20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Белоруссия. AV-доказательство от противного

Автор: Дмитрий Рождественский
www.avclub.ru

Страна хороших дорог и город широких проспектов, Белоруссия и Минск будто созданы для того, чтобы сеять в неуверенных душах подозрение в том, что СССР жив и не так уж плох даже в самых экстравагантных своих проявлениях. При этом Минск от Евросоюза отделяет всего пара часов езды. Белоруссия – то самое сослагательное наклонение, которого не бывает в истории: каким бы был Советский Союз без железного занавеса и с мультимедийными чудесами?


ВИД НА БИБЛИОТЕКУ ИЗ КОСМОСА

Минск ничем не напоминает город, который должен быть столицей сумрачной диктатуры. Здесь вообще давно научились жить, не обращая внимания на причуды власти, по крайней мере, на те, которые разрешено не замечать, а мультимедийные технологии – это даже не интернет, их власть не опасается, значит, все можно, был бы рынок.

А рынок в Белоруссии, как известно, непрост. Хотя блеск мультимедийного прогресса белорусская власть оценила довольно быстро. Ничто нынче так в буквальном смысле не украшает государство, как видеотехнология.

322_1.jpg

Как утверждают организаторы экскурсий по Минску, новое здание Национальной библиотеки на проспекте Независимости видно из космоса. Внешнее освещение обеспечивают более четырех с половиной тысяч светильников, ее медиафасад – это многоцветный экран на основе светодиодных кластеров. По неподтвержденным (на эту тему подтвержденных данных в Белоруссии не бывает) данным проект обошелся в 160 миллионов долларов, причем взносы на него, конечно же, добровольные, делало и население, включая школьников.

Библиотека вошла в ТОП-50 самых необычных зданий в мире, и это символ того, чем становится высокая презентационная технология в таком государстве, как Белоруссия. Для Белоруссии, помнящей свое технологическое лидерство советских времен, готовность к передовым технологиям – явление органичное и естественное. Но – с поправкой на политическое и экономическое устройство, в соответствии с которым государственные объекты являются лидерами по освоению всего передового и бросающегося в глаза.

ПЛАТА ЗА СВЕТ

Гиганты белорусской индустрии не могут остаться в стороне от мультимедийного представления, а такие гиганты, как правило, являются градообразующими, как нефтеперерабатывающий концерн «Нафтан» для Новополоцка. Александр Адуенко, ведущий инженер компании «Крафтверк Вайсрусланд», вспоминает, что его фирма занималась разработкой систем постановочного освещения на «Нафтане». В самом же Новополоцке к 50-летнему юбилею было оборудовано оригинальное вечернее освещение центральной площади. Устроители нового светового дизайна при помощи четырех мачт с прожекторами и светодиодными лампами создали эффекты отраженного света и падающего огня. По официальным данным из бюджета для благоустройства Новополоцка, включающего модернизацию осветительных систем, было выделено порядка 20 миллиардов белорусских рублей – около двух миллионов долларов, включая, как обычно, взносы спонсоров – прежде всего, того же «Нафтана».

Все тренды, объективно развивающиеся в других местах, справедливы и для Белоруссии. Скажем, конференц-залы, в которых доля мультимедиа близка к 100-процентной, но и здесь в авангарде – государственные флагманы, скажем, банк БПС-Сбербанк. Или, скажем, интегрированная система охраны государственной границы, которой занимается государственный погранкомитет. Система должна заменить колючую проволоку, главными элементами системы станут действующие автоматизированные системы и специальное программное обеспечение, объединенные в единый комплекс, системы видеонаблюдения и навигации. Общий бюджет проекта неизвестен, однако оснащение одного лишь участка границы в Брестской области системой видеонаблюдения обошелся в 400 тысяч долларов. По оценке некоторых экспертов доля мультимедиа в пограничном проекте составит около 15 процентов, но и это делает проект чрезвычайно привлекательным для интеграторов.

ТИХОЕ СЧАСТЬЕ ГОСЗАКАЗА

Госзаказ решает все, и он – основа рынка. Дмитрий Мартаков, директор по маркетингу компании «БелСофт», дополняет этот список автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД) в Минске, которая контролирует трафик на нескольких сотнях улиц столицы, и реконструкцией концертного зала общественно-культурного центра в Гомеле с конференц-залом на 1000 мест.

