20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Проекционная техника: полезная приемы и наблюдения - Часть 2

Радченко Дмитрий
руководитель инженерного отдела департамента визуальных решений Panasonic Россия

Журнал "Равно АВ", 3 (6), июль-сентябрь 2008

Мы продолжаем серию статей, основанных на учебных материалах программы AV Academy. Помимо теоретических занятий, которые являются неотъемлемой частью программы, специальные лекции и практические работы на курсе проводятся ведущими специалистами компаний - производителей аудио- видео-оборудования. наши слушатели могут вживую пообщаться с профессионалами от таких крупных брендов как Panasonic, Sharp, Kramer Electronics, Projecta. Эти занятия очень ценны тем, что общение со специалистами проходит в спокойной атмосфере конференц-зала, где наряду с теоретическими знаниями слушатели всегда могут получить совет и рекомендации непосредственно от производителя.

В этом номере эксклюзивно для нашего журнала своим профессиональным опытом с вами, уважаемые читатели, делится специалист системного департамента компании Panasonic Дмитрий Радченко.


Проекционная техника находит все более широкое применение практически в любых инсталляциях — от конференц-залов и интерактивной рекламы до центров управления и спортивных объектов. В большинстве случаев качество изображения, создаваемого системой отображения, может быть оценено с помощью объективных и нормированных критериев, в отличие от, скажем, звуковых систем, где чаще всего применяются субъективные понятия - «мясистый звук», «качает — не качает». Тем не менее, незнание или пренебрежение основами физики, особенностями зрения, да и здравым смыслом, очень часто приводит к недопустимым результатам. В серии статей мне бы хотелось поделиться с уважаемыми читателями, специалистами AV-отрасли, некоторыми полезными приемами и наблюдениями, которые помогут создавать проекционные системы отображения более эффективно.

67_1.jpg

И начнем мы с особенностей нашего зрения. Я не стану углубляться в строение глаза и какие-то глубины физиологии, а попрошу вас провести небольшой эксперимент, для которого не потребуется никакого оборудования. Назначение этого эксперимента - понять кардинальную разницу между освещенностью экрана и воспринимаемой зрителем яркостью изображения. «Как же так?» - воскликнут многие. «Чем выше световой поток проектора, тем ярче изображение!» Не все так просто. Откроем любое приложение, позволяющее нам рисовать простейшие геометрические фигуры (пользуясь случаем, хочу обратить внимание на свободный и легальный пакет OpenOffice.org) и нарисуем большой широкий прямоугольник. В качестве заливки выберем горизонтальный градиент от 10% серого с левого края до 90% справа. Затем нарисуем два одинаковых маленьких узких вертикальных прямоугольника и выберем 50% серого для их заливки. Поместим один маленький прямоугольник внутри большого ближе к левому краю, а второй ближе к правому.

67_2.jpg

Ну и какой из них ярче?! Они одинаковы. Более того, выберите один из маленьких прямоугольников и подвигайте в направлении к противоположному. Не надо бежать к доктору, все в норме — это меняется относительная яркость, воспринимаемая нашим зрением. Очевидно, что яркость отдельных объектов на экране напрямую связана с яркость фона. Что нам дает этот эксперимент? Во-первых, нужно как можно чаще пользоваться этим удивительным свойством зрения, оно дает нам возможность добиться нужного результата даже при недостаточном для покупки мощного проектора бюджете. Во-вторых, помогает избежать ужасающих последствий неправильных инсталляций.

Закономерен вопрос о том, насколько должны различаться уровни освещенности проецируемого изображения и фоновой освещенности, чтобы картинка на экране не была блеклой?

