20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Дойти до центра Земли: экспозиция с буквальным погружением

В начале 2016 года в России появился еще один интересный пример музейного пространства, сценография которого предполагает буквальное «вхождение» посетителя внутрь экспозиции. Музейно-выставочный центр АО «Апатит» (МВЦ) открыл часовую башню, лестница которой теперь отправляет прямиком в недра Земли, к самому ядру. 

Рельеф идеи

Концепция подъема из недр Земли к ее поверхности пришла сотрудникам музея практически сразу – этот ход позволил бы легко обыграть вертикальное пространство, отведенное для экспозиции, а также хорошо проиллюстрировать связь музея с темой гор и геологии.

В результате мозговых штурмов и доработки первичной идеи каждый этаж башни (бывшая пожарная каланча) стал по структуре напоминать геосферу: ядро, мантия, литосфера (основной тематический экспонат посвящен знаменитой Кольской сверхглубокой скважине, пробуренной на полуострове для изучения земных глубин), земная кора (акцент на Хибинском массиве), гидросфера (через призму водных ресурсов региона), биосфера (флора и фауна Хибин, коренное население региона), атмосфера (северные сияния).

Сквозь все пролеты башни проходит геологическая шкала, демонстрирующая относительную глубину и температуру слоев Земли. Декоративное освещение башни – от теплых тонов к холодному – отображает геотермический градиент земных недр. В центре первого этажа установлена полусфера, на которую осуществляется динамическая проекция строения Земли: этот экспонат виден с каждого этажа, за счет чего усиливается ощущение огромного расстояния между центральным и крайним слоем планеты.

В обрамлении гор

Здание часовой башни изнутри – это шесть узких лестничных пролетов, шесть тесных комнат-отсеков и смотровая площадка. Основная сложность в реализации идеи была связана с крайне ограниченной площадью экспозиции, в которой необходимо было доступно, стильно и ярко представить обширный материал. Задачу несколько упрощало отсутствие экспонатов: объекты, формирующие экспозиционные комплексы, создавались уже с учетом имеющихся параметров помещения.

Особенности архитектуры здания определили выбор основных инструментов реализации художественного замысла и средств подачи информации: проекционные решения, интерьерная роспись, плоскостные объекты и световое оформление.

Для каждой инсталляции разрабатывался индивидуальный дизайн, формирующий эстетическую целостность экспозиции. Например, LCD-дисплей с интерактивной шкалой развития жизни на планете обрамлен декоративной рамой из металла – экспонат размещен на первом этаже, посвященном ядру, и металлическое обрамление символизирует основной материал, слагающий этот слой Земли.

Еще один пример адаптации мультимедийного оборудования – голографические витрины, превращенные для экспозиции из типовых «коробок» с однотонными стенками в живописные уголки Хибинского массива: чахкли, ожившие персонажи саамского фольклора (виртуальный контент), совершают свои таинства посреди настоящих мхов и камней (реальные объекты, формирующие «интерьер» витрин). Рядом расположены стеклянные витрины, в которых минералы Хибин начинают люминесцировать (секрет в уф-подсветке, расположенной в каждой витрине).

Значительное место в оформлении и информационном насыщении экспозиции отводится интерьерной росписи. Во многих случаях настенная живопись является тематическим связующим звеном. Так, с помощью художественной росписи создан плавный переход от темы «Литосфера», заканчивающейся экспонатом «Фантазийная литосфера», к теме «Горные породы»: динозавры из иллюстрации к роману В.А. Обручева «Плутония» на следующей стене превращаются в окаменелости, символизирующие осадочные горные породы.

Стремление предусмотреть разноплановую подачу материала в рамках экспозиционных комплексов привело к созданию интересных интерьерных решений, в которых проецируемое динамическое изображение становится продолжением статичного настенного рисунка. Например, этаж, посвященный гидросфере, представляет собой единую композицию, где органично сочетаются и плоскостная инфографика, и настенная живопись, и мультимедийные технологии. Для стилизации пульта управления двумя интерактивными проекциями этажа создан целый экспонат: в итоге шесть кнопок и трехпозиционный рычаг стали частью стилизованной подводной лодки — интерьерная роспись с вставками из композитных материалов, на которых в формате инфографики изображены данные о гидросфере. Кнопками посетители могут вызывать из глубин проекционного озера наиболее ярких представителей ихтиофауны региона, а трехпозиционным переключателем – управлять состоянием проецируемого потока воды, вытекающего из нарисованной на стене трубы.

