20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Накопители на дисках Blu Ray и HD-DVD: хайтек-битва XXI века

Проблемы несовместимости существуют в технике столько, сколько существует сама техника, начиная от ширины железнодорожной колеи, и заканчивая различиями в калибре автоматных патронов: у нас – 5,45 мм, а у НАТО – 5,56. Чтобы окончательно запутать друг друга, вероятные противники еще и измеряют этот калибр по-разному.

В области высоких технологий дела обстоят в точности так же. Три несовместимых между собой телевизионных стандарта, дивная история с борьбой видеоформатов VHS и Betamax, и из последнего – «плюсовые» и «минусовые» войны форматов перезаписываемых дисков DVD. И вот, новое хайтек-сражение XXI века: Blu Ray Disk (BD-ROM) против HD-DVD.

Привычными и чрезвычайно распространенными компакт-дисками мы пользуемся всего-навсего 15 лет, а кажется, что они были всегда. Давно забыты дискеты, не выдержали конкуренции магнитооптические диски, а простые и дешевые «сидишки» надолго поселились на наших компьютерах.

История DVD восходит к 1994 году, когда впервые собрался специальный комитет кинопроизводителей, который постановил создать формат для записи фильмов на дисках. Через год появились два формата: Multimedia CD (MMCD) от Philips/Sony и Superdisc (SD) от Toshiba, Matsushita, Pioneer и Warner. Однако тогда удалось доказать разработчикам, что гораздо выгоднее создать единый стандарт, и в итоге в декабре 1995 года на свет появилась единая спецификация DVD.

В сентябре 1996 года вышли финальные спецификации DVD-Video для домашнего просмотра и DVD-ROM для персональных компьютеров, а через месяц была утверждена система защиты от копирования Content Scrambling System (CSS).

Первые DVD-плееры и диски появились в Японии в ноябре 1996 года, а на сегодняшний момент только в США продано больше 80 миллионов DVD‑плееров.

На сегодняшний день возможности DVD практически исчерпаны: емкость DVD-дисков недостаточна для записи программ в формате HDTV.

Но на сегодняшний день возможности DVD практически исчерпаны: емкость DVD-дисков недостаточна для записи программ в формате HDTV. Фильмы на DVD в «обычном» формате записывают с разрешением 480 или 576 строк на кадр. Фильмы High Definition TV (HDTV) используют разрешение 720p, 1080i или даже 1080p. Поток HDTV требует для хранения значительно больше места, чем обеспечивают диски DVD. Например, на двухслойный BD-ROM ёмкостью 50 Гбайт можно записать около двух с половиной часов видео в формате HDTV, а в «обычном» качестве – до 13 часов. Конечно, без хорошего жидкокристаллического или плазменного HDTV-телевизора вы вряд ли заметите разницу в качестве изображения.

Ещё одна причина перехода на новый стандарт состоит в том, что из-за оши- бок программистов фирмы Xing, создававших защиту CSS, она была довольно быстро взломана. Программист, создавший программу DeCSS, смог обойти защиту, используя слабо защищенный ключ дешифрования Xing DVD. В результате DVD копировать стало так же легко, как музыкальные CD.

Технические причины перехода на новый стандарт записи видео очевидны, но есть и еще одна, финансовая, о которой Голливудские студии предпочитают вслух не говорить. Переход на новый стандарт открывает перед ними поистине захватывающую перспективу: оцифровать в новом формате и заново продать уже снятые фильмы и записанную музыку. И не надо думать, что из этого ничего не выйдет, еще как выйдет. Изъятие денег из карманов благодарных зрителей произойдет уже в третий раз, первый был при переходе на формат VHS, а второй – на DVD. Понятно, что, предвкушая огромные прибыли, производители не жалеют денег на финансирование работ, и результаты не замедлили появиться.

Первоначально единственным форматом, который превосходил DVD по объему и был пригоден для записи и воспроизведения видео в 1080i, был формат видеокассет D-VHS. Однако всем было понятно, что это техническое решение – не более чем паллиатив, поскольку магнитной видеозаписи присущ целый ряд принципиальных, органических пороков, главными из которых являются последовательный, а не параллельный доступ к фрагментам записи, наличие сложной и дорогой механики приводов, а также заметное ухудшение со временем качества записи. Нужны были новые технические решения, лежащие в области технологии оптической записи.

В феврале 2002 года компании Hitachi, LG Electronics, Matsushita Electric, Pioneer, Philips, Samsung, Sharp, Sony и Thomson Multimedia объявили о разработке спецификации на формат оптических дисков нового поколения, получивший название Blu-ray Disc. Название указывает на основную особенность нового формата – использование сине-фиолетового лазера. Ошибка в слове «Blue» – синий – была сделана не случайно, так как технологию Blue-Ray запатентовать бы не удалось, слишком распространенные слова.

