20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Уравнение с несколькими переменными: клиент- акустика- еда

Троцкий Сергей
Директор по развитию бизнеса компании Harman в России

Конечно, нужно обладать безграничным терпением и исключительной толерантностью, чтобы из раза в раз выбирать в качестве места для общения с коллегами и друзьями кафе с орущей музыкой… Хотя бы однажды с подобной ситуацией сталкивался почти каждый из нас.

Сегодня, когда ресторан или кафе уже не столько место, где можно утолить голод и праздно провести время, сколько инструмент делового и дружеского общения, аудиоподготовка таких заведений становится одним из ключевых составляющих бизнеса.

Почему и каким образом это происходит, а также в чем основные загвоздки мультимедийных проектов для российских ресторанов всех форматов – рассказывает директор по развитию бизнеса компании Harman в России Сергей Троцкий.


295_1.jpg

НЕТ КОЛОНОК – НЕТ ДЕНЕГ

Предприятия питания – будь то ресторан или уличное кафе – все это бизнес-проекты, состоящие не из отдельных компонентов, но из неотъемлемых частей: если одной не хватает или она неправильно сделана, общий результат будет печальным. Особенно это касается мебели, освещения, мест общего пользования – всего того, что создает определенный уровень комфорта, к которому люди уже привыкли. Если он падает, то даже хорошая еда не спасет. Звук – важная составляющая этого комфорта. Прежде всего потому, что ресторан – это некое социальное место, нейтральная территория, куда многие приходят даже не есть, а решать вопросы. Это предъявляет к ресторану требование сочетать хорошую кухню с хорошей атмосферой, акустика и грамотный контент к ней – неотъемлемые части такой атмосферы.

Как и во всем, в ресторанном сегменте отечественный рынок обладает определенной спецификой. С одной стороны, его можно считать зрелым: есть хорошие примеры, скажем, точек сети «Гинза-проджект» или группы Новикова, в которых грамотно сделана звуковая подготовка, и не только с точки зрения оборудования, но и, в первую очередь, контента. Владельцы одного ресторана в московском Деловом центре придумали в определенное время дня транслировать оперную арию в хорошем исполнении. Люди на время оставляют свою еду, встают с мест, подходят к распахнутым панорамным окнам с тем, чтобы проникнуться городским пейзажем и классической музыкой. Длится все это недолго, но запоминается. Словом, все больше людей среди руководителей подобных заведений понимают, что новые мультимедийные «фишки», в частности, звуковое сопровождение – это не затраты, но инвестиции, которые при грамотном подходе быстро можно получить обратно. В таких заведениях, несмотря на недешевую кухню, как правило, свободных мест мало, если они вообще есть.

Зачастую посетители не замечают негромкую музыку. Но ее отсутствие заметно всем

295_2.jpg

С другой стороны, остается еще значительное число потенциальных и существующих заказчиков, к которым осознание необходимости подобных трат пока не пришло. Они подспудно понимают, что звук должен быть, но зачастую это понимание принимает своеобразные формы в виде автомобильных динамиков, врезанных в потолок, в сочетании с китайской магнитолкой в подсобке, или сиротливо стоящей колонкой, бьющей по ушам сидящим рядом и неслышной тем, кто поодаль. Не говоря уже о тех точках, которые позиционируют себя как спортбары – стоит только включить матч, как становятся понятными требования к акустике… Тем, кто желает понять, разумеется.

Словом, если у вас есть ресторан, но нет правильной звуковой подготовки, это означает, что один из ресурсов заработка у вас закрыт, и тут даже блестящий повар не поможет: зачастую посетители не замечают, что звучит негромкая музыка, но если она вдруг звучать перестанет, это заметят все, и всем будет некомфортно.

