20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Звук на арене

Троцкий Сергей
Директор по развитию бизнеса компании Harman в России

Журнал "Равно АВ", март 2011

Спорт в последнее время становится всё более значимой составляющей нашей жизни. Грядёт Олимпиада в Сочи, всемирный чемпионат по футболу забрезжил на горизонте. Сколько всего нужно построить, оснастить, озвучить! На тему озвучивания спортивных объектов мы решили побеседовать с Сергеем Троцким, директором по развитию российского представительства компании Bose.


Корр.: Каким аудио оборудованием должен быть оснащен спортивный объект? Каков минимальный набор оборудования, без которого нельзя обойтись?

Два разных спортивных объекта часто имеют больше различий, чем сходств, что сказывается и на звуковом оборудовании. Работа над каждым новым объектом всегда начинается с нуля, приём «скопировать-вставить» здесь совершенно неуместен.

Состав оборудования для озвучивания спортивного объекта определяется зонами, имеющимися в его составе. Например, спортивную арену можно разделить на основную часть (игровое поле и трибуны) и зоны окружения, которые также входят в инфраструктуру объекта. Это входные и фасадные группы, коридоры, ведущие к игровому полю, парковая зона. Часто сюда входят также бары, рестораны, конференц-залы, мини-гостиницы и другие территории, которые охватываются общей системой озвучивания.

70_1.jpg

В рамках этой системы всегда предусматривается возможность как автономного, так и синхронного озвучивания отдельных зон. Для разных зон существуют различные требования по громкости озвучивания, разборчивости, комфортности и т.д.Типовой набор звукового оборудования в общих чертах включает, во-первых, озвучивающие основную (игровую) зону и трибуны мощные громкоговорители направленного действия, как правило, портальные. Чаще всего они подвешиваются над полем. Их задача – покрывать звуком большие площади поля и «добрасывать» его до удалённых на 20, 30, а то и 80 м зрительских трибун. Обычно поле делится на несколько фрагментов (8, 10 и т.д.) и каждому из них соответствует свой набор громкоговорителей.

Вторая категория громкоговорителей – трибунные, меньших размеров и менее мощные, но более многочисленные. Они направляются на трибуны и размещаются на сравнительно близком расстоянии. К ним предъявляются повышенные требования по разборчивости речи.

Наконец, системная электроника. Сюда входят усилители и многофункциональный процессор, который осуществляет управление, коммутацию, обработку сигнала и обеспечивает оптимальное согласование усилителей с конкретными моделями громкоговорителей. В области озвучивания, где мы имеем дело с большими мощностями, комплекты оборудования не могут составляться произвольно. Образно говоря, каждый усилитель должен «знать», какой громкоговоритель к нему подключен, иначе не удастся реализовать потенциал системы, возрастает вероятность спалить звуковые катушки. Поэтому в процессоре программируются определённые параметры динамиков и в сигналы вводятся соответствующие коррекции. Производится также эквализация, управление фазами, введение задержек (звук от основных и трибунных громкоговорителей должен приходить в отдалённые точки одновременно), ограничение по уровню и автоматического понижения громкости во время речевых оповещений. Ещё процессор должен обеспечивать гибкость системы озвучивания: часто одни и те же громкоговорители используются и для озвучивания соревнований, и во время концертов. Заполнение трибун также может сильно варьироваться, соответственно, может меняться соотношение мощностей прямого и отраженного звука. Поэтому существует необходимость оперативной подстройки целого ряда характеристик сигнала в соответствии с ситуацией. Практически всегда на стадионах и спортивных аренах имеются большие микшерные консоли, к которым подключено множество микрофонов и других источников. Управление, коммутация и необходимая обработка поступающих с источников сигналов (включая различные врезки, проигрыши мелодий, речевые оповещения и т.д.) также находится в ведении процессора. Иногда одного процессора оказывается недостаточно и устанавливается второй, работая в связке с первым, отвечает за озвучивание дополнительных зон.

Корр.: Озвучивание спортивного объекта, как и любого места массового скопления людей – это еще и вопрос безопасности. Какие отраслевые стандарты действуют в данной сфере?

70_2.jpg

В наше время в связи с возросшей угрозой терроризма появились новые стандарты, например EN60849, согласно которому индекс речевой разборчивости STI (Speech Transmission Index) должен быть доведен до 0,7. Этот индекс показывает, какая часть транслируемой речи воспринимаются на слух свободно. Например, при STI = 0,5 до аудитории в среднем доходит смысл 95% слов. Шкала индекса имеет нелинейный характер, и значение 0,7, на котором настаивает UEFA, означает не 97%, а 99%. Практически близкое к 1 значение STI может достигаться при почти полном отсутствии отраженного звука, а 0,7 характерно для крытых помещениях с акустической обработкой, каковыми являются театры и концертные залы.

