20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Теория: конференц-залы

По материалам профессионального форума AV Focus

83_1.jpg

Мы все бывали в больших концертных залах и университетских аудиториях, но вряд ли многие из нас задумывались когда-либо о том, какая много труда скрыто за этими стенами и потолками. А ведь озвучивание больших замкнутых пространств, установка проекционной аппаратуры и систем управления требуют серьезного планирования и проработки. Об этом мы и поговорим.


СНАЧАЛА НЕМНОГО ПОДУМАЕМ

Потенциальный заказчик приходит и говорит: «Вы нужны мне, чтобы сделать большой зал с аудиовидеотехникой вот здесь», и кладет перед вами план здания. О чем вы должны спросить его в первую очередь?

83_2.jpg

Очень вероятно, что вначале вы хотели бы спросить: «Какими средствами вы располагаете?», — поскольку, давайте честно признаемся, именно бюджетом определяется вся дальнейшая работа. И второй вопрос — каково основное назначение создаваемого зала и как он будет использоваться. Если первый вопрос (о деньгах) не всегда допустим, разве что у вас с заказчиком превосходные отношения, то на второй вы обязаны получить ответ. Надо узнать, как планируется использовать зал — не только из пожеланий, которые заказчик формулирует ясно, но и из смутно осознаваемых и невнятно высказываемых им идей, которые, с большой вероятностью, потом приобретут для него исключительную важность. Часто одержимый идеей многофункциональности заказчик выдвигает такие требования, которые можно осуществить только при строительстве зала, а по завершении работ сделать то, что он просит, будет весьма нелегко.

Так что первый урок, который следует усвоить: перед тем, как взяться за ручку и бумагу и сесть писать коммерческое предложение, обдумайте проект не торопясь, составьте план, попробуйте представить не упомянутые клиентом ситуации, которые могут возникнуть в этом зале. Так вы сможете оценить возможности развития системы и гарантировать, что она не устареет и не потребует замены в течение достаточно длительного срока.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА

Теперь можно заняться самим объектом. Это уже существующий зал, новое строительство или историческое место? В каждом случае свои сложности, но всегда необходимо установить рабочие отношения с архитекторами и подрядчиками-строителями, занимающимися этим проектом. Как велик зал? Как много в нем посадочных мест? Каковы планируемые функции зала — основная и дополнительные? Например, я проектировал аудиторию в военном исследовательском институте, основное назначение которой было служить конференц-залом, а дополнительное — кинозалом. Оказалось, что основной функцией зала было проведение штабных учений, в которых изображения с компьютеров, установленных в разных кабинетах здания, проецировались на экран, а судьи и зрители могли изучать эволюцию штабных военных игр.

83_3.jpg

В идеале мы должны приступать к работе на стадии проектирования зала, но, к сожалению, на деле такое бывает редко. Среди множества преимуществ раннего вхождения в проект есть и возможность выбора мест прокладки кабельных каналов, средств управления освещением и звуком, стоек с оборудованием и т.д. Так что постарайтесь, по возможности, войти в проект на как можно более ранней его стадии и, как орел, наблюдать за тем, чтобы все ваши рекомендации выполнялись — в конце концов, это ваша работа. Проводя обследование объекта (изучая чертежи нового здания или перемещаясь по уже существующему), вы должны начать с формирования мысленного образа вашей системы: какие функции она будет выполнять и какое оборудование для этого потребуется. Затем можно прикинуть места установки оборудования и определить, как каждый прибор будет взаимодействовать с остальной системой. Размер зала, его форма и число посадочных мест определяют, среди прочего, тип, количество и размер проекционных экранов, которые вы должны использовать. От уровня освещения в зале и размера экрана зависят мощность и размер проектора.

Высоте зала часто не уделяют должного внимания. Но размер экрана — это функция его ширины и высоты, а для данного соотношения сторон изображения их отношение фиксировано. Поэтому если зал имеет ограниченную высоту, то и высота, и, соответственно, ширина экрана тоже ограничиваются, в результате приходится устанавливать несколько экранов.

