20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Чем повернется к нам избушка? Новые технологии и индустрия гостеприимства

Автор: Мария Бонькина

Даже Бабе Яге было понятно, что прежде чем решить, что делать с гостем – съесть или жизненный совет дать – его следует сначала накормить, обогреть, в бане выпарить, а потом уж все остальное. Поэтому в некотором роде ее можно считать основоположницей сегмента HoReCa, по крайней мере, на отечественном рынке. Со временем, конечно, гостеприимство эволюционировало в коммерческую индустрию, хотя и с менее драматичными последствиями для своих клиентов.

Если серьезно, рынок HoReCa, объединяющий отели, рестораны и обслуживание мероприятий, в России достаточно неоднороден: в каких-то своих сегментах развит, в других – только начинает развиваться. Это отражается на объемах инвестиций в мультимедийные проекты, а также на самой философии применения новых технологий в местах питания, проживания и обслуживания гостей. Каковы основные тенденции развития мультимедиа в компаниях этого сегмента, в чем сложности и особенности осуществления таких проектов, - делятся собственным опытом наши эксперты.


307_1.jpg

КНОПКА ДЛЯ КЛИЕНТА

По всем позициям самый массивный пласт сегмента HoReCa – это отели. Мало того, что их услуги в большинстве случаев включают в себя не только проживание, но и рестораны, кафе, обслуживание мероприятий, развлечения и т.п., - весь этот спектр предполагает наличие серьезных инвестиций в том числе и в высокие технологии – от конференц-залов, систем Digital Signage до панелей в номерах для видео по запросу, не говоря уже о системах коммутации, звуковой подготовке, разработке контента и пр.

Сергей Колесников, вице-президент Российской Ассоциации рестораторов:

Отели – инвестиционно емкий бизнес, тут другие масштабы, нежели в ресторанах. Нормальный срок окупаемости отеля 10-15 лет, тогда как в ресторане максимум 3 года. Сегодня в отелях, помимо джентельменского мультимедийного набора в виде конференц-залов и экранов с навигацией, можно встретить «умный» номер, в котором вся клиентская информация об оплате счетов, меню ресторанов, доставке еды и напитков, дополнительных услугах визуализируется на сенсорной панели. С нее же постоялец отеля может безо всяких языковых барьеров заказывать себе услуги в номер, поскольку уборка, еда, химчистка и т.п. отображаются с помощью кнопок-иконок. Конечно, такие «фишки» напрямую не влияют на доходность отеля. Однако становятся вполне оправданными в условиях борьбы за клиента

Есть и оборотная сторона отельного бизнеса в России – очень часто отели в разных городах нашей необъятной страны строятся турецкими подрядчиками, которые подряжаются в том числе и на поставку аудио-видео- оборудования и делают это по критерию дешевизны. Стоит ли говорить, что зачастую такое оборудование малофункционально и, мягко говоря, не соответствует задачам отеля. Зачастую такие готовые бюджетные решения становятся камнем преткновения для интеграторов, которые сталкиваются с нежеланием заказчика что-то менять, пока совсем все не сломается. Увы, не все понимают, что слабый проектор, неправильное освещение, маленький экран лишает владельцев отеля одного из основных источников дохода.

Екатерина Кривченкова, менеджер проектов компании ASCREEN:

Если говорить о сетевых отелях, то чаще всего здесь используются определенные стандарты оснащения оборудованием… То, что поставляется в одну сеть, может кардинально разниться с тем, что поставляется в другую. Сходство заключается в используемых системах – это система отображения (на базе проектора и экрана), акустическая система, интегрированная система управления. Видна тенденция перехода к единому управлению всем комплексом оборудования на планшетных устройствах, например, Apple iPad. В большинстве своем российские отели используют достаточно простые AV-решения, без особых приложений и специального контента. Редко в сетевых отелях можно встретить, например, мультимедийные информационные киоски, предоставляющие разностороннюю информацию для гостей: от навигации по отелю и городу до возможности бронирования номеров… или же интерактивные доски – многофункциональные устройства для проведения деловых мероприятий в конференц-зале или переговорной… Однако приятно осознавать тот факт, что все чаще появляются отели, открытые для диалога и готовые на эксперименты по внедрению нового оборудования и программных продуктов

307_2.jpg

Игорь Ищеев, технический директор компании POLYMEDIA:

