20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор мнений

Джентельменский набор мультимедиа для современного стадиона

Невзоров Михаил
Менеджер по работе с глобальными системными интеграторами Mitsubishi Electric Europe B.V.

Не секрет, что строительство по-настоящему современных спортивных объектов на российском рынке только начинается. И вместе с ним – сектор мультимедийных инсталляций в таких проектах. Но уже сегодня грамотным интеграторам (коих пока на рынке тоже не так много, как он того требует) понятно, что без основных составляющих – табло, периметра и системы DS - ни одного нормального стадиона не построить. Более того, уже на самом начальном этапе проектирования заказчику придется серьезно проанализировать свои потребности и их сочетаемость со своими же возможностями, учитывая эти составляющие. Про особенности каждой из них рассказывает региональный менеджер по России и СНГ компании Mitsubishi Electric Михаил Невзоров.


ТЯЖЕЛЫЕ. СВЕТОДИОДНЫЕ. ЭНЕРГОЗАТРАТНЫЕ.

Табло необходимы любому стадиону. Как правило, на них выводится игровая статистика, командная информация, счет, реклама и прочие радости жизни, столь необходимые в спортивном шоу - как по требованиям многочисленных федераций, так и из соображений клиентоориентированности. Существуют два противоположных по сути подхода к оснащению стадиона такими табло: европейский подход подразумевает, чтобы экран никому из зрителей не закрывал поле, потому что люди пришли смотреть матч, а изображение на табло вторично, главное – поле и то, что на нем происходит. В Америке отнюдь не считается зазорным заслонить огромным экраном несколько рядов: там никто не приходит только ради действа на поле, американцы приходят потусоваться, поесть хот-догов и посмотреть шоу, предпочтительно на экране. Поэтому в Северной Америке ограничений для табло практически не существует: он можут закрывать сколько угодно пространства, верхние ряды стадионов формата Dallas Cowboys вообще мало что видят из происходящего на поле: они смотрят телевизор прямо перед собой и проникаются духом стадиона.

Россия больше склоняется к европейской концепции, хотя пожелания заказчиков относительно больших табло тоже наблюдаются… Поэтому что в связи с этим необходимо учитывать потенциальному заказчику, готовому инвестировать в стадион?

Во-первых, табло – это при любом раскладе весьма габаритная, тяжелая, всепогодная и требующая FHD-разрешения конструкция. Как правило, светодиодная, а потому весьма энергозатратная. Более того, одним табло не обойтись, нужно как минимум 2, потому что изображение должно быть видно всем на стадионе. Некоторые богатые стадионы устанавливаю 4 табло. Но это весьма затратно и не необходимо.

202_1.jpg

Размер табло определяется не только бюджетом, но и архитектурными особенностями стадиона: среднеевропейский стандарт 70-100 кв.м. каждое табло. Есть такие, которые услановили у себя и существенно бОльшие модульные экраны. Если вы хотите установить у себя такие же и располагаете достаточными средствами, необходимо понимать, выдержит ли несущая конструкция вашего стадиона такую массу. Если вы только начинаете строить стадион, то в его проект необходимо заложить определенный размер и массу табло, если перестраиваете уже существующий – то нужно будет определить оптимальные точки подвеса и понять, сколько они выдержан тонн, не только с учетом массы табло, но и погодной нагрузки.

Стоимость не всегда зависит от размера табло, тут, скорее, все определяется разрешением: иногда экономически выгоднее приобрести большой экран с большим шагом пикселя – зрителям зачастую важен размер экрана, а не размер пикселя. И при этом нужно учитывать, что чем больше экран, тем большему количеству мест он закроет обзор. Тут могут быть разные решения: отказаться от столь большого экрана или сделать для «закрытых» зрителей дополнительные мониторы.

И еще необходимо помнить, что табло – как правило, нерентабельный проект, это просто необходимый на сегодня стандарт, если ему не соответствовать, то придется отказаться от возможности проведения матчей сколько-нибудь серьезного уровня.

