20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Пятое измерение музейного пространства

Вы можете себе представить один из самых информационно емких музеев в стране, экспозиция которого состоит из восковой фигуры, сундука, подзорной трубы и смарт-стекла? При этом ютящегося на полутора квадратных метрах? А музей одного экспоната без непосредственного этого экспоната, при этом единственный в своем роде, дающий наиболее полное представление и взрослым, и детям об этом самом единственном экспонате? Нет? Правильно, потому что до недавнего времени все это было невозможно. Зато сегодня серьезный музей и одновременно информационно-развлекательный комплекс можно создать на весьма ограниченном пространстве и даже при отсутствии материальных артефактов. Для этого достаточно обладать высокой степенью креативности, иметь под рукой мультимедиа и уметь это грамотно сочетать.

О том, как невозможное возможно и какими путями, а также почему к новым технологиям нужно относиться с уважением, но без фанатизма – рассказывает Марина Васильевна Дынай, - руководитель мультимедийных проектов музеев северной столицы и некоторых регионов. На ее совести – центр «Вселенная воды» и детский экологический центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», музей Александрийского театра, музей МЧС на Васильевском острове, а также несколько проектов национальных музеев в регионах.


ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…

176_1.jpgДизайн музейного пространства сегодня – это не только и не столько правильное расположение экспонатов, удобная для посетителей организация экспозиции, шторы, цвет стен и пр. Хотя, разумеется, это тоже важно. Дизайн-проект в нашем исполнении состоит из грамотного оформления архитектурного пространства, создания экспозиционного плана, проекта оборудования, концепции применения современных мультимедийных технологий и света. Иногда первоначальная разработка концепции проекта занимает больше года, а описание будущих предметов и экспонатов едва умещается на 2 тыс. машинописных страницах. Проект оборудования – это отдельная весьма кропотливая часть общей концепции, в процессе которого мы делаем чертежи, планируем коммуникации, рассчитываем размеры, объем, углы обзора, естественно, проектируем освещение и неотъемлемую в современном музее часть проекта – мультимедиа. На основе всего этого потом пишется техническое задание для интегратора. Я и мои коллеги не беремся за «сжатые по срокам» проекты: для того, чтобы предусмотреть все необходимое, требуется время. А кому надо быстро и потом есть время бегать в панике: «куда делась витрина и почему на ее месте пожарный щит?» или «откуда взялся этот кабель, он весь вид портит?» - это не к нам.

Некоторые проекты у нас длятся по нескольку лет – они требуют не только организации или встраивания пространства под мультимедиа, но и постепенного обновления экспозиции, не говоря уже о постоянных согласованиях и получении финансирования, особенно в случае с государственными музеями.

Классическая музейная среда довольно консервативна, она вначале без энтузиазма воспринимает новшества, в особенности технические. Я – не исключение. Тут нет парадокса: мне психологически бывает довольно сложно перейти на более новый софт, поменять мобильный телефон или автомобиль. Однако что касается моей работы, я понимаю: если хочешь, чтобы экспозиция вместила нужное количество экспонатов и информации, необходимо привлекать не только пространственные ресурсы, но и информационные. А это мультимедиа. Я тогда, несколько лет назад, даже еще не представляла себе, насколько безграничные возможности эти технологии дают музеям и образовательным центрам. Впрочем, дают всем, кто обратил на них внимание, преодолел свой консерватизм и начал правильно их использовать.

НЕ САМОЦЕЛЬ, А ИНСТРУМЕНТ

Подобрать и предложить оборудование, как вы понимаете, дело важное, но важнее понять – зачем вы его предлагаете. В рамках той концепции, которую мы разрабатываем, необходимо сформулировать, какой вы делаете музей: с уже существующими экспонатами, образовательную экспозицию, музей, у которого нет материальных экспонатов (как было со «Вселенной воды») или комплексный проект, включающий и постоянную экспозицию, и динамический контент.

Нам с моими коллегами приходилось работать с разными проектами, многие из которых и музеями-то можно назвать с большой натяжкой: скорее, образовательными центрами, выставочными площадками при предприятиях, на которых показывалось то, чем предприятие занимается. Петербургский Водоканал, скорее, исключение – они с нашей помощью выстроили целый информационно-развлекательный комплекс, представляющий все знания о воде широкой публике. В большинстве же таких случаев это заканчивается формированием коллекции предприятия для узкого круга людей.

