20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Высадка на МАРСе или Мультимедиа как искусство вложений

Демчев Сергей
Директор Центра МАРС

Центр МАРС – одна из старейших галерей современного искусства в России, существующая с 1988 года. Год назад ее возглавил Сергей Демчев, определивший главными направлениями выставочной деятельности Центра мультимедиа, цифровое искусство, робототехнику. Представленные тут выставки Life Zone и «Пятое измерение. сингулярность» собирают огромные аудитории: искусство, основанное на мультимедиа-технологиях и интерактивности, кажется московской публике более чем актуальным. Директор Центра МАРС Сергей Демчев рассказал АВ Клубу о том, как организовать работу галереи, в которой штатными единицами служат не только люди, но и техника, сколько стоит организация одной выставки и какие сложности подстерегают тех, кто решится с головой уйти в digital art.


- Центр МАРС – это несколько больше, чем выставочное пространство. Цифровым искусством у нас пока мало кто занимается, и начинающим художникам тяжело заявить о себе. Поэтому задачу мы ставили так: превратить МАРС, в первую очередь, в площадку встреч, обмена опытом, общения digital художников. А уже во вторую– в выставочную галерею. Мы планомерно работаем в этом направлении: на базе Центра располагается творческая лаборатория аудиовизуального искусстваCuriosity Media Lab, проводятся мастер-классы, лекции, действует коворкинг для желающих поупражняться в этом жанре.Важно, что такое место в принципе появилось, и что художникам, работающим в таком специфическом жанре, есть куда податься, есть с кем поговорить «на одном языке». Только такой подход позволит digital art расти и развиваться.

Вместе с тем, есть ряд сложностей в организации работы мультимедийных выставок. Специфика жанра заключается в том, что создать законченное произведение одному человеку, даже если он четко нарисовал его у себя в голове, невозможно. До момента, когда оно дойдет до зрителей, над ним должно потрудиться большое количество людей. И здесь мы сталкиваемся с проблемой наличия «правильных» людей с «правильными» специальностями: работа со звуком, с анимацией, с графикой, с программированием требует сбора в рамках одного проекта большого числа квалифицированных людей, отвечающих за каждое из этих направлений.Более того, все специалисты должны прекрасно взаимодействовать друг с другом. В одних случаях художники приходят к нам со своей командой, в других – мы помогаем авторам, которые не понимают, как решить задачу. Если нужно, подключаем к работе нашу лабораторию, выделяем своих специалистов, стараемся помочь по мере сил.

vysadka-na-marse-5.jpg
Параллели. 2015. Аудиовизуальная инсталляция. Авторы: NONOTAK (Ноэми Шипфер,Таками Накамото). Предоставлено: пресс-служба Центра МАРС

Другая проблема возникает на этапе, когда достигнута принципиальная договоренность с художником о демонстрации его работы. Дело в том, что при масштабировании любой инсталляции в то или иное пространство сразу же появляется огромное количество новых задач. Скажем, прежде экспозиция размещалась в помещении площадью 100 кв. м и высотой потолка 3-4 метра. Однако при переносе инсталляции в другое помещение, меняется высота, габариты, архитектурные вводные, и оказывается, что нужна совершенно другая техника для экспонирования. Проекторы в одном помещении должны быть одной мощности, в другом – совершенно иной. В одном случае – короткофокусные, в другом – длиннофокусные. То же можно сказать о звуке, свете…Конечно, тут без специалистов не обойтись, поэтому у нас есть техническая команда, которая при получении райдера у художника активизирует его под конкретно нашу площадку. Это – очень большая часть предварительной работы с авторами, у которых уже есть законченная инсталляция, и без наличия штата специалистов, готовых взаимодействовать с художником, разговаривать с ним на одном языке, решить эту проблему невозможно.

Мины мультимедийного поля

Мультимедийные выставки – это жанр, набирающий все большую популярность. Однако при всей его внешней привлекательности важно понимать, что есть круг проблем, с которыми обязательно столкнется каждый, кто решится идти этим путем. Одна из таких проблем – кадровый вопрос. Очень сложно найти высококлассных специалистов в этом жанре, поскольку у нас нет устоявшейся институции их обучения. Между тем, человек, который привлекается для работы над таким проектом, должен быть«универсальным солдатом», владеющим не одной какой-то специфической программой или специальностью. Он должен уметь и анимировать, и кодировать, и со светом-звуком работать, и понимать основополагающие принципы действия тех или иных приборов.

vysadka-na-marse-4.jpg
MIMPI v2. 2015. Интерактивная аудиовизуальная инсталляция. Авторы: Stain (Сергей Титов, Александра Гаврилова). Предоставлено: пресс-служба Центра МАРС