202_2.jpg

Традиционный контент таких табло – игровая статистика, клубная или командная анимация. Повторы игровых моментов на них, как правило, не показывают – правила запрещают, зато показывают героев матча в разных ракурсах, их игровую статистику, рекламу спонсоров – в перерыве, до и после матча… Последнее позволяет зарабатывать какие-то деньги стадиону или клубу, но не позволяет пока говорить о быстрой окупаемости. Важная составляющая инсталляции табло – система управления его контентом. Здесь существуют два решения. Первое целиком отдается телевизионщикам: спортивный матч высокого уровня сопровождается выездом ПТС (передвижной телестанции) – у сотрудников которой есть свои материалы – архив, статистика, фото игроков, лучшие моменты сезона, драматичные моменты игр, желтые карточки, оффсайты, голы и т.п. Они умеют в нужное время достать нужны материалы, сделать из них красивую картинку и вывести куда нужно. Стадион может использовать их контент.

Второе решение: стадион располагает своей собственной информационной базой данных материалов и сам может по необходимости предоставлять нужный контент телевидению. Первый вариант имеет смысл, если стадион не клубный, а, скажем, муниципальный – ему намного проще по конкретному случаю использовать конкретный контент, не тратя усилий на его создание. Второе решение оптимально для клубного стадиона: ему необходимо иметь свою систему, собственную анимацию со всей клубной символикой, роликами, подложками и пр.

Для системы управления контентом на стадионе должна быть предусмотрена операторская – отдельное помещение с соответствующим оборудованием. Состав оборудования зависит от подхода к контенту. Подход лучше определить опять же на стадии проектирования, хотя здесь смена концепции после осуществления проекта уже не столь критична: всегда можно найти способ «пристегивать» к контроллеру тот или иной контент из разных источников. В России пока рано говорить о популярности какого-то из подходов, потому что репрезентативность, скажем мягко, невысока.

ДЛИННЫЕ. КОММУНИКАЦИОННО СЛОЖНЫЕ. НЕОБХОДИМЫЕ.

Еще одна «установка по требованию» - периметр. Это тоже своего рода табло, только при однометровой высоте оно очень сильно вытянуто в длину – более 240 м. Периметр строится по трем сторонам поля, исключая ту трибуну, со стороны которой выходят команды и где расположены телекамеры.

Но у обычного светодиодного табло светодиод квадратный – одинаковое количество пикселей по вертикали и горизонтали. А в периметре важно как можно большее количество пикселей по вертикали, тогда как по горизонтали оно не принципиально.

Здесь возникает несколько моментов, которые всегда нужно иметь в виду при проектировании. Во-первых, место, где устанавливается периметр, связано с повышенной активностью: бегают игроки, прыгают подающие мячи мальчики, летают непосредственно футбольные мячи. И все это в любую погоду и любой сезон. Поэтому требования к инсталляции и самому оборудованию весьма высоки, особенно что касается безопасности, удароустойчивости и всепогодности. Более того, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций эвакуация зрителей часто происходит через поле: поэтому периметр не должен препятствовать этому и складываться нужным образом. Также на этапе проектирования необходимо продумать, какими будут размеры модулей периметра, какой будет их поверхность, чтобы исключить травматизм, какие распорки вы будете использовать, чтобы конструкция в нужный момент складывалась. Может, вам захочется установить лифтовую систему, как на стадионе «Арсенал» - на нем периметр опускается прямо в ров – но в таком случае не забудьте про дренаж. Приготовьтесь также к сложной системе коммутации – какое решение периметра вы бы ни выбрали – вам понадобится несколько точек питания по периметру – по трем сторонам стадиона на нужном расстоянии у вас должна быть сделана разводка, установлены УЗО и пр. В любом случае, стадион и его периметр – это километры различных кабелей.

202_3.jpg

Контент периметра – исключительно реклама, рассчитанная на телевизионную аудиторию, регламенты того, чью рекламу и когда показывать, какой процент времени отдавать рекламе спонсоров и пр. – вещь часто меняющаяся, не всегда поддающаяся разумному объяснению, более того – также не всегда позволяющая рассчитывать на быструю окупаемость периметра.