Сергей Канашевич, продукт-менеджер компании «Принтлюкс» говорит о видеостене в минском аэропорту. Максим Ремезов, начальник отдела системной интеграции компании IBA IS, вспоминая значительные мультимедийные проекты, по сути, перечисляет гигантов белорусской индустрии: «Белорусская железная дорога, ОАО «Гомельтраснефть Дружба», государственный концерн «Белнефтехим», Министерство обороны.

« В основном все они оснащены на государственные средства или инвестиции крупных корпораций. Сейчас мы проводим пуско-наладочные работы в так называемом Дворце Независимости – новой резиденции президента республики ».

Может быть, мультимедийный бум в изрядной своей части так и ограничился бы государственно-промышленным сектором и сферой административного управления, но президент Белоруссии еще и увлечен спортом. Вопреки анонсам, в каждом городке хоккейного стадиона не появилось, но спортивное строительство все равно будит у интеграторов немалый оптимизм. Алексей Линич, главный инженер компании ООО АВПРО называет в этом контексте стадионы «Борисов-Арена» и «Динамо-Минск», который вот-вот откроется после реконструкции».

322_2.jpg

Но подлинным триумфом государственно-мультимедийного подхода стал недавний чемпионат мира по хоккею, проведению которого несколько последних лет в Белоруссии было подчинено все. Цифры затрат, как обычно, разнятся принципиально. Официальные данные говорят о 17 миллионах долларов. Чиновники, знающие, о чем речь, признают, что бюджет проекта мог достигать полутора миллиардов долларов, специалисты согласны с тем, что можно было уложиться в 700 миллионов – но уж точно никак не меньше. Открывали чемпионат мира по хоккею в Минске 3D-проекцией – удовольствие тоже не из дешевых. Проекцию на ледовую арену делала литовская компания, имеющая в Белоруссии свое представительство. Площадка в 1800 квадратных метров была превращена в экран с высоким разрешением. По оценке знающих людей только на оборудование (12 проекторов Barco), было потрачено свыше 1 миллион евро.

«Чижовка-Арена», построенная в дополнение к «Минск-Арене», тоже хранит тайны своих бюджетов, однако про нее в Белоруссии с определенной долей уверенности говорят, что она обошлась в 150 миллионов долларов.

Было построено 14 отелей, из которых 10 – государственные. Алексею Линичу запомнилась из них гостиница Олимпийского комитета (председателем которого, кстати, работает глава государства), 4-звездная «Виктория Олимп».

Словом, как и положено в подобных случаях, глобальное мероприятие стало счастливым импульсом для интеграторов. Хотя Алексей Линич и добавляет толику скепсиса:

« В спортивном строительстве у нас пока незначительная доля отводится на мультимедиа. Скажем, когда речь идет о футбольном стадионе, или другом спортивном объекте – ледовой арене, например, должна быть акустика высокого класса, нужно фоновое озвучивание, сопровождение. Но при том, что строится и открывается большое количество подобных объектов, заказчики только-только начинают понимать необходимость таких вложений ».

И это тоже – важный параметр белорусского AV-рынка, который определяется все той же знаменитой на весь свет белорусской спецификой: сугубый государственный рынок, с его чиновным пониманием, но с модернизированным населением и в двух часах езды от Европы.

КИНО ДЛЯ ИНВЕСТОРА

Поэтому, как отмечают не без некоторого удивления белорусские эксперты, законы экономики и рынка работают вопреки любой экзотике. Все общепринятые тренды работают и в Белоруссии. Александр Адуенко занимается кинотеатрами.

« Мы оборудовали около 30 кинотеатров, поставляем кинооборудование, системы звукоусиления. Сейчас в Минске строится восьмизальный мультиплекс, который я тоже считаю достаточно крупным объектом ».

В Минске вообще кинозальный бум, как положено столице страны в центре Европы, один за другим устанавливаются цифровые экраны в 5-зальном мультиплексе «Беларусь», кинотеатрах «Мир», «Октябрь», не говоря о строящихся. Надо ли, впрочем, напоминать, что крупнейшие кинотеатры в Минске остаются в муниципальной собственности?