Какими будут двери? На какой источник электропитания можно рассчитывать? Какие осветительные приборы установлены? Можно ли плавно регулировать их яркость? Есть ли в зале окна? Если да, то сколько их и насколько они велики? Из какого материала сделаны потолок, стены, пол? Последний вопрос очень важен, поскольку он связан с акустическими свойствами помещения и местом установки громкоговорителей.

Озвучивание — одна из наиболее серьезных задач, которые вам придется решать, и придание залу нужных акустических свойств обязательно для успеха проекта. И эти, и другие вопросы необходимо поставить, и лучшее время для этого — при обследовании объекта. Получив все ответы, вы сможете полностью представить задачу, стоящую перед вами, выполнить необходимое планирование и согласовать график работ с другими подрядчиками, работающими на объекте, чтобы не мешать друг другу.

ПЛАНИРОВАНИЕ

83_4.jpg

Как мы видим, проектирование началась с большой работы по постановке вопросов, оценке полученных ответов и проверки, все ли сделано для того, чтобы гарантировать наличие необходимой исходной информации. Есть еще несколько более конкретных вопросов, постановка которых не входит в обследование объекта, но ответ на них напрямую влияет на выполнение работ по проекту.

Обратите внимание, что на некоторые из этих вопросов ответ должны дать вы сами.

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБОРУДОВАНИЕМ

83_5.jpg

С какими форматами сигналов придется работать? Как много будет различных форматов? Нужны ли композитный видеосигнал, S-video, сигналы высокого разрешения, компьютерный графический сигнал и т.п.? Сколько будет компьютеров? Возможно, понадобится матричный коммутатор, чтобы управляться со множеством различных входных сигналов и несколькими дисплеями.

Будут ли докладчики использовать собственные ноутбуки? Если да, то необходимо обеспечить удобные возможности для подключения. Будет ли в зале выделенный презентационный компьютер? Это удобно для ситуаций, когда докладчик не очень уверенно разбирается в технике и приходит просто с компакт-диском или USB-накопителем. Такой компьютер должен работать с максимумом типов переносных носителей (флэш-карты, CD, DVD), чтобы ни с какими не возникало проблем.

Сколько источников высокого разрешения будет использоваться? Потребуются ли нам кабели, коммутаторы и масштабаторы, работающие с видео высокого разрешения? Конечно, потребуются.

Как обстоят дела с управлением? Есть ли в зале операторская рубка? Если нет, то ее необходимо создать — независимо от размеров зала будут ситуации, в которых без нее, в том или ином виде, не обойтись.

Место для стоек с оборудованием? Позволяет ли оно разместить приборы так, чтобы к ним можно было достаточно свободно подойти? Если нет, то кричите, топайте ногами, захлебывайтесь от негодования с покрасневшим лицом (поучитесь у двухлетних детей, если не умеете) до тех пор, пока не получите легкодоступное и просторное помещение для установки техники — это совершенно необходимое условие дальнейшего развития.

ДОКЛАДЧИК И ЗРИТЕЛИ

83_6.jpg

Достаточно ли места у докладчика? Подсказка: докладчик должен всегда находиться слева от зрителей, у него должно быть достаточно свободного места для перемещения, при этом он не должен заслонять экран.

Хорошо ли зрители видят экран? В больших аудиториях это не всегда так: из-за неблагоприятного отношения ширины или глубины к высоте проекционный экран имеет недостаточный размер, и приходится использовать более одного экрана и иногда устанавливать дополнительные дисплеи или экраны посередине зала, чтобы у каждого была возможность видеть презентацию.

АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЯ

83_7.jpg

При обследовании объекта мы задавали вопросы о материалах, использованных при строительстве стен, пола и потолка. Они напрямую влияют на акустические свойства помещения. Если внутри конференц-зал отделан твердыми материалами, то они действуют как зеркала и наполняют его отраженными звуками, что приводит к снижению качества звука и разборчивости речи. Если зал расположен рядом с коридорами и проходами, то возникает дополнительная потребность в звукоизоляции. Все эти проблемы лучше решать на этапе строительства: использование для отделки мягких текстурированных материалов и специальной акустической плитки на потолке поможет избавиться от эхо. 83_8.jpgНо не следует стремиться к абсолютно «мертвому» помещению и избавляться даже от минимальных следов реверберации. В идеале мы должны получить время реверберации около полутора секунд — такой звук естественен для наших ушей и более приятен для них.

Внешний шум устраняется с помощью звукоизоляции. Это может быть, например, плотная стекловата, уложенная в пустотелые стены, или просто кирпичная стена увеличенной толщины. Основная цель — не дать энергии звука проникнуть в зал.

ЗВУК

83_9.jpg

Получение звука хорошего качества в большом помещении — сложная задача, но, как и большинство инженерных проблем, она решается (по крайней мере, частично) при учете нескольких полезных эмпирических правил.

Если только вы не проектируете концертный зал, то ваша главная забота — разборчивость речи. Человеческий голос лучше всего воспринимается, когда слова произносятся четко и звук не искажается при передаче. Для передачи голоса требуется относительно неширокая полоса частот (спросите в телефонных компаниях, там подтвердят), так что один из лучших способов обеспечить хорошую разборчивость речи — это использовать распределенную акустическую систему с достаточно большим числом громкоговорителей, работающих на сравнительно малой мощности, чтобы каждый громкоговоритель был слышен только в своей небольшой зоне и перекрытие не превышало 30%. Такая схема позволяет создать достаточный уровень звукового давления при высоком качестве воспроизведения.

Следует уделить особое внимание низкочастотной составляющей звука. Басы распространяются на большие расстояния без потери мощности, поэтому необходимо тщательно выбирать места установки низкочастотных громкоговорителей и их мощность.

В целом надо добиваться, чтобы отношение сигнал/шум в зоне размещения зрителей было не хуже 25 дБ.

РАЗМЕР ЭКРАНА

83_10.jpg

О подборе размера экрана для залов есть много разных мнений, но все сходятся на том, что самый дальний зритель должен сидеть от экрана на расстоянии, не превышающем 7-8 высот изображения. Цифра зависит от необходимого качества восприятия деталей: приведенное соотношение подходит для презентаций и изображений с относительно низкой детализацией.

Чтобы зритель мог воспринимать более насыщенные деталями изображения (например, карты или чертежи), размер изображения должен быть больше, в некоторых случаях он должен составлять не менее трети от расстояния между экраном и самым дальним зрителем. Понятно, что в больших залах это требование ведет к запредельным размерам экрана, поэтому во многих случаях может потребоваться установка вспомогательных промежуточных экранов. Так можно решить проблему различимости деталей для задних рядов зрителей, а также в случаях зала неправильной формы, низких потолков или препятствий для прямой видимости (колонн, например).

83_11.jpg

Экраны больших размеров должны иметь прочную и надежную конструкцию. В идеале это усиленная стекловолокном подложка, не позволяющая экрану деформироваться. Большие экраны ведут себя как паруса, и применение утяжеленных материалов делает их менее подверженными воздействию потоков воздуха.

Кроме случаев постоянной установки, все экраны должны быть оборудованы подъемником с электродвигателем. Не следует использовать ручное развертывание: экраны с электроподъемником служат гораздо дольше и лучше сохраняют форму. В некоторых случаях имеет смысл рассмотреть и необычные конструкции. Например, выпускаются экраны, которые прячутся под сценой и при необходимости поднимаются. Таким образом можно решить проблему установки экрана, когда низкий потолок не позволяет убирать его обычным способом.