Камеры на стадионе, обеспечивающие изображение, располагаются в большинстве своем под крышей, следовательно, у периметра должен быть вертикальный угол обзора. Некоторые стадионы делают еще один периметр между ярусами, прикрепляя его к бетонным стенам. Удовольствие весьма недешевое, в 2-3 раза дороже периметра на поле: здесь существуют высокие требования к безопасности, поскольку рядом находятся зрители, к модулям должен быть обеспечен фронтальный доступ. Более того с высотой, периметр увеличивается. Эти экраны уже рассчитаны на людей внутри стадиона и тут нет регламента использования рекламного времени. Если у вас есть специальный софт, позволяющий работать с нестандартными решениями, вы можете сделать изображение единым по всем модулям. Такие ПО уже существуют на рынке. Хотя если это обычная реклама, проще сделать отрезками – к примеру, несколько одинаковых отрезков с рекламой Кока-Колы… А если стадион сам делает анимацию, эффектнее делать ее единым изображением…

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ВРЕМЕНАМИ ДЕНЬГИ ПРИНОСЯЩИЕ

Система Digital Signage – на сегодня неотъемлемая часть любого публичного места. Для стадиона это не только информация, безопасность и удобство зрителей, но и возможность заработать денег. Современный среднестатистический стадион устанавливает порядка 700 экранов, на американских стадионах это число переваливает за 2000.

У DS-систем на стадионе несколько функций. Во-первых, оборудование VIP-лож. Это коммерческий проект, позволяющий стадионам получать , что называет, деньги вперед: крупные организации, спонсоры могут арендовать ложу на сезон целиком и приглашать туда гостей, клиентов и тп., где их будут кормить, поить (и не только Нарзаном), у них будет возможность смотреть матч как с отдельной ложи, так и на экране. VIP-ложа рассчитана на 10-20 человек, для них предусмотрена отдельная парковка, собственная система DS и свое телевидение. Оператор показывает там то, что не табло и периметр, как правило, не выводится – повторы игровых моментов, своя реклама, информация об услугах и т.п. Таких лож на стадионе может быть много – около 100.

202_4.jpg

DS в коридорах помогает правильно распределить потоки зрителей, указывает, куда идти, также дают игровую статистику, а если проходит какое-то крупное событие – кубок мира или олимпиада - контент должен предусматривать возможность давать информацию по параллельно проходящим соревнованиям. «Коридорные» дисплеи – это также площадка для рекламы и инструмент продаж, в том числе клубной или командной сувенирки и всего, что можно продавать на территории стадиона.

DS в кафе – все то же самое,только акцент делается на спецпредложениях данного кафе, параллельно транслируется матч, дается статистика, новости, реклама.

Так как большая часть DS-экранов на стадионе висит на открытых пространствах, одно из основных требований к ним – высокая вандалозащищенность. Все остальное, включая софт, строится по формату торгово-развлекательных центров. Собственно, DS билетных касс мало чем отличается от аналогичной в кинотеатре.

Учитывая все сказанное выше, помните, каждый проект стадиона – или вообще спорткомплекса, индивидуален. Не было, нет и не будет универсального решения-панацеи для всех. В каждом случае возникнет ряд особенностей, которые будут вносить коррективы не только в желаемое, но и в уже запланированное. Крытым комплексам чуть проще: меньше масштабы, нет жестких требований к оборудованию по влагоустойчивости, не нужны огромные форматы изображений, другое покрытие, чуть проще коммутация и т.п. И все равно будут свои нюансы, сложности, вопросы рентабельности… Построить мало, важно понимать, что с этим дальше делать. А это надо продумывать на этапе проектирования.

