20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Теория: электронный дом

По материалам профессионального форума AV Focus

ДОМАШНИЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР - ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

85_1.jpg

Качество домашней развлекательной системы — используется ли она для прослушивания музыки или просмотра фильмов — в основном определяется качеством звука. По сравнению со звуком, получение видеоизображения хорошего качества — достаточно простая задача. Для этого надо лишь правильно направить сигналы в нужное место, да затенить помещение в зависимости от того, какое устройство отображения — дисплей или проектор — используется. Звук же — совершенно другая история. Получить хорошую звуковую атмосферу очень сложно, поскольку трудно бывает определить наверняка, не слишком ли мало места в комнате или не слишком ли сильна в ней реверберация.

Большинство пользователей плохо разбирается в технике, и наша обязанность — сделать использование установленной нами аппаратуры простым. Поэтому придется с вниманием отнестись к проектированию систем управления.

ЧТО МОЖНО СЧИТАТЬ ДОСТАТОЧНЫМ?

Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Некоторым пользователям хватит просто дисплея и стереоколонок, таким мы не нужны. Работая с остальными, мы должны четко представлять, чего они хотят и как далеко хотят пойти. Конечно, некрасиво спрашивать «Сколько денег вы хотите потратить?», но в некоторых случаях просто может не оказаться другого выхода. Определение объема затрат позволит нам узнать, что придется делать и насколько сложная техника будет использоваться. Возможна и другая постановка вопроса: чего хочет заказчик? В чем состоят его действительные потребности (учтите, то, о чем он будет говорить, на самом деле может не совпадать с тем, что он хочет) и как они соотносятся с реальными возможностями? Эти вопросы обязательно нужно выяснить.

Говорят, что только нормальные люди бывают сумасшедшими, а у богатых это называется «эксцентричность». Так что если ваш заказчик захочет истратить на домашний кинотеатр все свое состояние, обязательно помогите ему в этом. Но в большинстве случаев это не имеет смысла, и вы должны суметь объяснить заказчику почему. Зачем? Это вопрос доверия к вам. Если будут даны разумные рекомендации, то и вы уйдете с контрактом в руках, и заказчик будет удовлетворен. Будьте поэтому аккуратны с предложениями и ценами.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПОМЕЩЕНИЯ

На помещении сходятся все нити процесса проектирования. От помещения зависит, как разместить компоненты системы, оно определяет многие вопросы, связанные с акустикой и освещением. Например, часто хотят создать эффект уединенности, но комната так велика, что приходится ее визуально уменьшать, используя приглушенный свет и затемняя углы. Акустика помещения может убить эффект любой самой качественной аппаратуры. Приблизительно оценить реверберацию в комнате можно, сильно хлопнув в ладоши и прислушавшись к отклику. Если он длится около одной секунды, то все более-менее нормально, и серьезные меры для нормализации акустических свойств помещения не понадобится. Если же эхо длится дольше, то надо немного «приглушить» комнату с помощью тяжелых штор, ковра и звукоизолирующей плитки — эти материалы снизят отражение звука. Но приглушение не должно быть чрезмерным, слишком много поглощающего материала сделает комнату мертвой, небольшое эхо помогает приблизить звук видеофильма к реальности.

Исходя из теории, для достижения хороших акустических свойств помещения следует стремиться к тому, чтобы соотношение длины, ширины и высоты помещения выражалось простыми числами, а не кратными. В таких условиях гораздо труднее возникнуть нежелательным звуковым эффектам и резонансам. Если комната создается заново или реконструируется, то у вас есть возможность указать нужные размеры.

Старайтесь размещать домашние кинотеатры подальше от источников посторонних звуков — кухни, игровой комнаты, проходов. Также следует выполнить звукоизоляцию воздуховодов системы кондиционирования, чтобы они не стали проводниками звука.

