20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Не навреди: особенности театральных AV-проектов в Петербурге

Точанская Людмила
директор Центра проекционных технологий «Викинг» (Санкт-Петербург)

«Никогда не забывайте, - писал К.С. Станиславский, - что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет». Сегодня сильная идея драматурга – явление нечастое и дорогостоящее в исполнении. В зависимости от таланта режиссера и креативности руководства театра, новые технологии могут либо заполнить собою отсутствие такой идеи, либо, напротив, помочь ей и зрителям.

Как можно использовать технику, не навредив духу театра, в чем сложности таких проектов, рассказывает директор Центра проекционных технологий «Викинг» (Санкт-Петербург) Людмила Точанская.


347_1.jpgПраво быть разным

Любые технологии, в том числе мультимедийные – это не более, чем средства, которые должны способствовать воплощению замысла режиссера. Сегодня можно увидеть спектакли, где не то что мультимедиа – нет элементарных декораций и звукового сопровождения, однако зрители уходят потрясенными. С другой стороны, ставятся спектакли, где мультимедиа – основополагающее средство. Суть не в отсутствии или наличии новых технологий: театр, по утверждению того же Станиславского, имеет право быть разным – символическим, натуралистическим, реалистическим и т.п., но он театр, поскольку представляет на сцене жизнь человеческого духа. И, при грамотном использовании, мультимедийные технологии помогают в этом.

Вообще театральные перформансы с использованием проекций появились более 100 лет назад, хотя, понятно, оборудование тогда было совсем другим. Это направление развивалось: сначала появилась проекция на костюмы танцовщиц, занавес и задник сцены, затем – диалоги реальных артистов с медиа-образами. Потом в постановках стали использовать документальные и специальные съемки. В 40-х годах прошлого века синтез видео и сценического контента стали называть «театром будущего». В конце 50-х годов в Праге появился уникальный театр «Латерна магика», который существует, и весьма успешно, и по сей день. Он одним из первых начал сочетать в своих представлениях живую игру актеров, кинопроекцию на нескольких экранах и спецэффекты. Отправляясь на гастроли, театр брал с собой более 6 тонн проекционного и сопутствующего оборудования. Одновременно в США начали проводить так называемые театрализованные хэппининги с использованием зеркал, проекций на экраны различной формы, стены, потолки и пр.

347_2.jpg

Сегодняшний всплеск интереса к мультимедиа в театрах связан, прежде всего, с новыми возможностями, которые оборудование может предоставлять постановщикам. Главное – не подменить суть театра новациями.

Ступеньки Бенуа

Поскольку не все театральные и зрелищные объекты строятся с нуля, то, помимо сохранения духа театра, заказчикам и, главное, исполнителям, необходимо прикладывать массу усилий еще и к тому, чтобы ничего не испортить. Очень часто значительная часть времени отводится на поиск решения, позволяющего провести инсталляцию без ущерба для исторической первозданности объекта. Так, например, недавно мы устанавливали оборудование в Академическую Капеллу Петербурга: мало того, что сам по себе этот объект – памятник архитектуры, так и ступеньки там ваял, извините, сам Бенуа. Вот и придумывали, как конструировать, монтировать и налаживать, чтобы ничему не навредить и чтобы все при этом работало.

347_3.jpg

Архитектурные особенности таких проектов – это одна проблема. Другая – в том, что любой интегратор рано или поздно сталкивается еще и с неподготовленностью заказчиков. Хотя с театрами в этом смысле работать проще – их администрации не столь бюрократизированы и процесс согласований не бесконечен. Впрочем, любые сложности и особенности вполне переживаемы, когда есть интересный проект. Все начинается с витающей в воздухе идеи, которая перерастает в красивое воплощение. Так, в 90-х годах мы сами лазали по крышам, чтобы закрепить слайд-проекторы – по заказу одной уважаемой организации нужно было создать проекции картин петербургских художников на глухие стены домов, да еще и так, чтобы изображение отражалось в водах каналов и рек. Было красиво. Тогда же родилась идея сделать нечто похожее на пролетах разведенных мостов. Правда, на тот момент еще не было соответствующего оборудования, поэтому идея получила воплощение лишь в 2007 году, когда в Петербурге удалось организовать фестиваль «Мультивидение», а мы смогли использовать сверхмощные проекторы. С тех пор ежегодно в летнюю ночь жители и гости Петербурга становятся зрителями уникального многотысячного кинотеатра под открытым небом над Невой.

Мультимедиа в мирных целях

Сегодня можно отметить несколько направлений развития мультимедиа на театральных площадках. Одно из них – создание театрально-образовательных центров с максимальным спектром технических возможностей, как это было сделано на Новой сцене Александринского театра. В таких центрах, помимо непосредственно создания спектаклей, еще и готовят специалистов, способных использовать мультимедийные технологии в различных представлениях, а также создавать соответствующий контент.

Другое направление – организация жизни вне зала: фойе, буфет – пространства, посещаемые зрителями до представления и во время антракта. Здесь мультимедиа, как правило, используются в информационных, развлекательных и рекламных целях. В качестве проекционных площадок зачастую привлекаются также наружные стены театра. Развитие этого направления целиком зависит от доброй воли администрации театра, креативности ее команды и, как всегда, финансовых возможностей.

347_4.jpg

Отдельное направление применения новых технологий – непосредственно оформление спектаклей. Если указанные выше задачи решаются, как правило, на основе стационарных инсталляций, то для репертуара, помимо собственной техники, привлекают также арендные решения. К тому же, когда речь идет о постановках на иностранных языках , вместо наушников используется проекционная техника для вывода на экран титров перевода.