На открытых же площадках с большим временем реверберации, значительным рассеиванием энергии звуковых волн и многократными отражениями данное требование невыполнимо. Пока достигнуто лишь значение 0,66, да и то всего лишь на двух стадионах. UEFA приняло их, но настоятельно рекомендует проектировщикам не останавливаться на достигнутом.

Есть и такое не слишком вменяемое требование того же стандарта: аппаратура должна быть в состоянии поддерживать звуковое давление в 110 дБА (эквивалентно приблизительно 125 дБ) в течение 120 секунд. Какой смысл в запредельной громкости, которая совпадает с болевым порогом и соответствует шуму при взлете реактивного самолета? Задумано это для того, чтобы оповещение о немедленной эвакуации услышали все. Но от такой громкости люди просто оглохнут и ничего не поймут, а ко всему еще и получат повреждения слуха.

Ещё один новый стандарт – EN54 16/24 – касается оборудования, причём часть 16 относится к системной электронике, а 24 – к громкоговорителям. Некоторые его требования выполняются в зонах окружения, но не реализуются на игровом поле. Имеют место и неувязки между отдельными пунктами EN60849 и EN54 16/24. Проектировщики вынуждены лавировать, чтобы выдержать пока что сырые стандарты и добиться высокого уровня безопасности.

Корр.: Для возврата инвестиций в строительство спортивных объектов важна их многофункциональность. Поэтому сегодня большинство стадионов приспособлены не только для спортивных мероприятий, но и для проведения всевозможных концертов и шоу. Разумеется, далеко не последнюю роль в этом играет качество звука. Как оно достигается на практике?

Звук (естественно, хороший), как и средства визуализации, является мощным инструментом скорейшего возврата инвестиций. Это и реклама, и сопутствующие мероприятия, и музыкальные заставки перед спортивными матчами. Плохой же звук может отвадить и рекламодателей, и даже солидную часть аудитории живых концертов. Ведь людям важно не только какая группа выступает, но и как все это звучит, и, стоит кому-то разок «обжечься», второй раз он туда не пойдёт и поделится впечатлениями с другими. А с учетом уровня современных коммуникаций, особенно сетевых, легко себе представить, насколько быстро нынче разносится дурная слава.

Строго говоря, абсолютно универсальную систему озвучивания создать невозможно. К тому же, именитые исполнители приезжают со своими комплектами аппаратуры. Стационарные системы при этом используются в качестве дополнительных для подзвучивания дальних трибун. Но это не означает, что не следует стремиться к универсальности: ведь не все исполнители могут позволить себе роскошь таскать тонны оборудования, как Dire Straits или Pink Floyd. Заметный шаг по пути универсальности сделала фирма Bose: в библиотеке ее инновационной системы для музыкантов L1 II имеются файлы «аутентичного» звучания всех известных марок музыкальных инструментов, микрофонов и звукоснимателей.

Корр.: Как правильно озвучить спортивный объект, какие сложности встречаются на этом пути?

70_3.jpg

Основная сложность – добиться взаимопонимания с заказчиком. Многие из них, особенно наши соотечественники, нечетко представляют себе, без чего они впоследствии не смогут обойтись. Поэтому консультации специалиста на начальном этапе проектирования очень важны.

На техническом уровне всё начинается с детального изучения будущего объекта, его размеров и акустических свойств. Если это уже существующий объект, тщательно измеряется время реверберации, при необходимости выдаются рекомендации по поводу акустического оформления.

С помощью специальных компьютерных программ производится построение акустической модели будущего стадиона. Учитываются все отражающие поверхности и их физические свойства. При выборе акустических систем инженеры руководствуются данными из CLF-файлов, содержащих информацию о параметрах конкретных динамиков, предоставляемую не производителем, а независимыми экспертами. Затем оптимизируется расстановка громкоговорителей, обеспечивающая равномерное покрытие звуком нужной территории, нормируется максимальный уровень звукового давления в разных точках и в широкой полосе частот – чтобы и речь, и музыка воспроизводились качественно. Прогнозируется уровень реверберации и наличие эха.

На рынке имеется несколько похожих программных пакетов, но особое место среди них занимает Bose Modeler. Эта программа существует уже 20 лет, постоянно совершенствуется, она подробнее и точнее других и позволяет выявить «подводные камни» (например, такие связки, как хорошую речевую разборчивость при недостаточно равномерном звуковом давлении или значительную зависимость времени реверберации от частоты). А результат можно не только увидеть на мониторе, но и послушать с помощью симулятора Bose Auditioner. Надо ли говорить, насколько это облегчает задачи проектировщика и помогает заказчику принять решение еще до закладки первого кирпича будущего стадиона!

Корр.: Какие примеры удачных и неудачных объектов с точки зрения озвучивания вы можете привести?

