20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Теория: развлекательные центры

По материалам профессионального форума AV Focus

86_1.jpg

Концепция больших развлекательных заведений как места для использования мультимедийных систем относительно молода: только в последние годы появилась практическая возможность и экономическая целесообразность установки мультимедийных систем в таких местах, как боулинг-клубы, игровые киберкафе, предприятия общественного питания в торговых центрах и т.п. Хотя в таких заведениях и раньше использовались дисплейные системы в том или ином виде, практически во всех случаях это были системы низкого разрешения, у которых отсутствовала необходимая для практического применения гибкость. Короче говоря, особой реальной пользы в них не было.

Сейчас появилось новое поколение таких систем. Они комплексные, в них используются элементы, обычно применяемые в больших многофункциональных залах (конференц-залах, например), в цифровых рекламно-информационных системах, в кинотеатрах (в том числе домашних). Сейчас мы рассмотрим, как можно использовать симбиоз этих, казалось бы, разрозненных технологий.


РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ AV-ИНЖЕНЕРА

Что собой представляет развлекательное заведение? Из множества возможных подходов я выбрал следующий, который наиболее точно, на мой взгляд, характеризует ситуацию: в таком заведении используется множество дисплеев, часто очень разных по типу и возможностям, установленных на большой площади и отображающих большое число информационных потоков. Во всех ситуациях самое главное — чтобы каждый дисплей работал с максимально возможным разрешением и давал изображение максимально возможного качества.

Обратите внимание, что отображаемая информация не обязательно должна быть одинаковой на всех экранах. Можно представить себе ситуацию, в которой каждый дисплей имеет свой собственный источник сигнала, хотя маловероятно, что она встречается часто.

Рассмотрим боулинг-клуб. Основное назначение дисплеев, установленных над каждой дорожкой, — отображение счета. Когда дорожка не используется, на экране демонстрируется реклама или телевизионные каналы с кабеля или спутника. Вся эта информация отображается с наивысшим для данного типа источника сигнала качеством. Будут там и дисплеи в других зонах здания, в том числе в баре и переходах, на которых может чередоваться трансляция с дорожек (особенно во время соревнований) и другой контент, например, реклама или спортивные состязания.

Такой же подход применим и к компьютерным игровым клубам, и к другим заведениям, куда люди приходят провеси время — фудкортам в торговых центрах, например. Во всех случаях общее — это деятельность, связанная с использованием свободного времени; развлечения и информация, подаваемая в притягивающем внимание виде.

Такая организация дисплеев создает, в сущности, цифровую дисплейную систему с несколькими функциями, и большинство из того, что говорилось о цифровых рекламно-информационных системах, применимо и в этом случае. Нужен сервер, на котором будет работать программа, управляющая отображением информации на дисплеях (в зависимости от структуры системы серверов может быть несколько). Необходимо обеспечить определенный уровень резервирования, чтобы система всегда была в рабочем состоянии. Уделите особое внимание прокладке кабелей (во избежание помех), поищите слабые места, которые могут снизить надежность системы.

О ГЛАВНОМ

Поскольку у нас есть много дисплеев и источников сигнала, нам понадобится матричный коммутатор, с размером матрицы, соответствующим масштабу системы. На современном уровне развития техники это означает коммутатор с большим числом VGA-входов и выходов, достаточным для того, чтобы направить сигнал любого источника на любой приемник. Сейчас мы можем быть уверены в том, что все устройства отображения, включая проекторы, могут отображать сигнал высокого разрешения. Однако не все наши источники имеют одинаковое разрешение, поэтому возникает необходимость в использовании масштабаторов. Эти устройства могут привести все сигналы к одинаковому стандартному разрешению, что сделает возможным переключение без помех и отказ от использования внутренних масштабаторов устройств отображения. Таким образом все сигналы получат оптимальное для всех ситуаций качество.