Отели – лидеры рынка HoReCa. Это объясняется тем, что для поддержания высокого статуса гостиницы требуется не только обновлять номерной фонд, но и оснащать деловую часть и зону рекреации аудивизуальными комплексами наиболее современного уровня… Сегодня наиболее востребованные решения для отелей – это создание бизнес-центров, поскольку такие проекты всегда приносят существенную прибыль, что уже осознали все крупные сети

Алексей Волков, руководитель направления аудиовизуальных комплексов компании «КРОК»:

В России и СНГ растет интерес к системам информационного оповещения о новинках и специальных предложениях… Но пока не на том уровне, как в Европе или США… У отелей востребованы конгресс-центры. Интерактивные системы навигации, светодиодные фасады зданий – в том числе и с целью получения рекламных доходов, - все это сегодня уже пользуется спросом у заказчиков данного сегмента

Александр Суховский, технический директор компании «Брюллов Консалтинг»:

Сегодня в сегменте HoReCa используются практически все высокотехнологичные решения. Активно интегрируются системы IP-телевидения и видео по запросу, конференц-системы и прочее. Главная специфика работы с гостиничными комплексами – это стандартизация требований к оснащению отелей одной сети по всему миру. Согласование изменений в технических требованиях в соответствии с современными тенденциями и особенностями российского рынка – не всегда простой и быстрый процесс. Вторая важная особенность, с которой нам приходится постоянно сталкиваться в нашей работе – совместимость с уже существующими системами. Например, система платного гостиничного телевидения должна быть полностью совместима с уже работающей системой оплаты номеров и услуг отеля. И еще одна сложность – это дизайн. Требования к нему в отелях иногда выходят на первый план. Каждый собственник старается выделиться уникальным дизайном, при этом вписать в этот него мультимедиа – задача не из легких – это относится как к самим устройствам, так и к способам их монтажа

ДУШЕВНАЯ АТМОСФЕРА ИЛИ МУСОР ДЛЯ ГЛАЗ И УШЕЙ?

Если с отелями все более-менее ясно, со всеми их особенностями и сложностями, то рестораны – менее прозрачный и инвестиционно емкий сегмент. Хотя, на первый взгляд, с ними все проще с точки зрения мультимедиа. Многие эксперты сходятся во мнении, что тут можно выделить две группы: рестораны высокой кухни, в которых из высоких технологий может быть актуален разве что направленный звук и какая-нибудь панель и то не факт. Вторая группа – места подемократичнее с претензией на спортивные трансляции, где как минимум необходимы большой экран с проектором или ЖК, или несколько таковых поменьше, но в разных местах… Хотя и в масштабах небольшого кафе можно наблюдать некоторые тенденции мультимедийного рынка.

307_3.jpg 307_4.jpg

Михаил Невзоров, региональный менеджер по России и СНГ компании Mitsubishi Electric:

В спортбарах и кафе проекционное оборудование постепенно вытесняется ЖК-панелями с телевизионной матрицей. Я сам зачастую наблюдаю в таких заведениях сиротливо висящий старенький проектор, который уже никто не использует, а выбросить жалко, и новые ЖК-панели – одну или несколько – в зависимости от целей руководства. Причина такого вытеснения понятна: с одной стороны, панель проще и нагляднее, она практически не требует эксплуатационных расходов, не надо следить за лампами и фильтрами и т.п. К тому же в некоторых отечественных кафе пока курят, этот дым плохо влияет на проекционное оборудование, вкупе с испарениями от кухни. Для обычного кафе достаточно несколько ЖК-панелей. Проектор может понадобиться, если хозяин заведения планирует проводить корпоративы – тогда без большого экрана не обойтись. В таком случае лучше использовать DLP и большой экран в 150 дюймов… НО всегда надо помнить, что люди приходят в кафе или ресторан чтобы поесть и пообщаться, а не посмотреть или послушать…

Другое дело, конечно – создание атмосферы в заведении. Проект, напрямую денег не приносящий, однако с точки зрения лояльности клиентов очень даже ключевой. Многие наши эксперты говорили о важности обстановки в ресторане или кафе, созданию которой в значительной степени способствует мультимедиа. Другими словами, если вы сидите за столиком, мило общаясь со своим визави под звуки ненавязчивой музыки, вы можете ее даже не заметить. Однако если вы пришли в заведение, где звуковая подготовка отсутствует – вы, скорее всего, это сразу заметите, потому что привыкли к уже определенным стандартам комфорта.

