20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Музейная революция: буря в стакане или качественный скачок?

Автор: Роман Кудашов

Несколько лет назад в музейных кругах начало наблюдаться тихое радостное оживление. На фоне общественной дискуссии по поводу необходимости в крепкой государственной программе по развитию культуры, руководители музеев робко вопрошали друг друга: «Неужели и на нашей улице будет праздник?». Поводом для забрезжившей надежды послужили смелые дотационные обещания, прозвучавшие из уст первых лиц нашей страны.

Началось с того, что руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков в интервью одному из центральных телеканалов озвучил сумму, которую столичные власти собираются инвестировать в ближайшую пятилетку на модернизацию музеев первопрестольной - около пятидесяти миллиардов рублей. Дальше – больше. Музейный мир был повергнут в эйфорическое оцепенение речью Владимира Путина на встрече с представителями музейного сообщества в Саратове. Национальный лидер со свойственной ему твёрдостью в голосе сообщил:

В следующие шесть лет бюджетные ассигнования на музейную деятельность вырастут почти в четыре раза. Я хочу это подчеркнуть: не в какие-то проценты, а в четыре раза! И превысят 67 миллиардов рублей

Буквально день спустя с заявлением о том, что посещение музеев может стать частью школьной программы, выступил министр культуры России Александр Авдеев:

Нужно плотно увязать школьную программу с деятельностью музеев. У нас посещение музеев – дело эпизодическое, нужно включить посещение музеев в обязательную программу

Тот случай, когда слова государственного чиновника можно назвать поистине золотыми и вознаградить их аплодисментами стоя. Также Авдеев намекнул, как привлечь к музеям средства сердобольных бизнесменов:

Механизм налоговых льгот для меценатов - это самое эффективное средство организации дополнительного потока финансовых денег. Благотворителям до 25% льготы написано в законе. А меценатам надо примерно столько же

Всеобщее воодушевление с лихвой подкрепляется оптимистичными результатами эксперимента с безвозмездным входом в московские музеи в период новогодних праздников, а также завидной посещаемостью хранилищ древностей и артефактов в майскую «ночь музеев», ставшую уже традиционной в нашей стране. Обычные граждане с похвальной бойкостью восприняли подобные инициативы и, отложив дела либо отринув праздность, поспешили воспользоваться бесплатной возможностью лишний раз приобщиться к культуре и искусству. Так, в бесплатный период посещения столичных музеев в дни зимних каникул, поток людей в три раза превысил прогнозируемый и составил около 40 тысяч посетителей в день - суммарно по всем музеям, принимавшим участие в акции (данные приведены на момент написания статьи - прим. ред). В 2012 году «Ночь в музее» с 19 на 20 мая в одной только Москве провели 900 тысяч человек. В Санкт-Петербурге также был побит рекорд посещаемости: более 100 тысяч жителей и гостей Северной Пальмиры в совокупности 250 тысяч раз зашли в городские музеи в течение ночи.

В Департаменте культуры города Москвы извлекли полезный опыт из успешно проведённых мероприятий. И вот уже глава Департамента Сергей Капков подписывает распоряжение, из которого следует: каждое третье воскресенье месяца вход в любой столичный музей - бесплатно. Список, однако, составили исключительно те музеи, которые административно подчиняются московскому правительству. И пусть федеральные Третьяковка и ГМИИ имени Пушкина под муниципальный закон не подпадают, перечень остаётся вполне внушительным. Свои двери для всех желающих без исключенья раз в месяц свободно открывают мемориальные музеи Пушкина, Гоголя, Тургенева, Маяковского, Высоцкого, Булгакова, Цветаевой, Паустовского, выставочный зал «Домик Чехова», Дарвиновский музей, Московский музей современного искусства и многие другие учреждения. Сомневаться в том, что подобный подход к популяризации музеев окажется действенным и принесёт свои плоды в виде улучшения общей картины посещаемости, не приходится.

В целом по статистике ежегодно в музеи России приходит до 70 миллионов граждан. Подавляющее большинство – 70% – приводят с собой детей.