КОГДА НЕ ГРЕХ ПОГОВОРИТЬ С НЕИЗВЕСТНЫМИ

На рынке аудио уже сформировались свои законы, большинство серьезных производителей оборудования знают, какие решения для каких заведений и ниш можно предложить. Фактически каждый такой производитель располагает набором решений, перекрывающих все потребности ресторанов любой категории. Нужно помнить, что в отличие от других составляющих сегмента HoReCa – отелей с их конференц-залами и системами Digital Signage – заведения для питания не требуют высоких технологий, большого количества разных систем, тонких настроек и т.п. Здесь все проще. Но, как и десять лет назад, многие хотят, чтобы в их ресторане маленькая колонка перекрывала все пространство без ущерба для окружающих. Так не бывает, потому рынок производителей предлагает оптимальные решения под любой запрос – будь то крупный элитный ресторан или бюджетное кафе. Другое дело, что даже сделав грамотный выбор, не все знают, как грамотно его применить.

295_3.jpg

Опыт показывает, что из хороших дорогих акустических систем можно получить плохой звук. И, наоборот, системы попроще могут дать прекрасный эффект. Все зависит от профессионализма или отсутствия такового у интегратора, установившего звуковое оборудование.

Зарубежная практика предполагает, что как только заказчик сталкивается с подобной задачей, он идет к независимому консультанту, который помогает сформулировать задачи, дает рекомендации по существующим решениям и брендам, а также строит схему возврата инвестиций. В процессе работы учитывается все: нормы громкости, уровень комфортности звука, по необходимости степень его разборчивости и т.п.

В России роль консультантов играют, как правило, интеграторы, в большинстве своем отдающие предпочтение лишь определенным производителям. Можно, конечно, привлечь иностранных консультантов, но не все готовы платить намного дороже. Как бы то ни было, при всем множестве интеграторов на отечественном рынке, тех, кто глубоко знает продукт, досконально знаком с его настройкой и готов предложить действительно оптимальное решение для ресторана – можно пересчитать по пальцам.

Наш опыт показывает, что звук в ресторанах должен обладать несколькими характеристиками. Во-первых, он должен быть динамическим – необходимо заложить возможность менять громкость в зависимости от количества людей. Во-вторых, он должен иметь определенные частотные характеристики: с хорошо выраженным басом и умеренными верхними частотами . Выраженного речевого диапазона в ресторанном звуке быть не должно, поскольку именно он мешает людям за столиками разговаривать. Это достигается правильной настройкой системы и этим не стоит пренебрегать, иначе можно свести на нет даже самую правильную инсталляцию.

295_4.jpg

Конечно, даже самый профессиональный интегратор столкнется с определенными сложностями в таком проекте. Во-первых, не всегда на стадии строительства или капитального ремонта заведения изначально известны отделочные материалы. Тогда как от них зависит звучание – одно дело огромное помещение со стеклянными стенами, другое дело – меньшие площади, обшитые деревом и т.п. Часты случаи, когда вдохновленный услышанным где-то звуком заказчик приходит к интегратору и просит сделать так же. И оборудование то же, и затраты такие же, а включаешь – звучит не так. К кому вопросы? К интегратору, который должен быть поинтересоваться хотя бы площадями и отделкой помещения заказчика.

Еще одна особенность любого проекта: помимо инженерных решений, коммутации и установки непосредственно акустической системы (в процессе которой было бы здорово следить, чтобы, скажем, акустический и электрический кабель не проходили в одной гофре), будет этап тонкой настройки – и это, как правило, делает специалист, знающий нюансы создания атмосферы ресторана: как подчеркнуть какие-то звуки, или, наоборот, нивелировать, шум кофемашины в зале. Более того, это должен быть специалист, разбирающийся в архитектурной акустике – лучшие из них наверняка имели опыт звуковой подготовки в храмах.

МУЗЫКА ДЛЯ ЛИСТОВ

Можно выделить несколько критериев, по которым должна проводиться аудиоподготовка ресторана. Первый – способность самой системы работать в необходимом частотном диапазоне, то есть выдавать одновременно все желаемые частоты. Второй: площадь звукового покрытия должна достигаться не за счет громкости одной колонки, а за счет установки нескольких колонок в разных местах для равномерного покрытия звуком. Третий: как уже говорилось, в звучании системы желательно минимизировать речевой диапазон, за редким исключением особых случаев, которых может потребовать контент. И четвертый: сам контент должен быть уместным. Не может в индийском ресторане звучать русский шансон, а в ирландском пабе – японский рок.