Андрей Скоморовский, компания «Слон» (Калининград):

Основная особенность наших проектов для ресторанов – это обучение заказчика основам звукового оформления залов, в том числе и таких, в которых будет находиться большое количество людей. Часто приходится практически на пальцах объяснять клиенту, что от количества и качества акустических систем прямо зависит комфорт посетителей… Что чем больше акустики и чем она лучше, тем тише и локальнее она будет звучать... Оборудование таких объектов системами видеоотображения обычно укладывается два-три варианта: обеспечение вещания спутника, возможность переключения на внутренние источники, иногда наличие проектора под мероприятия

Ирина Кобленц, продакт-менеджер направления звукового оборудования компании AUVIX (Москва):

307_5.jpg

Когда речь идет о качественном музыкальном звучании в ресторанах, то, как правило, есть определенная активная зона прослушивания, которую нужно оснастить направленным звуком. Какие решения использовать – зависит от дизайна помещения и целей заказчика. Главный критерий выбора – мощность, сила звукового давления и возможность работы в стереорежиме. Также важные моменты – правильно встроенный звук, грамотно подобранные музыкальный контент и громкость, так как все это влияет на настроение клиента и на то, сколько времени он проведет в это месте… Сложность таких проектов заключается в том, что акустику планируют по остаточному принципу, а поэтому стоит ли удивляться, что на стадии строительства не продумываются влияющие на звуковую подготовку моменты. Отсутствие кабельных сетей, возможности врезать акустику или непригодность, к примеру, потолка для встраивания некоторых моделей стерео-оборудования – не редкость

В процессе нашего опроса нередко встречалось мнение, что мультимедиа для многих ресторанов – не столько необходимость, сколько нечто, установленное для WOW-эффекта. Статусные рестораны премиум-класса ограничиваются либо направленным звуком, либо живой музыкой и какой-нибудь панелью для собственных роликов. Хотя, как вы увидите из материалов этого номера, и весьма гламурный ресторан, вернее, его руководители, могут подумывать о спортивных трансляциях для своих небедных клиентов.

С другой стороны – более экономичные заведения зачастую вкладываются в мультимедиа по остаточному принципу, и то не особо думая о контенте. Картинка МузТВ на панелях и не совпадающее с ней музыкальное сопровождение – явление тоже, увы, нередкое.

Михаил Невзоров:

Часто картинка в таких заведениях – это мусор для глаз. У нее вспомогательная функция, хотя в таких случаях довольна бесполезная, по-моему. Люди приходят поесть, а не получить информацию. Поэтому ресторатору и не надо тратиться на мультимедиа, если он не хочет, чтобы его заведение включало в себя элементы спортбара. В последнем случае большой экран может быть наживкой для клиента

Сергей Колесников еще более категоричен:

Несколько лет назад я сам мечтал открыть собственный ресторан. Сейчас я наверняка знаю, что этого делать не буду: это сложнейший бизнес на грани операционной рентабельности, если работать «вбелую». Затраты на WiFi можно понять – без доступа к Интернету сегодня почти никто в кафе или ресторан не придет. А вот если не будет цифрового меню, но будет вкусная котлета – придут и не один раз. Многие рестораны без экранов с невнятным контентом вообще выглядели бы прекрасно. Поэтому, чтобы оправдать затраты на технические изыски, нужно нанимать маркетолога и создавать контент. А это тоже затраты, которые неизвестно когда себя окупят и окупят ли… А удивлять клиента можно и хорошей кухней, и чистыми местами общественного пользования, которые, кстати, можно сопроводить звуковой подготовкой. И не так затратно и клиенту приятно

Правда, надо сказать, что большинство наших экспертов все же считают, что затраты на мультимедиа при грамотном подходе – не столь значительная доля расходов на проект, а преимуществ дает множество. Если, разумеется, владельцы заведения не хотят закрыться через два года лишь потому, что не преодолели порога окупаемости из-за «невозвращаемости» к ним клиентов. А последнее следствие того, что в заведении не уютно.

ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ЕДА

Одно из сравнительно новых сегментов рынка HoReCa – предоставление пространства и обслуживание мероприятий – от деловых встреч до масштабных конференций и шоу. При всем, на первый взгляд, богатстве выбора, площадок, на которых можно провести на должном уровне масштабное мероприятие не так много, а оснащенных по последнему слову техники, способных отвечать всему спектру мультимедийных потребностей клиента – единицы.

