20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Как закалялся 3D-мэппинг в России: рассказ первопроходцев

Многие профессионалы и любители АВ рынка серьезно задумываются над возможностью реализовать себя в набирающей обороты отрасли 3D-мэппинг. Наверно все были зрителями Фестиваля Света в Москве, смотрели церемонии открытия и закрытия Олимпийских Игр в Сочи и понимают, что такие красочные представления способны не только поражать публику, но и приносить неплохой доход. О том, как начать карьеру в 3D-мэппинг, что для этого нужно знать и уметь, чем нужно располагать, рассказывают профессионалы, представители российского отделения знаменитой на весь мир французской студии ETC.

Компания ETC основана в 1981 году во Франции. В 2004 открывается представительство в России. Сегодня ETC Russia играет первую скрипку в отрасли и выполняет самые амбициозные и сложные проекты. Достаточно упомянуть лишь церемонию открытия Олимпиады в Сочи и сразу станет понятно: уровень мастерства и профессионализма у этих ребят находится на самом высочайшем мировом уровне.

Надо сказать, что у ETC Russia множество партнеров как в России, так и по всему миру. И вот, морозным зимним утром, к ним в офис наведались специалисты по проекционной технике группы компаний DIGIS… Попить чайку с плюшками, да потолковать об истории становления индустрии 3D-мэппинг в России, о реализованных проектах, о настоящем и будущем отрасли.

За все ответили генеральный директор ETC Russia Руслан Семенов и арт-директора Кирилл Клочков.

Почему 3D-мэппинг? Ведь вы пробовали себя в разных бизнесах и остановились далеко не на самом простом.

Руслан Семенов: Прежде всего, следует сказать, что тогда, когда я увлекся этим делом, не было еще никакого 3D мэппинга в помине. Тогда это называлось видео-проекционное шоу, и только где-то в 2010 появилось современное название. Название пошло от программы 3D Max, в которой брался какой-то объемный объект и на него «натягивалась» необходимая текстура. Многие сейчас путают понятия, полагая, что спроецировать изображение с нескольких проекторов на плоский экран это уже 3D-мэппинг. Это не так. Мы занимаемся проецированием на сложные объемные поверхности, чаще всего - это городские объекты и здания. Можем, конечно, и на плоскую стенку спроецировать, но ничего общего с 3D тут не будет.

Мне как-то раз попалась на глаза книга про Фестиваль Света в Лионе -  старейшее и, пожалуй, известнейшее в мире мероприятие. Так вот, увидел я в этой книге одну картинку и… купил билет в Париж. Познакомился там с ребятами из ETC. А когда они мне показали видео, на котором было видно, что картинка не просто "висит" на здании, но еще и  двигается - тут я и влюбился в мэппинг. Было это в ноябре 2004 года.

3d-mapping-1.jpg

Что произошло вслед за первой любовью?

Р.С. Первое собственное мероприятие мы провели в Москве в Пасхальную ночь с 30 апреля на 1 мая 2004 года. Тогда, получив высочайшее благословление патриарха Алексия II, буквально за один месяц мы разработали и реализовали проект освещения Храма Христа Спасителя. Энтузиазм был небывалый. Открывались двери в такие места, куда простому смертному путь закрыт. Необходимо было набрать много контента, иконографии. Мы фотографировали в архивах, музеях, запасниках. Работали, как говорится, на одном дыхании. Я могу с уверенностью сказать, что это стало отправной точкой в развитии видеомэппинга в России.

3d-mapping-2.JPG

Какое оборудование вы тогда использовали?

Р.С. Привезли из Франции специальные слайд-проекторы PIGI. Эти проекторы были придуманы как раз компанией ETC. Первый такой проектор был разработан еще в 1986 году и использовался впоследствии в шоу Жана Мишеля Жарра. Благодаря этому изобретению и стало возможным закрывать огромные поверхности на зданиях и сооружениях. При освещении Храма мы использовали 10 таких проекторов. Яркость у них была по 100 000 люмен каждый, при этом использовались пленочные слайды, который достаточно быстро выгорали от высокой температуры. Второе поколение слайд-проекторов позволяло уже делать некоторую анимацию за счет того, что кассета со слайдами крутилась внутри проектора. Более того, помимо вращения, кассета еще и двигалась влево-вправо, что создавало дополнительные эффекты. Управлялась вся эта система компьютером, а на компьютере стояла программа Onlyque, разработанная компанией ETC. Queue (кью) в переводе с английского – очередь. В лайт-дизайне даже есть такое понятие q-list - все слайды, формирующие картинку, ставятся в очередь и в порядке очередности же и показываются. По большому счету, после запуска показа оператор уже мало на что мог повлиять – программа отрабатывала заранее сформированную очередь слайдов и их точное местоположение. Слайд-проекторы не использовали внешних источников сигнала.

