20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

ГОСТ на «звуки музыки»

Автор: Артур Фрунджян

Озвучивание театров – особая, закрытая для дилетантов область, требующая высочайшей степени профессионализма. Это одновременно и узкая специализация, и широчайший спектр знаний, технических средств и инженерных решений, многообразие которых следует уже из того, что само понятие театра весьма неоднозначно. Театры бывают драматические, музыкальные, кукольные, теневые, пантомимы и пр. А еще – большие и маленькие, специализированные и универсальные, базирующиеся в зданиях, которые являются историческими памятниками или, напротив, супер-современными… Не говоря уже о том, что существует масса площадок, которые в разное время могут использоваться и для драматических постановок, и мюзиклов, и даже небольших рок-концертов. На вопросы о том, каким образом решаются такие задачи в каждом конкретном случае и как удается выйти из положения, не принося в жертву универсальности базовое для театра условие – предельную разборчивость речи актеров -, рассказывает главный инженер компании «Окно Аудио» Евгений Ануфриенко.


ОБ АРТИСТИЗМЕ ЗВУКА

Прежде всего, вряд ли можно говорить о театральном звуковом оборудовании как о сложившейся категории с четкими границами, поскольку различий внутри этой группы не меньше, чем общих черт, что отражает многообразие самих театров по их тематике и масштабам. Общими признаками принадлежности к театральной категории оборудования являются следующие: многоканальность систем, специфика особенностей сценического мониторинга, а также наличие арьерных (расположенных в глубине сцены) излучателей, которые для концертных нужд никогда не применяются. Все это служит цели создания звуковой картины, тесно связанной с действием на сцене и режиссерским замыслом. В общем, можно сказать, что звук в театре менее громкий, чем на концерте или шоу, но более «артистичный», не говоря уже о высокой степени разборчивости речи.

Достаточно большое количество каналов в таких системах объясняется стремлением не только создать как можно более полноценное звуковое поле для всей территории зала, но и реализовать различные звуковые эффекты, как объемные, так и чисто театральные. Динамики могут располагаться, помимо сцены, на стенах и потолке, на балконах. Часто организуются отдельные каналы сабвуферов, подзвучивания оркестровой ямы. В целом, по оснащению драматический и музыкальный театры отличаются не так сильно. Принципиальные различия возникают при переходе к концертным площадкам, а надо сказать, что попытки совместить театр и концертную площадку предпринимаются достаточно часто, что в большинстве случаев вряд ли оправдано, если, конечно, бюджет не безразмерный. Основное требование к концертному оборудованию – возможность создания высокого звукового давления, а увеличение последнего на каждые 3 дБ – это внушительные материальные затраты. При этом требования к разборчивости и выразительности звука в данном случае далеко не на первом месте, в связи с чем типично театральные бренды звуковой аппаратуры далеко не всегда пересекаются с концертными. Хотя они существуют, например, Meyer. С другой стороны, техника Tannoy для концертов используется не часто, в то время как в качестве театральной она востребована очень широко, особенно на Западе.

340_1.jpg

КАКИЕ ФАКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ, ОБОРУДУЯ ЗАЛЫ ПОД ТЕАТР И ШОУ?

В первую очередь, следует исходить из спектра поставленных задач. И, естественно, физических свойств имеющихся площадей, включая акустику. Конечно, идеальный вариант – это когда здание строится с нуля именно под конкретный театр. И тут акустические вопросы, в основном, решаются еще на стадии проектирования. Но это редкий случай, да и школа архитектурной акустики в настоящее время практически утрачена. Хотите пример отличного акустического решения? Старый кинотеатр советского образца, если таковые еще остались.

Хочешь получить хороший звук – начинай не с оборудования, а с помещения. А именно – с измерения его акустических свойств. Любимый инструмент акустиков – это обычный стартовый пистолет, с помощью которого помещение «простреливается», и с помощью прецизионных микрофонов, подключенных к компьютеризированным измерительным комплексам, снимается акустический отклик на импульсный сигнал с широким спектром. Полученные характеристики отклика используются в качестве исходных данных для эмуляционных программ, с помощью которых рассчитывается нужное количество и расположение акустических систем, а также звукопоглощающих и рассеивающих материалов, их оптимальная локализация и пр.