Ольга Кубарева, куратор проекта, cпециалист по экспозиционно-выставочной деятельности МВЦ «Апатит»:

Зачастую, услышав о том, что в новая экспозиция демонстрирует структуру Земного шара, потенциальный посетитель безапелляционно заявляет – ну это для школьников, взрослым это не особо интересно. Но, попадая внутрь, «всезнающие» взрослые открывают рты и забывают о своём вердикте. Конечно, при планировании экспозиции мы учитывали посетителей с разным кругозором и не забывали делать привязки к нашей местности, восполняя пробелы имеющейся постоянной экспозиции, отвечая на часто задаваемые вопросы туристов.

Наша задача была не просто отвлечённо показать структуру Земли. С помощью мультимедийной экспозиции «Путешествие из недр Земли в атмосферу» нам удалось показать, что всё в природе взаимосвязано. Наша задача была объяснить, к примеру, почему возникает северное сияние, ради которого сюда приезжают те, кто его никогда не видел. Мы хотели не просто рассказать о классификации горных пород, но пояснить, как образовался наш Хибинский горный массив, почему его называют минералогической Меккой. Мы задаём себе и посетителям вопрос, могли ли догадываться саамы, слагая легенды о хранителях подземных сокровищ «чахкли», что в XX веке «подземные сокровища» станут причиной образования многих городов на Кольском полуострове? А когда все природные явления оживают на глазах, управляются лёгким движением руки или прикосновением – эмоции посетителей бьют через край

Интерактивность

В ходе работы над проектом большое внимание уделялось идее сделать экскурсию «живой». Подъем к финальной точке путешествия насыщен игровыми элементами: посетители могут вызвать извержение вулкана, поуправлять движением тектонических плит и многое другое. Помимо очевидной развлекательной функции каждый интерактивный экспонат преследует образовательную цель и раскрывает те или иные аспекты рассматриваемой темы.

Так, тему гидросферы Хибин раскрывает необычный сенсорный стол со столешницей в виде мини-бассейна, наполненного настоящей водой. Чтобы выбрать из появляющихся на водной глади интересных фактов о реках и озёрах Хибин, пользователю нужно определенным образом зафиксировать руки над специальными датчиками, даже не прикасаясь к ним — управление изображением осуществляется бесконтактно.

Одна из тематических комнат стала своеобразным «музеем в музее»: стилизованная клеть горняцкого лифта везет посетителей к финальной отметке Кольской СГ — на глубину 12262 метра. Пол клети представляет собой подвижную платформу. Ее движения синхронизированы с видеорядом широкомасштабной настенной проекции, на которой вид стремительно «проматывающихся» пролетов лифтовой шахты чередуется с визуализированными информационными модулями на остановках. Во время экскурсии посетители узнают о научных открытиях, сделанных благодаря бурению скважины. Эмоции усиливают дополнительные звуковые эффекты.

В центре смотровой площадки установлен бинокль, позволяющий даже при нулевой видимости увидеть окружающие башню горы и городские объекты. В основе бинокля — очки виртуальной реальности Oculus Rift, для которых по спутниковым картам создавалась 3D-панорама местности с интерактивными опциями: зумирование, переключение времени года, вывод топонимических данных. Виртуальная панорама дополнена динамическими сюжетными вставками и может переключаться посетителями со снежного на теплое время года.

Большая часть интерактивных элементов реализована с использованием мультимедийных технологий. Однако за бортом не остались и простые игровые механики. Например, при входе посетителям выдаются фонарики для самостоятельной подсветки затемненных табличек с интересными фактами, встречающихся по ходу экскурсии.

Команда

Основной состав команды, работающей над проектом, насчитывает 15 человек. Из них трое – сотрудники МВЦ, курирующие ход работ и выступающие в роли экспертов. Проработкой концепции и ее реализацией занималась компания MediaVision. По словам авторов экспозиции, башня вполне может стать символом современного подхода к реализации музейно-образовательных программ.