В сентябре того же года конкуренты в лице компаний Toshiba и NEC нанесли ответный удар: был представлен формат Advanced Optical Disc (AOD).

Так сложилось противостояние двух форматов – Blu-ray Disc против AOD. Решение о том, какой из двух форматов будет признан стандартным, должен был принять консорциум компаний DVD Forum. Ожидалось, что решение будет принято в пользу Blu-ray Disc, поскольку у этой технологии было заметно больше сторонников, но… с незначительным перевесом голосов (8 против 6) решение было принято в пользу спецификации AOD, которая к тому времени была переименована в HD-DVD. Летом 2004 года, наконец, была утверждена спецификация HD-DVD 1.0.

Попробуем сравнить форматы Blu-ray Disc и HD-DVD.

С точки зрения производителей «железа» формат HD-DVD гораздо выгоднее, поскольку он обладает высокой обратной совместимостью с форматом DVD, тогда как Blu-ray коренным образом отличается от DVD.

Общего между ними очень мало – только стандартный размер диска и сине-фиолетовый лазер с длиной волны 405 нм. Коротковолновые синефиолетовые лазеры научились делать сравнительно недавно и они, в отличие от красных, используемых в DVD, с диной волны 650 нм позволяют записывать информацию на диск со значительно большей плотностью (до 27 Гбайт данных на слой).

С точки зрения производителей «железа» формат HD-DVD гораздо выгоднее, поскольку он обладает высокой обратной совместимостью с форматом DVD, тогда как Blu-ray коренным образом отличается от DVD. Его диски имеют принципиально иную конструкцию, а приводы используют совершенно новые алгоритмы считывания и обработки информации.

blu-ray-i-hd-dvd-1.jpg
Привод HD-DVD
blu-ray-i-hd-dvd-2.jpg
(Диск HD-DVD

Для перехода на выпуск приводов и дисков HD-DVD потребуется обычная модернизация существующих линий. Элементная база приводов остается практически прежней, поскольку формат наследует алгоритмы чтения и коррекции данных DVD, а вот оптическая головка нужна другая.

Диски HD-DVD имеют прежний размер и конструкцию. Благодаря применению более коротковолнового лазера расстояние между дорожками и размер питов удалось уменьшить почти в два раза по сравнению с DVD, а объем однослойного диска вырос с 4,7 Гбайт до 15 Гбайт, но возможно создание двухслойных дисков емкостью 30 Гбайт и трёхслойных дисков емкостью 45 Гбайт.

blu-ray-i-hd-dvd-3.jpg
Привод Blu-ray

Как уже говорилось, формат Blu-ray принципиально отличается от DVD и прежде всего – конструкцией диска и алгоритмами обработки информации.

Blu-ray предусматривает использование как полноразмерных 120-миллиметровых дисков, так и уменьшенных 80-миллиметровых вариантов (7.8/15.6 Гб) носителей трех типов: «штампованные» BD только для чтения (BD-ROM), записываемые (BD-R) и перезаписываемые (BD-RE).

Особенность конструкции дисков Blu-ray – очень маленькое расстояние между записывающим слоем и поверхностью – всего лишь 0,1 мм по сравнению с 0,6 мм у DVD и HD-DVD, что позволило уменьшить искажения лазерного луча и время отклика.

Особенность конструкции дисков Blu-ray – очень маленькое расстояние между записывающим слоем и поверхностью – всего лишь 0,1 мм по сравнению с 0,6 мм у DVD и HD-DVD, что позволило уменьшить искажения лазерного луча и время отклика. Однако за техническое совершенство обычно приходится платить сложностью в эксплуатации. Так получилось и здесь, диски формата Blu-ray оказались очень чувствительными к малейшим царапинам и загрязнениям, поэтому их пришлось помещать в специальные картриджи, как это было много лет назад с некоторыми дисками CD-ROM. Позже удалось разработать специальные покрытия для дисков из особого полимера, предложенного TDK (их технология называется DURABIS2), и от картриджей удалось отказаться, однако, царапина, которую привод диска CDROM и DVD-ROM легко преодолевает, для BR-диска, скорее всего, окажется фатальной. Однослойный BR-диск по сравнению с диском HD-DVD более емкий, на нем можно разместить до 27 Гбайт данных, на двухслойном диске помещается до 50 Гбайт, а Toshiba выпустила четырёхслойный диск ёмкостью 100 Гбайт.

blu-ray-i-hd-dvd-4.jpg
Размеры питов на CD, DVD и BD

blu-ray-i-hd-dvd-5.jpg
Структура слоев диска Blu Ray

Blu-ray и HD DVD обладает достаточно высокой скоростью считывания: базовое значение скорости 1х = 36 Мбит/с, т.е. около 8 Мб/с. Оно соответствует 27x DVD либо 243х CD.