ПРОЕКЦИЯ

83_12.jpg

Как выбрать проектор? Можно без опасения сказать, что большинство проекторов для больших залов достаточно хороши для выполнения своей работы, однако чем больше зал, тем быстрее растет цена проектора. В этой связи мы рассмотрим несколько параметров:

  • размер экрана;
  • уровень освещенности в зале и возможность управления им;
  • расстояние между проектором и экраном;
  • разрешение проектора;
  • срок службы лампы;
  • полные затраты на закупку и эксплуатацию.
83_13.jpg

Размер экрана и уровень освещенности в зале определяют требуемую яркость проектора. В целом следует стремиться к покупке настолько яркого проектора, насколько позволяет бюджет, но слишком большая яркость тоже ни к чему. Для экрана площадью 25 м2 в затемняемом помещении яркость более 5000 люмен ANSI не нужна, то есть освещенность примерно 200 лм/м2 вполне достаточна. Если же в зале повышенная засветка, то необходимая освещенность составит 350 люмен на квадратный метр.

Расстояние между проектором и экраном. Не попадитесь на крючок, покупая портативный проектор с жестко установленным объективом только из-за того, что он дешев и дает необходимую яркость. Чаще всего в крупных конференц-залах самое лучшее место для установки проектора находится в самом дальнем их конце, и для получения изображения необходимого размера потребуется телеобъектив. Может быть и так, что единственное место, где можно поставить проектор, расположено очень близко к экрану, тогда нужен короткофокусный широкоугольный объектив.

Сменные объективы применяются с проекторами формата от среднего до большого. Они обычно не рассчитаны на продолжительную непрерывную работу, так что использование такого проектора — ваш собственный риск. Сейчас несколько компаний (в частности, Sanyo, Barco и Christie) предлагают проекторы, которые пригодны для непрерывной круглосуточной эксплуатации. В некоторых моделях используются самоочищающиеся фильтры, упрощающие процедуру ежедневного технического обслуживания.

Разрешение. Его много не бывает. Покупайте проектор с максимальным разрешением, которое вы можете позволить себе, но не меньше XGA (1024x768). Проектор должен работать на высоких разрешениях с минимумом искажений.

83_14.jpg

Срок службы лампы и стоимость эксплуатации. В большие проекты обычно вкладываются значительные средства, так что следует позаботиться о том, чтобы система оставалась работоспособной в течение длительного времени. Лампы в проекторах служат от 500 часов (ксеноновые) до 2500 (сверхвысокого давления). Имеет смысл изучить все варианты и выбрать лучший. Создайте электронную таблицу, в ней вы сможете легко менять переменные и делать вычисления.

Еще один вопрос, который необходимо учитывать при выборе проектора, это техническое обслуживание и очистка. Проектор — это мощный пылесос, через него для охлаждения протягивается большой объем воздуха. В результате на всех его внутренних поверхностях оседает пыль, фильтры забиваются, воздух перестает проходить, от этого возникают проблемы всех видов. В некоторых проекторах используются самоочищающиеся фильтры, в остальных для бесперебойной работы полезно соблюдать график периодического техобслуживания.

В небольших залах иногда имеет смысл отказаться от подвесного проекционного экрана в пользу ЖК- или плазменного монитора достаточно большого размера. Этот вариант можно использовать также в залах сложной формы или с низкими потолками.

СИГНАЛЫ, КАБЕЛИ, ПЕРЕДАЧА

83_15.jpg

В многофункциональном зале, который мы здесь рассматриваем, требуется передавать сигналы на большое расстояние. Например, компьютер, с которого ведется презентация, может быть подключен к проектору кабелем длиной более 200 метров.

Для видео необходима широкая полоса пропускания, особенно для видео высокого разрешения (а работать с ним придется если не сейчас, то в ближайшем будущем), и будет некрасиво, если изображение будет терять качество из-за плохих кабелей и аппаратуры передачи сигналов.

Что же с этим делать? Есть магическое слово — полоса пропускания. Всегда старайтесь, чтобы полоса пропускания вашей системы в два-три раза превышала ширину частотного спектра ваших сигналов. Это не только гарантирует вам высокое качество изображения, но и защитит инвестиции вашего заказчика от быстрого морального устаревания.