КАКИЕ ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ У СТЕН И ЕСТЬ ЛИ У СПЕЦОВ ГОТОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ?

Программа не может вам выдать результат типа «Используйте столько-то экофона и заложите в ниши такое-то количество базальтового волокна». Конкретные материалы и средства акустического оформления выбираются с участием дизайнера (причем чаще всего на правах решающего права голоса). Сама же программа может подсказать лишь оптимальную долю поглощающих и отражающих поверхностей. Кроме этого, для частот ниже 150 Гц ни одна программа не в состоянии дать достоверный результат, а ведь именно на басах чаще всего возникают серьезные и трудно решаемые проблемы, требующие длительных экспериментов с расположением басовых излучателей, включения в систему акустических ловушек, геометрические размеры которых весьма значительны ввиду большой длины волны на низких частотах. Такие решения опять же не так просто увязать с дизайном.

Нужно отметить, что если помещение представляет собой историческую ценность, с акустическим оформлением особенно не разбежишься, т.к. интерьер должен быть сохранен в неприкосновенном виде. Да и саму аппаратуру, особенно колонки, всегда стараются по возможности задекорировать.

В наше время все чаще находят применение так называемые «системы виртуальной акустики». Они позволяют посредством цифровой обработки в сигнальных процессорах в составе многоканальной системы эмулировать в имеющемся помещении акустику определенного зала, например Домского собора или Ла Скала. Обычно сопутствующие программные пакеты содержат целый набор акустических трафаретов всемирно известных концертных залов. Но для реализации данного метода помещение изначально должно быть достаточно сильно заглушено.

340_2.jpg
340_3.jpg
Пример отличного акустического решения – это старый кинотеатр советского образца В театре «Ла Скала» установлена так называемая «система виртуальной акустики»

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ КИЕ-ЛИБО ГОСТы ПО ЗВУКОВОМУ ОСНАЩЕНИЮ ТЕАТРОВ?

ГОСТы есть только по противопожарной безопасности и санитарно-технические. В отношении же звука существуют нормативы по максимальному звуковому давлению, которое не должно достигать травматических уровней, если зал используется для концертов и шоу. В театре же как таковом среднее звуковое давление, считающееся комфортным, обычно не превышает 80 дБ. Вместе с тем, давно выработаны конкретные нормативы, которых следует придерживаться. Например, очень важно получить оптимальное значение времени реверберации, которое не является константным, а зависит от размеров помещения и в отдельных случаях – от «тематики» зала. Так, например, при наличии органа время реверберации подбирается именно под этот инструмент (до 15 секунд). Этим объясняется, почему известные органисты не любят выступать в Доме Музыки, где данный параметр не выдержан. Время реверберации во многом определяет разборчивость речи, хотя последняя зависит и от других факторов, включая линейность отклика помещения по частоте, наличие резонансов и пр. И, конечно, от качества самих излучателей.

КАКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВИНКИ ИЗ ТЕАТРАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОЯВИЛИСЬ НА РЫНКЕ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ?

В первую очередь, наше время характеризуется бурно развивающимися цифровыми технологиями обработки аудио сигналов. Процессоры «виртуальной акустики», в памяти которых заложено множество образчиков звучания известных залов, именно из этой области. Корме этого, широко распространяется усиление класса D: это очень мощные усилители (10, 20 кВт) с КПД более 95%, которые становятся все легче и компактнее. Стали появляться и многоканальные системы автоматического позиционирования звукового поля, которые и с помощью датчиков положения артистов в пространстве, и специальных программируемых процессоров обеспечивают следование кажущихся источников звука за актерами. Особенно такие системы востребованы в постановках, где актеры играют не только на сцене, но и свободно ходят по залу.

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК?