В целом по статистике ежегодно в музеи России приходит до 70 миллионов граждан. Подавляющее большинство – 70% – приводят с собой детей. Таким образом, за последние два года приток молодёжи в музеи увеличился на два миллиона человек. Традиционно музеи принимают преимущественно россиян, а не туристов. На проводившемся в Ростове-на-Дону выездном заседании президиума Союза музеев России его президент, директор Государственного Эрмитажа профессор Михаил Пиотровский поделился любопытным фактом. В Лувре пять миллионов посетителей ежегодно, почти все - иностранцы. В то время как в Эрмитаже - 2,5 миллиона, из которых только пятая часть – гости нашей страны.

Приведённые цифры являют собой отрадное свидетельство того, что российские музеи и художественные галереи могут в самые ближайшие годы сформировать очень важное и инвестиционно привлекательное направление в структуре туристической отрасли и сфере массового досуга.  Уже вполне чётко оформились, по крайней мере, две основополагающие предпосылки к качественному преобразованию музеев в системе организации инфраструктуры культурного отдыха.

Во-первых, во всём мире музейный менеджмент совершенствуется и не стоит на месте, изыскивая новые возможности быть конкурентными на рынке услуг для населения. Оптимизируется кадровая политика – многие западные музеи пошли по пути постепенного сокращения своего штата и повышения эффективности труда, в том числе, и за счёт информатизации и применения современных технологий, - аналогичные программы продвигаются уже и у нас. Формы самой экспозиционной деятельности приобретают многообразные и нетрадиционные воплощения, делая музей заманчивой площадкой для самых смелых художественных и медийных проектов – с привлечением активов заинтересованных структур, меценатов и спонсоров. Всё более гибким и плодотворным становится межмузейное сотрудничество, позволяющее коллегам из разных городов оперативно договариваться и на взаимовыгодных условиях обмениваться выставками. Это даёт возможность постоянно подпитывать заинтересованность публики, динамично откликаясь на запросы различных возрастных групп и удовлетворяя культурно-эстетические потребности, актуальные настоящему моменту.

Музеи активно расширяют свои социальные функции, что, естественно, также направлено на извлечение дополнительной прибыли. Практически каждый уважающий себя музей в течение всего сезона в зависимости от своей специализации реализует образовательные программы – в основном для студентов ВУЗов и юношества, регулярно проводятся приуроченные к праздникам и историческим годовщинам мероприятия общекультурной и просветительской направленности. На базе музеев функционируют общественные организации, краеведческие общества, кипит исследовательская работа, к участию в которой приглашают специалистов самых разных профилей наряду с учащимися, студенчеством, формируя, таким образом, лояльный круг приверженцев и естественным путём поддерживая преемственность и интерес к музейной деятельности.

Второй принципиальный момент, на котором следует заострить внимание, - музеи во все времена существовали и должны продолжать существовать с участием государственных дотаций. Причём - не просто выживать, сводить концы с концами, перебиваясь коммерческими выставками бабочек да восковых фигур, а дышать полной грудью, неся разумное, доброе и вечное! Тенденция к переориентации музеев в полноценные центры семейного досуга становится всё более осязаемой. Более того, чувствуется намерение органов законодательной и исполнительной власти помочь интенсифицировать процесс. Положительная динамика в этом отношении красноречиво проиллюстрирована недавно принятыми постановлениями. Например, указом от 7 мая 2012 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству обеспечить создание до 1 марта 2013 года передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования в музеях малых и средних городов, создать 27 виртуальных музеев и увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации. А 17 июля 2012 года Министерство культуры Российской Федерации опубликовало приказ «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, субсидий на иные цели в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». Этот документ, в частности, подразумевает выделение целевых субсидий на оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, информатизацию деятельности учреждений культуры, проведение исследований эффективности и методическую поддержку внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, приобретение уникального свето- и звукотехнического, фондового и экспозиционного, компьютерного оборудования. Получатели целевой субсидии после проведения процедур в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд предоставляют в Министерство культуры Российской Федерации заявку на получение целевой субсидии.

