20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Чтобы березы не дали дуба мультимедиа помогают экологии…

Автор: Мария Бонькина

Журнал "EQUAL AV", № 2 (20) 2012

Был такой фильм в советское время, назывался «Через тернии к звездам». В нем речь шла об экологической катастрофе на планете Десса – люди на ней могли дышать только через противогаз, ходить в специальной защитной одежде. Поверхность планеты выглядела соответственно: темно-желтые ядовитые пыльные бури, развалины некогда жилых сооружений, звери-мутанты, сточные трубы предприятий, продолжающих сливать отходы в остатки тоже отравленных водоемов, ну, и все другие красоты в духе фильма. Наконец, хорошим землянам, несмотря на козни злого Туранчокса, удалось очистить Дессу и спасти ее жителей. В конце фильма появлялась надпись, смысл которой сводился к тому, что съемки экологической катастрофы отнюдь не постановочные, а сделанные в некоторых промышленных районах тогда еще Советского Союза… Цензура по понятным причинам этот титр убрала (дело было в 1981 г.)

Спустя тридцать лет вряд ли можно говорить о позитивных изменениях в экологии, скорее наоборот, более того, отношение человека к существующим ресурсам как было потребительским, так и осталось. Однако находятся добрые земляне, которые пытаются объяснить подрастающему поколению всю серьезность момента. А мультимедиа им в этом весьма эффективно помогают.

Как это делают в двух детских экологических центрах -  рассказывают директор московского детского Экоцентра «Воробьёвы горы» на Андреевской набережной А.И. Крылов и сотрудники петербургского детского центра при Водоканале Северной столицы.


ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛЮТИКА КАШУБСКОГО

179_1.jpg

Детские эко-центры преследуют, прежде всего, цель рассказать в легкой, доступной, игровой форме о серьезной проблеме загрязнения окружающей среды и как отдельный человек может помочь ее решить.

В московском центре экспозиция ориентирована пока по большей части на старших школьников, хотя есть программы и для самых маленьких. Все экскурсионные программы рассчитаны на то, чтобы показать, сколько нужно природных ресурсов, чтобы жизнь была такой, какой мы ее привыкли видеть и которую воспринимаем как должное: теплые, светлые дома, постоянное присутствие холодной и горячей воды в водопроводе и т.п. Дети очень хорошо воспринимают информацию, если тема или экспонат предусматривают интерактивность.

В таком центре необходимо добиться тесной взаимосвязи содержания со способами подачи информации. В московском центре есть такая содержательная особенность: широта информации и игра через три уровня:  квартира – город – планета. А также трехуровневая интерактивность экспозиции. Первый уровень – это физическое взаимодействие с объектами: у детей есть возможность попробовать разные виды шума, подобрать определенного вида лампочку для дома, погулять по виртуальному дому – с источниками ресурсных затрат – в ванной, гостиной, спальне, на кухне, прихожей и т.д. А также познакомиться поближе с системой выработки электроэнергии путем втыкания стилизованной вилки в не менее стилизованные розетки, каждая из которых соответствует определенному источнику энергии и т.д.

Второй уровень – мультимедийные игры. Третий – интерактивная трехмерная стерео-визуализация, позволяющая вращать объект, как надо и получать о нем дополнительную информацию.

Конечно, достаточно большую роль в создании такой экспозиции играет уже существующий опыт мультимедийных инсталляций, а также так зрелищность экспонатов, их визуальная привлекательность. В таких экспозициях посетитель зачастую остается с экспонатом один на один, и пока с ним не произведешь какого-то действия, он никакой информации не выдаст. Поэтому все экспонаты и информация должны быть визуально очень хорошо оформлены. А задачу эту могут выполнить только мультимедиа.