Формально говоря, все эти проекты реализуются за счет инвестиций, и от права стать таковым здесь отказываться не принято. Однако, те, кто все-таки вынужден инвестировать, в накладе не остаются, и потому стоимость работ оказывается, как признают эксперты, такой, что об окупаемости речи, как правило, не идет. Стоимость проекта мультиплекса «Беларусь» оценивалась в 10 миллиардов белорусских рублей – по сегодняшнему курсу около миллиона долларов. А поскольку весь более или менее крупный бизнес либо аффилирован с государством, либо так или иначе с ним договаривается, то и его, формально не государственные проекты ни слишком отличаются от государственных. Продолжая разговор о крупных проектах, Алексей Линич говорит о торговле и приводит в пример оснащение крупнейшего в Белоруссии торгово-развлекательного центра Green City. Но его застройщик – крупная инвестиционная компания с российским капиталом.

А во всем остальном законы рынка, действительно, неумолимы и объективны.

« Безусловно, есть отдельные отрасли, где мультимедиа более востребованы – это реклама и все, что с ней связано, - говорит Алексей Линич. - Но то, что в России уже давно популярно, у нас только сейчас начинает раскручиваться. Можно сказать, что мы повторяем путь развития российского рынка, но с задержкой. На Запад, конечно, тоже смотрим, хотя бы в силу географической близости к Европе. На новых объектах пытаются внедрять передовые технологии, но есть, как минимум, два фактора, которые препятствуют этому: во-первых, цена, во-вторых, недостаточный уровень подготовки кадров в области AV-индустрии. Зачастую им не хватает знания и умений, чтобы не только грамотно инсталлировать оборудование, но и вообще донести мысль до заказчика ».

РЫНОК ДЛЯ СВОИХ

Рынок развивается вокруг крупных государственных или окологосударственных заказов – со всеми последствиями для своего развития.

« Наше довольно сложное законодательство в сфере госзакупок вносит много нюансов в получение заказов и в их реализацию, - сетует Максим Ремезов. - Приходится очень аккуратно работать со сметной частью проектов, подтверждать каждый свой шаг бумажками, проходить сложные и длительные процедуры конкурсов. В техническом плане работа с бюджетными организациями или частными ничем не отличается. Оборудование, решения применяются одни и те же. Но с госконторами работать сложно, потому что там происходит многоступенчатое согласование – много людей влияет на результат, на сумму проекта, на инвестиции ».

Но именно этот сектор является монопольным локомотивом рынка, который развивается уже самостоятельно.

« Рынок профессиональных AV-решений в Беларуси прирастает ежегодно на 25 процентов, и эта тенденция не меняется последние 5 лет. У нашей компании большие амбиции в сферах образования и здравоохранения, и я уверен, что ближайшие несколько лет рост количества и качества AV-систем в этих секторах будет обеспечивать нас работой ».

Особенности рынка Мартаков оценивает так:

« Удельная плотность системных интеграторов достаточно высока – могу более десятка крупных игроков назвать. При этом объем рынка гораздо меньше, чем в России ».

И получается, что рынок, во многом формируемый государством, все-таки оказывается под давлением серьезной конкуренции. А с другой стороны, по-прежнему ограничен государственно-централизованной моделью. Результат, соответственно, двоякий, что и подтверждают эксперты.

По мнению Александра Адуенко, рынок не развит. Но близость к Европе работает и на формирование заказа, и на конкуренцию.

« Местные заказчики, как правило, направляют свои запросы в несколько источников, делают рассылку и выбирают из предложений, в соответствии с ценой и оборудованием. Вместе с тем, могу сказать, что в последнее время очень много литовских и латвийских компаний приходят на белорусский рынок ».

Алексей Линич считает, что бывают проекты, которые не под силу исполнить местным интеграторам.

« Тогда приглашают откуда-нибудь инженеров, которые осуществляют наладку, запуск. На местном рынке не каждая компания может позволить себе обучать сотрудников соответствующего уровня. Оборудование завозится лучшее и издалека, а наши специалисты не всегда знают, что с этим делать. Во всех крупных объектах, которые у нас в стране были реализованы, такая схема и работала: проектировка – местные, пуско-наладка – приглашенные. Около 10 процентов работ делаются западными компаниями ».

Владимир Чепелевич, начальник отдела системной интеграции компании Belabstelecom, впрочем, считает, что местные специалисты в состоянии делать серьезные проекты. С ним согласен и Дмитрий Мартаков:

« Квалификация этих компаний достаточно высока, и местные заказчики обращаются к иностранным компаниям только в самом крайнем случае ».

