекте по созданию информационно-рекламных систем в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга рассказывает...
ProAV роуд-шоу в России и СНГ: 7 лет в AV-фокусе ProAV роуд-шоу в России и СНГ: 7 лет в AV-фокусе
Глобально российский рынок proAV мало чем отличается от общеевропейского – он эволюционирует, переживает «болезни роста», открывае...
Все статьи
Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое
Оснащение "Ленинград-Центра" демонстрирует самые современные приемы и методы организации подобных пространств.
Оснащение конференц-залов научно-исследовательского корпуса СПГПУ Оснащение конференц-залов научно-исследовательского корпуса СПГПУ
Создание комплексной мультимедийной информационной системы для конференц-залов Политехнического университета в Петербурге.
Оригинальное аудиорешение для ''Экспофорума'' в Санкт-Петербурге Оригинальное аудиорешение для ''Экспофорума'' в Санкт-Петербурге
Была поставлена задача: установить экран для видеопроекции и кинопоказа,разработать и внедрить систему звукоусиления (СЗУ)...
Мультимедиа в военно-историческом музее «Спецназ за Отечество!» Мультимедиа в военно-историческом музее «Спецназ за Отечество!»
Компания "Викинг" спроектировала и установила мощный мультимедийный комплекс в Музее «Спецназ за Отечество!».
Мультифункциональное оснащение детского развивающего центра Мультифункциональное оснащение детского развивающего центра
В Санкт-Петербурге решено было создать Академию талантов – образовательную площадку, не похожую ни на одно учебное заведение.
Аудио и ТВ для легендарного театра: вторая сцена «Мариинки» Аудио и ТВ для легендарного театра: вторая сцена «Мариинки»
Вторая сцена Мариинского театра укомплектована всеми необходимыми аудиовизуальными системами и технологическим оборудованием.
Все кейсы
Инфозоны в образовании. У нас получилось. А у вас?
Сарбашев Никита
“Я расскажу вот о чем: где в концепции инфозон в образовании деньги для интегратора, где взять короля Digital Signage и еще...
Сарбашев Никита
эксперт по технологии Digital Signage
Не навреди: особенности театральных AV-проектов в Петербурге
Точанская Людмила
“Как использовать технику, не навредив духу театра”
Точанская Людмила
директор Центра проекционных технологий «Викинг» (Санкт-Петербург)
Как закинуть информационную сеть?
Никонов Максим
“О создании информационно-рекламных систем в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга...”
Никонов Максим
Коммерческий директор компании ТЭКО-СЕРВИС
Первый среди равных чиновник Деньги – ничто имидж – всё. О тонкостях взаимодействия с муниципальными предприятиями
Никонов Максим
“Принято считать, что госучреждения в России – коррупционная, нединамичная, мало поддающаяся внедрению прогрессивных технологий среда.”
Никонов Максим
Коммерческий директор компании ТЭКО-СЕРВИС
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/