Из последних удачных – арена «Шахтер» в Донецке. Стоимость системы Bose там составляет 1 200 000 Евро, что составляет несколько процентов от общих вложений (достаточно сказать, что один только гранитный футбольный мяч у входа тянет на 200 000 Евро). Еще – «Птичье гнездо» в Пекине и арена «Реал Мадрид» на 55 тыс. мест в Испании . Во всех трех случаях озвучивание сделано на Bose и, что самое важное, заказчики на звуке не экономили. Ну, а за неудачными примерами далеко ходить не надо: любой вам скажет, что звук на аренах в Мытищах и на Ходынском поле ниже всякой критики. Причины тривиальные: наша родная коррупция и её производные: формальное отношение к звуку, финансирование по остаточному принципу.

Видео
Вебинар "Профессиональные решения Epson на базе лазерников"
Аудио процессор для конференции IntelliMix P300
Все видео
Аналоговые конференц-системы VS цифровые: за что стоит платить? Аналоговые конференц-системы VS цифровые: за что стоит платить?
Современные конференц-системы способны решать широкий спектр задач, обеспечивая удобство проведения дискуссии.
Digital Signage сделает вас лидером рынка. Рассказываем как Digital Signage сделает вас лидером рынка. Рассказываем как
Детальный разбор всех возможностей Digital Signage и того, как грамотно настроить систему под свои нужды.
Из чего складывается стоимость LED видеостены? Разбираем по пунктам Из чего складывается стоимость LED видеостены? Разбираем по пунктам
Стоимость LED-видеостены зависит от нескольких слагаемых: размер, количество пикселей, качество LED-компонентов и прочее.
InfoComm 2017: главные тренды, рекорды и премьеры выставки InfoComm 2017:  главные тренды, рекорды и премьеры выставки
Прошедшая 14-16 июня выставка InfoComm в Орландо побила сразу несколько собственных рекордов предыдущих лет.
О российском рынке Digital Signage – из первых рук О российском рынке Digital Signage – из первых рук
Digital Signage, пришедший на смену статическим информационно-рекламным вывескам, становятся все более востребованным.
От переговорной до музея: руководство по выбору проектора От переговорной до музея: руководство по выбору проектора
Какие проекторы, какой мощности и типа стоит выбирать при оснащении того или иного типа помещения, от аудиторий до кинозалов.
Все статьи
Создание мультимедийной инсталляции в океанариуме Создание мультимедийной инсталляции в океанариуме
Создание мультимедийной инсталляции в рамках глобального проекта Москвариум в условиях ограниченного пространства.
Оснащение президентского дворцового комплекса в Анкаре Оснащение президентского дворцового комплекса в Анкаре
Президентский дворцовый комплекс в Анкаре, включающий в себя много различных помещений, полностью оснащен решениями Shure.
Оснащение частной школы интерактивным оборудованием Оснащение частной школы интерактивным оборудованием
Drummoyne Public School является одним из немногих учебных заведений в южной Корее, активно использующих Smart learning.
Три типа проекторов для трех различных выставочных зон музея Три типа проекторов для трех различных выставочных зон музея
В 2016 году в музее Института арабского мира при поддержке BenQ открылась выставка, посвященная истории морских приключений.
Трехканальная видеоинсталляция на изогнутой стене центра Барбикан Трехканальная видеоинсталляция на изогнутой стене центра Барбикан
Christie M Series и потрясающие ИК-изображения в центре Барбикан демонстрируют, как технологии развивают новые виды искусства.
Искривленная стена – как экран сцены университетского театра Искривленная стена – как экран сцены университетского театра
Процессор RGB Spectrum MediaWall 2900 – основной элемент оснащения многоцелевой аудитории университетского театра Лицеум.
Все кейсы
SHARP: Профессиональные ЖК-мониторы
SHARP: Профессиональные ЖК-мониторы
Стильные ЖК-мониторы для общественных мест, русский язык, 4 полосы, формат A4.
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
Каталог конференц-систем и оборудования для синхронного перевода, формат А4, 50 полос.
Все файлы
5 общемировых тенденций в области наружной цифровой рекламы
Прохоров Максим
“Цифровые поверхности демонстрируют различные данные и информацию с использованием возможностей мотивации и стимулирования аудитории.”
Прохоров Максим
Менеджер по работе с партнерами в России и странах СНГ.
Аудиопроцессоры Crestron Avia DSP: «Все просто отлично!»
Жеребцов Роман
“Около года назад на рыке появилось семейство аудиопроцессоров Crestron Avia, вызвавшее огромный интерес у инженеров отрасли.”
Жеребцов Роман
инженер технической поддержки продаж Crestron
3 сценария Digital Signage для решения любых задач
Прохоров Максим
“Существует несколько ключевых факторов, которые важно принимать во внимание на этапе планирования Digital Signage инсталляции.”
Прохоров Максим
Менеджер по работе с партнерами в России и странах СНГ.
ISE 2017: Решения Crestron и движение Biamp в сторону Dante
Леонард Сускин
“Из многообразия представленных на ISE 2017 решений, автор публикации выделил продукты двух производителей: Crestron и Biamp.
Леонард Сускин
Проектировщик AV-систем
Все мнения