20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Технология OLED: несбывшиеся надежды. История вопроса

Автор: Михаил Крюков

Начало работ в области технологии OLED (organic light-emitting diode – органические светодиоды, англ.) относится к 1987 году, когда двое учёных из исследовательской лаборатории Eastman Kodak опубликовали статью о свойствах органических светоизлучающих материалов. Через два года в Кавендишской лаборатории Кэмбриджского университета были получены первые органические светоизлучающие материалы. С этого времени стали независимо развиваться два направления в OLED — микромолекулярных (small molecules) и полимерных (PLED) светоизлучающих органических дисплеев.

В технологии OLED инженеров привлекала высокая эффективность светоотдачи и большая долговечность. Основное достоинство технологии PLED – возможность применения относительно простых и дешёвых безвакуумных технологий, например, технологию струйной печати, разработанную альянсом Seiko Epson и Cambridge Display Technology. Точность нанесения достигает 7-10 мкм, а плотность элементов изображения – 200 ppi. Технология PLED проще и дешевле, однако эффективность излучения для базовых цветов, а также долговечность эмиттеров у неё ниже, чем у молекулярной OLED. В настоящее время технологиями OLED/PLED занимаются несколько десятков компаний и университетов.

Более двадцати лет специалисты готовили рынок к появлению новой технологии, рассчитывая на её глобальное доминирование и быстрое вытеснение LCD дисплеев, которые считались устаревшими. Вышло, однако, по-другому. Попробуем разобраться, почему.

Принципиальное отличие OLED дисплеев от LCD состоит в том, что они не нуждаются в подсветке. При прохождении электрического тока светится сам органический материал, из которого состоят субпиксели. В настоящее время существует три технологии создания цветного изображения в OLED.

oled-1.jpg
Рис. 1. Технологии создания изображения OLED

  • схема с раздельными цветными эмиттерами;
  • схема WOLOD+CF (белые эмиттеры + цветные фильтры);
  • схема с конверсией коротковолнового излучения.

Самый первый и логичный вариант — с раздельными эмиттерами. Этот вариант и самый эффективный с точки зрения энергоэффективности. Однако технологически очень сложно создать излучатели нужных спектральных цветов и одинаковой яркости.

Второй вариант использует белые излучатели, на которые установлены цветофильтры. Его главный недостаток – большие потери энергии в этих фильтрах.

В третьем, на сегодня самом распространённом варианте (CCM – Color Changing Media), применяются голубые эмиттеры, коротковолновое излучение которых преобразуется в более длинноволновое – красное и зелёное – с помощью особых люминесцентных материалов.

Компании, продвигающие технологии OLED, обычно указывают на их преимущества перед LCD. Но так ли они бесспорны?

Из-за того, что OLED дисплеи не нуждаются в подсветке, толщина дисплейных блоков может быть меньше, чем у LCD. Но это было справедливо, когда для подсветки использовали лампы с холодным катодом. Современная же светодиодная подсветка позволяет создавать дисплейные блоки практически такой же толщины, как и у OLED. И вообще, погоня за миллиметрами толщины актуальна только для мобильных устройств.

Второе часто упоминаемое преимущество OLED – малое энергопотребление. Но и тут производители лукавят. Во-первых, светодиодная подсветка требует примерно на треть меньше электроэнергии, чем обычная, на лампах с холодным катодом. А, во-вторых, если управление матрицей LCD осуществляется напряжением, иными словами, оно потенциальное и не требует заметных затрат энергии, то у OLED оно токовое, ведь для того, чтобы органический субпиксель светился, через него должен протекать ток! Вдобавок возникают потери в шинах адресации. Эти проблемы делают применение OLED дисплеев в мобильных устройствах, где каждый милливатт на счету, сомнительным.

oled-2.jpg
Рис. 2. OLED телевизор LG 65EG960V

У OLED матрицы более широкие углы обзора, чем у LCD, но не настолько, чтобы это серьёзно учитывать – всего несколько градусов.

Несомненно, OLED обладает более высоким быстродействием – 10-100 мкс. Это чистая правда. Но такое высокое быстродействие реально не даёт никакого преимущества пользователю, поскольку человеческое зрение инерционно.

Теоретически OLED может иметь довольно высокий контраст 1000:1, и даже 5000:1, поскольку светодиоды являются источниками излучения и в связи с этим не возникает проблем с уровнем чёрного. В OLED чёрный – всегда чёрный. Однако и здесь есть масса нюансов и проблем, связанных в первую очередь с нестабильностью характеристик OLED во времени.

К неоспоримым преимуществам OLED, пожалуй, можно отнести сравнительно простую технологию изготовления, возможность получать гибкие дисплеи и способность работать при низких температурах, которые LCD совершенно не переносят – уличные дисплеи приходится заключать в специальные термобоксы. Но конечных пользователей эти преимущества не особенно волнуют.

oled-3.jpg
Рис. 3. Прототип гибкого дисплея от компании LG

Подводя итог, можно сделать вывод, что OLED, несомненно, обладают некоторыми преимуществами перед LCD, но они, как любят говорить на Западе, «не являются драматическими». А раз так, зачем вкладывать огромные деньги в новую технологию, да ещё во время экономического кризиса?