Как только система достигает определенного размера (существенно превышающего два-три входа и несколько дисплеев), нам потребуется упростить и автоматизировать управление. Это неизбежно означает установку управляющей системы, которая дает возможность создания сценариев, выбора подходящего для данной ситуации комплекса настроек, упрощает пользовательский интерфейс. В большинстве случаев достаточно двух-трех основных настроек, которые будут использоваться большую часть времени, и нескольких дополнительных, выбираемых изредка. Если вы используете ручное управление, не забудьте, что у вас должна быть кнопка возврата к основной настройке — если оператор потеряется в многообразии функций, то он должен иметь возможность быстро вернуться к ситуации, в которой он хорошо ориентируется.

На иллюстрации показана схема очень простой системы, в которой от спутникового приемника и DVD-плейера берется компонентный сигнал, передаваемый затем на дисплеи, установленные в разных местах заведения. Существенно более сложной, как с точки зрения управления, так и в связи с необходимостью преобразования сигналов, будет система, в которой используются сигналы нескольких форматов.

При проектировании системы всегда следует закладывать возможность ее развития и роста. Нужно обеспечить наличие свободных входов, к которым в будущем можно будет подключить новые источники сигнала без переделки системы. Их число должно быть не менее 20% (а лучше 30%) от общего количества входов. По той же причине следует проектировать систему, которая сможет обеспечить самую широкую пропускную способность из прогнозируемых на перспективу. Это своего рода «защита от будущего», она даст возможность при необходимости перейти на новые источники сигнала, не выбрасывая старые кабели и приборы.

ВНИМАНИЕ ПЕРЕДАЧЕ СИГНАЛОВ

Среди прочего, в этом типе проектов мы должны учитывать необходимость передачи сигнала на большие расстояния. Большинство заведений такого типа имеет немалую площадь, а все оборудование желательно устанавливать в одном месте (в идеале — одна-две стойки в диспетчерском помещении), поэтому вопросам передачи сигнала необходимо уделить определенное внимание. В зависимости от необходимых расстояний следует выбрать либо витую пару, либо оптоволокно.

Имейте в виду, что очень непросто передавать сигналы HDMI — максимальная длина линии передачи на сегодняшний день составляет лишь около 60 метров (хотя это ограничение можно обойти, используя линии на оптоволокне или витой паре). Учитывая, что чаще всего придется иметь дело с расстояниями свыше 100 метров, имеет смысл остановиться на других форматах сигналов высокого разрешения (например, XGA). При грамотном подходе с помощью оптоволокна или витой пары можно передавать изображения высокого разрешения с минимальными потерями в качестве на километр и дальше.

Во избежание электромагнитных наводок следует тщательно продумать маршрут прокладки кабелей. В развлекательных центрах часто установлено много люминесцентных ламп. Их электронный балласт является мощным источником электромагнитных помех, и по возможности держитесь от таких ламп подальше. Если это невозможно, то прокладывайте кабель в металлическом заземленном канале. Волоконно-оптические линии, конечно, не восприимчивы к электромагнитным наводкам.

Очень важно иметь хорошее заземление. Это не раз подчеркивалось в других статьях, но не помешает напомнить еще раз: все соединяемые приборы должны быть подключены к общему проводнику с малым сопротивлением, уравнивающим их потенциалы, иначе может возникнуть масса проблем. Всегда следует, по возможности, питать все приборы от одной фазы электросети. Идеальная ситуация — отдельная линия электропитания для всей системы, не связанная с другим электрооборудованием здания.

О ЗВУКОВОЙ ПОДСИСТЕМЕ

Хотя довольно часто заказчик желает сопроводить видеоряд звуком, опыт показывает, что это редко имеет практический смысл. Причина довольно проста — в помещениях, о которых мы ведем речь, и так хватает разных звуков, так что наше звуковое сопровождение вряд ли кто услышит, если только не усилить его до запредельных уровней.