Blu-ray и HD DVD обладает достаточно высокой скоростью считывания: базовое значение скорости 1х = 36 Мбит/с, т.е. около 8 Мб/с. Оно соответствует 27x DVD либо 243х CD. Для тех, кого такие скоростные характеристики не устраивают, предусмотрена передача данных с двукратной (2х, 72 Мбит/с) скоростью. При этом линейная скорость диска составляет 4.9 (1х) либо 9.8 (2х) м/с.

Обратная совместимость Blu-ray-устройств (т.е. возможность чтения ими обычных DVD/CD) рекомендована, но не обязательна – по усмотрению производителя. Судя по анонсам, все или почти все BD-приводы «первой волны» будут работать с любыми форматами DVD. Многие устройства будут поддерживать также и работу с обыкновенными CD/CD-R/CD-RW. Впрочем, мультиформатность дисков куда интереснее мультиформатности приводов: не так давно компания JVC представила опытный образец трехслойного BD-DVD, который можно использовать как в качестве полноценного Blu-ray-диска (при наличии соответствующего устройства воспроизведения, конечно), так и читать «DVD-слой» на обыкновенном DVD-приводе. В том случае, если технология окажется коммерчески выгодной, гибридные диски могут стать очень популярными на предстоящем переходном этапе.

Основные характеристики Blu-ray и HD-DVD сведены в таблицу.

  CD DVD Blu-ray HD-DVD
Ёмкость штампованного (ROM) однослойного диска, Гбайт 0,68 4,7 23,3/25 15
Ёмкость штампованного (ROM) двухслойного диска, Гбайт нет 8,5 46,6/50 30
Ёмкость перезаписываемого (RW) однослойного диска, Гбайт 0,68 4,7 23,3/25/27 20
Ёмкость перезаписываемого (RW) двухслойного диска, Гбайт нет нет 46,6/50/54 32
Ёмкость однослойного записываемого (R) диска, Гбайт 0,68 4,7 23,3/25/27 15
Ёмкость двухслойного записываемого (R) диска, Гбайт нет 8,5 46,6/50/54 нет
Максимальная ёмкость существующих прототипов многослойных дисков, Гбайт 1,4 8,5 100 45
Длина волны лазера, нм 780 650 405 405
Апертура 0,45 0,60 0,85 0,65
Мощность луча при чтении, мВт - - 0,35 0,5
Защитный слой, мм 1,2 0,6 0,1 0,6
Размер пита, нм 830 410 160 (23,3 Гбайт)
149 (25 Гбайт)
138 (27 Гбайт)
204 (15 Гбайт)
Расстояние между дорожками, нм 1600 740 320 400
Скорость передачи данных, Мбит/с - 11,1 36 (1x)
72 (2x)
54 (video BD-ROM)
36,5 (1x)
Поддержка Java нет нет есть нет
Поддерживаемые кодеки - MPEG2 MPEG2
MPEG4 AVC
VC-1
MPEG2
MPEG4 AVC
VC-1
Система защиты данных - CSS AES AACS

Некоторые данные из таблицы требуют пояснения.

Апертурой (от латинского слова apertura – отверстие) называют действующее отверстие оптической системы, определяемое размером линз.

blu-ray-i-hd-dvd-6.jpg

Угол α между крайними лучами светового пучка называется угловой апертурой, числовая апертура равна ηsin α/2, где η – показатель преломления среды. Применительно к оптическим приводам более высокие значения числовой апертуры означают лучшую способность воспринимать мелкие детали объекта. Чем больше апертура, тем больше света собирает линза, и тем более высокое разрешение возможно. Высокая апертура в паре с меньшей длиной волны означает, что для считывания данных требуется луч лазера меньшего сечения.

Формат Blu-ray будет поддерживать Java-приложения, что позволит повысить уровень интерактивности видеодисков.

Поскольку формат Blu-ray обеспечивает меньшее расстояние между дорожками против HD-DVD и DVD, данные упаковываются на диске более плотно.

При воспроизведении на больших экранах изображения 1080i, закодированного в формате MPEG2, становятся видны артефакты телевизионной картинки, поэтому новые форматы оптических дисков кроме кодека MPEG2 поддерживают ещё несколько, например, MPEG4 AVC (так же известный как H.264). Кроме того, применение более современного и мощного кодека MPEG 4 AVC может снизить скорость потока в 3-4 раза без потери качества.