Видео
Яркость и контрастность, помноженные на прозрачность
Digital Signage не знает границ. Стоматологи подтверждют!
Все видео
«Наружка» для Digital Signage: LED, LCD, проектор? «Наружка» для Digital Signage: LED, LCD, проектор?
В наше конкурентное время для привлечения внимания компании вынуждены прибегать к самым современным технологиям рекламы...
Контент из соцсетей будет работать на ваш Digital Signage Контент из соцсетей будет работать на ваш Digital Signage
Доходы от печатной рекламы в ближайшие 4-5 лет снизятся на 23,8%. За этот же период показатель Digital Signage вырастет на 11&...
Топ-5 ошибок при создании интерактивных Digital Signage Топ-5 ошибок при создании интерактивных Digital Signage
Какие недочеты могут привести к большим проблемам? Взглянем на топ-5 ошибок при создании интерактивных систем Digital Signage.
Короля делает свита, а Digital Signage – делает контент Короля делает свита, а Digital Signage – делает контент
Какие задачи решает в точках ритейла Digital Signage и что главное в таких проектах, рассказывает эксперт индустрии Джованни Флор.
Как сделать Digital Signage успешным? Пошагово: пример Benetton Как сделать Digital Signage успешным? Пошагово: пример Benetton
Чтобы развеять миф о неэффективности систем Digital Signage, предлагаем вспомнить проект Benetton live windows.
6 сфер, где применение 4К по-настоящему нужно и эффективно 6 сфер, где применение 4К по-настоящему нужно и эффективно
Вице-президент компании RGB Spectrum - о тех отраслях, где без применения технологии 4К сегодня не обойтись.
Все статьи
Запуск корпоративного ТВ в подразделениях МЕГА и ИКЕА Запуск корпоративного ТВ в подразделениях МЕГА и ИКЕА
Компания ИКЕА поставила задачу разработать емкий, эффективный и лаконичный канал коммуникации с сотрудниками.
Разработка корпоративного телевидения для компании ФОСАГРО Разработка корпоративного телевидения для компании ФОСАГРО
Руководство «ФосАгро» поставило задачу: разработать единую систему корпоративного телевидения «Система визуализации данных».
Установка электронных киосков, давшая 100% увеличения продаж Установка электронных киосков, давшая 100% увеличения продаж
Для демонстрации полного спектра продуктов в торговой сети Bolist были установлены электронные информационные киоски.
Digital Signage на площади 200 гектаров для ОАО «Тольяттиазот» Digital Signage на площади 200 гектаров для ОАО «Тольяттиазот»
Модернизации корпоративной системы и инфраструктуры всего пространства предприятия ОАО "Тольяттиазот".
Digital Signage в аудитории для совместной работы в библиотеке Digital Signage в аудитории для совместной работы в библиотеке
Университет Ньюкасла открыл цифровую библиотеку с читальными залами и аудиториями для обучения, консультаций и совместной работы.
Современный киноконцертный зал в клубе офицеров Военной академии Современный киноконцертный зал в клубе офицеров Военной академии
ТЭКО-СЕРВИС в сжатые сроки реализовала масштабный проект по комплексному переоснащению клуба офицеров Военной Академии Связи.
Все кейсы
TNTv: вебинар "Строим систему видеотрансляции в ритейле"
TNTv: вебинар "Строим систему видеотрансляции в ритейле"
Материалы вебинара "Строим систему видеотрансляции в ритейле" от 31/03/2016, альбомный формат, 16 полос.
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
Презентация с вебинара от 26/11/2015, формат А4, альбомная, 41 полоса.
Все файлы
Как трансформировать ресторан, чтобы он стал более прибыльным?
Андреас Брюкнер
“Технологии и презентация продукции становятся ключевыми факторами для тех, кто хочет выделиться в среде конкурентов.”
Андреас Брюкнер
менеджер по развитию бизнеса NEC
Возможности, которые Интернет вещей открывает бизнесу
Пивоваров Александр
“Издание БИТ провело опрос среди отечественных экспертов на тему возможностей, которые Интернет вещей открывает бизнесу.”
Пивоваров Александр
Руководитель направления Digital Signage Solutions AUVIX
Выбор медиапроигрывателя для Digital Signage: делаем по уму
Брендон Джонс
“Какая разница между медиа проигрывателями за 200 и за 700 долларов? Это, пожалуй, один из наиболее популярных вопросов от клиентов.”
Брендон Джонс
предприниматель, 15 лет работающий на рынке мини-ПК
Новейшие тенденции управления контентом Digital Signage
Мэтт Кребз
“В этой публикации хотелось бы обозначить некоторые перспективы в области управления контентом Digital Signage в 2016 году.”
Мэтт Кребз
Основатель Solutions for Creating Margin
Все мнения