20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Трудности перевода в 3D: практика создания стерео-контента

Астахов Денис
специалист петербургской компании ASCREEN

Журнал "EQUAL AV", август 2011 №2 (16)

Денис Астахов – специалист петербургской компании ASCREEN не один год занимается решением самой, пожалуй, болезненной проблемы пользователей 3D-оборудования в учебных целях – а именно созданием соответствующего содержания.

В интервью EqualAV он делится своими соображениями о практической составляющей создания 3D-контента.


=AV: Денис, куда податься бедному преподавателю, в вузе которого установлено 3D – оборудование со множеством возможностей, но нет подходящего контента. Самому создавать, как в 2D?

Д.А.: В настоящий момент преподаватель может столкнуться с практически полным отсутствием готовых решений по 3D-контенту для учебных заведений, за исключением пары иностранных продуктов. Но их недостаточно просто перевести, для таких продуктов требуется полноценная локализация, чтобы они соответствовали задачам образовательного процесса в России. Поэтому преподаватель может обратиться в компании, которые специализируются на разработке контента средствами компьютерной графики в формате 3D.

=AV: Что нужно, чтобы перевести собственный существующий учебный курс и методики в 3D? Каковы примерные бюджеты разных решений?

92_1.jpg

Д.А.: Очевидно, что потребуется проработка двух составляющих: оборудование и контент. Не только система отображения должна уметь воспроизводить 3D-контент, но и остальное оборудование (коммутация, источники сигнала) должно поддерживать работу в составе 3D-комплекса. Для перевода материалов в 3D-формат также потребуется привлечение соответствующих специалистов.

Бюджет может сильно варьироваться в зависимости от задачи и выбранного решения. Например, стоимость ПК со специальной видеокартой, поддерживающей 3D, проектор с поддержкой 3D и комплект из 25 очков будет стоить от 250 тысяч рублей. Можно оснастить большую аудиторию парой мощных проекторов, несколькими десятками очков и даже установить индивидуальные 3D-дисплеи на столы учеников, но такая система будет стоить значительно больше.

Стоимость разработки 3D-контента также может сильно различаться. Один из вариантов расчета стоимости — это повременной расчет исходя из длительности конечного результата. Редко встречается цена ниже 900 р. за секунду, но действительно качественный продукт может стоить гораздо больше. В целом стоимость очень сильно зависит от сложности задачи: стоимость 10 секунд 3D-мультипликации выше, чем 10 секунд 3D-графики про построение молекул.

=AV: Какие ресурсы, знания и навыки необходимы для разработки собственного 3D контента?

92_2.jpg

Д.А.: Главный ресурс, как и в любой другой специализированной области, это люди. Для создания 3D-контента нужны профессионалы самых разных специальностей: от 2D-художников до 3D-аниматоров, стереографов. В русском реестре профессий практически нет названий для подобных специалистов: это 3D-моделлеры, текстуровщики, специалисты по композитингу цифровых изображений, моушн-дизайнеры и так далее.

Конечно, важна техника: обновление персональных рабочих станций происходит чаще, чем другой офисной техники — примерно раз в полтора года. При этом стоимость одного рабочего места начинается от 90 тыс. руб. Также для быстрого просчета изображений требуется специальная рендер-ферма — кластер из мощных компьютеров, на которых происходит визуализация изображений (при этом для 3D требуется в два раза больше вычислений, чем для обычной двухмерной графики). Знания и навыки чаще всего приобретаются в процессе работы, пока что мало учебных заведений в России готовят подобных специалистов.

=AV: В каких специальностях 3D контент действительно необходим, а в каких, вероятно, - излишняя роскошь. Или все впоследствии перейдут на 3D?

Д.А.: На мой взгляд, в гуманитарных науках технология 3D не востребована и малоприменима. Зато эта технология открывает большие возможности для дисциплин, в которых требуется демонстрация пространственных объектов: химия, биология, стереометрия, прикладная и теоретическая механика, черчение и так далее. Поэтому, конечно, эта технология войдет не во все дисциплины. Кроме того, я считаю, что параллельно с внедрением 3D в различные сферы деятельности людей будут развиваться другие технологии, которые впоследствии могут заменить 3D в текущем его понимании.

=AV: Что это за технология?

92_3.jpg

Д.А.: В первую очередь будет развиваться аутостереоскопическое стерео, то есть стерео, для просмотра которого не требуются специальные очки (ведь именно это является основным барьером для зрителей). В настоящий момент мне известно о двух перспективных разработках в этой области: одна с использованием OLED-панелей с частотой обновления свыше 2 kHz, а вторая с использованием нескольких LCD-матриц, установленных друг за другом, изображение на которых формируется по сложным математическим алгоритмам.

Паралельно с этим я, как человек, получивший образование по специальности «Лазерная техника» верю, что развиваться будет и голография, благодаря которой объемное изображение собеседника мы сможем наблюдать как в фильмах «Звездные войны».

=AV: В чем могут преимущества 3D технологии в учебном процессе, помимо визуализации в трехмерном изображении?

Д.А.: В том, что эта технология позволяет преподавателю доносить более полную информацию о различных пространственных процессах и объектах, наглядно иллюстрировать вещи и явления, которые сложно представить на плоскости. Дополнительный плюс — это вовлечение учащихся в процесс за счет увлекательной формы подачи материала.