Вторая проблема – формирование хотя бы минимальной базы оборудования.Помимо того, что это, прямо скажем, недешевое удовольствие, еще и нельзя, приобретая оборудование, сказать себе: «так, ну проекторы у нас есть, звук есть, компьютеры поставили, все хорошо – теперь будем одну за другой выставки показывать». Нет, каждая новая выставка – всегда вещь с нюансами, и для каждого нового проекта к имеющемуся парку придется много всего докупать: и оборудования, и техники, и софта. Поэтому нужно быть готовым к этим инвестициям и, соответственно, к налаживанию учета и обслуживания всего этого парка.

vysadka-na-marse.jpg
Цифровая Империя. 2015. ARKTK BERKUT. Генеративный объект с элементами интерактива. Предоставлено: пресс-служба Центра МАРС

Третья проблема, которая на первый взгляд может показаться незначительной, это необходимость грамотно просчитать поток посетителей, понять какое количество людей может вместить в себя выставочное пространство. Можно забить помещение людьми, как в метро, но что они там увидят? Нельзя устраивать аттракцион по «снятию денег», когда люди пришли – и ничего не увидели. Это не галерея со статичными картинами, здесь важно взаимодействие публики с произведением искусства. Люди должны не просто что-то там увидеть, а провести время с комфортом для себя. А для этого нужно учесть множество нюансов: начиная от количества предметов гигиены в туалетных комнатах, и заканчивая выверенным числом людей в гардеробе, на кассе, в залах.

Четвертая проблема возникает на этапе, когда выставка уже открыта. Надо понимать, что нельзя просто развесить оборудование и забыть о нем на три месяца. Крайне важная часть работы, причем обоюдной – и нашей, и художников – состоит в наблюдении за качеством работы оборудования и его обслуживании. Очевидно, что тот же проектор через два месяца после открытия выставки не будет отображать картинку в том же идеальном качестве, что и в первый день, поэтому обе стороны следят за этим.

vysadka-na-marse-2.jpg
Фудзи. 2014. Аудиовизуальная инсталляция Джони Лемерсье. При участии: Поль Джебанасам (музыка), Джульетт Бибас (продакшн). Предоставлено: пресс-служба Центра МАРС

Художники не меньше нашего заинтересованы в том, чтобы их работа была представлена в том виде, в каком она изначально задумывалась. Мы, в свою очередь, хотим, чтобы люди не ушли разочарованными. А технике ведь нельзя просто приказать «работай!». Поэтому в помещении постоянно находятся два специалиста, которые в режиме онлайн могут решить любые возникающие вопросы, устранить неполадки, поломки. Ведь зачастую и сами посетители не содействуют благополучной работе техники, причем делают это не злонамеренно, а из банального любопытства, которое иногда приводит к каким-то неполадкам. Поэтому, повторюсь, обслуживание и поддержание инсталляции в первозданно виде – важная часть работы.

vysadka-na-marse-3.jpg
MIMPI v2. 2015. Интерактивная аудиовизуальная инсталляция. Авторы: Stain (Сергей Титов, Александра Гаврилова). Предоставлено: пресс-служба Центра МАРС

Пожалуй, последняя в списке задача – актуальность экспозиции. Надо все время держать руку на пульсе, знать, что происходит вокруг, кто, где и чем занимается, чтобы иметь возможность представить на суд зрителей что-то действительно достойное и интересное. Ведь развиваются не только технологии и искусство, развиваются и сами зрители.

vysadka-na-marse-6.jpg
Тимей, или Музыка сфер. 2014. Аудиовизуальная инсталляция. Авторы: Гийом Марман (идея), Филипп Гордиани (музыка), Джульетт Бибас (продакшн). Предоставлено: пресс-служба Центра МАРС

Когда спонсор становится партнером

Другой немаловажный момент – стоимость организации одной выставки. Как правило, первоначальный бюджет исчисляется несколькими миллионами рублей, которые позже выходят за рамки десятков миллионов. Наверное, правильно будет сказать, что стоимость выставки начинается от 10 млн рублей и выше. Но это – при условии, что мы имеем партнерские программы с поставщиками оборудования и закупаем техникуотнюдь не по рыночным ценам. Здесь очень важно найти соотношение качества оборудования и его стоимости, поэтому большАя часть нашей предварительной работы состоит в подборе адекватного решения за адекватные деньги для реализации той или иной задачи. Пока что, на мой взгляд, мы хорошо с этим справляемся, и именно за счет этого имеем возможность показывать от семи до десяти инсталляций единовременно, причем довольно серьезных и мощных.

vysadka-na-marse-1.jpg
Поток. 2015. Интерактивная аудиовизуальная инсталляция, генеративная анимация. Авторы: MARSLAB (Максим Свищёв, Андрей Свибович). Предоставлено: пресс-служба Центра МАРС

