20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Как аукнется, так и откликнется

Журнал "Equal AV", 2010 №1 (11)

Без профессиональных звуковых систем сегодня не обходится ни один коммерческий или общественный объект. Современные кафе и рестораны, бутики и супермаркеты, вокзалы и аэропорты, учебные аудитории и конференц-залы, стадионы и открытые концертные площадки, клубы и дискотеки, холлы многозвездных отелей трудно представить себе молчащими. Рынок применения профессиональных звукоусилительных систем огромен: в России зарегистрировано до 600 компаний данного профиля, из которых сегодня активно работают по меньшей мере 300.


Нетрудно представить себе, насколько разнообразны требования, предъявляемые к звуковым системам вышеперечисленными объектами. Диапазон решений, если отталкиваться только лишь от мощности и размеров озвучиваемого пространства, исключительно широк. В качестве иллюстрации приведем два таких полярных объекта, как небольшое кафе и стадион на сотни тысяч мест, на котором, помимо спортивных состязаний, также устраиваются и концерты. И дело не только в мощности: существует множество других, не менее важных критериев, которым должны соответствовать звуковые системы, оптимально встроенные в конкретный объект. Из чего следует, что жесткие требования должны предъявляться не только к оборудованию, но и к персоналу компании, занимающейся профессиональным звуком.

29_1.jpg

Стадион Св. Якова в Безеле (Швейцария), 38 500 мест

К сожалению, очень часто у заказчиков нет понимания этой простой истины. Вместо того, чтобы помнить о важности звука, о нем… вспоминают. И, как правило, на заключительной стадии, когда все «важное» уже закончено и можно заняться «мелочами». Причин тому несколько.

Во-первых, это нечеткое взаимодействие проектировщиков– проблема, хорошо знакомая специалистам по интегрированным системам управления. Во-вторых, чисто российское упование на «авось» и пренебрежение установленными «правилами игры»: чего стоит хотя бы тот факт, что, несмотря на формальный запрет, строительство нередко начинается не просто до завершения проектирования, но до получения положительного заключения по проекту в принципе!

Однако основная причина, скорее всего, в том, что значимость звука гораздо выше его стоимости, составляющую в масштабах смет на капитальное строительство и отделку, оперирующих шестизначными цифрами в твердой валюте, «сущие копейки». Она либо не закладывается вовсе, либо, когда дело доходит до звука, деньги заканчиваются (редкий объект в нашей стране удается уложить в первоначальную смету). И начинается тотальная экономия, которая выходит боком. Вместо того, чтобы привлечь профессионалов, находят дилетантов или специалистов смежных профессий, не имеющих прямого отношения к звуковой аппаратуре. Чтобы вышло поскорее и, главное, подешевле. А в итоге получается система, не вписывающаяся в интерьер и акустические особенности помещения, «украшающая» стены накладными кабель-каналами, постоянно выходящая из строя и не обеспечивающая звучание приемлемого качества. Высокие эксплуатационные расходы из-за частых ремонтов, простои, явная дисгармония интерьера и качества звука, а главное, звукоусилительная система, не решающая тех задач, которые на нее возлагаются на данном объекте – печальный итог подобной «забывчивости».

Типичный пример – заведения известных сетей кофеен, куда приходят не только кофе попить, но и побеседовать в уютной обстановке. В силу отсутствия какого-либо акустического оформления и неудачного с акустической же точки зрения выбора отделочных материалов, во многих таких заведениях царит настоящий аудио-кошмар: дребезг посуды, гвалт толпы, многократно отраженные керамогранитными стенами, вырождаются в жуткий шумовой коктейль, вынуждающий орать в ухо сидящего рядом собеседника, чтобы быть услышанным. И все это сдабривается невнятным лепетом малюсеньких колоночек, из которых вместо музыки доносятся обрывки ритма и резь перегруженных пищалок. Уж лучше бы они совсем молчали! А ведь подобные заведения – это не фаст-фуд, в которых звуковые системы выполняют роль своеобразных аудио-репеллентов, чтобы люди не задерживались и поскорее уступали места новым потокам голодных, ведь работа идет «на обороте»: чем меньше время нахождения клиента в помещении – тем выше, в конечном итоге, прибыль.