Еще одно особое направление – использование мультимедиа в театральных училищах и репетиционных залах непосредственно для обучения. В Петербурге такой проект был осуществлен в Академии танца Бориса Эйфмана. Здесь учебные классы были оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять качественные видеозаписи занятий, монтировать фильмы, архивировать полученные записи. При этом наблюдать за происходящим в классах можно и в режиме реального времени из кабинета директора и аппаратной.

347_5.jpg

В любом случае, основа любого успешного проекта – добрая воля и разум руководства театра, если речь идет об оформлении, рекламе, обучении и т.п., а также креативность режиссера, когда речь идет о новых возможностях для постановок.

Под подобные проекты, как правило, заказчик желает получить как можно более нестандартное решение. Проекционная техника в этом смысле – один из самых многофункциональных инструментов.

Конечно, не обходится без подводных камней; не всегда легко найти компромисс между желанием технически неподкованного заказчика с реальными возможностями. Но при этом все решаемо, если обе стороны ориентированы на успешный результат.

Видео
Музейные сокровища – народу: мэппинг на Дворцовой площади
Трехмерная проекция улиц и автомобилей в небе
Все видео
Городская история: высокие технологии для мегаполиса Городская история: высокие технологии для мегаполиса
Стала ли прошедшая почти три года назад Олимпиада  в Сочи праздником или бедствием – вопрос философский...
Красота, которая спасает не мир, а стадионы. И вложения Красота, которая спасает не мир, а стадионы. И вложения
Я обращаюсь не к тем, кто строит, не к тем, кто уже заключил контракты, а к тем, кто получит стадион, напичканный оборудованием.
Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света» Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света»
В рамках Московского международного фестиваля "Круг света" 24 и 25 сентября состоялась двухдневная образовательная прогр...
KVM по оптическому кабелю или через IP? “За” и “против” KVM по оптическому кабелю или через IP? “За” и “против”
В чем различия между автономными KVM переключателями, работающими по витой паре, и теми, что работают через IP сеть?
Динамик направленного звука: заменит ли собой наушники? Динамик направленного звука: заменит ли собой наушники?
Создатель динамиков направленного звука Soundlazer VR утверждает, что с этими устройствами что наушники больше не понадобятся...
Держали совет: какими будут школы будущего в России? Держали совет: какими будут школы будущего в России?
Более 6,5 миллионов новых учебных мест появится в России в самое ближайшее время. Работа уже началась...
Все статьи
RFID-карты, интерактивные мониторы и сенсорная навигация в тюрьме RFID-карты, интерактивные мониторы и сенсорная навигация в тюрьме
Датская тюрьма Хорсенс, в которой с 1853 по 2006 год содержались политзаключенные и военные преступники, открылась как музей.
Оснащение зала заседаний лингвистического университета в Киеве Оснащение зала заседаний лингвистического университета в Киеве
Компания ЛИТЕР провела комплексное оснащение зала заседаний Киевского национального лингвистического университета.
Оснащение переговорных и конференц-залов для «Ростелекома» Оснащение переговорных и конференц-залов для «Ростелекома»
В реализации проекта успешно пройдены все фазы интеграции: от проектирования и прокладки кабельных трасс, до пуско-наладки.
Комплексное оснащение Эндокринологического центра Комплексное оснащение Эндокринологического центра
Решена задача комплексного оснащения аудиовизуальным оборудованием Ситуационного центра и учебных аудиторий ФГБУ ЭНЦ.
HD система телеприсутствия для головного офиса компании и филиалов HD система телеприсутствия для головного офиса компании и филиалов
Развертывание сети многоточечной HD видеоконференцсвязи между центральным офисом ГК «ЮгСтройИнвест» в Ставрополе и филиалах.
Оснащение школы в Верхней Салде по самым современным стандартам Оснащение школы в Верхней Салде по самым современным стандартам
Школа №23 в микрорайоне «Академический» сегодня признана одной из самых больших и современных в России.
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
AUVIX: Современный офисный центр при помощи мультимедиа
AUVIX: Современный офисный центр при помощи мультимедиа
Презентация с вебинара от 17/11/2015, формат А4, альбомная, 36 полос
Все файлы
Сапожник с сапогами: умные технологии в Advantech IoT
Пивоваров Александр
“Во время последний поездки в Тайвань, я приехал на встречу в офис Advantech. Офис оказался исключительно "умным"...”
Пивоваров Александр
Руководитель направления Digital Signage Solutions AUVIX
Почему в сфере AVL нет качественного рекламного видеоконтента?
Энтони Коппедж
“Информация о том, что в сфере аудио, видео и осветительных технологий не раскрывается рекламный потенциал видеоконтента не удивляет...”
Энтони Коппедж
Специалист по сегменту AV для церквей
Битва AVB и Dante продолжается. А нужен ли тут победитель?
Джонатан Оуэнс
“Противостояние между AVB и Dante набирает обороты, и кто станет победителем пока неясно. Но должен ли кто-то вообще побеждать?”
Джонатан Оуэнс
Консультант компании Shen Milsom & Wilke, LLC
Хоррор под названием "Кабельщик" или Кто пугает AV-специалиста
Ли Дистад
“Даже в наш век беспроводных технологий, люди работающие в кабельных компаниях, могут изрядно попортить нервы AV-специалистам.
Ли Дистад
Колумнист портала rAVe
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/