Из технических решений в этом сегменте представлен весь спектр мультимедийного рынка – конференц-системы, ВКС, видеостены, пресс-центры, системы DS, проекционные технологии, программные решения – от внутренней навигации и телевидения до управления контентом клиента и профессионального телевещания. Ресторанное обслуживание, как правило, в таких организациях осуществляется внешними силами. Применяются также арендные решения, если под конкретное мероприятие стационарного оборудования не хватает.

307_6.jpg 307_7.jpg

Ирина Кобленц:

В случае с кейтерингом может использоваться активная акустика, портативные комплексы, которые можно легко собрать-разобрать и удобно перевозить. Это, как правило, активные колонки, сабвуферы, радиомикрофоны, микшеры и т.п

Директор одного такого пространства, пожелавший остаться не названным:

Мы даем эксклюзивный продукт рынку. Наша компания может провести мероприятие любого масштаба, включая театральное шоу, и быть уверенной, что все силы направлены на обслуживание именно этого мероприятия. Поэтому мы в свое время максимально вложились в оборудование – у нас уникальная конференц- система и трансформируемые под любые задачи зал. В отелях, даже самых продвинутых, такие мероприятия растворились бы в атмосфере самого отеля. А у нас все – и только для клиента

Впрочем, рынок знает и примеры использования больших площадей, некогда производственных, где необходимость использовать трансформеры отпадает по объективным причинам. Но на таких площадях решается масштабная задача технического оснащения этих площадей, многокилометровой коммутации, организации помещений под разные задачи, интеграции и т.п. И как показала практика, если все это делать, продумывая каждую мелочь на стадии планирования, через два года клиенты начнут приходить сами и можно будет позволить себе отсутствие отдела продаж.

ОТ БУМАГЕ – К ЦИФРЕ

Российский рынок HoReCa – рынок контрастов. Где еще одновременно встретишь умный номер со стационарной зарядкой для iPad, цифровое меню в каком-нибудь «Бургер Кинг», дистанционное управление оборудованием через интернет, и вместе с тем – счет за проживание, выписанный карандашом на бумаге, отсутствие не только Интернета, но, временами, и электричества, а также в лучшем случае врезанную в потолок ресторана автомобильную магнитолу с динамиками… И все это будет нашей действительностью.

Андрей Скоморовской пожаловался, что в их регионе «кейтеринг к мультимедийным решениям вообще не прибегает, а в ресторанной бизнес совсем не переходит с бумажных меню на цифровые, хотя обсуждение этих возможностей и ведется». И, скорее, всего Калининград здесь не одинок.

307_8.jpg

Хотя все эксперты в один голос отмечают хорошую динамику этого рынка, в том числе в отношении мультимедиа. Александр Суховский, технический директор компании «Брюллов Консалтинг»:

Появляются новые мультимедийные решения именно для этого рынка, например, интерактивные столы для кафе и ресторанов, специальные акустические системы со встроенной подсветкой. Из новинок – специальная система «три в одном» для гостиничного телевидения, разработанная одной английской компанией. Она состоит из трех фундаментальных блоков – ТВ высокого разрешения, потоковое видео по запросу и высококлассная система DS. Все три блока полностью совместимы, легко модулируются и взаимодополняются для создания такого уровня функциональности, который необходим конкретному отелю. Словом, это решение позволяет воспроизводить любой контент когда, где и на чем угодно. Аналогов такой системы пока нет не только в России, но и в мире

Словом, при всей своей противоречивости, рынок растет и становится более инвестиционно емким. Задача на сегодняшний день – этот рынок воспитывать, объясняя заказчикам, как грамотно и вовремя ставить задачи, и показывать им новые источники доходов и лояльности клиентов. Эти задачи ложатся, прежде всего, на плечи интеграторов в силу отсутствия в стране института независимых консультантов.

