20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Территория образовательного досуга: проект длиною в сто лет

Автор: Мария Бонькина

Журнал "EQUAL AV", № 2 (20) 2012

Ровно 100 лет назад император России Николай II подумывал отметить столетие Бородинской битвы, как подобает государству-победителю, и, помимо прочего, дал указание  создать отдельный  музей войны 1812 года. Так сложилось, что начали его создавать на базе Исторического музея.  Бросили клич, стали думать в этом направлении, понесли сохранившиеся предметы. Но в 1913 году все устремления были заняты трехсотлетием Дома Романовых, в  1914 г. началась Первая мировая война, там и большевики не заставили себя ждать, так что было не до гуманитарных изысков…  В 2008 г. из администрации президента  поступило указание через четыре года достойно отметить 200-летие битвы и воплотить, наконец, задуманное последним русским императором. Так, этим летом возникло  нечто принципиально новое для классических отечественных музеев, в частности, для Исторического – наряду с новым музеем Отечественной войны 1812 г. сформировалась новая философия того, что такое музей и каким он должен быть сегодня.

Подробностями разработки и создания концепции нового музея 1812 г. с нами делится А.В. Дремайлов, заместитель директора по информационным и компьютерным технологиям Государственного Исторического музея… Того самого, который на Красной площади… Как войдешь – сразу за Жуковым на коне.


ЧТОБЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ НОГАМИ…

180_1.jpg

Сегодня все, что связано с музейным делом, находится в процессе трансформации. Термин «музей» остается неизменным, но меняется его наполнение и критерии, по которым можно оценить успех музейной экспозиции. Высокая посещаемость музея – тот самый Олимп, на который хотят попасть все, кто «в теме», а достигается  лишь теми, кто применяет технологии образовательного досуга.  Первоначальная концепция «музей – храм», на которую до сих пор «заточены» многие классические музеи (Исторический - не исключение) в наши дни уже не столь эффективна.  Такая концепция подразумевает своего рода монолог: «я вам расскажу, как это было, а вы хотите – воспринимайте, если хватит ума, что вряд ли…» Посетители таких экспозиций редко возвращаются – как мы говорим, они не голосуют ногами. Государственный исторический музей с 1883 г. функционирует, как изначально задумывалось, именно как храм познания. Само здание его диктовало классичность подачи информации, позднее в музейный комплекс вошли Храм Василия Блаженного и палата Зарядье – что только усугубило его консерватизм . И вот, несколько лет назад начал разрабатываться проект нового музея в составе комплекса – Отечественной войны 1812 г.

Музей должен был соответствовать современным требованиям. А это значит, что он должен быть комфортным для посетителей, информация должна быть адаптирована таким образом, чтобы не только просвещать, но и в хорошем смысле развлекать, а также побуждать узнать больше. Мой опыт показывает, что это одна из самых сложных проблем – сделать информацию легкой и приятной для понимания.

Итак, стали искать помещение для нового музея. Искали долго, наконец скреативили: решили двор между бывшим музеем Ленина и зданием бывшего Монетного двора перекрыть, встроить своего рода двухуровневую «этажерку» - и тем самым получить павильон, способный разместить около 2000 экспонатов и все мультимедийные инсталляции.

ПОЗНАТЬ ПРОШЛОЕ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ НАСТОЯЩЕЕ И УВИДЕТЬ БУДУЩЕЕ…

180_2.jpg

На начальном этапе рабочей группой было выработано две основные концепции. На первый взгляд, взаимоисключающие друг друга. Одна предполагала рассматривать не только и не столько Отечественную войну 1812 г., но и все события, связанные с наполеоновскими войнами, которые можно было бы обозначить как Нулевую Мировую войну. Благо, все признаки тому были налицо: передел мира с участием пяти империй. По сценарной версии, экспозиция становилась музеем мировых конфликтов – с Нулевой до Второй мировой войны. Таким  образом, посетители получали бы возможность разобраться в причинах конфликтов 200-летней давности и сравнить их с событиями 1914 и 1939 годов – первое могло бы объяснить второе… А там же мог бы стоять монитор, на который выводились бы новости, скажем, из Сирии или Северной Кореи – и резонно возникал бы вопрос, а чем это может закончиться, учитывая, что первые условно три мировые войны тоже начинались с локальных конфликтов…

Но от первой концепции отказались: пришлось бы делать экспозицию не только по событиям первой четверти XIX в., но и по всем остальным конфликтам: а времени и ресурсов на это не оказалось.