ОТСЮДА — ТУДА. КАБЕЛИ

Нам придется работать с сигналами различных форматов — композитным, компьютерным графическим, S-video, DVI, HDMI, аудиосигналом, сигналами управления и т.д. Все их необходимо передавать на соответствующий приемник для отображения, воспроизведения или преобразования в другой формат. Это значит, что в каждом проекте мы должны хорошо представлять себе, какие сигналы будут использоваться.

Рекомендуется составить на бумаге список всех приборов, и для каждого из них указать форматы сигналов, с которыми он будет работать. Это позволит определить потребность в кабелях различных типов, размер стоек и кабельных каналов.

Говоря в общем, на современном этапе развития технологии наилучшим вариантом будет использование кабелей на витой паре или волоконно-оптических линий. Их можно прокладывать, не слишком сильно беспокоясь о предельной длине, а в большинстве случаев они также обеспечивают хорошую защиту от электромагнитных наводок.

МИНИМАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ОБОРУДОВАНИЯ

  • система объемного звука (минимум 5.1)‏
  • плоский дисплей или проектор‏
  • цифровая кабельная система или приемник спутникового телевидения
  • DVD-плейер
  • система управления

Список, конечно, может быть расширен. Это минимальные требования, ведь без звукового оборудования, дисплея и источника сигналов нет домашнего кинотеатра, а без системы управления большинство заказчиков не смогут работать с ним. DVD-плейер для домашнего кинотеатра должен иметь не только стандартные аналоговые выходы, но также и цифровые. Если это плейер стандарта BLU RAY, у него должен быть выход HDMI.

К этому базовому списку могут быть добавлены различные типы записывающих устройств для видео и звука, проекционные экраны с изменяемым соотношением сторон, более сложные звуковые системы и т.п. Здесь список ограничивается только вашим воображением и толщиной кошелька.

Учитывая, что цифровые сигналы без специальных мер можно передавать лишь на очень небольшие расстояния, совершенно необходимо решить проблему их передачи без потерь. Очень хорошим решением будет использование волоконно-оптических линий связи, которые невосприимчивы к помехам и позволяют передавать сигнал практически на любые реально требуемые расстояния. Никогда не следует забывать о том, что хотя будущее цифровое, настоящее еще во многом аналоговое, и в наших интересах предусмотреть возможность передачи изображений XGA или SXGA, так как очень вероятно, что она все равно рано или поздно потребуется.

Коммутация сигналов HDMI не очень сильно отличается от черной магии, и лучше поручить это дело специалистам. Компания Kramer выпускает несколько приборов, которые выполнят за вас эту непростую работу. Чтобы обеспечить совместимость, следует обязательно удостовериться, что выбранное оборудование соответствует требованиям стандарта HDCP. Для использования централизованной системы управления критически важной является возможность управления приборами через локальную сеть Ethernet или последовательный порт.

Никуда не деться от того, что источники аналогового сигнала будут использоваться еще достаточно долго. Этот факт надо учитывать, и это делает обязательным включение масштабатора в систему. Чтобы обеспечить наивысшее качество изображения, масштабатор должен работать с сигналами высокого разрешения и иметь цифровой выход. Следует ориентироваться на разрешение не ниже 720p, в большинстве случаев такое изображение прекрасно смотрится, а устройства отображения стоят дешевле, чем для 1080p. Ни в коем случае не следует рассчитывать на масштабатор, встроенный в дисплей. Обычно это недорогая заказная микросхема, выбранная по принципу не слишком большого влияния на цену дисплея. Специализированный масштабатор всегда превзойдет ее по характеристикам и качеству изображения.

ЗВУК

85_2.jpg

Высококачественный звук — совершенно необходимая вещь для домашнего театра. Это домашний эквивалент концертного зала, и мы должны постараться, чтобы каждый нюанс звука доходил до слушателя без искажений. Следует выбирать системы объемного звука с сертификацией THX. Не буду приводить здесь список производителей, их очень много. Следует помнить, что акустические системы также важны, как электронное оборудование (усилители, ресиверы и эквалайзеры). Некачественные акустические системы могут создать даже больше проблем, чем плохо подобранный усилитель.

