20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Lunar Orbiter или американская Луна высокого разрешения

В былые времена, когда холодная война пребывала в самом разгаре, завоевание спутника нашего – Луны – казалось обеим известным сторонам задачей первостепенной важности. Денег на достижение этой цели не жалели, ведь опережение противника хотя бы на шаг могло дать серьёзное идеологическое преимущество. Высадиться на Луну хотели все. Американцам эта задача казалась выполнимой, в нашей стране к этому относились более осторожно. Ведь даже характер поверхности спутника был тогда предметом разногласий (вспомним легендарную записку «Луна твердая. С. Королев», поставившую точку в этих спорах).

В любом случае, прежде, чем запускать к пустынной планете экипаж, следовало произвести предварительную разведку. В рамках программы престижа «Apollo» США в 1966-67 гг. бросили в бой несколько спутников Lunar Orbiter с задачей получить нужные изображения. Спутники отсняли 99% поверхности планеты с разрешением 60, 20 и даже 2 метра. Нам с вами интересно в этой истории и то, как полученные изображения транслировались на Землю. Сначала снимки выполнялись на 70-мм киноплёнку, которая внутри спутника проявлялась, пропускалась через встроенный сканер и по радиоканалу (в аналоговом виде!) попадала на наземный фоторегистратор и одновременно — на специальный видеомагнитофон, рассчитанный на запись столь нестандартного ТВ-сигнала. От фоторегистратора получали негативы, с которых печатали изображения кусочков поверхности. Из кусочков вручную выкладывали мозаику, и получали одну большую фотографию.

Процесс выглядит архаично? Только с высоты нашего 21-го века. Вспомним, что в 60-е годы века 20-го попросту не было компьютеров, которые могли обрабатывать такие потоки мультимедийных данных (да и понятия такого не было), так что использование аналоговой техники и кропотливого ручного труда было неизбежно. Специализированный видеомагнитофон Ampex FR-900, на который производился бэкап данных, представлял собой вершину техники тех времен. Этот редкий аппарат использовался только на особых военных и правительственных объектах.

КУДА ДЕЛИСЬ ДЕНЬГИ

Всего на Lunar Orbiter американские налогоплательщики истратили более 200 миллионов (тех ещё!) долларов. Снимки были изучены (с лупой и микроскопом), места высадки астронавтов определены, всё дело сдано в архив и благополучно забыто — собственно высадка затмила все предыдущие достижения. Некоторые фотографии попали на страницы журналов (вроде знаменитого «Восхода Земли»), из других были составлены более-менее полные атласы Луны, остальные осели на полках хранилищ — а о существовании магнитных лент (так ни разу и не использовавшихся) с записью этих картинок вообще никто не вспомнил. Ну, а после закрытия программы Apollo холодная война пошла иным путём, и на долгие десятилетия Луна стала больше интересовать романтиков и влюблённых, чем серьёзные организации.

Итак, уникальные материалы, на которые истрачены гигантские средства, практически погибли — почти не изученные и не использованные (ничего не напоминает из наших советских реалий?). Правда, в нашей стране эти материалы были бы непременно засекречены (обычный у нас метод предотвратить расхищение или утерю документов), а американцы не сделали даже этого…

ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ…

26_2.jpg

Так отличаются по качеству полученный в 60-х годах и восстановленный по программе LOIRP одинаковый фрагмент изображения Земли. Овчинка выделки стоит, не правда ли?

Минула пара десятилетий. Чудом уцелевшие бобины с лентой в 1986 г. были переведены в калифорнийскую лабораторию Jet Propulsion Laboratory (JPL) на предмет списания и уничтожения. Однако попался небезразличный человек, архивариус Нэнси Эванс. Ей уничтожить материалы не позволила совесть — и её стараниями даже удалось запустить проект по считыванию данных с этих лент, выбив немного денег из NASA. Вдвоём с Марком Нельсоном из Калифорнийского технологического института они ухитрились достать 4 списанных видеомагнитофона Ampex FR-900 (тех самых), много документации и запчастей к ним. Всё это железо почти не работало, и всё же кое-какой сигнал с лент считать удалось. Правда, пользы от этого не получилось — для раскодирования сигнала нужны были специализированные декодеры (шкафы с электроникой), которых уже много лет как на свете не существовало. Зайдя в тупик, исследователи сгрузили оборудование в старый гараж, принадлежавший Нэнси, и повесили замок на дверь.