3d-mapping-3.jpg

Продолжает Кирилл Клочков:

В середине нулевых, с приходом мультимедийных проекторов, произошла революция в мэппинге, теперь показ стал более динамичным и управляемым, потому что на проектор стали подавать сигнал с внешнего источника. Тогда появилось новое ПО управления показом - OnlyView, тоже разработанное ETC.

3d-mapping-4.jpg

Можно ли говорить о том, что с приходом новых проекторов риски уменьшились?

К.К. Я бы не сказал, скорее они стали другими… Раньше в случае сбоя в одном из звеньев очереди срывался весь показ. Но если раньше техника было достаточно простая - проекторы, моторы, управляющие слайдами, компьютер, софт - то сегодня техника усложнилась, появилось огромное количество промежуточных устройств. Все вместе это соединяется проводами. Сбой в одном из проводов может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому мы обязательно создаем дублирующую систему передачи изображения. На проекторе два входа, в случае выхода из строя первого контура, сразу включается второй и шоу продолжается.

Я б в 3D-мэпперы пошел, пусть меня научат!

Р.С. Ну, во-первых нужны деньги, стартовый капитал... я думаю не один миллион евро…

К.К. Я попробую рассказать как пришел в этот бизнес. Вернее, я бы на примере показал, как можно сделать свой первый мэппинг и что для этого нужно. Представьте, что вам заказали сделать показ на небольшом корпоративе. Из техники вам понадобится 2-4 проектора, видеоконтроллер, который будет раздавать контент, вероятно какие-то несложные декорации. Но это уже лежит несколько в другой плоскости – креативной. Проекторы и контроллер можно взять в аренду, а вот контент придется делать.

Прежде всего, изучите место показа: какая там поверхность, какого цвета, геометрии. От цвета зависит многое. Например, у вас половина стены кирпич, а вторая – белого цвета. Очевидно, что на кирпиче будут отлично смотреться теплые, близкие по физике к кирпичному цвета: красный, оранжевый, желтый. С другой стороны, противоположные цвета: синий, зеленый и даже белый вы там увидите искаженными. Мы всегда так и делаем: внимательно изучаем материал и подбираем необходимую цветовую палитру. С белым цветом проще, но и он не является идеальным. Если вы просто включите проектор и направите его на белую стену, то вы не добьетесь идеального черного. Лучше всего – светло-серый цвет стены. Своей серостью он будет проглатывать избыточную яркость и выдавать очень хороший контраст.

3d-mapping-5.jpg

Далее разговариваем с клиентом и приходим к общему пониманию того, что он хочет. Либо это будет какой-то сюжет, либо просто красивая графика под музыку. Потом, собственно, идет раскадровка контента, вновь сверка с клиентом и так - до самого конца.

Вообще, эта работа очень похожа на режиссерскую работу в театре. Нередко в нашу индустрию приходят люди с телевидения, и первое что им необходимо преодолеть – тот факт, что камера не динамическая, а статическая. Все происходит как в театре, где сцена находится на своем месте и все происходит именно на ней.

Моя работа как раз в том и заключается, чтобы создавать сценарий, прорабатывать все вопросы с заказчиком.

Сколько требуется времени, чтобы создать что-то достойное?

К.К. Как правило, о нас вспоминают в самый последний момент и времени у нас всегда в обрез…

А что такое «времени в обрез»?

К.К. 2-3 недели – жесткий срок. Создать что-то серьезное и качественное за такой период нереально, ведь какое-то время уходит на согласование контента, хронологии, и на само производство времени не остается

И сколько вы рекомендуете закладывать времени, чтобы все сделать как надо?