Система не должна быть слишком сложной. Если нужна кандидатская степень для того, чтобы просто разобраться в ней, не говоря уж о конфигурировании, то, скорее всего, вам она не подойдет. Такие сложные системы (редко нужные на деле) требуют установки специалистом и наличия простой системы управления, иначе вам придется регулярно через день выезжать к заказчику просто для того, чтобы вернуть все в первоначальное состояние.

Громкоговорители — сердце звуковой системы. Это последняя стадия обработки сигнала, преобразующая его в звук, который мы слышим. Минимальная конфигурация для домашнего кинотеатра — 5.1, то есть пять громкоговорителей слева, по центру, справа, заполняющие сзади слева и справа, плюс один низкочастотный.

Выбирая акустику, ищите системы с полосой воспроизводимых частот не менее 80 Гц…15 кГц и мощностью, достаточной для реалистичного воспроизведения звуковых эффектов. Низкочастотный громкоговоритель (сабвуфер) — еще один важный компонент системы. Место его расположения не так важно, поскольку сверхнизкие акустические частоты распространяются почти без поглощения. Его можно поставить в угол, чтобы звук охватывал всю комнату.

РАССТАНОВКА ГРОМКОГОВОРИТЕЛЕЙ

85_3.jpg

Помните, что границы помещения — полы, стены и потолки — работают как акустические зеркала и будут усиливать эффект расположенных рядом громкоговорителей, особенно низкочастотного. По этой причине сабвуфер, установленный на расстоянии 1 метр от всех стен сзади кресла, будет звучать «тоньше» и слабее, чем при установке прямо в месте пересечения стен и пола.

Громкоговорители обладают направленностью, поэтому, чтобы получить наилучшие результаты, в каждом конкретном случае придется немного поэкспериментировать. Заполняющие громкоговорители должны устанавливаться так, чтобы на слух невозможно было определить место их нахождения. Задача заполняющих громкоговорителей — наполнить комнату трехмерным, охватывающим слушателя звуком.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕО

Для отображения видео в домашнем кинотеатре есть две основных возможности: плоскопанельный дисплей или проекционная система. Основное их различие состоит в том, какой размер изображения можно получить за данные деньги. Следует понимать, что не все системы созданы одинаковыми, вы получаете только то, за что заплатили, и существуют аргументы как «за», так и «против» обоих решений. Для больших помещений хорошим выбором будет специализированный проектор для домашних театров, хотя есть и много менее дорогих изделий вроде Sanyo PLV-Z5 или 70. Эти проекторы обеспечивают превосходную контрастность и высокую яркость, в целом давая изображение великолепного качества. Вы можете двигаться вверх по ценовой лестнице к изделиям Runco и других изготовителей high-end техники. Уделяйте серьезное внимание техническим характеристикам и старайтесь понять, что они означают. Также посмотрите, какое техническое обслуживание будет требоваться в процессе эксплуатации — здесь, в зависимости от точки зрения, скрываются либо дополнительные возможности экономии, либо дополнительные проблемы.

Плоскопанельные дисплеи. До недавнего времени казалось, что плазма исчерпала себя и постепенно уходит. Однако сейчас появились новые изделия компаний Panasonic, Pioneer и других, и несмотря на неуклонный рост рыночной доли жидкокристаллических дисплеев, стало понятно, что плазменные панели продержатся еще какое-то время. Причина проста: в домашних кинотеатрах плазменные дисплеи будут служить почти так же долго, как и жидкокристаллические, но у них меньшее время отклика, более яркие и насыщенные цвета, так что выбор между этими двумя технологиями определяется личными предпочтениями. Согласуйте этот вопрос с заказчиком, рассказав ему о существующих вариантах. Очень возможно, что кто-то захочет поставить у себя 103-дюймовый дисплей Panasonic, а кто-то выберет одну из нескольких моделей выпускаемых сейчас превосходных 60-дюймовых ЖК-дисплеев.