176_2.jpg

Для нас мультимедиа в проекте – не самоцель, а исключительно инструмент донесения информации в интересной для взрослого человека или тем более ребенка форме. В этом случае мультимедиа служат как информационным, так и развлекательным инструментом: во-первых, это некий механизм, позволяющий включить и использовать практически бесконечное количество разноформатной информации, во-вторых – это средство для создания разного рода игр и развлечений, и пространственно образующий элемент. Есть вещи, которые не повесишь на стены и не напишешь на табличках – просто места никакого не хватит. Для этого существует огромный арсенал мультимедийных технологий от экранов для демонстрации фильмов и информационных киосков до объемных интерактивных объектов, заменяющих макеты и диорамы.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ВОДЫ

Во «Вселенной воды» вообще не было экспонатов. Там единственный экспонат – вода. Но ее там тоже нет. Переда нами стояла задача интересно рассказать все о воде в старом резервуаре XIX века на территории Водоканала. Родилась концепция нового музея: тема воды должна быть понятна сразу, поэтому помимо информационной и дизайнерской функции, мультимедиа призваны были «погрузить» посетителя в водную стихию : вода везде присутствует виртуально, на большом панорамном экране при входе – фильм о разных состояниях водной стихии: океаны, моря и реки, цунами и лавины, снежные пустыни и айсберги, водопады и пр. Обычный двухмерный фильм, но за счет качества и больших размеров экрана он производит сильное эмоциональное впечатление. Звуки дождя, снег, гром – все это тоже часть экспозиции. Основное пространство музея занимают прозрачные стеклянные экраны – у них важная роль – именно на них колышется, течет, бурлит и переливается виртуальная вода. По мере следования группы на эти экраны выводится фильм на тему рассказа экскурсовода. Прозрачность экранов сделали экспозицию не только невесомой и прозрачной, но и позволили насытить помещение большим количеством информации. Причем эта информация может меняться: надо отдать должное сотрудникам Водоканала, они следят за тем, какие темы более интересны конкретной группе, какие – нет. Так экскурсовод может менять маршрут и темы сюжетов.

Решение действительно оказалось очень интересным, если не единственно возможным. Нам еще очень повезло с партнерами в этом проекте: технические гении компания «АСКРИН» очень грамотно подобрали оборудование под задачи проекта. Мы с ними до сих пор работаем, и я не перестаю радоваться возможности сотрудничества с ними.

176_3.jpgДальше – больше. После музея воды мы получили предложение переделать детский экологический центр, тоже при Водоканале. Работая над проектами, я и мои коллеги уже серьезно познакомились с мультимедийными технологиями и их возможностями, хотя тогда еще они не стали неотъемлемым элементом музейного дела на рынке. А для меня благодаря музею воды они стали не только вспомогательным элементом, но и дали возможность строить на этих технологиях экспозиционные концепции.

На этот раз мы попытались все технические составляющие «растворить» в интерьере. Другими словами, чтобы железок не было видно. Они в экоцентре встроены в текстильное панно, в композицию из растений и аквариумов. Наша задача была показать ребенку, что такое круговорот воды в природе, как происходит очистка воды, как вода приходит к ним в дом. И так, чтобы ребенок заинтересовался и задумался. Задача была не столько техническая, сколько методическая: информация должна быть доступной детям от трех лет.. Для этого были придуманы мультики, главной героиней которогоых стала Капелька. Она путешествует по морям и рекам, по нашим домам, где помогает людям, попадает на предприятия водоканала, где очищается и возвращается в природу. Фрагменты мультика выводятся на разные экраны видеостены – в зависимости от того, что рассказывает в данный момент педагог.