29_2.jpg

Портальные и мониторные системы Dynacord в ресторане «ДурдинЪ»

Удивительно, что многие владельцы престижных ресторанов не понимают, насколько велик может быть ущерб от пренебрежения звуком. И насколько может вырасти рейтинг, а, следовательно, и прибыль их заведения благодаря хорошему аудио сопровождению. При этом они не скупятся на услуги дорогих дизайнеров, имиджмейкеров, бизнес консультантов, выверяющих до последнего штриха все, от интерьера до состава меню. И затем экономят на «мелочи», которая способна перечеркнуть все их дорогостоящие благие намерения. Ведь, как бы ни было красиво и вкусно, плохое качество звука неизбежно вызывает негативную реакцию: от неявного дискомфорта до головной боли. В любом случае, это не способствует тому, чтобы посетители задерживались подольше и оставляли больше денег. На вопрос «Зачем нужен звук в ресторане?» большинство их владельцев отвечают: «Для создания благоприятного эмоционального фона». Правильный, но далеко не полный ответ. Рестораторы просто не знают всех возможностей современных аудиосистем. А между тем, существует понятие звукового зонирования, благодаря которому заведение может стать более универсальным и приносить больше прибыли. Деление площади на зоны различного назначения, фиксированные и временные, позволяет одновременно проводить в ресторане разного рода спецмероприятия, от свадеб до корпоративов. Продуманная система дает возможность получить, где надо, небольшую громкость (например, в зоне бара, чтобы бармен мог свободно слышать клиента, делающего заказ), создавая комфортное звуковое поле в основной части зала. Современные аудиосистемы, к тому же, обладают дополнительными функциями, имеющими прямое отношение к безопасности. В случае ЧП они могут мгновенно переключаться в режим оповещения, столь необходимый для успешной эвакуации, слаженно взаимодействовать с системами безопасности, в т.ч. противопожарной. И это особенно важно для объектов с большими клиентскими аудиториями: стадионов, концертных залов, клубов.

Конечный результат, в первую очередь, зависит от правильности выбора и компоновки аудиосистем. Что, в свою очередь, определяется спецификой конкретных объектов. Например, если речь идет о системах оповещения, наряду с уровнем звукового давления, которое они должны создавать, на первый план выходит качество передачи речевого диапазона и показатель разборчивости. В случае концертных залов, помимо широкого динамического диапазона и низких искажений, ставится задача обеспечения максимально ровного звукового давления и однородности спектра по всему залу. Ясно, что достичь этого только звукоусилительной системой сложно, поэтому концертные залы с самого начала проектируются комплексно, с упором на акустически эффективные архитектурные решения, в отделке объекта используются необходимые элементы архитектурной акустики. Кстати, это именно те объекты, где и вопросы озвучивания решаются максимально качественно и профессионально (по-иному тут просто не получается).

29_3.jpg

Портальная группа громкоговорителей Meyer Sound в концертном зале «Крокус Сити Холл»

Сложнее с клубами, где устраиваются концерты и дискотеки. Одна и та же звуковая система не в состоянии адекватно решать обе задачи. Дискотечная звуковая система не будет эффективна при использовании её для проведения концертов, а звуковая система для концертных выступлений (так называемая сосредоточенная), невозможна для использования ее при проведении в клубах дискотек. И тут уже администрации клуба должна решать: иметь ли на своем балансе и то, и другое, или же пользоваться услугами компаний, предоставляющих аппаратуру в прокат.

Кстати, приобретая оборудование для проведения концертных программ, необходимо учитывать такой показатель, как его райдерность – принадлежность брендов и моделей к списку наиболее часто используемого музыкантами. А у открытых концертных площадок, где начисто отсутствует отраженный звук, – опять-таки своя специфика: тут в расчет берутся даже ветер и влажность воздуха. Иными словами, существует множество факторов, учесть и правильно сочетать которые могут только специалисты с богатым опытом, настоящие профессионалы своего дела.

В последнее время у профессиональных звуковых систем стали появляться новые приложения. Например, активное подавление шума, как внутреннего, так и внешнего, весьма актуально на многих шумных производствах. Правда, у нас пока что можно по пальцам пересчитать объекты, оборудованные подобными системами, да и то по настоянию жителей близлежащих кварталов.

Еще одно новшество – это технологии управления покупательскими потоками на больших торговых предприятиях. Тут используется своеобразная «политика кнута и пряника»: в обычное время приятный музыкальный фон побуждает покупателей подольше походить по торговым рядам и потенциально сделать на покупку-другую больше, а в часы пик, напротив, поскорее наполнить корзину и покинуть зал. Примерно то же, что и в случае с фаст-фудом, только аудио-репелленты сочетаются с аудио-аттракторами. Не очень, конечно, приятно говорить о покупателях, как о насекомых, но маркетологи, как известно, лишены комплексов.

Оставим в стороне утверждения некоторых исследователей о том, что существуют определенные частоты, позволяющие напрямую манипулировать покупательской активностью посетителей супермаркетов, а вот подобные возможности темпа звукового материала уже давно доказаны и успешно применяются во всем мире. Стоит привести накопленную статистику по эффективности оптимального звукового оформления: порядка 5-10% прироста оборота (и это без учета возможности заработать на рекламных объявлениях в крупных торговых комплексах!). Весьма неплохо, учитывая микроскопические инвестиции в аудиосистемы по сравнению с общими затратами на капитальное строительство и оснащение и их быструю окупаемость.