О ПОЛЬЗЕ ГАРАЖЕЙ

И ещё двадцать лет прошло. Неожиданно интерес к Луне пробудился опять, и оказалось, что учёным просто необходимо иметь хорошие снимки лунной поверхности. В 2009 году для этого даже запущен новый аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter, который способен (и уже добывает) 3D-изображения поверхности с высоким разрешением. Как минимум, учёным необходимо проанализировать изменения, произошедшие на Луне с 60-х годов. А для этого нужно реанимировать старые ресурсы. Так что нужные деньги у NASA в конце концов нашлись.

Процесс был начат энтузиастами — и продолжается энтузиастами по сей день. В 2007 году ворота гаража вновь открылись, и взору Дениса Винго (президента компании SkyCorp и ветерана аэрокосмической индустрии) и Кейта Кауинга (работавшего ранее в NASA) среди груд хлама предстали 4 магнитофона FR-900, покрытые пылью, паутиной и цыплячьим помётом, и прочие бесценные сокровища. Катушки с лентой всё это время хранились на кондиционированном складе в JPL (стараниями вышедшей на пенсию Нэнси Эванс). Всё оказалось под рукой — нашлось заброшенное помещение из-под закусочной McDonald’s, в котором удалось разместить весь проект (теперь все называют это место McMoon’s). В 12 милях от него располагается штаб-квартира Ampex, в соседнем Стэнфордском университете собрана коллекция документации по подобной технике, а вокруг живёт множество профессионалов, в том числе и пенсионеров, которые ещё помнят подробности. Среди этих последних нашёлся и ветеран Кен Зин, взявшийся за оживление старого железа. В помещении пришлось усилить электропроводку, т.к. старое железо требовало от неё более 5 кВт только в обеденной зоне. Ещё долго после начала проекта в McMoon’s заходило население с намерением купить чизбургер — и с удивлением обнаруживало странные аппараты и 1500 круглых коробок с катушками, распределённых по кафельному полу.

ПРОБЛЕМЫ НЕЧИТАЕМОСТИ

Думаю, все наслышаны о тяжёлой проблеме современности — проблеме хранения данных. Книги, написанные 300 лет назад, можно прочитать и сегодня, патефонные пластинки, с некоторым напряжением, но и сегодня можно послушать. А вот попробуйтека прочитать дискету на 5,25” в формате RT-11. Нет, лучше 8-дюймовую в формате RSX. Нет, лучше прочитайте-ка колоду перфокарт от ЕС‑1033… А ведь этим технологиям всего несколько десятков лет. Недавно я с ужасом обнаружил, что мой CD-диск, записанный дюжину лет назад и с виду идеально новый, практически не считывается. И таких у меня скопились сотни. Новые носители потенциально ненадёжны, а средств считывания данных с них в прискорбно скором времени может не оказаться в наличии. Ну некуда сегодня засунуть 8-дюймовую дискету, просто некуда.

Теперь представьте себе, что вы — инженер, и вам дали магнитные ленты, записанные на оборудовании, не существующем уже 30 лет, в формате, о котором сохранились лишь слабые воспоминания. Вы даже толком не знаете, что записано на ленте и записано ли там вообще что-либо. Предположительно на каждой бобине размещено одно изображение высокого разрешения и одно — среднего. Перед началом записи идёт звуковой комментарий, и по типу акцента оператора удалось определить, что часть лент получена из Мадрида, часть — из Австралии, а часть из Голдстоуна в Калифорнии (звук удалось прочитать с лент первым). С таким багажом знаний и начались работы.