Проекторы. Если комната для домашнего кинотеатра велика, то понадобится проектор. В продаже представлен широкий ассортимент проекторов по разным ценам, и главный выбор сводится к определению желаемой проекционной технологии, DLP или ЖК. DLP обеспечивает более высокую контрастность, но некоторые люди считают, что у жидкокристаллических проекторов более реалистичная цветопередача. Лучше всего, если ваш заказчик сам посмотрит и выберет.

Проектор должен иметь возможность сдвига объектива. Нельзя гарантировать, что проектор удастся установить точно по центру экрана, а сдвиг объектива помогает решить эту проблему. Для использования централизованной управляющей системы очень важно, чтобы проектор имел возможность управления через последовательный порт или локальную сеть. И проекторы, и плоскопанельные дисплеи этой категории обычно оборудованы полным комплектом входных портов, что позволит подключать к ним все необходимые сигналы.

ЭКРАНЫ

Экран — важный компонент проекционной системы, которому, надо сказать, часто не уделяется должного внимания. Это поверхность, на которой мы будем видеть проецируемое изображение, и важно получить от нее максимальную отдачу. На рынке представлен широкий ассортимент экранов из различных тканей и материалов. Можно взять экран постоянной установки с высокой светоотдачей и контрастностью, который дает изображение высочайшего качества и насыщенные цвета, или выбрать из других типов ткани, обеспечивающих очень высокую контрастность, яркость или прозрачность для звука.

Следует поговорить о «коэффициенте усиления» экрана. Его можно определить как количество света, которое отражается вдоль его главной оси (перпендикулярной поверхности). Отражение экранов зависит от угла. Экраны с низким коэффициентом усиления отражают свет равномерно по всем направлениям, и из рисунка понятно, что все зрители видят умеренно яркое изображение. Такие экраны подходят для залов, которые шире самого экрана, особенно если там есть места для зрителей, находящиеся за пределами 45-градусного сектора в каждую сторону от перпендикуляра к экрану, но проектор для этого случая должен иметь достаточно высокую яркость.

Концентрирующие экраны с высоким коэффициентом усиления отражают свет, собирая его в относительно узком конусе, за пределами которого яркость сильно падает. Выбор типа экрана остается за нами. Недавно появились новые экраны, сочетающие и высокий коэффициент усиления (до 6) и широкий угол обзора. Такие экраны можно использовать во многих ситуациях, где экраны предыдущих поколений не подходят, но это фиксированные экраны постоянной установки.

Если ткань экрана прозрачна для звука, то можно устанавливать акустические системы за ним, как в кинотеатрах. Получается идеальное расположение источников звука, но такие экраны имеют очень низкий коэффициент усиления.

ФОРМАТЫ (4:3, 16:9 И ДРУГИЕ)

Нам придется еще долго жить в мире различных форматов. С появлением HDTV не исчезнут старые видеозаписи, и поэтому экран должен иметь возможность оптимизации под формат проецируемого материала. Некоторые компании выпускают экраны с переменным соотношением сторон, как они их называют. В них имеются подвижные маски, которые по команде управляющей системы перемещаются, закрывая часть белой поверхности. Черный фон экрана имеет большое значение, он изменяет восприятие цветов глазом, создавая иллюзию более высокой контрастности.

УПРАВЛЕНИЕ

Назначение системы управления — дать возможность полноценного использования оборудования неопытными людьми при минимуме обучения. Программируемая система автоматизирует многие функции и дает потребителям удобство пользования их домашним театром без риска его повреждения. Предельным случаем системы управления является одна кнопка «ВКЛ/ВЫКЛ», в ней все остальные операции выполняются автоматикой без вмешательства человека. Хорошая система дает пользователю возможность не заботиться о поиске нужного пульта дистанционного управления, а инженеру предоставляет удаленный доступ для диагностики и обслуживания до выезда не место.