Конечно, хорошо было бы привлекать меценатов к нашим проектам, и я верю, что настанет такой момент, когда потенциальные спонсоры поверят в это направление, начнут более смело мыслить. У нас открытая система, которая показывает, что этот жанр может быть успешен и с культурной, и с коммерческой точек зрения. К тому же, спонсоров мы ищем не в чистом виде – «дайте денег, мы что-то сделаем». Нет, мы готовы выступать именно в роли партнеров, готовы тратить свои деньги, технические и человеческие ресурсы, готовы работать с людьми, которыедали денег и хотят их вернуть. И мне кажется, что в этом отношении что-то начинает меняться, мультимедийность, становится привлекательным средством инвестиций. Ведь здесь все очень просто: создается продукт, если он интересен рынку, то хорошо продается. Если хорошо продается, то становится интересен инвесторам. Нас за 3 месяца посетило уже порядка 50 000 человек, и это притом, что мыне стремились привести максимальное количество людей. Банально – не смогли бы принять больше. Мы ведем активную статистику посещений, и согласно этим данным, до 78% людей приходят к нам благодаря «сарафанному радио». О чем это говорит? О том, что продукт качественный. Возвращаемся к тому, с чего начали: если продукт хорошо продается, он будет интересен инвесторам.


Центр МАРC – это площадка для демонстрации художественных проектов, затрагивающих все человеческие чувства. Проекты Центра МАРС ориентированы на вовлечение зрителя в пространство мультимедийных технологий и получение им необычного сенсорного и эмоционального опыта через взаимодействие с интерактивной средой.

Видео
Музейные сокровища – народу: мэппинг на Дворцовой площади
Для нескучной тренировки: Google Street View и VR-шлем
Все видео
Городская история: высокие технологии для мегаполиса Городская история: высокие технологии для мегаполиса
Стала ли прошедшая почти три года назад Олимпиада  в Сочи праздником или бедствием – вопрос философский...
40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд 40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд
Уже в шестой раз фасады зданий Москвы стали холстами для масштабных видеопроекций участников фестиваля "Круг света".
Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света» Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света»
В рамках Московского международного фестиваля "Круг света" 24 и 25 сентября состоялась двухдневная образовательная прогр...
Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором? Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором?
Краеугольным камнем в вопросе воздействия на потенциального клиента является выбор средства отображения вашей рекламы.
Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов
За прошедший год на YouTube было размещено много 360-градусных музыкальных клипов. Горячая десятка самых интересных среди них.
Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх
На вопросы АВ Клуба отвечают Сергей Дудников, отвечающий за продажи Coolux в России и Дмитрий Челноков, ведущий инженер компании.
Все статьи
RFID-карты, интерактивные мониторы и сенсорная навигация в тюрьме RFID-карты, интерактивные мониторы и сенсорная навигация в тюрьме
Датская тюрьма Хорсенс, в которой с 1853 по 2006 год содержались политзаключенные и военные преступники, открылась как музей.
Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое
Оснащение "Ленинград-Центра" демонстрирует самые современные приемы и методы организации подобных пространств.
Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке
Компания ВИАТЕК спроектировала и оснастила комплексом аудиовизуальных средств "Приморский океанариум" на острове Русский...
Оснащение сцены ресторана экранами и проекторами Оснащение сцены ресторана экранами и проекторами
Компания "ВИЖУАЛПОИНТ" оснастила проекторами и экранами сцену ресторана "Портленд" для проведения арт-шоу.
Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле" Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле"
Компания «Эй Три Ви» спроектировала и установила аудиовизуальные и мультимедийные системы для музея-заповедника “Куликово поле”.
Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине
В Южно-Сахалинске после реконструкции открылся киноконцертный зал «Октябрь» - главный кинотеатр город еще с советских времен.
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
Презентация с вебинара от 26/11/2015, формат А4, альбомная, 41 полоса.
Все файлы
Почему игра Pokemon GO важна для рынка профессионального AV
Гари Кей
“Если вы живете на необитаемом острове, то, возможно, и не слышали о новой игре с дополненной реальностью Pokemon GO...”
Гари Кей
Основатель портала rAVe
3D мэппинг как вишенка на торте: о мультимедиа и кулинарии
Степанов Евгений
“В этой публикации мы рассмотрим все аспекты создания 3D мэппинга на торт: разработку контента, технические средства, стоимость проекта...”
Степанов Евгений
Руководитель отдела продаж - Dream Laser
Coolux – очень гибкая система, как в работе, так и в цене
Дудников Сергей
“Развитие мэппинга сделало необходимым и развитие инструментов, позволяющих создавать удивительные проекционные эффекты. ”
Дудников Сергей
Директор представительства Coolux в России
Фуршет или интерактивный планшет? О сложном выборе рестораторов
Самохин Алексей
“За последнее время мне довелось поработать с разными людьми, бизнес которых так или иначе связан с кафе и ресторанами. Общения с каждым имело одну общую отличительную черту...”
Самохин Алексей
независимый эксперт по AV-технологиям
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/