Создание контента под концепцию экспозиции – основная проблема для всех, для московского Экологического центра она приняла особый характер, потому что он широко использует в своей образовательной программе трехмерные изображения природных объектов. Если специалист по 3D моделированию хорошо знаком с предметом этого моделирования – это вовсе не гарантия успеха. Прямые архитектурные линии умеют рисовать почти все, но природные объекты, тем более в динамике – практически никто, кроме того, не каждый разработчик понимает, что его ожидает при выполнении такой работы. Когда для Центра моделировали в стерео лютик кашубский, 3D-специалисты много работали над полной идентичностью модели с живым объектом, в частности с с корневой системой. Это один из самых сложных элементов с создании мультимедийной экспозиции.

179_2.jpg 179_3.jpg

Был случай, когда специалист делал анимацию зоны контакта литосферных плит: три дня с ним работали три методиста, сам он обложился всеми возможными картинками. В итоге ничего не вышло. Потому в случаях создания подобного контента необходим неформальный подход, проникновение в существо вопроса и отнюдь не формально-механическое. Мы должны были этим изображением объяснить зрителю, что процессы идут миллионы лет – анимация должна была быть такой, чтобы ребенок ощущал, с одной стороны, длительность этих процессов, с другой – последовательность формирования рельефа, гор, равнин и пр. Создание такой модели природного объекта – весьма трудоемкая и тяжелая вещь.

Необходимо помнить, что за стерео-изображением объектов будущее. И уже не столь отдаленное: сейчас в рамках государственного контракта создаются многомерные электронные образовательные ресурсы, которые планируется внедрить в каждый класс вместе с очками и другой необходимой технической базой.

Помимо работы с технологиями, позволяющими получить трехмерный объект и двигать его, Центр располагает еще стереокинотеатром, в котором показывается фильм «Спасем нашу планеты» - об уменьшении площади приполярного ледового покрова, истощении биоресурсов мирового океана, а также о сокращении площади экваториальных и тропических лесов. Стереоизображение позволяет сильнее проникнуться драматизмом ситуации.

Большая сенсорная панель позволяет комплексно представить детям проблему глобальной экологии: короткие видеоролики рассказывают об экологической ситуации в разных районах планеты, о причинах проблем, путях решения, о том, что может сделать каждый из нас. Панель позволяет также 1-3 детям одновременно играть в «экологические» игры по соответствующим темам. Игры им всегда нравятся – это наиболее доступный способ привлечь ребенка к теме и заставить задуматься и что-то запомнить.

ВЕСЕЛО О ГРУСТНОМ

Практика показывает, что и об экологии можно рассказать позитивно. Главное, чтобы это было наглядно и предполагало интерактивность. Запись в детский экологический центр Санкт-Петербурга производится аж за несколько месяцев – и не только из-за голографического театра, где можно посмотреть на стерео-рыб, и множества других мультимедийных игрушек, дорогих детскому сердцу, но, и прежде всего, благодаря возможности делать что-то самим: постоять за штурвалом корабля, проверить стиральный порошок на содержание фосфатов и посему – на степень вредности… Не говоря уже об электронной системе голосования, в которой детям задают вопросы, не имеющие однозначных «правильных» ответов – скорее даются темы для размышления, которые после проведения голосования обсуждаются всеми участниками.

179_4.jpg 179_5.jpg

Есть множество серьезных тем, о которых дети слышали еще в школе и которые если и не вызывали у них зевоту, то уж в любом случае – никакого отклика в уме или сердце. К примеру, какие эмоции вызывала у вас в детстве тема круговорота воды в природе? В лучшем случае вы вспомните большой плакат со стрелками от стадии к стадии… Дети в Центре получают возможность на протяжении всей экскурсии постигать тот или иной этап круговорота с помощью мультяшной Капельки, которая периодически возникает на том или ином экране и рассказывает-показывает, как все это происходит. Тут визуализированы все уастники процесса: вода, очистные сооружения, взаимодействие с человеком, последствия небрежного отношения к природе, мусор и т.п. Словом, в любом случае намного эффективнее один раз увидеть, чем много раз услышать.