Игорь Ищеев:

Этот рынок должен быть самым открытым для креативных решений. Все-таки именно здесь лучше всего работает так называемое сарафанное радио – впечатления посетителей – один из ключевых моментов, а нестандартные аудио-видео-решения – один из способов привлечения внимания и повод для обсуждения

Журнал "EQUAL AV", № 4 (25) 2013

Как брать клиентов "с потолка"? Новое Digital Signage решение LedGo Как брать клиентов "с потолка"? Новое Digital Signage решение LedGo
Растущий рынок светодиодного оборудования интересен тем, что имеет большое количество уникальнейших сегментов.
Как они это сделали? История RGBlink, завоевавшей рынок Как они это сделали? История RGBlink, завоевавшей рынок
Иван Окунев из ГК DIGIS объясняет, почему коммутаторы RGBlink удостоились таких высоких оценок профессионального сообщества.
Аналоговые конференц-системы VS цифровые: за что стоит платить? Аналоговые конференц-системы VS цифровые: за что стоит платить?
Современные конференц-системы способны решать широкий спектр задач, обеспечивая удобство проведения дискуссии.
Digital Signage сделает вас лидером рынка. Рассказываем как Digital Signage сделает вас лидером рынка. Рассказываем как
Детальный разбор всех возможностей Digital Signage и того, как грамотно настроить систему под свои нужды.
Из чего складывается стоимость LED видеостены? Разбираем по пунктам Из чего складывается стоимость LED видеостены? Разбираем по пунктам
Стоимость LED-видеостены зависит от нескольких слагаемых: размер, количество пикселей, качество LED-компонентов и прочее.
InfoComm 2017: главные тренды, рекорды и премьеры выставки InfoComm 2017:  главные тренды, рекорды и премьеры выставки
Прошедшая 14-16 июня выставка InfoComm в Орландо побила сразу несколько собственных рекордов предыдущих лет.
Все статьи
Видео
Самый большой наружный светодиодный телевизор в мире
Дискуссионный клуб "Обзор интересного на ISR 2017"
Все видео
Системы Digital Signage для нового отделения «Бинбанка» в Москве Системы Digital Signage для нового отделения «Бинбанка» в Москве
Новый офис «Бинбанка», одного из крупнейших российских банков, оснащен современной системой Digital Signage.
Создание мультимедийной инсталляции в океанариуме Создание мультимедийной инсталляции в океанариуме
Создание мультимедийной инсталляции в рамках глобального проекта Москвариум в условиях ограниченного пространства.
Оснащение президентского дворцового комплекса в Анкаре Оснащение президентского дворцового комплекса в Анкаре
Президентский дворцовый комплекс в Анкаре, включающий в себя много различных помещений, полностью оснащен решениями Shure.
Оснащение частной школы интерактивным оборудованием Оснащение частной школы интерактивным оборудованием
Drummoyne Public School является одним из немногих учебных заведений в южной Корее, активно использующих Smart learning.
Три типа проекторов для трех различных выставочных зон музея Три типа проекторов для трех различных выставочных зон музея
В 2016 году в музее Института арабского мира при поддержке BenQ открылась выставка, посвященная истории морских приключений.
Трехканальная видеоинсталляция на изогнутой стене центра Барбикан Трехканальная видеоинсталляция на изогнутой стене центра Барбикан
Christie M Series и потрясающие ИК-изображения в центре Барбикан демонстрируют, как технологии развивают новые виды искусства.
Все кейсы
SHARP: Профессиональные ЖК-мониторы
SHARP: Профессиональные ЖК-мониторы
Стильные ЖК-мониторы для общественных мест, русский язык, 4 полосы, формат A4.
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
Каталог конференц-систем и оборудования для синхронного перевода, формат А4, 50 полос.
Все файлы
Выход из CEDIA – гениальное решение Crestron. И вот почему
Гари Кей
“Похоже, компания Crestron в самом деле может предсказывать будущее. И почему это, спросите вы? Давайте обо всем по-порядку...”
Гари Кей
Основатель портала rAVe
5 общемировых тенденций в области наружной цифровой рекламы
Прохоров Максим
“Цифровые поверхности демонстрируют различные данные и информацию с использованием возможностей мотивации и стимулирования аудитории.”
Прохоров Максим
Менеджер по работе с партнерами в России и странах СНГ.
Аудиопроцессоры Crestron Avia DSP: «Все просто отлично!»
Жеребцов Роман
“Около года назад на рыке появилось семейство аудиопроцессоров Crestron Avia, вызвавшее огромный интерес у инженеров отрасли.”
Жеребцов Роман
инженер технической поддержки продаж Crestron
Все мнения