А соотношение квалификации и цены все-таки работает на местных разработчиков.

« Заказчики сами на нас выходят, понимая, что мы можем сделать лучшее предложение по ценам при том же качестве услуг », - полагает Александр Адуенко.

« Соотношение «цена-качество», есть и другие нюансы, касающиеся легализации товара, местного законодательства и прочее. С местным поставщиком местному заказчику работать удобнее », - полагает Сергей Канашевич.

« Местные заказчики местных же интеграторов и приглашают к работе. Есть ряд системных интеграторов, которые имеют свою сложившуюся репутацию, и это как раз тот случай, когда от добра добра не ищут. Хотя иногда я слышу о том, что из России какие-то специалисты приезжают, но это скорее исключение. По крайней мере, в системной интеграции для госструктур », - считает Максим Ремезов.

ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД ОПТИМИСТА

Белоруссия в своем мультимедийном представлении так и продолжает, несмотря ни на что, жить с привычкой к высокой технологической готовности. Пусть и не только благодаря этому Белоруссия все свои AV-потребности реализует своими силами. Но в рамках интеграцией с Россией вполне можно было бы ожидать превращения в некоторых областях, особенно в тех, где Белоруссия в роли догоняющего, в фактический российский регион. Однако странным образом все интеграционные начинания работают только на консервацию белорусских своеобразий, и если по каким-то причинам интеграция, таможенное единство и отсутствие границ не облегчает транспортных процессов, значит, никакой Евразийский союз тем более никому ни в чем не поможет.

322_3.jpg

Можно было бы ожидать, что, отстояв вместе с государством свою экономическую территорию, белорусские интеграторы постепенно примутся заполнять ниши и у соседей – тех, кто тоже догоняет и уже осознал ценовую разницу между Россией и Белоруссией. Но особой настойчивости белорусы в этом направлении не проявляют, хотя Александр Адуенко вспоминает, что случаи проникновения на чужие рынки, в том числе и на российские, бывали. Дмитрий Мартаков полагает, что большинство проектов - более 90 процентов, локализованы в Беларуси.

« Случаи обращения зарубежных компаний к нам, конечно, бывают. Но, как правило, они носят бессистемный характер и направлены на поиск относительно дешевой рабочей силы. И когда выясняется, что слухи о дешевизне наших инженерных ресурсов сильно преувеличены, на этом диалог заканчивается ».

Владимир Чепелевич и вовсе ничего не слышал о заказчиках из других стран.

Опыт Максима Ремезова, между тем, подтверждает общий анализ мультимедийной отрасли в Белоруссии со всеми ее особенностями.

« Иногда обращаются к нам из зарубежья, и в этом вопросе большую роль играет репутация партнеров, у которых мы покупаем оборудование. Скажем, мы много лет работаем с компанией Crestron, и благодаря большому количеству выполненных проектов, она нас всегда рекомендует своим партнерам. Есть ряд объектов в Азербайджане, Казахстане, которые делали белорусские специалисты. Из Казахстана приезжали в надежде на то, что мы ближе к Европе, и это качественным образом должно влиять на подготовку и квалификацию наших специалистов. Я такой убежденности не разделяю, знаю, что в Казахстане есть очень сильные интеграторы ».

Может быть, понимая пределы возможного, белорусские интеграторы вместе со всей Белоруссией смирились со своей самодостаточностью, тем более, что внутренние резервы для развития явно просматриваются. По мнению Александра Адуенко, это развитие, прежде всего, коснется сфер, связанных со светодиодными экранами:

«Реклама, в частности, сейчас не слишком развита ».

Владимир Чепелевич рассчитывает на те же госструктуры, транспорт. И спортивные залы. А Алексей Линич, который отмечает, что и прежде не очень работал на госзаказчиков, рассчитывает на частных инвесторов, и даже питает на их счет осторожный оптимизм:

« Все плачутся, жалуются на отсутствие денег, но на самом деле в этом году количество заказов резко подскочило – работа есть и ее много ».

На частников надеется и Максим Ремезов.

« У многих есть партнеры за рубежом, поэтому для них очень актуальна тема ВКС. Но особого развития не ожидаю, если только российские компании не пойдут на наш рынок ».