Мониторинг нужен для того, чтобы актеров или музыкантов слышал не только зал, но и они сами, для четкого взаимодействия на сцене, слышали себя и своих коллег. Сложный мониторинг сцены с уймой микрофонов и собственно мониторов – это всегда источник проблемы из-за часто возникающих акустических завязок. В драматических театрах мониторинг осложняется наличием декораций, поэтому система мониторинга здесь обычно имеет несколько планов. Когда на сцене присутствует масса мониторов и десятки микрофонов, завязки могут возникать даже не из-за большой громкости, а из-за неравномерности частотной характеристики, сопровождающейся фазовыми сдвигами. Иногда достаточно актеру переместиться в другой угол сцены, и начинается свист.

В определенных случаях проблема решается с помощью портативных гарнитур: вкладных наушников и миниатюрных микрофонов, которые иногда удается сделать невидимыми (особенно если применяются радионаушники). Но такое решение бюджетным не назовешь.

340_4.jpg
340_5.jpg
Известные органисты не любят выступать в Московском Доме Музыки из-за того, что тут не выдержано оптимального значение времени реверберации звука Избыточность оборудования сцены позволяет сделать ее универсальной

ЧТО НУЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ ПРИ СОЗДАНИИ СЦЕНЫ, КОТОРАЯ БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СПЕКТАКЛЕЙ, НО И СДАВАТЬСЯ ДЛЯ СТОРОННИХ ПРОЕКТОВ, НАПРИМЕР, ШОУ ИЛИ МЮЗИКЛОВ?

Нужно предусмотреть определенную избыточность оборудования, в первую очередь, по мощности фронтальных систем и усилительного тракта, что, с учетом требований к качеству звука к театральному оборудованию, а также по надежности – к концертному, выливается в весьма немалый бюджет. Универсальный зал заведомо должен иметь более сложный и дорогой комплекс оборудования и более развитую систему коммутации и электропитания. Обычных лючков на сцене может не хватить. Ужесточаются также требования к обеспечению безопасности. Во время проведения «сторонних» мероприятий чаще возникают непредвиденные ситуации, способные вывести аппаратуру из строя: например, кто-то случайно положит микрофон на монитор.

Особо сложно решаются вопросы сценического мониторинга, так как штука это очень капризная и здесь весьма силен субъективный фактор. Можно обзавестись ограниченным набором райдерных мониторов и пультов, вероятность запроса на которые достаточно высока (60-70% заявок), но иметь постоянный набор на все случаи жизни не целесообразно.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НЕКИЙ РАЙДЕР ПО ТРЕБОВАНИЮ К ОБОРУДОВАНИЮ И ОСНАЩЕНИЮ СЦЕНЫ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ И КАК КОНЦЕРТНАЯ?

Конечно, существует. И, если сравнивать традиционные системы подхода к концертному оборудованию в США и Европе, между ними существует принципиальная разница. В США нет понятия бренда оборудования, а есть понятие бренда прокатчика. Там важно, не что ставят, а кто ставит. Прокатчик может поставить вам то, что и на рынке-то почти неизвестно, даже что-то из откровенных самоделок, но его авторитету, если это действительно известная личность, доверяют. Там важен конечный результат, а не узнаваемость логотипов на аппаратуре. А в Европе, и особенно России, все наоборот.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В СТОЛИЦЕ И РЕГИОНАХ? НА ЧЕМ ЭКОНОМЯТ В РЕГИОНАХ И НА ЧТО ТРАТЯТ ДЕНЬГИ ТОЛЬКО В МОСКВЕ?

Отличия, как правило, в бюджете и, как следствие, в качестве и надежности. Но не все так просто. Играет роль определенная «зашоренность» и зацикленность на известных брендах, а также различные модные течения. Все это мешает сделать оптимальный выбор, когда на аппаратуре относительно недорогих брендов можно построить качественную систему, если не гнаться за громкими именами. В Москве бюджеты высокие, поэтому многие могут позволить себе швырять деньги на ветер. И часто попадают впросак. Существует очень немного брендов, под которыми выпускается только высококачественное оборудование. В основном же, наряду с несколькими действительно хорошими изделиями, фирмы гонят кучу откровенного хлама, который продается только благодаря громкому имени.