Р.С. Не меньше месяца, а лучше больше. И тут дело не только в творческой стороне вопроса. Зачастую мы работаем с разрешением 5К, 8К. И вот вы начинаете что-то делать с картинкой на компе, а у вас комп не шевелится вообще, он мертвый. Вес одного фрейма гигабайт 16, в секунду 25 фреймов... И вот если надо что-то отрендерить, то по-быстрому точно не получится. На это время тоже надо закладывать.

Ну хорошо, я молодой человек и хочу начать такой бизнес. Сколько мне надо иметь денег, чтобы сделать, допустим, корпоратив?

Р.С. Ну вот смотрите: компьютер тысяч за 8 долларов в топовой комплектации. Напихать туда всего чего можно и нельзя. Софт, который тоже не 5 копеек стоит. Знать "на зубок" что-нибудь из Cinema 4D, 3D Max, After Effects. А лучше и Cinema и After Effects… С этой работой один человек не справится - минимум два-три.

Одним или двумя проекторами дело тоже не обойдется - нужны кабели, сервера, контроллеры и далее по списку. Если брать такое оборудование в аренду, то вас каждый день "без штанов" оставлять будут… Купить один проектор - это все равно что пойти в магазин, взять дорогущую резину, супер диски и попробовать на этом всем уехать. Одними только проекторами дело не обойдется.

А какие проекторы вы рекомендуете использовать и какие используете сами?

Р.С. Все зависит от задачи. Вообще можно использовать любые проекторы, но для серьезных шоу уровня Фестиваля света в Москве или открытия Олимпийских игр - только 3-чиповые DLP проекторы с ксеноновой лампой. Что-то другое очень сложно сводить по цвету: один светит зеленым, другой синим…

Могу сказать, что с компанией Christie мы давние друзья. Например, знаменитый проектор серии Christie Roadster, на котором делаются большинство современных световых шоу, появился благодаря поездке специалистов компании ETC в Канаду на завод Christie. Они у нас спросили: «Что вы хотите?». Мы им ответили: «Хотим вот такой проектор, с таким-то весом, с такими-то характеристиками и чтобы с ним было удобно работать». Это конечно я условно говорю, мы там 3 дня безвылазно сидели, решали.

3d-mapping-6.jpg

И вот компания Christie разработала проектор Roadster. Аппарат чрезвычайно надежный. Очень важно – он значительно легче аналогов: его могут легко поднять 2 человека. Это удобно при монтаже. Попробуйте на башню затащить что-то тяжелое… Поставить ровно, закрепить… Из таких вот мелочей складывается репутация бренда.

А как у Christie с поддержкой? Если что-то происходит на площадке, надо ведь срочно вопрос решать.

Р.С. Я расскажу об одном случае. У нас проблема с прошивкой проектора была. Определенный контент на нем неправильно отображался. Одно письмо директору Christie прямо в Канаду - и на следующий день нам прислали апдейт. Все! Компания очень дорожит своей репутацией и клиентами, а потому вопросы можно решать на самом высоком уровне.

А если бы вам предложили на башни Москва-Сити что-то спроецировать…

Р.С. Нереально. У стекла слишком высокий коэффициент пропускания света.

3d-mapping-7.jpg

А вообще если говорить о поверхностях зданий, на которые можно светить. Типа мечта 3D-мэппера: с чем бы вам было работать приятнее и удобнее всего?

Р.С. Любая поверхность с остеклением меньше 40% поверхности. Цвет поверхности фасада, как я уже говорил – серого или любого светлого цветов.

К.К. Любой материал у которого отражающая способность выше 30-40% не подойдет, это скорее уже зеркало.

Р.С. Вообще разные бывают поверхности. Чтобы понять какая у нее отражающая способность, используйте спектрофотометр или люксометр.

А если вы работаете со сложными поверхностями, вроде Собора Василия Блаженного или здания Большого Театра, где много колонн, башенок, барельефов, разноцветных элементов? Как все вот это просчитать и грамотно использовать?