Естественная освещенность
Ясный зимний день, летний пляж
Дневной свет в ясный день
Дневной свет в пасмурный день
Ярко освещенный торговый зал
Зал обычного магазина
Офис освещенный флуоресцентными лампами
Комната 16 кв.м. с двумя 30 Вт флуоресцентными лампами
Рекламная аркада ночью
Уличный фонарь
30 см от зажигалки
20 см от свечи
Лунный свет
100,000 лк
100,000 лк
32,000 лк
1,000 лк
500 - 700 лк
400 - 500 лк
100 лк
150 - 200 лк
50 - 100 лк
5 лк
10 - 15 лк
0,5 - 1 лк

В серии статей, опубликованных в издававшемся в 1999-2006 гг. журнале Install-Pro, замечательный специалист в области проекционной техники Вильям Блеха привел эмпирическую формулу, показывающую каким должен быть поток проектора, чтобы картинка на экране была максимально комфортной для зрителя. Посмотрим на эту формулу. На первый взгляд она несколько сложновата, зато позволяет оценить необходимый для конкретной задачи световой поток проектора.

67_3.jpg

Данная формула справедлива для отношения полезной освещенности к фоновой как 10:1. И если мы представим себе простейшую задачу, например проекцию на фронтальный экран 4*3 м с коэффициентом усиления 1 и фоновой освещенности всего в 150 лк, мы обнаружим, что поток проектора должен превышать 20000 лм.

67_4.jpg

Понятно, что такие цифры абсолютно неприемлемы в реальной жизни, поэтому специалисты пришли к общему мнению, что нужно ориентироваться на минимально возможное соотношение освещенностей 5:1. Разделим 20000 пополам и получим 10000. Легче не стало. Что же делать? Неужели во все офисные переговорные и учебные аудитории придется устанавливать трехматричные DLP-проекторы?

И хотя в течение серии семинаров AV Focus представитель компании-производителя экранов шутил по поводу того, что производителям проекторов выгодно продавать более мощные модели, это совсем не так. Посмотрим на таблицу, в которой приведены величины уровней освещенности, встречающиеся в природе. Надеюсь, что безнадежность пути увеличения потока проектора в борьбе с природой станет очевидной. Нельзя затмить солнце! Проектор не умеет проецировать тьму!! Так, если вдруг, вам звонит клиент и спрашивает, какая нужна линза для проектора Panasonic PT-D10000E, чтобы с расстояния 35 м получить изображение 50*37 м на стене противоположного дома, не торопитесь открывать проекционный калькулятор, а наберитесь терпения и совместно найдите вариант приемлемого ТЗ, которое может быть воплощено в рамках разумных пределов финансовых возможностей и технологий современного человечества...

Подведем итог
В любой инсталляции необходимо как можно шире пользоваться свойствами нашего зрения и законами физики. Для получения черного цвета на экране прежде всего нужно прибегать к затенению, а не к увеличению освещенности светлых участков.

  • Итак, если реализация системы невозможна, то какие шаги можно считать разумными?
  • Максимально затенить экран или помещение (шторы, жалюзи т.д.)
  • Исключить источники света перед экраном (отдельная группа освещения)
  • Использовать направленные источники света в помещении или зале (даунлайты, интеллектуальные приборы)
  • Использовать направленные экраны
  • Применить обратную проекцию
  • Уменьшить размер изображения или перейти к мультиэкранной проекции со сшивкой

На каком же этапе нужно увеличить яркость проектора?

Очевидно, что на этапе оценки стоимости системы обратной проекции, если ее реализация слишком дорога или невозможна, стоит подумать об увеличении светового потока. Этот выбор требует тщательной оценки всех плюсов и минусов обоих вариантов — качественных, технических, бюджетных, эксплуатационных. О них мы поговорим в следующей статье.