Лучшие специалисты в архитектурной акустике, как правило, те, кто имел опыт работы в храмах

295_5.jpg

Сегодня уже сформировался термин «музыка для листов» - музыка, уместная и наиболее подходящая для ресторанов разных направлений кухни и форматов, так что современному ресторатору найти такой лист – не проблема. Джаз – идеальный ресторанный формат, тогда как есть определенные мелодии, в принципе не подходящие для фонового звучания. Самое главное, чтобы задача была грамотно решена с инженерной точки зрения: если заказчик планирует в основном транслировать джаз, значит, система должна идеально его воспроизводить, но необходимо заложить возможность корректировки частотного диапазона, чтобы в нужный момент что-то убавить, а что-то – наоборот. Немудрено, что таперы в прошлом играли преимущественно на инструментах без ярко выраженных средних частот – именно чтобы не раздражать беседующих клиентов.

СИНХРОНИЗИРОВАТЬ НЕСКОЛЬКО РЕАЛЬНОСТЕЙ

При всей развитости ресторанного бизнеса, в особенности в крупных городах России, многие рестораторы продолжают инвестировать в акустику по остаточному принципу. За исключением, конечно, караоке-баров, где звуковое оборудование – основной источник дохода. И это при том, что стоимость звуковой системы составляет менее 2% от всех инвестиций в проект.

Конечно, в дорогих хорошо посещаемых местах наличие профессиональной акустической системы – это вопрос репутации и хорошего тона. Для других категорий таких заведений – как подстаканник в дорогом авто – может и не быть, но если есть, то приятно. Тем более что и то, и другое несопоставимо по цене, а результат не заставит себя ждать.

295_6.jpg

Нет идеальных решений, нет идеальных проектов, заказчиков и интеграторов. Но правильно было бы сказать так: если у вас в ресторане есть хороший звук, клиенты к вам будут приходить. Если нет – напрямую вы не увидите, как это влияет на приток клиентов, но все будут чувствовать, что чего-то не хватает, прежде всего, потому, что ухо будет воспринимать звон посуды, разговоры официантов, чавканье за соседним столиком и т.п.

Если вы все же дозрели до звуковой установки у себя в ресторане, потрудитесь найти грамотного интегратора, который поможет вам составить правильное техническое задание, чтобы потом не удивляться, почему тут звучит не так, как хотелось, почему туда звук не выводится, а за тем столиком вообще ничего не слышно. В идеале, конечно, прежде чем заказывать оборудование, лучше послушать. Как оно будет звучать конкретно в вашем заведении с его архитектурными особенностями. Впрочем, если вам повезет с интегратором, все остальное – дело техники и вашей вдохновленности.

СПРАВКА EQUAL AV

Компания HARMAN (www.harman.com) – ведущий мировой разработчик, производитель и поставщик широкой линейки аудио- и мультимедийных решений для рынков автомобильной, потребительской и профессиональной электроники. Портфолио включает более 15 лидирующих брендов, среди которых — JBL, AKG, Harman Kardon, Infinity, Lexicon и Mark Levinson. Более 25 миллионов автомобилей по всему миру оснащены системами HARMAN. 60-летний опыт разработки и постоянных технических инноваций позволяет специалистам HARMAN создавать решения, которые отличаются профессиональным звуком и ценятся любителями музыки и кино всего мира. Продукты компании не раз удостаивались престижных наград, независимые эксперты отмечали не только высочайшее качество звука, но и уникальный дизайн.

В компании HARMAN трудится около 14 000 человек в Америке, Европе и Азии, общий объем продаж за 12 месяцев по состоянию на 30 июня 2013 г. составил $4,3 млрд. Акции компании котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE:HAR).