За счёт применения современных технологических решений власти рассчитывают к 2016 году увеличить посещаемость музеев на 25%

Именно за счёт применения современных технологических решений власти рассчитывают к 2016 году увеличить посещаемость музеев на 25%. В ноябре 2011 на первом заседании Совета директоров музеев Москвы было принято принципиальное решение о кардинальной модернизации экспозиций с применением современного информационного и технологического оборудования в Музее-панораме «Бородинская битва», Музее Москвы, Музейном комплексе «История танка Т-34», Государственном мемориальном музее Скрябина, Московском музее Есенина, биологическом - имени Тимирязева, музее Маяковского. Причём речь шла не просто о том, чтобы оснастить отделы информационных технологий новыми компьютерами, а о создании 3-D и 4-D экспозиций.

Однако, как говорится, Москва – это ещё не вся Россия. И если в столице, откуда распространяются все прогрессивные веяния, технологического конька уже мало-помалу оседлали и обуздали, то на периферии огромная армия музейщиков находится в замешательстве по поводу того, как они могли бы распорядиться внезапно образовавшейся перспективой обретения современных технических благ.

В РФ в 2010 году насчитывалось 2578 музеев всех ведомств, из которых 320 - искусствоведческие, 522 - исторические и археологические, 1332 - краеведческие, 39 - естественнонаучные, 21 - научно-технические, 190 - комплексные, 153 - отраслевые, специализированные и прочие

Вообще само по себе количество музеев в стране уже потрясает. По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации в 2010 году насчитывалось 2578 музеев всех ведомств, из которых 320 - искусствоведческие, 522 - исторические и археологические, 1332 - краеведческие, 39 - естественнонаучные, 21 - научно-технические, 190 - комплексные, 153 - отраслевые, специализированные и прочие. В федеральном ведении (по состоянию на 2011 год) – 86 музеев.

Глядя правде в глаза, стоит признать: подавляющее большинство из почти трёх тысяч российских музеев пока «экипировано» довольно скромно, мультимедиа ещё не стала неотъемлемым элементом, а существует, скорее, рудиментарно. Самый главный вопрос, на который предстоит ответить, - зачем применять в архаичных хранилищах исторических, культурных или художественных артефактов аудиовизуальные вспомогательные средства? Мировой опыт помогает обнаружить простой и убедительный ответ: средства мультимедиа – хорошее подспорье, во-первых, в экспозиционной деятельности, а, во-вторых, в области привлечения самого разного контингента посетителей и создания для них комфортной, познавательной и интересной среды внутри музея. Естественно, во всём хороша мера, и мультимедийные новшества не должны полностью переворачивать сложившиеся устои с ног на голову. Как заметил Михаил Пиотровский, «важно беречь баланс: с одной стороны, интерактивность и развлечение, с другой - чтобы это удовольствие образовывало и воспитывало посетителя».

Также требуется сформулировать – а какие же именно мультимедийные «примочки» оптимально подходят для использования большинству музеев? Здесь всё ограничивается лишь фантазией и конкретными целями, которые предполагается решать с помощью мультимедийного оборудования, а так же тем контентом, который необходимо донести до реципиента. Наибольшее распространение и признание у передовых музейщиков получили информационные табло, интерактивные сенсорные плазменные панели, мультимедийные гиды – их аудио- и видео-версии, видео-стены, проекционные инсталляции с комбинированным использованием веб-камер и проекторов и прочее. Прежде всего, подбирать необходимые приборы и технологии стоит исходя из конкретных задач, которые ставятся перед мультимедийной составляющей, – будь то информационное сопровождение экскурсии, организация развлекательного аттракциона как части экспозиции, либо же когда мультимедийная инсталляция является собственно центральным объектом экспонирования. В любом случае стоит помнить: мультимедийная компонента должна быть подчинена творческим задачам и целям, а не наоборот. Средства мультимедиа обязаны работать на музей и являться для него возможностью привлечения новых посетителей – таков один из главных постулатов, который надо учитывать при принятии решения об установке мультимедийного оборудования. Центральный приоритет - это, прежде всего, повышение эффективности работы и расширение функций музея за счёт новых технологий. Вспомним о меняющейся парадигме роли музея в обществе, о том, что большинство ходят туда с детьми. В конечном итоге все вышеперечисленные доводы служат генеральной стратегии: преобразовать музей в современный центр семейного досуга и отдыха, где не скучали бы ни самые маленькие, ни взрослые.