Попробуйте детям лет 3-8 на пальцах рассказать про проблемы экологии – они уже через три минуты начнут отвлекаться, щипаться, заниматься всем, чем угодно, только не слушать. А тут включаются экраны на декоративной стене, с другой стороны плавают рыбы, в середине зала – имитация корабля, за штурвалом которого можно постоять и ответить на вопросы.  И в интерьер, искусственную среду, включена природная среда – кадры фильмов о животном мире, океанах и морях, разная вода - снег, дождь, град. В большой Интерактивный тач-стол для старших школьников заложены игровые программы с разными уровнями. Здесь нужно собрать карту балтийского региона или проложить путь кораблям, правильно составить пищевую цепочку, чтобы твоя команда выиграла. От этих игрушек взрослых-то не всегда оторвешь…

Потом маленькие дети идут в специальную лабораторию с электронным микроскопом и большим экраном, где им та же Капелька в доступной форме показывает, как очищается вода, а старшие могут исследовать, какой, к примеру, стиральный порошок наиболее опасен для экологии, там же стоит интерактивная система опроса с пультами: дети, отвечая на вопросы викторины, сразу видят результаты на экране, и т.д. И никто не ерзает и не отвлекается. Потому что мы говорим с ними на понятном им языке. Они же сегодня уже рождаются компьютерно грамотными, хотя при этом мультик им интереснее цифр и процентов.

Еще одна из аскриновских «фишек» - голографический театр – технология, у которой большое будущее, несмотря на затраты на ее реализацию. Когда в экоцентре появилось помещение, мы сделали в нем такую инсталляцию. Там совмещаются разные способы визуализации - идет документальное кино о природе Балтийского моря, на фоне которого появляются и «подплывают» к зрителю псевдоголографические, но вполне реальные трехмерные представители флоры и фауны, а на заднем плане возникает соответствующая инфографика. Излишне говорить, что возможности этой шоу-технологии также почти безграничны.

ГОРОД СОЛНЦА МУЗЕЙЩИКА-МУЛЬТИМЕДИЙЩИКА

Любопытно, что когда я начинаю на начальном этапе поднимать вопрос о мультимедиа в так называемых классических музеях, где сотрудники временами более консервативны, то многие из них начинают на меня смотреть как на техноманку, которая хочет обвешать любимое ими пространство кабелями и телевизорами. Им уже видятся толстые черные провода, свисающие с полотен и телевизионные ящики, по размерам конкурирующие с некоторыми масштабными произведениями живописцев.

176_4.jpg

Со временем их опасения рассеиваются или проходят , однако в действительности проекты, связанные с классическими музейными экспонатами, надо делать очень тонко, тут есть свои нюансы. Во многих городах, но особенно в Петербурге, музеи расположены в исторических зданиях, чем архитектурный облик создан великими архитекторами. Даже когда можно что-то поменять, не факт, что, размещение рядом с экспонатом интерактивныйго киоска или плазммы, не нарушит целостности экспозиции. Можно, конечно, может разместить мультимедиа в другом месте, но при этом мало шансов, что заинтересовавший посетителя экспонат и связанная с ним информация, которую он хотел найти на месте, продолжат его интересовать, пока он добирается до киоска или плазмы.

Поэтому наша задача - найти правильное решение для внутреннего пространства музея, позволяющее помочь посетителю, когда его что-то заинтересовало, чтобы он не забыл об этом и не поленился воспользоваться киоском. Пример такого решения – полотно И.Е.Репина «Заседание Государственного совета» в Русском музее. Картина с множеством персонажей и эскизы к ней, занимают целый зал. Не поверите, но до недавнего времени рядом висел планшет с номерками, каждому номерку соответствовал персонаж и его описание. Несколько лет назад мы повесили на противоположную стену интерактивную панель, на которой вы сами можете, выбрав персонажа картины, получить информацию о нем.

Мультимедийные технологии в музеях дают бездну возможностей показать что-то из запасников, то, что по разным причинам не выставляется. Помимо этого,проанонсировать интересные проекты для посетителей, например, приходите такого-то числа, будет феерическое лазерное шоу скульптур из запасников музея. Но при всем том, я не устаю повторять: мультимедиа – это инструмент, только помогающий познанию. Если вы смотрите на картину в музее – это произведение искусства, если вы выгрузили изображение картины на экран компьютера в цифровом формате– это информация о ней

В связи с этим еще одна задача проекта, которую мы должны решить: заложить изначально столько возможностей в проект, чтобы и через пять лет он не устарел, а мог развиваться дальше, даже если оборудование устареет. Пока, к сожалению, для многих музеев это дорогое удовольствие.

176_5.jpg

Но бывает, случается проект-мечта. Такими для меня оказались Экоцентр и Вселенная воды: там все, что мы задумали, все осуществили. И средства были, и абсолютное доверие руководства водоканала и высокий профессионализм партнеров.