Во многих случаях более полезными могут оказаться точечные акустические системы, в которых излучаемый звук сосредоточен в зоне небольшой площади. Это реализуемо технически и может иногда дать потрясающий результат, но следует подчеркнуть, что такие системы работают только локально. При проектировании следует очень тщательно учитывать особенности распространения звука: иногда, особенно на низких частотах, он находит непредсказуемые пути распространения, и там, где по проекту должна быть тишина, появляются странные звуковые эффекты.

Подводя итог, скажем, что если вам ПРИХОДИТСЯ делать звуковую систему (особенно если заказчик настаивает), то необходима возможность управления акустическими свойствами помещения, а источник звука должен иметь небольшую мощность.

СТРОИТЕЛЬСТВО СИСТЕМЫ

Разных вариантов масса, и здесь мы не можем сделать ничего больше, кроме как выделить несколько важных общих моментов, встречающихся почти в любой инсталляции.

а) всегда при проектировании используйте модульный подход с учетом потребности в дальнейшем развитии. Не забывайте о 20-30-процентном запасе, упомянутом выше в связи с числом входов. Эта цифра относится и ко всему остальному!

б) рассчитывайте все элементы системы — не только дисплеи, но также линии передачи и коммутационное оборудование — на максимально возможное разрешение. Это единственная возможность быть уверенным в том, что появление новых форматов не создаст проблем для их использования хотя бы в течение ближайших пяти лет

в) используйте внешние масштабаторы, особенно если заказчику нужно изображение высокого качества. Реальность такова, что масштабаторы, встроенные в устройства отображения, уступают внешним (за исключением очень небольшого числа дорогих специализированных дисплеев). Поэтому имеет смысл взять лучшие из возможных внешних масштабаторов и с их помощью привести видеопотоки к собственному разрешению используемых дисплеев.

г) поделите вашу систему на зоны (это могут быть как реальные зоны помещения, так и условные). Это упростит для вас формирование мысленного образа системы и позволит лучше организовать управление в тех случаях, когда каждая зона системы соответствует реальной зоне развлекательного заведения, выделенной по какому-либо функциональному признаку

д) применяйте специализированные системы управления. С ними управлять системой сможет даже человек без специальной технической подготовки, и это упростит вашему заказчику подбор кадров. Кроме того, системы управления (при наличии программного обеспечения и доступа в Интернет) помогут выполнить диагностику и решить множество других проблем без выезда на место — большой плюс, если ваш клиент находится в другом городе

е) обучайте заказчика. Может показаться, что это имеет мало отношения к вашей работе — разработке и монтажу системы, но если вы потратите некоторое время на обучение пользователей, потом эти затраты многократно окупятся, хотя бы потому, что люди будут знать что можно делать, а что нет. Ожидания заказчика, который имеет определенные знания о системе, более приближены к ее реальным возможностям. Такой заказчик способен лучше оценить усилия, которые вы затратили на создание системы в соответствии с его пожеланиями.

ж) выбирайте тип дисплеев в соответствии с конкретным применением. В случаях, когда изображение неподвижно или регулярно повторяется, а большой размер экрана не требуется, хорошо подойдут жидкокристаллические мониторы. В спорт-барах и других местах, где изображение непрерывно меняется, лучше использовать плазменные мониторы (у них и размер экрана больше, и цвета более насыщены по сравнению с ЖК-дисплеями). Наконец, если необходимо изображение большого размера, то определенно следует взять проектор, поскольку другие решения оказываются очень дорогими.

з) установите контрольные мониторы в диспетчерской комнате. Это даст возможность оператору всегда знать, что где отображается. Отсутствие такой, казалось бы, простой вещи создает массу проблем. Компания Marshall Electronics производит комплекты очень компактных дисплеев, устанавливаемых на стойку, которыми можно контролировать сразу несколько каналов.