Подведем итоги. Правильно поставленный звук может значительно улучшить экономические показатели коммерческого объекта, а ошибки, являющиеся следствием непрофессионализма или пренебрежения его важностью, чреваты значительными потерями – и денег, и престижа. О звуке нужно помнить, а не вспоминать!


Артур Фрунджан по материалам доклада Андрея Климова,
Директора по маркетингу компании «Дилер-Центр» на Show Focus Казань

Major Sound – новый игрок на рынке Pro Audio. Играет за Meyer Sound Major Sound – новый игрок на рынке Pro Audio. Играет за Meyer Sound
В апреле 2017 пришла неожиданная новость: в ходе прямой онлайн-трансляции в АВ Клубе основатели и бессменные руководители &nb...
Купите Digital Signage сеть. И просто начните зарабатывать! Купите Digital Signage сеть. И просто начните зарабатывать!
Дни рекламных афиш и рекламы, передаваемой по радио, почти сочтены. Digital Signage не наступает, он уже наступил.
Digital Signage в переводе на русский: тенденции нашего рынка Digital Signage в переводе на русский: тенденции нашего рынка
Анализ российского рынка цифровых информационно-рекламных вывесок, Digital Signage, которые все чаще применятся в разных отраслях.
Коммерческий звук: где есть спрос и как это продать? Коммерческий звук: где есть спрос и как это продать?
О коммерческом звуке, его экосистеме, тенденциях, текущем состоянии и перспективах развития рассказывают представители Ecler и Auv...
Городская история: высокие технологии для мегаполиса Городская история: высокие технологии для мегаполиса
Стала ли прошедшая почти три года назад Олимпиада  в Сочи праздником или бедствием – вопрос философский...
Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором? Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором?
Краеугольным камнем в вопросе воздействия на потенциального клиента является выбор средства отображения вашей рекламы.
Все статьи
Видео
VR-приложения IKEA для прогулки по вашей новой кухне
Экраны Parallax, которым не страшен яркий свет
Все видео
Digital Signage в торговых залах Calzedonia Group в Москве Digital Signage в торговых залах Calzedonia Group в Москве
Компания «Аристос Экус» произвела проектирование и установку системы Digital Signage для  Calzedonia Group в ряде москов...
Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое
Оснащение "Ленинград-Центра" демонстрирует самые современные приемы и методы организации подобных пространств.
Установка электронных киосков, давшая 100% увеличения продаж Установка электронных киосков, давшая 100% увеличения продаж
Для демонстрации полного спектра продуктов в торговой сети Bolist были установлены электронные информационные киоски.
"Зачарованный потолок": проекция на 78 проекторах в ТЦ "Зачарованный потолок": проекция на 78 проекторах в ТЦ
Контент на потолке в торговом центре можно изменить или отредактировать в любое время    благодаря инструмента...
Digital Signage для Центрального Детского Магазина на Лубянке Digital Signage для Центрального Детского Магазина на Лубянке
Аудио-визуальный комплекс в ЦДМ включает в себя большое количество развлекательных и обучающих интерактивных зон.
Интерактивная сфера Pufferfish в Норильске Интерактивная сфера Pufferfish в Норильске
В спортивно-развлекательном комплексе «Арена» установлена самая большая интерактивная сфера Pufferfish под управлением PADS4.
Все кейсы
SHARP: Профессиональные ЖК-мониторы
SHARP: Профессиональные ЖК-мониторы
Стильные ЖК-мониторы для общественных мест, русский язык, 4 полосы, формат A4.
RIWA: Направленный звук. Технологии, решения, разбор ошибок
RIWA: Направленный звук. Технологии, решения, разбор ошибок
Презентация с вебинара от 19/11/2015, формат А4, альбомная, 59 полос
Все файлы
7 вариантов креативного использования Digital Signage в фойе
Тобби Гарет
“В статье рассматриваются варианты эффективного использования Digital Signage в фойе и технологии для них.”
Тобби Гарет
Synergy CT
Полезная чувствительность: интерактив, изменивший облик городов
Кудряшов Игорь
“Стали ли интерактивные решения по-настоящему частью жизни крупных мегаполисов? И Насколько они действительно помогают людям?”
Кудряшов Игорь
генеральный директор компании «Сенсорный Мир»
Что сулит союз "Интернета вещей" и Digital Signage?
Кори Мосс
“Интернет Вещей, в сущности, становится своего рода «технологическим ответвлением» для сферы AV. И это сулит огромные прибыли...”
Кори Мосс
специалист в области AV/IT систем
Все мнения