Из недавних проектов запомнился музей МЧС на Васильевской острове. Там меньше 12 кв.м. Из экспонатов – водолазный костюм, якорь и подзорная труба , но даже эти экспонаты мы находили сами. Тут мультимедиа нам очень пригодились: всю историю МЧС мы рассказали в кино-форме. На входе сидит восковая фигура Петра I, на лицо проецируется изображение, так что создается впечатление, что он сам говорит – рассказывает истории. Перед ним – сундук, где спрятан проектор. Если посмотреть в подзорную трубу – открывается панорама Петербурга начала XVIII века. Там же мы впервые применили смарт-стекло: входишь – оно прозрачное, за ним расположены гравюры, начинается кино – стекло становится экраном и на него проецируется изображение.

Сегодняшний музей уже не может обойтись без современных технологий, будь то мультимедиа, или освещение, или авторский артобъект. Просто музеи бывают разными и мультимедийные технологии в них должны быть разные. Главное найти баланс между всеми составляющими экспозиции – архитектурой и дизайном, экспонатами и технологиями, информацией и эмоциональным восприятием, наукой и развлечением.

Журнал "EQUAL AV", № 2 (20) 2012

Городская история: высокие технологии для мегаполиса Городская история: высокие технологии для мегаполиса
Стала ли прошедшая почти три года назад Олимпиада  в Сочи праздником или бедствием – вопрос философский...
40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд 40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд
Уже в шестой раз фасады зданий Москвы стали холстами для масштабных видеопроекций участников фестиваля "Круг света".
Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света» Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света»
В рамках Московского международного фестиваля "Круг света" 24 и 25 сентября состоялась двухдневная образовательная прогр...
Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором? Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором?
Краеугольным камнем в вопросе воздействия на потенциального клиента является выбор средства отображения вашей рекламы.
Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов
За прошедший год на YouTube было размещено много 360-градусных музыкальных клипов. Горячая десятка самых интересных среди них.
Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх
На вопросы АВ Клуба отвечают Сергей Дудников, отвечающий за продажи Coolux в России и Дмитрий Челноков, ведущий инженер компании.
Все статьи
Видео
Музейные сокровища – народу: мэппинг на Дворцовой площади
Для нескучной тренировки: Google Street View и VR-шлем
Все видео
RFID-карты, интерактивные мониторы и сенсорная навигация в тюрьме RFID-карты, интерактивные мониторы и сенсорная навигация в тюрьме
Датская тюрьма Хорсенс, в которой с 1853 по 2006 год содержались политзаключенные и военные преступники, открылась как музей.
Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое
Оснащение "Ленинград-Центра" демонстрирует самые современные приемы и методы организации подобных пространств.
Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке
Компания ВИАТЕК спроектировала и оснастила комплексом аудиовизуальных средств "Приморский океанариум" на острове Русский...
Оснащение сцены ресторана экранами и проекторами Оснащение сцены ресторана экранами и проекторами
Компания "ВИЖУАЛПОИНТ" оснастила проекторами и экранами сцену ресторана "Портленд" для проведения арт-шоу.
Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле" Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле"
Компания «Эй Три Ви» спроектировала и установила аудиовизуальные и мультимедийные системы для музея-заповедника “Куликово поле”.
Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине
В Южно-Сахалинске после реконструкции открылся киноконцертный зал «Октябрь» - главный кинотеатр город еще с советских времен.
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
Презентация с вебинара от 26/11/2015, формат А4, альбомная, 41 полоса.
Все файлы
Почему игра Pokemon GO важна для рынка профессионального AV
Гари Кей
“Если вы живете на необитаемом острове, то, возможно, и не слышали о новой игре с дополненной реальностью Pokemon GO...”
Гари Кей
Основатель портала rAVe
3D мэппинг как вишенка на торте: о мультимедиа и кулинарии
Степанов Евгений
“В этой публикации мы рассмотрим все аспекты создания 3D мэппинга на торт: разработку контента, технические средства, стоимость проекта...”
Степанов Евгений
Руководитель отдела продаж - Dream Laser
Coolux – очень гибкая система, как в работе, так и в цене
Дудников Сергей
“Развитие мэппинга сделало необходимым и развитие инструментов, позволяющих создавать удивительные проекционные эффекты. ”
Дудников Сергей
Директор представительства Coolux в России
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/