Р.С. В каждом здании есть тонкости и нюансы: разбиваем поверхность здания на пиксели. Например, 1 пиксель - это 2х2 см на стене здания. Каждый архитектурный элемент здания имеет свой размер. На основе этого техники разрабатывают так называемый пиксель-мэп, или по-русски пиксельную карту. Все это передается художнику, который уже в реальном разрешении начинает творить, вписывая элементы в структуру поверхности.

3d-mapping-8.jpg

А какой софт при этом используется?

К.К. Photoshop – это все 2D иллюстрации, AfterEffects – это для сборки. Одно время у нас в студии все очень увлекались 3D Max, но сейчас полностью перешли на программу Cinema 4D. Это одна из самых быстрых программ для создания подобного контента в 3D. Никакие другие программы не могут с ней сравниться. Условно говоря, на одну и ту же работу вам понадобится 4 дизайнера 3D Max или 1,5 дизайнера Cinema 4D. Этому способствует вся архитектура программы.

Мы поговорили про режиссуру, затем создание контента. И вот контент готов. Что дальше?

К.К. Компания ЕТС разработала собственный софт, который называется OnlyView. Эта программа является эволюционным продолжение Onlyque, о котором мы говорили ранее. OnlyView позволяет выводить неограниченное количество проекторов и контента на поверхности. Есть аналоги и их немало, но мой собственный опыт показывает, что у каждого есть те или иные подводные камни. Да, OnlyView не выводит музыку, но он выводит видеоконтент и делает это отлично. Используя этот софт, мы можем подготавливать и допиливать контент прямо на площадке. Например, что-то не влезает или что-то не склеивается - нет проблем! Уже на месте за 10 минут до начала можно что-то исправить.

Вы предоставляете OnlyView в аренду?

Р.С. С этим нужно уметь работать, а таких специалистов пока нет. Поэтому - нет, программа только для использования в компании ЕТС.

А если к вам пришли люди и сказали: у нас есть контент, поставьте нам систему вывода…

Р.С. Мы должны начинать проект вместе. Люди могут прийти к нам на начальном этапе, но мы им будем говорить, как что делать и не делать. Конечно, креативная часть – это полностью их сегмент, но техническая часть без нашего самого плотного участия реализована быть не может. У нас есть ряд проверенных партнеров, с которыми мы прошли огонь и воду и сделали качественные совместные проекты. Но поверьте: подписываться под серьезный проект с незнакомыми нам людьми мы не станем. Тут мы уже не одну собаку съели.

Ну а теперь давайте немного про Сочи…

Р.С. К сожалению, все что касается Олимпиады в Сочи подпадает под всякие копирайты и запреты. Общедоступной информации немного. Там работала наша команда  из  17  человек.  Русские,  французы,  канадцы.  Каждый день – как откровение.

3d-mapping-9.jpg

А как была устроена система бекапов?

Р.С. Все забекаплено, конечно. Стек 3-4 проектора, 2-3 работают на шоу, а один на бекапе строго. Ответственность огромная! Это не корпоратив, где тебя смотрит 300 человек, там 3 миллиарда зрителей.

3d-mapping-10.jpg

А были в Сочи свои какие-то особенности?

Р.С. Соленый морской воздух, например. Чаще меняли фильтры, за лампами следили внимательнее.

3d-mapping-11.jpg

А в каких отраслях вообще можно использовать 3D маппинг?

К.К. Да много где! Массовые мероприятия на открытом воздухе, музеи, театры, реклама, спорт, туризм… Например в России зимой можно отлично проецировать на снег. И этим активно пользуются по Золотому Кольцу, делая шоу в древних русских городах. Знаю, в Суздале создают неповторимую, волшебную атмосферу для туристов в темное время суток.

И все-таки: креатив или технологии? Что важнее?

Р.С. И то и другое. Если вы не знаете устройство проектора, принцип его работы, систему вывода, как работают кабели, башни, генераторы и прочее и прочее – вам в 3D-мэппинге делать нечего. Работа чрезвычайно нервная и ответственная. Техника сложная, все должно быть синхронизировано и работать как часы. Это как клоун в цирке: он должен и жонглером быть и акробатом, и дрессировщиком. Так и тут: надо много знать, много уметь, во многом разбираться не понаслышке, а имея солидный многолетний опыт!