Журнал "EQUAL AV", № 2 (20) 2012

Как сделать шоу мирового масштаба: разбираем Евровидение Как сделать шоу мирового масштаба: разбираем Евровидение
В событиях такого масштаба как Евровидение всегда огромный интерес вызывает техническая сторона организации мероприятия.
InfoComm 2017: главные тренды, рекорды и премьеры выставки InfoComm 2017:  главные тренды, рекорды и премьеры выставки
Прошедшая 14-16 июня выставка InfoComm в Орландо побила сразу несколько собственных рекордов предыдущих лет.
О российском рынке Digital Signage – из первых рук О российском рынке Digital Signage – из первых рук
Digital Signage, пришедший на смену статическим информационно-рекламным вывескам, становятся все более востребованным.
Ситуация на рынке проекторов в комментариях его участников Ситуация на рынке проекторов в комментариях его участников
Эксперты российского рынка рассуждают о том, что происходит на рынке проекционных технологий сегодня и чего ждать в будущем.
Major Sound – новый игрок на рынке Pro Audio. Играет за Meyer Sound Major Sound – новый игрок на рынке Pro Audio. Играет за Meyer Sound
В апреле 2017 пришла неожиданная новость: в ходе прямой онлайн-трансляции в АВ Клубе основатели и бессменные руководители &nb...
Техника, без которой нам не жить: на что ставят производители Техника, без которой нам не жить: на что ставят производители
Выставка ISE 2017 показала, что производители делают ставку на углубление обозначенных ранее на рынке трендов.
Все статьи
Видео
Короткий фокус и интерактив: представляйте информацию эффектно!
"Зачем на стадионе медиаэкран?", говорили они...
Все видео
Системы Digital Signage для нового отделения «Бинбанка» в Москве Системы Digital Signage для нового отделения «Бинбанка» в Москве
Новый офис «Бинбанка», одного из крупнейших российских банков, оснащен современной системой Digital Signage.
Создание мультимедийной инсталляции в океанариуме Создание мультимедийной инсталляции в океанариуме
Создание мультимедийной инсталляции в рамках глобального проекта Москвариум в условиях ограниченного пространства.
Единое инфопространство для образовательных учреждений района Единое инфопространство для образовательных учреждений района
Разработка проекта создания единого информационного пространства всех типов образовательных учреждений Колпинского района.
Оснащение президентского дворцового комплекса в Анкаре Оснащение президентского дворцового комплекса в Анкаре
Президентский дворцовый комплекс в Анкаре, включающий в себя много различных помещений, полностью оснащен решениями Shure.
Современнейшее оборудование для старейшего вуза  Современнейшее оборудование для старейшего вуза
Компания Ascreen оснастила АВ-оборудованием конференц-залы Санкт-Петербургского государственного университета.
Оснащение частной школы интерактивным оборудованием Оснащение частной школы интерактивным оборудованием
Drummoyne Public School является одним из немногих учебных заведений в южной Корее, активно использующих Smart learning.
Все кейсы
VINTEO: универсальный сервер видеоконференций
VINTEO: универсальный сервер видеоконференций
Каталог российского производителя сервера для видеоконференций, формат А4, 4 полосы
Все файлы
500 зрителей, слышащих звук под углом 360 градусов: как это сделано
Николас Поуп
“Технический специалист по звуку Imperial Theatre рассказывает о сложном акустическом решении, ставшем возможным с Meyer Sound.”
Николас Поуп
Технический специалист по звуковому оборудованию
ISE 2017: Решения Crestron и движение Biamp в сторону Dante
Леонард Сускин
“Из многообразия представленных на ISE 2017 решений, автор публикации выделил продукты двух производителей: Crestron и Biamp.
Леонард Сускин
Проектировщик AV-систем
Сапожник с сапогами: умные технологии в Advantech IoT
Пивоваров Александр
“Во время последний поездки в Тайвань, я приехал на встречу в офис Advantech. Офис оказался исключительно "умным"...”
Пивоваров Александр
Руководитель направления Digital Signage Solutions AUVIX
Все мнения