20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Театр моей мечты или страшный сон интегратора

Автор: Павел Куделин

Журнал "EQUAL AV", № 1 (26) 2014

Представьте, что актеры театра Станиславского перенеслись в наше время. Сам Константин Сергеевич, например, пришел бы на современную постановку Гамлета, сел в последний ряд, откусил бутерброд, запил его шампанским из буфета и прищурился, чтобы проверить на прочность свою веру в актерское мастерство… Вероятно, многое удивило бы его. Современный звук, свет, механика сцены. Сравнивая современный театр с театром вековой давности, понимаешь, как много технических систем сейчас является неотъемлемой частью шоу.

339_1.jpg

Чарли Чаплин долгое время отказывался снимать звуковое кино. «Техника заменяет актерское мастерство», говорил он про кинематограф. Возможно, отчасти это касается и театра, потому, за исключением масштабных мюзиклов, театр, скорее, остается беден на шоу и впечатления – многое здесь отдано на откуп воображению зрителя. И хотим мы того или нет, но многим людям не хватает визуальных эффектов, зрелищности и впечатлений в постановках. Вместе с тем, сегодня театральные завсегдатаи воспринимают как должное, когда с любого места хорошо слышно актеров. Когда не нужно много людей, чтобы управляться с занавесом, сменой декораций. Когда мы видим мэппинг, световые эффекты. И это – та сфера, где аудио-визуальные технологии выходят на первый план и оказываются важнейшим элементом нового театра.


ВИДЫ И ТИПЫ

Осознать, как устроен театр, как он работает, важно. И давайте начнем с условной классификации, чтобы понять, какие, с технической точки зрения, театры бывают. Названий много: драматический, сатиры, комедии, кукольный. Не вдаваясь с нюансы – это все объекты одного рода. Отличается от них лишь музыкальный театр, а также специальные площадки для постановки мюзиклов. В последних очень сложная музыкальная часть.

В крупных городах, в зависимости от вида постановок, у театров есть специализация. В небольших городах, когда театр один, хотят достичь универсальности. Сегодня на сцене Отелло душит Дездемону, а завтра сюда же садится дирижабль как в «Норд-Осте». Идея заманчивая, но на практике – трудноосуществимая.

339_2.jpg

Надо учитывать тот факт, что театралы консервативны. Часто для определения этой особенности заказчиков употребляют мягкое «театральные традиции», но смысла это не меняет. Специалисты старой закалки на новые технологии переходят неохотно. Освоенные решения менять на новые, пусть и больше дающие не желают. Есть молодые и дерзкие, но их мало. Есть исключения, например, Кирилл Серебрянников, который пробует, экспериментирует. Дмитрий Черняков с оперой «Воццек», Василий Бархатов. Но на то они и исключения. В результате повторяется история Моисея, который вынужден был ждать, пока поколение сменится – возможно, новая генерация будет смотреть на технику с бОльшим энтузиазмом.

БЕЗ ЧЕГО НЕ ОБОЙТИСЬ

Перечислим технические системы, без которых театр в настоящее время трудно представить.

Звукоусиление сцены

Уровень зашумленности городов сильно повысился. Естественного уровня звука уже недостаточно, так как зрители привыкли к повышенной громкости. Это – одна из причин, почему стало востребованным звукоусиление сцены, но не единственная. Вторая заключается в том, что современный театр зачастую имеет не оптимальной, с точки зрения звука, конфигурации зала. В ряде случаев новый театр оборудуется в помещении бывшего кинотеатра, дома культуры. В результате требуется система звукоусиления.

Она состоит из, как минимум, двух обязательных элементов: звукоусиление сцены и система озвучивания зала. Озвучивание сцены происходит за счет установки микрофонов разного рода. Это могут быть подвесные микрофоны, расположенные на разных планах. Подвешенные на определенной высоте и расстоянии друг от друга. Микрофоны позволяют «снимать» живой звук от актеров, компенсируя перепады давления при переходе от одного микрофона на другой, когда актер движется.

339_3.jpg

В ряде случае вместо или вместе с подвесными микрофонами могут быть использованы микрофоны на авансцене, работающие на актеров первого плана. Часть объектов, хотя и не все, используют радиомикрофонные петлички, скрытые в костюмах актеров. Универсального решения нет.

Все зависит от требуемого количества микрофонов, которое определяет звукорежиссер и на которое влияет само помещение. Например, очень широкая или глубокая сцена заставляет добавлять микрофоны.