83_16.jpg

Установите достаточное число точек для подключения источников сигнала, никак не меньше четырех. К одной из них должен подключаться стационарный презентационный компьютер, к остальным ноутбуки докладчиков. Канал связи от точек подключения до коммутатора зависит от расстояния. Обычно оно достаточно велико и имеет смысл для передачи сигнала использовать витую пару. Кабель достаточно дешев и легко прокладывается. На монтаж уйдет немного времени, а если понадобится заменить какой-то участок, до сделать это будет гораздо дешевле, чем при использовании кабелей и линейных усилителей VGA.

83_17.jpg

Коммутаторы и масштабаторы — естественная часть сложной видеосистемы с большим числом источников сигнала и устройств отображения. Имеет смысл подключить источники к матричному коммутатору, который позволяет в произвольном порядке подключать их к проекторам, а также выдавать одно и то же изображение на все устройства отображения одновременно. Такой коммутатор особенно удобен, когда в зале несколько экранов, в ситуационных центрах, конференц-залах и т.п.

Нам также придется принять во внимание тот факт, что у каждого проектора и дисплея есть оптимальное разрешение изображения — это собственное разрешение жидкокристаллической матрицы или матрицы микрозеркал DLP. Изображение с разрешением, отличным от собственного, должно быть преобразовано (отмасштабировано). В самих устройствах отображения иногда попадаются неплохие масштабаторы, но, в общем, при проектировании системы не следует возлагать на них большие надежды — они, по экономическим соображениям, рассчитаны на «достаточно хорошее», но не на отличное качество. Поэтому для получения превосходного результата следует приобрести высококачественный масштабатор. На рынке представлено несколько хороших моделей, и они позволяют получать отличное изображение независимо от источника сигнала.

83_18.jpg

В большинстве масштабаторов имеется дополнительная функция вставки одного изображения в другое. Благодаря ей можно показывать на одном экране изображения от двух источников одновременно. Такая возможность полезна, например, в лекционных аудиториях, где можно сразу показать и материал лекции, и лектора (изображение которого берется с камеры, направленной на кафедру).

УПРАВЛЕНИЕ

83_19.jpg

Невозможно переоценить важность хорошо спроектированной системы управления. Чаще всего операторы сложных систем не представляют, как они работают и как обеспечивается их безопасная работа. Подсистема управления, скрывая всю сложность, обеспечивает использование всех функций системы, предотвращает сбои, помогает пользователю в работе и в то же самое время защищает оборудование от ненадлежащего использования.

Даже в ситуациях, когда в организации есть специально обученный персонал, занимающийся обслуживанием зала, система управления все равно нужна. Она, например, дает возможность оператору записать в память несколько вариантов работы зала и легко переключаться между ними в соответствии с текущей потребностью. У вас может быть большой зал, который иногда необходимо делить на несколько конференц-залов меньшего размера со своими проекторами, акустикой и сигналами. Когда требуется большой зал, перегородки снимаются, а оператор перенастраивает систему, которая теперь функционирует как единое целое.

83_20.jpg

Дополнительное преимущество современных систем управления — доступ к ним через Интернет. Технический персонал может менять конфигурацию и управлять работой системы без физического присутствия в месте ее установки. Так рабочее время высококвалифицированных специалистов расходуется более экономно, при этом полностью соблюдаются строгие стандарты обслуживания и готовности системы к использованию.

Никогда не следует забывать о том, что дизайн интерфейса системы управления — один из ее ключевых компонентов. Он должен быть тщательно проработанным и понятным, учитывающим «человеческий фактор» и, по возможности, позволяющим даже неопытным сотрудникам управлять аппаратурой зала.