Впрочем, насчет экономической модели Белоруссии вообще Ремезов, по его словам, настроен куда более пессимистично, чем по поводу перспектив AV-отрасли. Что является, кажется, самой исчерпывающей и, кстати, сравнительно оптимистичной характеристикой такой раздвоенной Белоруссии.

Ландшафтные акустические системы в тренде. С чем их подают? Ландшафтные акустические системы в тренде. С чем их подают?
Ландшафтная акустика быстро набирает популярность - разработчикам удалось решить проблемы, возникающие при работе на открытом возд...
Digital Signage в переводе на русский: тенденции нашего рынка Digital Signage в переводе на русский: тенденции нашего рынка
Анализ российского рынка цифровых информационно-рекламных вывесок, Digital Signage, которые все чаще применятся в разных отраслях.
10 причин установить корпоративное телевидение в офисе 10 причин установить корпоративное телевидение в офисе
Для чего нужно корпоративное ТВ? Как сделать его интересным для сотрудников? Ответы на эти вопросы и несколько полезных советов.
Коммерческий звук: где есть спрос и как это продать? Коммерческий звук: где есть спрос и как это продать?
О коммерческом звуке, его экосистеме, тенденциях, текущем состоянии и перспективах развития рассказывают представители Ecler и Auv...
Городская история: высокие технологии для мегаполиса Городская история: высокие технологии для мегаполиса
Стала ли прошедшая почти три года назад Олимпиада  в Сочи праздником или бедствием – вопрос философский...
Красота, которая спасает не мир, а стадионы. И вложения Красота, которая спасает не мир, а стадионы. И вложения
Я обращаюсь не к тем, кто строит, не к тем, кто уже заключил контракты, а к тем, кто получит стадион, напичканный оборудованием.
Все статьи
Видео
Вебинар "Масштабаторы, видеоконтроллеры и видеомикшеры RGBlink"
Вебинар "Решения Vaddio для Huddle Room и лекционных аудиторий"
Все видео
Системы отображения и конференц-системы зала МГИК Системы отображения и конференц-системы зала МГИК
Реализованный проект является основанием для развития учебной и методической базы Московского государственного института культуры...
Интерактивный образовательный комплекс для школьного музея Интерактивный образовательный комплекс для школьного музея
Создание интерактивного комплекса с элементами виртуального образовательного пространства в школьном музее.
Модернизация конференц-зала Волгоградского онкодиспансера Модернизация конференц-зала Волгоградского онкодиспансера
В конференц-зале Волгоградского клинического онкологического диспансера была проведена модернизация оснащения.
Современный звуковой комплекс для телеканала «Матч ТВ» Современный звуковой комплекс для телеканала «Матч ТВ»
Расширение имеющихся технологических возможностей производственного комплекса спортивного телеканала «Матч ТВ».
Комплексное аудиовизуальное решение в Центре занятости молодежи Комплексное аудиовизуальное решение в Центре занятости молодежи
Компания Авилекс разработала и внедрила комплексное аудиовизуальное решение в Центре занятости молодежи города Москвы.
Новая система звукоусиления для лекционного зала Новая система звукоусиления для лекционного зала
ТЗ по проекту было сформулировано так: "Поставка комплекта системы звукоусиления на объект ГАОУ «Центр повышения квалификации...
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
AUVIX: Современный офисный центр при помощи мультимедиа
AUVIX: Современный офисный центр при помощи мультимедиа
Презентация с вебинара от 17/11/2015, формат А4, альбомная, 36 полос
Все файлы
Три золотых правила любого интерактивного проекта
Меган Атаваль
“Очевидно, что существует множество факторов, влияющих на создание интерактивных проектов, и на то, как они работают...”
Меган Атаваль
Генеральный директор Lumo Interactive
Купить или арендовать? 20 доводов в помощь выбирающим ПО
Артем Ковальов
“Гид по выбору ПО для Digital Signage поможет решить, на чем именно стоит остановить выбор: на аренде или покупке софта.”
Артем Ковальов
Директор OptiVision
«Зависимость от госзаказа диктует рынку тренд импортозамещения»
Овчинников Евгений
“Вице-президент компании AUVIX подвел итоги 2016 года и дал прогноз относительно основных векторов развития отрасли.”
Овчинников Евгений
вице-президент компании AUVIX
Все мнения