Система озвучивания

Помимо звукоусиления речи актеров, система озвучивания может брать на себя и другие дополнительные задачи. Порой в постановке используется живая музыка, будь то один инструмент или целый оркестр. Его надо усиливать. Сама постановка может использовать много фонограмм, минусовок. Ставится задача воссоздать определенную атмосферу – пещера, кафедральный собор, да мало ли, что там еще придет в голову режиссеру. В помощь ему – средства обработки звука.

Единого звукового решения быть не может. На этапе создания нужна разработка проекта. Надо отметить, что театральные инсталляции – это одни из тех объектов, на которых проектирование, в том числе акустические расчеты, так и делаются.

Свет

Еще один обязательный компонент. Световые решения в театре сложны в силу задач создания эффектов. Световое решение театра может включать в себя:

339_4.jpg

  • Верхний свет, который устанавливается над сценой. Как и в случае с микрофонами, в несколько планов;
  • Свет сбоку. Как правило, прожекторы, установленных в районе балконов или галерей;
  • Нижний свет. Расположен по периметру сцены. Нужен, чтобы освещать сцену спереди и снизу;
  • Дополнительный свет. Это и выносные осветительные приборы, которые могут быть установлены в зале или в специальных точках. Также может быть использован свет для засветки декорации, для создания горизонта.

Управление всеми приборами осуществляется со светового пульта отдельным человеком – светорежиссером. Ручное управление светом осталось, но это или признак недовложенных средств, либо излишняя тяга к традициям.

Интерком, служебная связь

Свет, звук – за всем надо уследить, вовремя включить одно и выключить другое. А еще работа по координации актеров, помощников по декорациям… Для слаженной работы всей команды требуется оперативная связь.

Посредством интеркома координируется появление актеров, работа центральной операторской комнаты. Для связи большого количества людей начинают использоваться матричные системы с разграничением приоритетов. В простых случаях на небольшое количество участников хватает и самого простого решения. В различных помещениях устанавливаются акустические системы, транслирующие звук со сцены и от помощников режиссера.

В сложной постановке задействованы десятки людей, которые без наличия служебной связи просто не будут знать, что делать в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Механика сцены

Механика сцены включает огромный перечень оборудования и механизмов. Штанкетные, софитные, индивидуальные подъемы, световые башни, портальные кулисы, подъемно-опускные площадки, люки провала, передвижные фурки, полетные устройства, а также трансформируемые сценические подиумы.

Здесь также ручную систему противовесных подъемов сменила механическая, беспротивовесная. Начали активно использоваться ленточные и цепные лебедки. Качественные бренды при этом дают очень низкий уровень шума, который не нужно маскировать дополнительными звуковыми эффектами.

КТО ДВИГАЕТ ПРОГРЕСС?

339_5.jpg

Если говорить честно, то рынок в нашей стране двигают производители и интеграторы. Не конечные заказчики. Последние, как правило, плохо осведомлены о новых решениях, подозрительно относятся к инновациям, пока не увидят их у соседа и не услышат восторженных комментариев.

Медленно, но верно, интеграторам удается реализовывать объекты, включая в них новые решения.

В дополнение к классическим пыльным декорациям, многие театры начали использовать задник и часть декораций, транслируемые с проекторов. Проекторы используются в театрах все чаще, обеспечивая эффекты, недостижимые ранее. Опыт показывает, что во многих случаях, это еще и экономически эффективно.

Пространство в фойе является еще одной потенциально полезной зоной. В данном случае, для систем Digital Signage. Кинотеатры, HoReCa это уже поняли. Театры рано или поздно тоже это поймут и будут использовать – как для трансляции полезной информации, так и в качестве средства получения дохода с транслируемой рекламы.

Индустрия профессионального аудио-видео тесно интегрируется с IT сферой. Вероятно, стоит ждать готовых решений по трансляции контента и управлению всеми техническими системами объекта через локальную сеть. Уже сейчас театры и шоу активно используют мэппинг. Подготовленный контент вместе с поддержкой световых эффектов создает атмосферу, аналогов которой найти сложно.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В одном из европейских проектов была реализована трансляция с разных точек сцены. Человек, сидящий далеко, может подключиться и посмотреть на актера вблизи, изменить ракурс. Техническое решение простое, но эффектное. Те, кому плохо слышно, могут принимать звук, усиливать его в наушниках.

339_6.jpg

Робкие попытки использовать человеческое обоняние и генераторы запахов в качестве еще одного источника впечатлений пока были опробованы только в кинотеатрах. Но, вероятно, и им найдется место в скором времени.