=AV: Представим ситуацию, что руководитель продвинутого вуза решил осчастливить преподавателей 3D оборудованием для использования в учебном процессе. С чего ему начинать? С чем он столкнется по ходу дела? Какие ему можно дать практические советы? Какова будет стоимость владения оборудованием для одной аудитории?

Д.А.: Работа по созданию контента должна вестись совместными усилиями института, заказавшего работу, и специалистами по разработке графики. Методист от института составляет задание для художников, которое содержит в себе все требования по содержательной части итогового фильма, по тем моментам, на которых необходимо расставить акценты в материале. После этого художники будут заниматься воссозданием этой задачи в 3D с учетом всех особенностей технологии. Коммуникация между заказчиком и исполнителем ведется на всех этапах создания учебного материала. Стоимость эксплуатации оборудования будет сравнима со стоимостью эксплуатации обычного проекционного оборудования.

=AV: В чем слабые места 3D технологии и оборудования?

Д.А.: Слабым местом можно считать высокую сложность и огромное количество нюансов как в оборудовании, так и в производстве контента. Если в случае с обычным оборудованием все может быть относительно просто (установка проектора с экраном и создание презентации в любом офисном пакете), то в случае 3D без специалистов не обойтись. Но данная технология открывает большие возможности для педагогов, которые хотят привносить в учебный процесс новое и прогрессивное и постоянно ищут пути совершенствования процесса передачи знаний.

Видео
Вебинар "Element One. Мониторы в движении"
Вебинар "Vivitek Novo для BYOD и Digital Signage"
Все видео
Digital Signage в переводе на русский: тенденции нашего рынка Digital Signage в переводе на русский: тенденции нашего рынка
Анализ российского рынка цифровых информационно-рекламных вывесок, Digital Signage, которые все чаще применятся в разных отраслях.
10 причин установить корпоративное телевидение в офисе 10 причин установить корпоративное телевидение в офисе
Для чего нужно корпоративное ТВ? Как сделать его интересным для сотрудников? Ответы на эти вопросы и несколько полезных советов.
Коммерческий звук: где есть спрос и как это продать? Коммерческий звук: где есть спрос и как это продать?
О коммерческом звуке, его экосистеме, тенденциях, текущем состоянии и перспективах развития рассказывают представители Ecler и Auv...
Городская история: высокие технологии для мегаполиса Городская история: высокие технологии для мегаполиса
Стала ли прошедшая почти три года назад Олимпиада  в Сочи праздником или бедствием – вопрос философский...
Красота, которая спасает не мир, а стадионы. И вложения Красота, которая спасает не мир, а стадионы. И вложения
Я обращаюсь не к тем, кто строит, не к тем, кто уже заключил контракты, а к тем, кто получит стадион, напичканный оборудованием.
Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света» Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света»
В рамках Московского международного фестиваля "Круг света" 24 и 25 сентября состоялась двухдневная образовательная прогр...
Все статьи
Искривленная стена – как экран сцены университетского театра Искривленная стена – как экран сцены университетского театра
Процессор RGB Spectrum MediaWall 2900 – основной элемент оснащения многоцелевой аудитории университетского театра Лицеум.
Новая портальная акустическая система для театрального зала Новая портальная акустическая система для театрального зала
В Севастопольском драмтеатре возникла задача найти новое техническое решение для театрального зала взамен устаревшего.
105 аудиторий КФУ оснащены современным оборудованием 105 аудиторий КФУ оснащены современным оборудованием
В соответствии с техническим заданием Казанского федерального университета было разработано три основных типа аудиторий.
Новые акустические системы для Дома Правительства МО Новые акустические системы для Дома Правительства МО
Проведена полная модернизация звукового оборудования в Доме Правительства Московской области (ДПМО).
Инсталляция в Музее Московской транспортной прокуратуры Инсталляция в Музее Московской транспортной прокуратуры
В январе 2017 года состоялось торжественное открытие музея Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.
8 интерактивных инсталляций в музее рок-культуры 8 интерактивных инсталляций в музее рок-культуры
Ragnarock - музей поп-музыки, рока и молодёжной культуры в Роскилле, Дания, где были созданы уникальные информативные инсталляции.
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
AUVIX: Современный офисный центр при помощи мультимедиа
AUVIX: Современный офисный центр при помощи мультимедиа
Презентация с вебинара от 17/11/2015, формат А4, альбомная, 36 полос
Все файлы
Купить или арендовать? 20 доводов в помощь выбирающим ПО
Артем Ковальов
“Гид по выбору ПО для Digital Signage поможет решить, на чем именно стоит остановить выбор: на аренде или покупке софта.”
Артем Ковальов
Директор OptiVision
«Зависимость от госзаказа диктует рынку тренд импортозамещения»
Овчинников Евгений
“Вице-президент компании AUVIX подвел итоги 2016 года и дал прогноз относительно основных векторов развития отрасли.”
Овчинников Евгений
вице-президент компании AUVIX
Сапожник с сапогами: умные технологии в Advantech IoT
Пивоваров Александр
“Во время последний поездки в Тайвань, я приехал на встречу в офис Advantech. Офис оказался исключительно "умным"...”
Пивоваров Александр
Руководитель направления Digital Signage Solutions AUVIX
Возможности, которые Интернет вещей открывает бизнесу
Пивоваров Александр
“Издание БИТ провело опрос среди отечественных экспертов на тему возможностей, которые Интернет вещей открывает бизнесу.”
Пивоваров Александр
Руководитель направления Digital Signage Solutions AUVIX
Все мнения