Ключевое требование к интеллектуальным системам управления — их естественность для пользователей, особенно для тех, кто не имел раньше опыта работы с ними.

О БУДУЩЕМ

Тенденции будущего развития не совсем понятны, но об одном аспекте можно говорить с уверенностью: цифра пришла, чтобы остаться, и в домашних системах такие стандарты, как HDMI, будут задавать тон. Значит, надо позаботиться о передаче этих сигналов. Другое развивающееся направление — серверы контента. Сейчас есть устройства, хранящие до 12 терабайт данных, которые совместно с сетевыми плейерами позволяют создавать системы с десятками тысяч звуковых записей и сотнями фильмов, готовых к воспроизведению для всех пользователей в сети. Этот сегмент, без сомнения, получит в будущем серьезное развитие.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ НАПОСЛЕДОК

Невозможно дать все возможные рекомендации в одной статье, так что просто еще несколько комментариев.

Освещение должно быть продуманным и управляемым. Удобно, чтобы управление светом было под рукой, а яркость регулировалась с управляющей системы.

Охлаждение и вентиляция. Вы не поверите, как часто эти моменты упускают из вида. Электронное оборудование будет выделять много тепла. Чтобы оценить необходимую производительность системы охлаждения, посчитайте общую мощность, потребляемую всей аппаратурой, и добавьте присутствующих в зале людей. Если вы не обеспечите необходимое охлаждение, срок службы оборудования сократится.

Цвет отделки комнаты и мебели. В идеале он должен быть серым с 50-процентной насыщенностью. Это может показаться странным, но именно этот цвет не отвлекает взгляд. При выборе мебели старайтесь, чтобы в комнате не было поверхностей, отражающих звук, например, больших столов.

Города для жизни, дома для счастья Города для жизни, дома для счастья
Выставочный проект INTEGRATED SYSTEMS RUSSIA давно известен как специалистам рынка профессионального аудио-видео и системной...
INTEGRATED SYSTEMS RUSSIA 2013: время собирать камни INTEGRATED SYSTEMS RUSSIA 2013: время собирать камни
В течение трех дней, с 29 по 31 октября, выставка INTEGRATED SYSTEMS RUSSIA 2013, представляющая аудиовизуальные, информационно-ко...
Дома и офисы умнеют на глазах: новый софт ISEO от AV STUMPFL Дома и офисы умнеют на глазах: новый софт ISEO от AV STUMPFL
Программное обеспечение ISEO от австрийской компании AV Stumpfl – это технология, устанавливающая новые тенденции на рынке...
Технологические тенденции: интегрирование освещения в структуру зданий Технологические тенденции: интегрирование освещения в структуру зданий
Распространение LED-технологии позволяет дизайнерам и архитекторам постепенно интегрировать освещение в структуру здания.
Еще раз об умных зданиях Еще раз об умных зданиях
Современные технологии быстро внедряются во всех электромеханических устройствах в разных сферах жизни...
Конвергенция ИТ с инженерными проектами Конвергенция ИТ с инженерными проектами
Российский рынок ИТ-инфраструктуры претерпевает заметные изменения: системным интеграторам все чаще приходится...
Все статьи
Видео
Анонс новинок на стенде CRESTRON на ISR2016
Все видео
Онлайн-обучение программистов CUE: о накопленном опыте
Коломенский Владимир
“Год назад компания Брюллов Консалтинг организовала онлайн курс по обучению программистов CUE. Подводим итоги.”
Коломенский Владимир
генеральный директор «Брюллов Консалтинг»
Заказчик глазами профессионала, или как бы покупал “умный” дом я
Пасеков Владимир
“Точной статистики о количестве пользователей, мечтающих об «умном» доме, нет. Тем не менее, судя по запросам...”
Пасеков Владимир
куратор международных клубов АСУЗ
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/