Компании Panasonic и Sony в 2012 году ещё были полны энтузиазма и объявили о начале своего партнёрства по созданию OLED панелей для применения в телевизорах и дисплеях большого размера, но спустя всего лишь два года они решили прекратить совместную работу, ограничившись представлением на CES 56-дюймового OLED экрана. Отказавшись от OLED, Panasonic и Sony решили сфокусировать свои усилия на технологии 4К, которую считают наиболее многообещающей.

В настоящее время, пожалуй, единственной крупной компанией, которая продолжает серьёзно заниматься OLED, остаётся корейская LG. Другой корейский гигант, Samsung, в связи с экономическими неудачами по некоторым данным вообще собирается закрыть свой дисплейный сегмент. Как тут не вспомнить плазменную технологию, в которую долго и упорно вкладывался Panasonic, и всё-таки вынужден был отступить.

Посмотрим.

Digital Signage сделает вас лидером рынка. Рассказываем как Digital Signage сделает вас лидером рынка. Рассказываем как
Детальный разбор всех возможностей Digital Signage и того, как грамотно настроить систему под свои нужды.
Из чего складывается стоимость LED видеостены? Разбираем по пунктам Из чего складывается стоимость LED видеостены? Разбираем по пунктам
Стоимость LED-видеостены зависит от нескольких слагаемых: размер, количество пикселей, качество LED-компонентов и прочее.
Чек-лист для заказчика: как оборудовать офис для ВКС Чек-лист для заказчика: как оборудовать офис для ВКС
Шпаргалка, представленная ниже, позволит заказчикам избежать глобальных ошибок при построении систем ВКС.
7 вопросов о разнице между лазерно-фосфорными и лазерными проекторами 7 вопросов о разнице между лазерно-фосфорными и лазерными проекторами
Возникает много вопросов касательно отличий между двумя популярными технологиями: лазерной и лазерно-фосфорной технологией.
От переговорной до музея: руководство по выбору проектора От переговорной до музея: руководство по выбору проектора
Какие проекторы, какой мощности и типа стоит выбирать при оснащении того или иного типа помещения, от аудиторий до кинозалов.
Какое совпадение! Акустический эксперимент с разными колонками Какое совпадение! Акустический эксперимент с разными колонками
Все, что осталось "за скобками"  организованного компанией Мейджер Саунд онлайн-семинара “Meyer Sound в цифрах...
Все статьи
Видео
Вебинар "Новые решения NewLine"
Вебинар "D3 – блокбастер на рынке интерактивного оборудования"
Все видео
Система ВКС для Высшей Школы Государственного аудита МГУ Система ВКС для Высшей Школы Государственного аудита МГУ
Хай Тек Медиа сдала проект по инсталляции и настройке системы ВКС в зале Ученого совета Высшей Школы Государственного аудита МГУ.<...
Комплексное оснащение Зала Диссертационных советов КФУ Комплексное оснащение Зала Диссертационных советов КФУ
Компания ИКТ-Казань завершила комплексное оснащение Зала Диссертационных советов Инженерного Института КФУ.
Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке
Компания ВИАТЕК спроектировала и оснастила комплексом аудиовизуальных средств "Приморский океанариум" на острове Русский...
Удобный, функциональный конференц-зал для научного института Удобный, функциональный конференц-зал для научного института
«Хай-Тек Медиа» реализовала проект по оснащению малого конференц-зала ФГБНУ ВНИИСБ комплексом мультимедийного оборудования.
Комплексное аудио-видео оснащение холла 2-го корпуса КФУ Комплексное аудио-видео оснащение холла 2-го корпуса КФУ
Компания ИКТ-Казань завершила комплексное оснащение  холла 2-го корпуса КФУ современными аудиовизуальными системами.
Мощное оснащение конференц-зала на небольшой бюджет Мощное оснащение конференц-зала на небольшой бюджет
Разворачивание ведомственной системы ВКС, комплексное оснащение конференц-зала и переговорной комнаты ТФОМС СК.
Все кейсы
ELEMENT ONE: каталог выдвижных моторизованных мониторов
ELEMENT ONE: каталог выдвижных моторизованных мониторов
Модельный ряд мониторов с подробным описанием, 16 полос, А4, рус-eng.
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
Каталог конференц-систем и оборудования для синхронного перевода, формат А4, 50 полос.
Все файлы
Что бы вы ни выбрали… Организовывайте сеансы ВКС грамотно!
Тони Спрандо
“Несколько простых советов представителям компаний, которые часто общаются с партнерами в режиме видеоконференцсвязи.”
Тони Спрандо
Аудиовизуальный дизайнер
Аудиопроцессоры Crestron Avia DSP: «Все просто отлично!»
Жеребцов Роман
“Около года назад на рыке появилось семейство аудиопроцессоров Crestron Avia, вызвавшее огромный интерес у инженеров отрасли.”
Жеребцов Роман
инженер технической поддержки продаж Crestron
Три золотых правила любого интерактивного проекта
Меган Атаваль
“Очевидно, что существует множество факторов, влияющих на создание интерактивных проектов, и на то, как они работают...”
Меган Атаваль
Генеральный директор Lumo Interactive
Все мнения