Проникнувшись особенностями природных процессов, дети получают возможность работы с электронным микроскопом – они рассматривают капельку ила – то, что видно в микроскоп, выводится на экран, одновременно идет рассказ о способах очистки воды, группа получает лабораторные задания, потом идет обсуждение его результатов. Здесь же им показывают фильм о стиральных порошках – вот вы, к примеру, задумываетесь о последствиях использвания того или иного стирального порошка? А дети после посещения Центра задумываются и уж точно сообщат родителям о хлоре и фосфатах – убийственных для воды… По крайней мере, если дети и их родители после этого начнут смотреть на состав порошка прежде, чем его покупать и использовать, считайте, цель достигнута. Лаборатория также дает возможность проверить образцы воды на наличие вредных веществ –важно, чтобы программа была максимально приближена к жизни и наряду с познанием позволяла играть, тогда, скорее всего, запомнится. Это технологии меняются со временем, а механизмы работы мозга остаются неизменны…

Городская история: высокие технологии для мегаполиса Городская история: высокие технологии для мегаполиса
Стала ли прошедшая почти три года назад Олимпиада  в Сочи праздником или бедствием – вопрос философский...
40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд 40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд
Уже в шестой раз фасады зданий Москвы стали холстами для масштабных видеопроекций участников фестиваля "Круг света".
Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света» Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света»
В рамках Московского международного фестиваля "Круг света" 24 и 25 сентября состоялась двухдневная образовательная прогр...
Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором? Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором?
Краеугольным камнем в вопросе воздействия на потенциального клиента является выбор средства отображения вашей рекламы.
Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов Горячая десятка самых интересных музыкальных VR-клипов
За прошедший год на YouTube было размещено много 360-градусных музыкальных клипов. Горячая десятка самых интересных среди них.
Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх
На вопросы АВ Клуба отвечают Сергей Дудников, отвечающий за продажи Coolux в России и Дмитрий Челноков, ведущий инженер компании.
Все статьи
Видео
Для нескучной тренировки: Google Street View и VR-шлем
Трехмерная проекция улиц и автомобилей в небе
Все видео
Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое
Оснащение "Ленинград-Центра" демонстрирует самые современные приемы и методы организации подобных пространств.
Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке
Компания ВИАТЕК спроектировала и оснастила комплексом аудиовизуальных средств "Приморский океанариум" на острове Русский...
Оснащение сцены ресторана экранами и проекторами Оснащение сцены ресторана экранами и проекторами
Компания "ВИЖУАЛПОИНТ" оснастила проекторами и экранами сцену ресторана "Портленд" для проведения арт-шоу.
Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле" Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле"
Компания «Эй Три Ви» спроектировала и установила аудиовизуальные и мультимедийные системы для музея-заповедника “Куликово поле”.
Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине
В Южно-Сахалинске после реконструкции открылся киноконцертный зал «Октябрь» - главный кинотеатр город еще с советских времен.
Мэппинг на монастырь: 335 кв.метров по 200 люмен на метр Мэппинг на монастырь: 335 кв.метров по 200 люмен на метр
Для создания мэппинг-шоу были задействованы три проектора Christie Boxer 4K30, которые обеспечили уровень яркости свыше 90 000 люм...
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
Презентация с вебинара от 26/11/2015, формат А4, альбомная, 41 полоса.
Все файлы
Почему игра Pokemon GO важна для рынка профессионального AV
Гари Кей
“Если вы живете на необитаемом острове, то, возможно, и не слышали о новой игре с дополненной реальностью Pokemon GO...”
Гари Кей
Основатель портала rAVe
3D мэппинг как вишенка на торте: о мультимедиа и кулинарии
Степанов Евгений
“В этой публикации мы рассмотрим все аспекты создания 3D мэппинга на торт: разработку контента, технические средства, стоимость проекта...”
Степанов Евгений
Руководитель отдела продаж - Dream Laser
Coolux – очень гибкая система, как в работе, так и в цене
Дудников Сергей
“Развитие мэппинга сделало необходимым и развитие инструментов, позволяющих создавать удивительные проекционные эффекты. ”
Дудников Сергей
Директор представительства Coolux в России
Все мнения