Журнал "EQUAL AV", № 4 (25) 2013

Видео
Сделай сам! А Tripleplay 3Create Visual Editor поможет
Профессиональные мобильные акустические системы Bose L1
Все видео
Аналоговые конференц-системы VS цифровые: за что стоит платить? Аналоговые конференц-системы VS цифровые: за что стоит платить?
Современные конференц-системы способны решать широкий спектр задач, обеспечивая удобство проведения дискуссии.
Digital Signage сделает вас лидером рынка. Рассказываем как Digital Signage сделает вас лидером рынка. Рассказываем как
Детальный разбор всех возможностей Digital Signage и того, как грамотно настроить систему под свои нужды.
Из чего складывается стоимость LED видеостены? Разбираем по пунктам Из чего складывается стоимость LED видеостены? Разбираем по пунктам
Стоимость LED-видеостены зависит от нескольких слагаемых: размер, количество пикселей, качество LED-компонентов и прочее.
InfoComm 2017: главные тренды, рекорды и премьеры выставки InfoComm 2017:  главные тренды, рекорды и премьеры выставки
Прошедшая 14-16 июня выставка InfoComm в Орландо побила сразу несколько собственных рекордов предыдущих лет.
О российском рынке Digital Signage – из первых рук О российском рынке Digital Signage – из первых рук
Digital Signage, пришедший на смену статическим информационно-рекламным вывескам, становятся все более востребованным.
От переговорной до музея: руководство по выбору проектора От переговорной до музея: руководство по выбору проектора
Какие проекторы, какой мощности и типа стоит выбирать при оснащении того или иного типа помещения, от аудиторий до кинозалов.
Все статьи
Оснащение президентского дворцового комплекса в Анкаре Оснащение президентского дворцового комплекса в Анкаре
Президентский дворцовый комплекс в Анкаре, включающий в себя много различных помещений, полностью оснащен решениями Shure.
Оснащение частной школы интерактивным оборудованием Оснащение частной школы интерактивным оборудованием
Drummoyne Public School является одним из немногих учебных заведений в южной Корее, активно использующих Smart learning.
Три типа проекторов для трех различных выставочных зон музея Три типа проекторов для трех различных выставочных зон музея
В 2016 году в музее Института арабского мира при поддержке BenQ открылась выставка, посвященная истории морских приключений.
Трехканальная видеоинсталляция на изогнутой стене центра Барбикан Трехканальная видеоинсталляция на изогнутой стене центра Барбикан
Christie M Series и потрясающие ИК-изображения в центре Барбикан демонстрируют, как технологии развивают новые виды искусства.
Искривленная стена – как экран сцены университетского театра Искривленная стена – как экран сцены университетского театра
Процессор RGB Spectrum MediaWall 2900 – основной элемент оснащения многоцелевой аудитории университетского театра Лицеум.
Реализация президентского указа об онлайн-трансляции судебных дел Реализация президентского указа об онлайн-трансляции судебных дел
В Москве впервые прошла интернет-трансляция слушания судебного дела с использованием стационарных средств аудио- и видеозаписи.
Все кейсы
SHARP: Профессиональные ЖК-мониторы
SHARP: Профессиональные ЖК-мониторы
Стильные ЖК-мониторы для общественных мест, русский язык, 4 полосы, формат A4.
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
Каталог конференц-систем и оборудования для синхронного перевода, формат А4, 50 полос.
Все файлы
5 общемировых тенденций в области наружной цифровой рекламы
Прохоров Максим
“Цифровые поверхности демонстрируют различные данные и информацию с использованием возможностей мотивации и стимулирования аудитории.”
Прохоров Максим
Менеджер по работе с партнерами в России и странах СНГ.
Аудиопроцессоры Crestron Avia DSP: «Все просто отлично!»
Жеребцов Роман
“Около года назад на рыке появилось семейство аудиопроцессоров Crestron Avia, вызвавшее огромный интерес у инженеров отрасли.”
Жеребцов Роман
инженер технической поддержки продаж Crestron
3 сценария Digital Signage для решения любых задач
Прохоров Максим
“Существует несколько ключевых факторов, которые важно принимать во внимание на этапе планирования Digital Signage инсталляции.”
Прохоров Максим
Менеджер по работе с партнерами в России и странах СНГ.
ISE 2017: Решения Crestron и движение Biamp в сторону Dante
Леонард Сускин
“Из многообразия представленных на ISE 2017 решений, автор публикации выделил продукты двух производителей: Crestron и Biamp.
Леонард Сускин
Проектировщик AV-систем
Все мнения