Видео
Вебинар "Система презентаций Crestron DigitalMedia DMPS3-4K"
Вебинар "Все дисплейные новинки SHARP 2017"
Все видео
Какое совпадение! Акустический эксперимент с разными колонками Какое совпадение! Акустический эксперимент с разными колонками
Все, что осталось "за скобками"  организованного компанией Мейджер Саунд онлайн-семинара “Meyer Sound в цифрах...
Major Sound – новый игрок на рынке Pro Audio. Играет за Meyer Sound Major Sound – новый игрок на рынке Pro Audio. Играет за Meyer Sound
В апреле 2017 пришла неожиданная новость: в ходе прямой онлайн-трансляции в АВ Клубе основатели и бессменные руководители &nb...
Техника, без которой нам не жить: на что ставят производители Техника, без которой нам не жить: на что ставят производители
Выставка ISE 2017 показала, что производители делают ставку на углубление обозначенных ранее на рынке трендов.
5 плюсов конференц-системы, о которых вам стоит узнать 5 плюсов конференц-системы, о которых вам стоит узнать
Какие идеи лежат в основе ультрасовременной конференц-системы Xavtel Senator UC и какие она решает задачи.
Коммерческий звук: где есть спрос и как это продать? Коммерческий звук: где есть спрос и как это продать?
О коммерческом звуке, его экосистеме, тенденциях, текущем состоянии и перспективах развития рассказывают представители Ecler и Auv...
Как кабелям, ресиверам и коммутации поспеть за видеоформатами? Как кабелям, ресиверам и коммутации поспеть за видеоформатами?
Не секрет, что пропускной способности интерфейса HDMI прошлых поколений уже недостаточно, для трансляции Ultra-HD...
Все статьи
http://www.avclub.pro/cases/installyator/sovremennyy-zvukovoy-kompleks-dlya-telekanala-match-tv/
Трехканальная видеоинсталляция на изогнутой стене центра Барбикан Трехканальная видеоинсталляция на изогнутой стене центра Барбикан
Christie M Series и потрясающие ИК-изображения в центре Барбикан демонстрируют, как технологии развивают новые виды искусства.
Искривленная стена – как экран сцены университетского театра Искривленная стена – как экран сцены университетского театра
Процессор RGB Spectrum MediaWall 2900 – основной элемент оснащения многоцелевой аудитории университетского театра Лицеум.
Реализация президентского указа об онлайн-трансляции судебных дел Реализация президентского указа об онлайн-трансляции судебных дел
В Москве впервые прошла интернет-трансляция слушания судебного дела с использованием стационарных средств аудио- и видеозаписи.
Конференц-система Bosch Dicentis в Индонезийском Парламенте Конференц-система Bosch Dicentis в Индонезийском Парламенте
Мультимедийная конференц-система Dicentis Bosch установлена в Палате представителей Республики Индонезии.
Конференц-системы TAIDEN на Саммите G-20 в Ханчжоу Конференц-системы TAIDEN на Саммите G-20 в Ханчжоу
Компания TAIDEN отвечала за техническое оснащение более чем двадцати конференц-залов саммита G20 в Ханчжоу, Китай.
16 проекторов для симуляторов управления воздушным движением 16 проекторов для симуляторов управления воздушным движением
Оснащение одночиповыми проекторами высокой яркости Digital Projection симуляторов управления воздушным движением.
Все кейсы
http://www.avclub.pro/cases/installyator/sovremennyy-zvukovoy-kompleks-dlya-telekanala-match-tv/
SHARP: Профессиональные ЖК-мониторы
SHARP: Профессиональные ЖК-мониторы
Стильные ЖК-мониторы для общественных мест, русский язык, 4 полосы, формат A4.
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
Каталог конференц-систем и оборудования для синхронного перевода, формат А4, 50 полос.
Все файлы
Аудиопроцессоры Crestron Avia DSP: «Все просто отлично!»
Жеребцов Роман
“Около года назад на рыке появилось семейство аудиопроцессоров Crestron Avia, вызвавшее огромный интерес у инженеров отрасли.”
Жеребцов Роман
инженер технической поддержки продаж Crestron
3 сценария Digital Signage для решения любых задач
Прохоров Максим
“Существует несколько ключевых факторов, которые важно принимать во внимание на этапе планирования Digital Signage инсталляции.”
Прохоров Максим
Менеджер корпоративных продаж, NEC Display Solutions Russia
ISE 2017: Решения Crestron и движение Biamp в сторону Dante
Леонард Сускин
“Из многообразия представленных на ISE 2017 решений, автор публикации выделил продукты двух производителей: Crestron и Biamp.
Леонард Сускин
Проектировщик AV-систем
Как трансформировать ресторан, чтобы он стал более прибыльным?
Андреас Брюкнер
“Технологии и презентация продукции становятся ключевыми факторами для тех, кто хочет выделиться в среде конкурентов.”
Андреас Брюкнер
менеджер по развитию бизнеса NEC
Все мнения