и) помните о тепловыделении и необходимости охлаждения оборудования. Об этом так легко забыть, но забывчивость приведет к сокращению срока службы системы. Правильное охлаждение — ключ к обеспечению бесперебойной работы. Снизить время неработоспособности поможет хранящийся в месте установки системы определенный запас важных комплектующих — ламп проекторов, фильтров, основных усилителей-распределителей и т.п.

к) серверы, хранящие воспроизводимый контент, должны иметь возможность управления, мониторинга и загрузки данных через локальные и глобальные сети. Это не только упростит вашу работу (при проведении технического обслуживания), но и даст вашему заказчику возможность простого контроля за тем, что и где демонстрируется. Не забывайте, что цифровая рекламно-информационная система создает прибыль, и чем проще будет ей управлять, тем более привлекательной будет она для вашего заказчика.

Городская история: высокие технологии для мегаполиса Городская история: высокие технологии для мегаполиса
Стала ли прошедшая почти три года назад Олимпиада  в Сочи праздником или бедствием – вопрос философский...
40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд 40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд
Уже в шестой раз фасады зданий Москвы стали холстами для масштабных видеопроекций участников фестиваля "Круг света".
Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света» Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света»
В рамках Московского международного фестиваля "Круг света" 24 и 25 сентября состоялась двухдневная образовательная прогр...
Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором? Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором?
Краеугольным камнем в вопросе воздействия на потенциального клиента является выбор средства отображения вашей рекламы.
Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов
За прошедший год на YouTube было размещено много 360-градусных музыкальных клипов. Горячая десятка самых интересных среди них.
Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх
На вопросы АВ Клуба отвечают Сергей Дудников, отвечающий за продажи Coolux в России и Дмитрий Челноков, ведущий инженер компании.
Все статьи
Видео
Для нескучной тренировки: Google Street View и VR-шлем
Трехмерная проекция улиц и автомобилей в небе
Все видео
Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое
Оснащение "Ленинград-Центра" демонстрирует самые современные приемы и методы организации подобных пространств.
Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке
Компания ВИАТЕК спроектировала и оснастила комплексом аудиовизуальных средств "Приморский океанариум" на острове Русский...
Оснащение сцены ресторана экранами и проекторами Оснащение сцены ресторана экранами и проекторами
Компания "ВИЖУАЛПОИНТ" оснастила проекторами и экранами сцену ресторана "Портленд" для проведения арт-шоу.
Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле" Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле"
Компания «Эй Три Ви» спроектировала и установила аудиовизуальные и мультимедийные системы для музея-заповедника “Куликово поле”.
Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине
В Южно-Сахалинске после реконструкции открылся киноконцертный зал «Октябрь» - главный кинотеатр город еще с советских времен.
Мэппинг на монастырь: 335 кв.метров по 200 люмен на метр Мэппинг на монастырь: 335 кв.метров по 200 люмен на метр
Для создания мэппинг-шоу были задействованы три проектора Christie Boxer 4K30, которые обеспечили уровень яркости свыше 90 000 люм...
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
Презентация с вебинара от 26/11/2015, формат А4, альбомная, 41 полоса.
Все файлы
Почему игра Pokemon GO важна для рынка профессионального AV
Гари Кей
“Если вы живете на необитаемом острове, то, возможно, и не слышали о новой игре с дополненной реальностью Pokemon GO...”
Гари Кей
Основатель портала rAVe
3D мэппинг как вишенка на торте: о мультимедиа и кулинарии
Степанов Евгений
“В этой публикации мы рассмотрим все аспекты создания 3D мэппинга на торт: разработку контента, технические средства, стоимость проекта...”
Степанов Евгений
Руководитель отдела продаж - Dream Laser
Coolux – очень гибкая система, как в работе, так и в цене
Дудников Сергей
“Развитие мэппинга сделало необходимым и развитие инструментов, позволяющих создавать удивительные проекционные эффекты. ”
Дудников Сергей
Директор представительства Coolux в России
Все мнения