Вторая концепция – классическая музейная – она ориентирована исключительно на 1812 год и события, связанные с ним. Я всегда опасаюсь подобных «юбилейных» проектов – круглый год пройдет и что дальше? С моей точки зрения, музей мировых конфликтов был бы более универсальным и интегрированным в мировую историю. Тем не менее, за основу была принята вторая концепция – с классическим линейным рядом и описанием – дат, событий и цифр. Оно, конечно, неплохо, но скучно. Однако в процессе ее разработки была высказана одна весьма любопытная идея: используя линейность экспозиции, посетители слева от экспоната могли бы видеть точку зрения французов на него, справа – русской элиты. Благо, источников море: мемуары французов, самого Бонапарта, как они воспринимали эту войну, как чувствовали себя под Москвой, о чем думали, переходя русскую границу и т.д. Здорово, но пока тоже только на перспективу: слишком много информации пришлось бы обрабатывать и на основе мемуаров создавать сценарии.

Итак, на сегодня у нас есть музей 1812 г. в оригинальном павильоне, построенный в классических традициях Исторического музея, охватывающий период 1801 – 1815 гг – от коронации Наполеона и Александра I до вхождения казаков в Париж.

АТМОСФЕРА. АНИМАЦИЯ. ИНФО.

180_3.jpg

На стадии описания проекта мультимедийные решения были привязаны к конкретным смысловым «точкам» в рамках этого периода – своего рода тематической разбивке экспозиции: коронация императоров, первые военные кампании 180507 гг., расстановка политических сил в Европе перед войной, начало военных действий, Бородинская битва, сдача Москвы, отступление французов, жизнь Наполеона после поражения и пр. Ну, все логично заканчивается тем, как Александр I входит в Париж.
Мультимедиа в соответствии с этими темами мы используем по трем основным направлениям.

Первое. Создание эмоциональной атмосферы. Вы входите в музей – эта зона должна быть в меньшей степени информационной, в большей – «атмосферной». Сначала мы думали повесить туда большой панорамный экран для воспроизведения коллажных фильмов. Но потом отказались от этой идеи: мы повесили два сепаратных экрана, между ними – фреску из Храма Христа Спасителя (построенного, как вы помните, в честь победы над Наполеоном). Я изначально противился тому, чтобы использовать полиэкран (видеостену) – проблемы со швами, неравномерное выгорание ламп – все это не делает меня поклонником этой технологии, по крайней мере, пока. Более простое решение – два отдельных экрана – оказалось более эффективным: мы заключили договор со студией Сокурова на съемку «входного» фильма, в котором использовалась концепция двух экранов: прослеживалась судьба – на одном экране французского, на другом – русского солдата. В конце фильма они встречаются. Получилось здорово.

Еще из «атмосферных» инсталляций я бы упомянул проекцию в разделе о переходе через Неман: мы получили права на использование кадров фильма Сергея Бондарчука  «Война и мир», а среди экспонатов – множество сохранившихся гравюр на эту тему. В разделе, посвященном победе, мы применили светодинамический контент: на баннере Александрийского столпа создается эффект облаков.

Повторю: все это создает настроение, но не несет в себе информации по теме.

180_4.jpg180_5.jpg

Второе. Анимация. Вы представляете себе, что вам минут 10-15 рассказывают, как перемещались войска и как передвигался Наполеон такого-то дня и месяца? Много ли вы запомните из рассказа? Счастье, если не уснете. Наши сценаристы для решения этой проблемы сделали очень важную вещь – они превратили все существующие описания боевых действий того периода в мультики. На 65-дюймовом тач-скрине, посвященном Бородинской битве, выводится меню: расстановка сил перед битвой, ход битвы, исход битвы. Изображение местами дается в 3D-формате. Более того, у вас появляется возможность взглянуть на расстановку сил с высоты птичьего полета. Это намного более эффективно, нежели длительное объяснение на словах. Анимационные карты других тематических разделов выводятся на обычные плазмы, на которых идут фильмы в режиме «нон-стоп».

Третье. Информационные системы. Мы установили 12 информационных киосков в каждой тематической зоне. Экспонаты у нас самые разные: монеты, оружие, одежда, полевая кухня и т.д. По каждому экспонату в киосках содержится информация, а также возможность оптимизировать ее поиск. На двух витринах мы установили тач-скрины так, чтобы они казались встроенными в экспозицию, чтобы посетителю не нужно отходить от экспоната для того, чтобы воспользоваться киоском. В общем-то это хороший тон музейного дела – давать возможность получить нужную информацию прямо на месте.

  ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ МУЛЬТИМЕДИЙЩИКА

180_6.jpg

Счастье, когда изначально в концепцию и ТЗ заложены возможности, которые можно использовать в будущем. Мы это счастье испытали: весьма насыщенная инфраструктура наших мультимедийных инсталляций позволяют нас создавать новый контент и делать новую интерпретацию без ущерба для статичной части экспозиции. Тут можно менять не только содержание фильмов, но и саму концепцию музея… Это я к тому, что не теряю надежды со временем расширить специализацию нашего музея за счет информации и аналитики о мировых конфликтах разных эпох. Для этого нам уже не потребуется вкладываться в железки, мы будет вкладываться в контент.

180_7.jpg

В ближайших планах – и это тоже было заложено на начальном этапе – сделать наш контент многоязычным.  Для индивидуальных посетителей у нас будут аудиогиды, синхронизированные с мультимедиа по инфракрасному порту (каждая установка экспозиции имеет ИК-излучатель). Подходи к витрине, набирай нужную цифру – и слушай себе информацию на своем языке. Для экскурсионных групп мы планируем применять групп-гайды: экскурсоводу не надо будет кричать – он будет говорить в микрофончик с передатчиком, тогда как его группа будет слушать его в наушники, периодически синхронизируясь с мультимедиа.

Счастье еще и в том, что вы благодаря мультимедиа можете закрыть все ниши вашего сценария, даже когда вам не хватает экспонатов. Конечно, главное в музее – подлинник, но бывает, что экспонатов по определенному периоду нет, а они нужны– тогда вы добавляете их электронный вариант – фильм, изображение, анимацию и т.д. Если вам все это удалось от начала до конца – вот тогда все гармонично.

Городская история: высокие технологии для мегаполиса Городская история: высокие технологии для мегаполиса
Стала ли прошедшая почти три года назад Олимпиада  в Сочи праздником или бедствием – вопрос философский...
40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд 40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд
Уже в шестой раз фасады зданий Москвы стали холстами для масштабных видеопроекций участников фестиваля "Круг света".
Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света» Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света»
В рамках Московского международного фестиваля "Круг света" 24 и 25 сентября состоялась двухдневная образовательная прогр...
Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором? Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором?
Краеугольным камнем в вопросе воздействия на потенциального клиента является выбор средства отображения вашей рекламы.
Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов
За прошедший год на YouTube было размещено много 360-градусных музыкальных клипов. Горячая десятка самых интересных среди них.
Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх
На вопросы АВ Клуба отвечают Сергей Дудников, отвечающий за продажи Coolux в России и Дмитрий Челноков, ведущий инженер компании.
Все статьи
Видео
Музейные сокровища – народу: мэппинг на Дворцовой площади
Для нескучной тренировки: Google Street View и VR-шлем
Все видео
RFID-карты, интерактивные мониторы и сенсорная навигация в тюрьме RFID-карты, интерактивные мониторы и сенсорная навигация в тюрьме
Датская тюрьма Хорсенс, в которой с 1853 по 2006 год содержались политзаключенные и военные преступники, открылась как музей.
Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое
Оснащение "Ленинград-Центра" демонстрирует самые современные приемы и методы организации подобных пространств.
Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке
Компания ВИАТЕК спроектировала и оснастила комплексом аудиовизуальных средств "Приморский океанариум" на острове Русский...
Оснащение сцены ресторана экранами и проекторами Оснащение сцены ресторана экранами и проекторами
Компания "ВИЖУАЛПОИНТ" оснастила проекторами и экранами сцену ресторана "Портленд" для проведения арт-шоу.
Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле" Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле"
Компания «Эй Три Ви» спроектировала и установила аудиовизуальные и мультимедийные системы для музея-заповедника “Куликово поле”.
Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине
В Южно-Сахалинске после реконструкции открылся киноконцертный зал «Октябрь» - главный кинотеатр город еще с советских времен.
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
Презентация с вебинара от 26/11/2015, формат А4, альбомная, 41 полоса.
Все файлы
Почему игра Pokemon GO важна для рынка профессионального AV
Гари Кей
“Если вы живете на необитаемом острове, то, возможно, и не слышали о новой игре с дополненной реальностью Pokemon GO...”
Гари Кей
Основатель портала rAVe
3D мэппинг как вишенка на торте: о мультимедиа и кулинарии
Степанов Евгений
“В этой публикации мы рассмотрим все аспекты создания 3D мэппинга на торт: разработку контента, технические средства, стоимость проекта...”
Степанов Евгений
Руководитель отдела продаж - Dream Laser
Coolux – очень гибкая система, как в работе, так и в цене
Дудников Сергей
“Развитие мэппинга сделало необходимым и развитие инструментов, позволяющих создавать удивительные проекционные эффекты. ”
Дудников Сергей
Директор представительства Coolux в России
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/