Ольга Кубарева говорит:

Опыт проведения экскурсий по экспозиции с широким применением мультимедийных технологий позволил получить эффект максимального «присутствия» и участия экскурсантов в процессе. Во-первых, рассказ экскурсовода, показ объемного и плоскостного материала регулярно сменяются показом видеороликов, которые погружают посетителя в другую реальность. Во-вторых, возможность взаимодействия с интерактивными экспонатами позволяет экскурсоводу побыть лишь наблюдателем и комментатором происходящего процесса, а посетитель получает возможность исследования, личного опыта и эксперимента

Источник: www.mart-museum.ru

Специалист поработал с Crestron Mercury. И вот его впечатления Специалист поработал с Crestron Mercury. И вот его впечатления
Один очень субъективный пользовательский опыт работы с новинкой последнего времени: Crestron Mercury. Стоит попробовать.
Как сделать шоу мирового масштаба: разбираем Евровидение Как сделать шоу мирового масштаба: разбираем Евровидение
В событиях такого масштаба как Евровидение всегда огромный интерес вызывает техническая сторона организации мероприятия.
Как рекламируют себя те, кто совершил революцию в рекламе Как рекламируют себя те, кто совершил революцию в рекламе
Как должен выглядеть офис компании, которая устанавливает по всему миру тысячи цифровых дисплеев? Речь о знаменитой JCDecaux.
Пошагово: как сделать ресторан с интерактивным столом заказов Пошагово: как сделать ресторан с интерактивным столом заказов
Подробный рассказ том, как задумывался, реализовывался и учился на собственных ошибках проект ресторана с интерактивным меню заказ...
МАРСианские хроники или Мультимедиа, которые приносят доход МАРСианские хроники или Мультимедиа, которые приносят доход
В мае 2016 года в Абрау-Дюрсо состоялось торжественное открытие Центра аудиовизуального искусства МАРС Абрау.
40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд 40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд
Уже в шестой раз фасады зданий Москвы стали холстами для масштабных видеопроекций участников фестиваля "Круг света".
Все статьи
Видео
Дискуссионный клуб: "Инновации в музейном пространстве"
Магазин, который как музей: клиент не уйдет с пустыми руками
Все видео
Оснащение Школы моделирования и визуализации Глазго Оснащение Школы моделирования и визуализации Глазго
Оснащение сцены Школы искусств моделирования и визуализации Глазго (SimVis) проекторами INSIGHT Laser Digital Projection.
Много шума – и ничего: музей музыки, где звуки не смешиваются Много шума – и ничего: музей музыки, где звуки не смешиваются
В музее British Music Experience музыкальные артефакты соседствуют с интерактивными мультимедийными инсталляциями.
Эффективное решение оснащения офиса продаж недвижимости Эффективное решение оснащения офиса продаж недвижимости
Девелоперская компания Ryan Design International столкнулась с проблемой: посетители офиса продаж не становились ее клиентами.
Модернизация AB-инфраструктуры в переговорных Tetra Pak Модернизация AB-инфраструктуры в переговорных Tetra Pak
«Делайт 2000» завершила работы по оснащению комплекса переговорных комнат в московском офисе и на фабрике Tetra Pak в Лобне.
Распределение звука и видеосъемка в церкви на 7200 прихожан Распределение звука и видеосъемка в церкви на 7200 прихожан
В рамках модернизация в церкви были установлены три устройства мониторинга аудио-потоков BM-A1-64 Dante от Bel Digital…
Как короткофокусник позволил создать «живое» шоу с марионетками Как короткофокусник позволил создать «живое» шоу с марионетками
Для воплощения творческого замысла предстояло найти проектор, источник света которого отвечал бы всем необходимым требованиям…
Все кейсы
500 зрителей, слышащих звук под углом 360 градусов: как это сделано
Николас Поуп
“Технический специалист по звуку Imperial Theatre рассказывает о сложном акустическом решении, ставшем возможным с Meyer Sound.”
Николас Поуп
Технический специалист по звуковому оборудованию
Положительный User Experience или Epiphan Pearl в деле
Крейг Барджес
“Известный эксперт по User Experience делится опытом использования Epiphan Pearl™ в работе лабораторий тестирования юзабилити.”
Крейг Барджес
UX-инженер
"Самое главное: российские музеи научились зарабатывать"
Толстая Наталия
“Какие проблемы волнуют профессиональное сообщество? Что ожидает музеи России в будущем? Как мультимедиа «гармонично» вписать в музей?”
Толстая Наталия
Президент научно-практической конференции АДИТ
Все мнения