Чтобы считать ленты, пришлось буквально воссоздать значительную часть оборудования. Магнитные головки для FR-900 сняты с производства ещё в 1974 году, а восстановлением старых занимается единственная маленькая фирма в мире, и очень недёшево (только на это ушло $30 000). Значительную часть плат и блоков питания пришлось спаять заново, даже пассики для лентопротяжных механизмов изготавливали на заказ. Документация по магнитофонам, мягко выражаясь, оказалась неполна. Деннис Винго писал: «Сколько раз слышал я за последние шесть месяцев одинаковые истории о том, как совсем недавно, буквально на прошлой неделе, очередной престарелый инженер почистил свои архивы и выкинул на помойку схемы от старых магнитофонов». Наконец документация нашлась — на старинных микрофишах, чудом уцелевших у одного из ветеранов Ampex.

Восстановление правил демодуляции аналогового сигнала, оцифровки его и сшивки изображения из отдельных перемешанных полос заняло ещё много месяцев кропотливого труда. Громоздкие электронные шкафы, которые занимались этим делом в далёкие времена, команда LOIRP (Lunar Orbiter Image Recovery Project), разумеется, заменила на компьютерную обработку.

По счастливому стечению обстоятельств магнитные ленты почти не деградировали от времени, и данные в основном считываются с них хорошо.

26_3.jpg

ЧЕГО УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ

LOIRP по праву относится к искусству «техноархеологии». Шаг за шагом, открытие за открытием — и вот 13 ноября 2008 г. NASA на пресс-конференции продемонстрировала первый восстановленный снимок Земли, снятый со стороны Луны 23 августа 1966 г. По сравнению со старыми отпечатками того же сюжета изображение имеет вчетверо больший динамический диапазон и вдвое лучшее разрешение.

С этого момента NASA увеличило размеры своей финансовой поддержки (всего уже более $850 000), что позволило команде восстановить ещё один магнитофон Ampex, а также закупить более мощный 8-процессорный компьютер Apple для обработки картинок.

На сегодняшний день восстановлено около 30 изображений. Хотя в скором времени, возможно, все ленты будут прочитаны и оцифрованы, большое время займёт компьютерная обработка данных и сшивка картинки.

Все восстановленные изображения передаются из проекта LOIRP в репозитарий NASA Planetary Data System (PDS). Как и все документы NASA, изображения находятся в публичном доступе.

26_4.jpg

К чему всё это

Друзья, давайте заранее заботиться о сохранности своих невосполнимых данных. Чтобы как-то сократить поле деятельности для будущих техноархеологов, предлагаю:

  • все ценные данные копировать одновременно на несколько разных носителей. Ни CD, ни тем более DVD диски, ни флэшки, ни винчестеры, ни ленточные накопители не обладают потенциальной надёжностью, позволяющей доверить им такую информацию единолично. Если данные хранятся одновременно в 4 разных местах, есть вероятность, что они выживут хотя бы в одном
  • все данные лучше хранить в виде архивов, целостность которых легко проверить. Будем надеяться, что самые распространённые форматы (скажем, zip или rar) будут актуальны ещё очень долго. При этом чем проще формат данных, тем лучше (скажем, txt лучше, чем html, а html лучше, чем doc)
  • периодически, хотя бы раз в пару лет, проверять целостность данных на носителях и оперативно восполнять потери
  • по мере выхода новых носителей данных переносить на них ценную информацию, не дожидаясь, пока старые носители окажется уже некуда вставить. При этом продолжать соблюдать пункты 1, 2, 3 и 4…И никто не знает, в какой момент могут понадобиться плоды вашего труда — даже если они не пригодились сразу. Не выбрасывайте данные — бэкапьтесь.