Публикация подготовлена специалистами ГК DIGIS

Светодиодные видеокубы обратной проекции по технологии DLP Светодиодные видеокубы обратной проекции по технологии DLP
О том, какую технологию стоит применять в системах отображения, используемых в диспетчерских и ситуационных центрах.
40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд 40000 кв. м, 4 млн. лм, 200 проекторов: Москва бьет свой же рекорд
Уже в шестой раз фасады зданий Москвы стали холстами для масштабных видеопроекций участников фестиваля "Круг света".
«Наружка» для Digital Signage: LED, LCD, проектор? «Наружка» для Digital Signage: LED, LCD, проектор?
В наше конкурентное время для привлечения внимания компании вынуждены прибегать к самым современным технологиям рекламы...
Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света» Невидимая технология, гибридная среда и другие чудеса «Круга света»
В рамках Московского международного фестиваля "Круг света" 24 и 25 сентября состоялась двухдневная образовательная прогр...
Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором? Как сразить клиента: LED видеостеной или проектором?
Краеугольным камнем в вопросе воздействия на потенциального клиента является выбор средства отображения вашей рекламы.
Поверхность для проекции 4К и Ultra HD: тестирование и сравнение Поверхность для проекции 4К и Ultra HD: тестирование и сравнение
При проецировании контента с разрешением 4К+ чрезвычайно важно правильно подобрать проекционное полотно.
Все статьи
Видео
За модой не угонишься: в деле – рекордный трекинг!
Музейные сокровища – народу: мэппинг на Дворцовой площади
Все видео
Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое Оснащение Ленинград-Центра: уникальная LCD-видеостена и другое
Оснащение "Ленинград-Центра" демонстрирует самые современные приемы и методы организации подобных пространств.
3D мэппинг на макет современной Казани в музейном зале 3D мэппинг на макет современной Казани в музейном зале
Завершены монтажные работы и проектирование по проекту одного из залов Музея «Городская панорама» в Казани.
Невероятный звук и 3D мэппинг для open air оперы Невероятный звук и 3D мэппинг для open air оперы
Компания "Имлайт" осуществила техническое оснащение постановки open air оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве ...
Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле" Масштабная инсталляция в музее-заповеднике "Куликово поле"
Компания «Эй Три Ви» спроектировала и установила аудиовизуальные и мультимедийные системы для музея-заповедника “Куликово поле”.
Установка электронных киосков, давшая 100% увеличения продаж Установка электронных киосков, давшая 100% увеличения продаж
Для демонстрации полного спектра продуктов в торговой сети Bolist были установлены электронные информационные киоски.
Мэппинг-шоу Audi: не только развлечение, но и promo Мэппинг-шоу Audi: не только развлечение, но и promo
Венгерская компания Maxin10sity организовала для Audi презентацию последних моделей автомобилей концерна.
Все кейсы
NewLine: вебинар "Новые интерактивные решения NewLine"
NewLine: вебинар "Новые интерактивные решения NewLine"
Материалы вебинара "Новые решения NewLine – больше совершенства за те же деньги" от 30/08/2016, альбомный формат, 31 полоса.
CRESTRON: испытайте интернет вещей от Crestron
CRESTRON: испытайте интернет вещей от Crestron
Обзор функциональных возможностей оборудования Crestron для концепции "Интернет вещей", формат А4(альбом), английский язык.
Все файлы
Будущее наступило. В частности, об этом свидетельствует BYOD
Кори Мосс
“Необходимо помнить о важности совместимости мобильных устройств на базе как облачного, так и другого программного обеспечения.”
Кори Мосс
специалист в области AV/IT систем
Выбор медиапроигрывателя для Digital Signage: делаем по уму
Брендон Джонс
“Какая разница между медиа проигрывателями за 200 и за 700 долларов? Это, пожалуй, один из наиболее популярных вопросов от клиентов.”
Брендон Джонс
предприниматель, 15 лет работающий на рынке мини-ПК
Топ-10 решений на InfoСomm 2016: часть 2
Кори Мосс
“Кори Мосс составил свою десятку решений с выставки InfoComm 2016, которые станут новым словом в индустрии. Вторая часть списка.”
Кори Мосс
специалист в области AV/IT систем
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/