Экраны VS дисплеи: враги или партнеры? Развенчиваем мифы Экраны VS дисплеи: враги или партнеры? Развенчиваем мифы
На АВ-рынке развернулась борьба между производителями проекционных экранов и разработчиками информационных дисплеев.
Найти своего зрителя: об опыте онлайн видеотрансляций в России Найти своего зрителя: об опыте онлайн видеотрансляций в России
По данным компании Cisco, к 2019 году на онлайн-видео будет приходиться 80% всего интернет-трафика в мире.
О российском рынке Digital Signage – из первых рук О российском рынке Digital Signage – из первых рук
Digital Signage, пришедший на смену статическим информационно-рекламным вывескам, становятся все более востребованным.
Тест новых OLED-панелей LG: «цифровых обоев» и двусторонней Тест новых OLED-панелей LG: «цифровых обоев» и двусторонней
Инженеры Ascreen первыми в России протестировали новые OLED-панели LG – одностороннюю 55EJ5C-B и двустороннюю 55EH5C-S.
Почему Huddle rooms – это выгодно и кому они точно нужны Почему Huddle rooms – это выгодно и кому они точно нужны
В России рынок Huddle rooms находится в процессе формирования, появляется массовый интерес к этим системам.
Ландшафтные акустические системы в тренде. С чем их подают? Ландшафтные акустические системы в тренде. С чем их подают?
Ландшафтная акустика быстро набирает популярность - разработчикам удалось решить проблемы, возникающие при работе на открытом возд...
Все статьи
Видео
WOW-проекция, которая перешла черту нереального
«8»: когда мультимедиа вышли за рамки своих возможностей
Все видео
Единое инфопространство для образовательных учреждений района Единое инфопространство для образовательных учреждений района
Разработка проекта создания единого информационного пространства всех типов образовательных учреждений Колпинского района.
Оснащение президентского дворцового комплекса в Анкаре Оснащение президентского дворцового комплекса в Анкаре
Президентский дворцовый комплекс в Анкаре, включающий в себя много различных помещений, полностью оснащен решениями Shure.
Современнейшее оборудование для старейшего вуза  Современнейшее оборудование для старейшего вуза
Компания Ascreen оснастила АВ-оборудованием конференц-залы Санкт-Петербургского государственного университета.
Инсталляция в ассиметричной комнате и установка саудбара на экран Инсталляция в ассиметричной комнате и установка саудбара на экран
Компании RSOFT из Ростова-на-Дону потребовалось оснастить офис необходимым оборудованием для презентации своих услуг.
Идеальный звук для зала с кирпичными стенами и зеркалами Идеальный звук для зала с кирпичными стенами и зеркалами
В студии искусств «Своя жизнь» оборудованы 5 танцевальных залов со звуком класса Hi-Fi и возможностью онлайн-трансляции занятий.
Оснащение Музея бронетанковой техники: с заделом на будущее Оснащение Музея бронетанковой техники: с заделом на будущее
В Прохоровском районе Белгородской области состоялось торжественное открытие уникального Музея бронетанковой техники.
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
AUVIX: Современный офисный центр при помощи мультимедиа
AUVIX: Современный офисный центр при помощи мультимедиа
Презентация с вебинара от 17/11/2015, формат А4, альбомная, 36 полос
Все файлы
Купить или арендовать? 20 доводов в помощь выбирающим ПО
Артем Ковальов
“Гид по выбору ПО для Digital Signage поможет решить, на чем именно стоит остановить выбор: на аренде или покупке софта.”
Артем Ковальов
Директор OptiVision
«Зависимость от госзаказа диктует рынку тренд импортозамещения»
Овчинников Евгений
“Вице-президент компании AUVIX подвел итоги 2016 года и дал прогноз относительно основных векторов развития отрасли.”
Овчинников Евгений
вице-президент компании AUVIX
Сапожник с сапогами: умные технологии в Advantech IoT
Пивоваров Александр
“Во время последний поездки в Тайвань, я приехал на встречу в офис Advantech. Офис оказался исключительно "умным"...”
Пивоваров Александр
Руководитель направления Digital Signage Solutions AUVIX
Все мнения