Искренне ваш,
Михаил Таусон
Независимый обозреватель
Специально для журнала «Равно АВ»

Журнал "Равно АВ", 2(12), апрель-июнь 2010

Люмены или доллары: что мы выбираем, покупая проектор? Люмены или доллары: что мы выбираем, покупая проектор?
Что вы первым делом оцениваете при покупке проектора — люмены или доллары? Вопрос только кажется странным...
Ситуация на рынке проекторов в комментариях его участников Ситуация на рынке проекторов в комментариях его участников
Эксперты российского рынка рассуждают о том, что происходит на рынке проекционных технологий сегодня и чего ждать в будущем.
VR с прицелом на будущее: 2017 год, который станет прорывным VR с прицелом на будущее: 2017 год, который станет прорывным
В области VR ожидается много интересного, и 2017 год можно с полным основанием назвать «годом Virtual Realty».
Голова в облаках: 8,9% роста рынка облачных услуг в России Голова в облаках: 8,9% роста рынка облачных услуг в России
Рынок облачных услуг в России, включая публичные, частные виртуальные и частные облака, в 2015 году составил 370 млн долл.
Исследование о дисплеях: портретные VS альбомные Исследование о дисплеях: портретные VS альбомные
Выбору, установке и обслуживанию дисплеев отводится значительная часть AV-бизнеса. Но какие лучше – вертикальные или горизонтальны...
Контент из соцсетей будет работать на ваш Digital Signage Контент из соцсетей будет работать на ваш Digital Signage
Доходы от печатной рекламы в ближайшие 4-5 лет снизятся на 23,8%. За этот же период показатель Digital Signage вырастет на 11&...
Все статьи
Видео
Вебинар "Meyer Sound в фактах и цифрах"
Тенденции и прогнозы российского рынка proAV – от его участников
Все видео
Управление медиаконтентом в Культурном Центре им.Гейдара Алиева Управление медиаконтентом в Культурном Центре им.Гейдара Алиева
70-ти метровая мэппинг-проекция «Река жизни» и 18 интерактивных киосков на основе iPad для музея Гейдара Алиева.
Оснащение зала заседаний Костромской областной Думы Оснащение зала заседаний Костромской областной Думы
Инженеры компании RIWA, завершили проект по установке оборудования в Зале заседаний Костромской областной Думы.
Оснащение конференц-зала «под ключ» ЕВРАЗ НТМК, Нижний Тагил Оснащение конференц-зала «под ключ» ЕВРАЗ НТМК, Нижний Тагил
Компания «8 Ом» провела реконструкцию конференц-зала в административном корпусе заводоуправления №1 ОАО "ЕВРАЗ НТМК".
Бюджетное решение с возможностями: конференц-зал концерна «Белла» Бюджетное решение с возможностями: конференц-зал концерна «Белла»
Компания «Атанор» оборудовала бюджетный конференц-зал на 90 мест в новом здании косметического концерна «Белла Восток».
Проекционные решения Optoma для Армянского Музея в Москве Проекционные решения Optoma для Армянского Музея в Москве
Экспонаты в недавно открывшемся Армянском музее Москвы и культуры наций представлены в восьми интерактивных зонах.
Новейшие аудиовизуальные системы для центра высоких технологий Новейшие аудиовизуальные системы для центра высоких технологий
Компании «Хай-Тек Медиа» оснастила зал заседаний Ученого совета БГТУ им. В.Г. Шухова в Центре высоких технологий.
Все кейсы
Еще раз о конвергентности АВ/ИТ. Или, может быть, ИТ/АВ?
Кори Мосс
“Концепцию конвергентности АВ/ИТ все чаще рассматривают с точки зрения ИТ/АВ, а иногда АВ и вовсе называют дополнением к ИТ”
Кори Мосс
специалист в области AV/IT систем
Битва AVB и Dante продолжается. А нужен ли тут победитель?
Джонатан Оуэнс
“Противостояние между AVB и Dante набирает обороты, и кто станет победителем пока неясно. Но должен ли кто-то вообще побеждать?”
Джонатан Оуэнс
Консультант компании Shen Milsom & Wilke, LLC
Пять причин, по которым AV в большей степени должно стать IT
Макс Копшо
“Развернутый ответ на недавно опубликованную статью Эрни Бека под названием "Пять причин, по которым AV все же не следует считать IT".
Макс Копшо
главный консультант по UC в Thorburn Associates
Все мнения