Светодиодные видеокубы обратной проекции по технологии DLP Светодиодные видеокубы обратной проекции по технологии DLP
О том, какую технологию стоит применять в системах отображения, используемых в диспетчерских и ситуационных центрах.
6 сфер, где применение 4К по-настоящему нужно и эффективно 6 сфер, где применение 4К по-настоящему нужно и эффективно
Вице-президент компании RGB Spectrum - о тех отраслях, где без применения технологии 4К сегодня не обойтись.
Все о беспроводной системе для презентаций Barco СlickShare Все о беспроводной системе для презентаций Barco СlickShare
В 2012 году бельгийский производитель Barco выпустил на рынок уникальную систему для беспроводных презентаций Barco ClickShare.
Все, что нужно знать для грамотного оснащения диспетчерской Все, что нужно знать для грамотного оснащения диспетчерской
Рекомендациями по построению диспетчерских делятся специалисты компании «Делайт 2000», имеющие огромный опыт работы в этой сфере.
Строим видеокубики - анализируем DLP стройматериала Строим видеокубики - анализируем DLP стройматериала
Прежде всего, что  такое технология DLP? DLP – это Digital Light Processing, цифровая обработка света.
Анализ рынка ВКС в России в сегменте B2G. Итоги 2014 года Анализ рынка ВКС в России в сегменте B2G. Итоги 2014 года
Компания J’son&Partners Consulting проанализировала документацию по тендерам на поставки ВКС с сайта zakupki.gov.ru с 2012 по 2014...
Все статьи
Видео
Вебинар «Решения BenQ для аудиторий и переговорных»
InstaShow: беспроводное решение для презентаций
Все видео
Конференц-система Bosch Dicentis в Индонезийском Парламенте Конференц-система Bosch Dicentis в Индонезийском Парламенте
Мультимедийная конференц-система Dicentis Bosch установлена в Палате представителей Республики Индонезии.
Оснащение зала заседаний лингвистического университета в Киеве Оснащение зала заседаний лингвистического университета в Киеве
Компания ЛИТЕР провела комплексное оснащение зала заседаний Киевского национального лингвистического университета.
Комплексное оснащение Эндокринологического центра Комплексное оснащение Эндокринологического центра
Решена задача комплексного оснащения аудиовизуальным оборудованием Ситуационного центра и учебных аудиторий ФГБУ ЭНЦ.
Конференц-системы TAIDEN на Саммите G-20 в Ханчжоу Конференц-системы TAIDEN на Саммите G-20 в Ханчжоу
Компания TAIDEN отвечала за техническое оснащение более чем двадцати конференц-залов саммита G20 в Ханчжоу, Китай.
16 проекторов для симуляторов управления воздушным движением 16 проекторов для симуляторов управления воздушным движением
Оснащение одночиповыми проекторами высокой яркости Digital Projection симуляторов управления воздушным движением.
Оснащение конференц-зала Пенсионного фонда в Симферополе Оснащение конференц-зала Пенсионного фонда в Симферополе
Перед командой «АудиоВидеоСистемы» стояла задача оснастить конференц-зал в отделении Пенсионного фонда РФ в Крыму.
Все кейсы
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
ARIS: вебинар "Проблема акустики залов"
Материалы вебинара "Преимущества электроакустического моделирования для интеграторов"от 10/11/2016, 50 полос.
EPSON: каталог бизнес-проекторов 2016
EPSON: каталог бизнес-проекторов 2016
Модельный ряд проекционного оборудования Epson для бизнеса 2016/2017, 20 полос, А4, русский язык.
Все файлы
Полезная чувствительность: интерактив, изменивший облик городов
Кудряшов Игорь
“Стали ли интерактивные решения по-настоящему частью жизни крупных мегаполисов? И Насколько они действительно помогают людям?”
Кудряшов Игорь
генеральный директор компании «Сенсорный Мир»
Как правильно выбрать оборудование для конференции?
Дэвида Рочман
“Получить чистый и четкий звук на крупных мероприятиях с участием множества людей сложно. Но возможно. Как? Ответы - в статье.
Дэвида Рочман
компания Shure
10 практических рекомендаций по организации видеоконференцсвязи
Григорьев Андрей
“Нередко игнорирование инсталляторами базовых принципов организации ВКС сводят "на нет" все усилия разработчиков.”
Григорьев Андрей
Продакт–менеджер направления «Видеоконференцсвязь и конгресс-системы» компании AUVIX
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/