Дополненная реальность (Augmented Reality), которая использовалась преимущественно в музейных инсталляциях, получила воплощение в одном из европейских театров и имеет явные перспективы.

Чего ждать в ближайшее время? Несмотря на то, что театр не стремится догнать кино в плане эффектов, новые технологии привлекают внимание, дают идеям новые формы для воплощения. А потому, остается надеяться и ждать различных экспериментов на стыке режиссуры и технологии. Пусть их будет больше!

МАРСианские хроники или Мультимедиа, которые приносят доход МАРСианские хроники или Мультимедиа, которые приносят доход
В мае 2016 года в Абрау-Дюрсо состоялось торжественное открытие Центра аудиовизуального искусства МАРС Абрау.
Дойти до центра Земли: экспозиция с буквальным погружением Дойти до центра Земли: экспозиция с буквальным погружением
В России появился интересный пример музейного пространства, предполагающего буквальное «вхождение» посетителя внутрь экспозиции.
Мультимедиа, которые изменили один отдельно взятый театр Мультимедиа, которые изменили один отдельно взятый театр
О том, как информационные технологии, однажды пришедшие в Театр им. Ермоловой, навсегда изменили в нем взгляд на театральное искус...
Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх Coolux Pandoras Box: чтобы уверенно двигаться вверх
На вопросы АВ Клуба отвечают Сергей Дудников, отвечающий за продажи Coolux в России и Дмитрий Челноков, ведущий инженер компании.
Ладно сшито! Технологии и методы сшивок изображения Ладно сшито! Технологии и методы сшивок изображения
Сегодня технологии использования мультимедийных проекторов в режиме сшивки находят всё более широкое применение.
Шаг за шагом: 5 сценариев для интерактивной экспозиции Шаг за шагом: 5 сценариев для интерактивной экспозиции
Взаимодействие посетителя с музеем должно быть запрограммировано и организовано на всех этапах посещения.
Все статьи
Видео
Google TiltBrush: рисуйте в новых измерениях реальности!
Экспозиция геологического музея «К тайнам Мирового океана»
Все видео
Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое
Оснащение "Ленинград-Центра" демонстрирует самые современные приемы и методы организации подобных пространств.
Проекция в музее «Мир камней» на фрагмент гранитной скалы Проекция в музее «Мир камней» на фрагмент гранитной скалы
Немецкие специалисты создали в музее Steinwelten («мир камней») потрясающую проекцию на огромный кусок гранитной скалы.
3D мэппинг на макет современной Казани в музейном зале 3D мэппинг на макет современной Казани в музейном зале
Завершены монтажные работы и проектирование по проекту одного из залов Музея «Городская панорама» в Казани.
Невероятный звук и 3D мэппинг для open air оперы Невероятный звук и 3D мэппинг для open air оперы
Компания "Имлайт" осуществила техническое оснащение постановки open air оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве ...
Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле" Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле"
Компания «Эй Три Ви» спроектировала и установила аудиовизуальные и мультимедийные системы для музея-заповедника “Куликово поле”.
Голографический фильм для музея Истории "Газпром добыча Уренгой" Голографический фильм для музея Истории "Газпром добыча Уренгой"
Компания "Аскрин" создала для музейной экспозиции "Газпром добыча Уренгой" фильм с голографическими эффектами.
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
COOLUX: Как удивить заказчика? Открываем Coolux Pandoras Box…
Презентация с вебинара от 26/11/2015, формат А4, альбомная, 41 полоса.
Все файлы
Полезная чувствительность: интерактив, изменивший облик городов
Кудряшов Игорь
“Стали ли интерактивные решения по-настоящему частью жизни крупных мегаполисов? И Насколько они действительно помогают людям?”
Кудряшов Игорь
генеральный директор компании «Сенсорный Мир»
Coolux – очень гибкая система, как в работе, так и в цене
Дудников Сергей
“Развитие мэппинга сделало необходимым и развитие инструментов, позволяющих создавать удивительные проекционные эффекты. ”
Дудников Сергей
Директор представительства Coolux в России
"Самое главное: российские музеи научились зарабатывать"
Толстая Наталия
“Какие проблемы волнуют профессиональное сообщество? Что ожидает музеи России в будущем? Как мультимедиа «гармонично» вписать в музей?”
Толстая Наталия
Президент научно-практической конференции АДИТ
Все мнения