Формат Blu-ray будет поддерживать Java-приложения, что позволит повысить уровень интерактивности видеодисков. Например, при воспроизведении фильма плеер сможет автоматически подключиться к сайту производителя диска и скачать субтитры на нужном языке.

Для защиты данных от несанкционированного копирования в HD DVD и Blu-ray применяется новый стандарт разграничения доступа к контенту под названием AACS (Advanced Access Content System, «Прогрессивная система доступа к контенту»

Продукты на BD-ROM будут снабжаться региональным кодированием, причем разбивка по регионам значительно отличается от таковой для DVD: в регион 1 попадают Северная и Южная Америка, а также Восточная Азия (за исключением Китая). Второй регион – Европа и Африка, третий – Россия, Китай и все остальные страны. Страны «третьего мира», таким образом, превращаются в страны «третьего региона».

Для защиты данных от несанкционированного копирования в HD DVD и Blu-ray применяется новый стандарт разграничения доступа к контенту под названием AACS (Advanced Access Content System, «Прогрессивная система доступа к контенту»). В его рамках информация шифруется 128-битными ключами по стандарту AES (Advanced Encryption Standard). Применяемый криптоалгоритм является достаточно стойким: до сих пор лучшие атаки сумели вскрыть лишь 7 раундов шифрования из 10 для 128-битного ключа и 9 из 14 для 256-битного. Специальным образом зашифрованный контент каждый плеер сможет расшифровывать собственным набором ключей (если CSS, предшественница AACS, предусматривала уникальный набор ключей для каждой модели устройств, то AACS выделит отдельный набор каждому аппарату) – в случае, если таковой будет скомпрометирован, т.е. использован для «пиратских» целей, представители группы AACS могут заблокировать его, и новые диски устройство воспроизводить уже не сможет. Однако, судя по последним данным, для воспроизведения дисков плеер не обязательно должен быть подключен к Интернету. Следовательно, количество путей обхода подобных решений резко увеличивается.

Для борьбы с одним из методов нелегального копирования (снятия информации по незащищенным аналоговым интерфейсам) AACS предусматривает для производителей медиапродукции возможность устанавливать цифровой флаг Image Constraint Token (ICT) для каждого отдельного, вышедшего на BD либо HD DVD, «тайтла». Если флаг установлен, то видеовывод на все интерфейсы, кроме HDMI и DVI, будет значительно ограничен по разрешению – до 960х540, что немногим лучше обычного DVD. Проблема в том, что современные цифровые интерфейсы в HD-телевизорах появились сравнительно недавно, хотя на рынке эти аппараты уже довольно давно. Таким образом, все купившие соответствующий телевизор без поддержки HDMI (а их достаточно много) изображения высокой четкости не получат. Точно так же будут «обрадованы» обладатели видеокарт, которые пока не поддерживают AACS в полной мере. Впрочем, Sony Pictures Home Entertainment, к примеру, не планирует включать ICT-ограничения в собственных BD-релизах. Disney и Fox скорее всего последуют ее примеру, а вот Warner Brothers и Paramount, возможно, уменьшат в своих фильмах разрешение HD-сигнала на аналоговых выходах.

Судя по не очень лестным отзывам об AACS, явно «не от хорошей жизни» BDA внедрила в спецификацию Blu-ray отдельную систему управления правами на цифровой контент BD+, которая позволит динамически менять схему шифрования в случае компрометации предыдущей, а также обеспечивать ограниченное копирование данных с носителя. Любопытно, что именно доводка совместимости BD+ с AACS столь затянула утверждение последней. Еще одна степень защиты – трудновоспроизводимые метки «ROM-marks», поддержкой которых будет снабжено все легальное оборудование по производству «штампованных» дисков. По мнению представителей ассоциации, это позволит заметно снизить объемы нелегального тиражирования BD-ROM.

Главный вопрос для пользователя сейчас можно сформулировать так: кто победит – Blu-Ray или HD-DVD?

Главный вопрос для пользователя сейчас можно сформулировать так: кто победит – Blu-Ray или HDDVD? Голливудская киноиндустрия разделилась на два лагеря: Warner Brothers, New Line Cinema, Universal Studios и Paramount Pictures за HDDVD, Walt Disney Co., Sony Pictures, 20th Century Fox и MGM – за Blu-ray.

Пока война форматов проходит довольно миролюбиво. Приверженцы противоборствующих лагерей иногда встречаются и ратуют за единый стандарт оптических носителей, но компромисса найти, как уже ясно, не удастся, так как никто не хочет отказываться от собственных наработок.

Впрочем, не все так печально. Появилась информация, что ряд крупных микроэлектронных фирм пытается создать гибридные оптические головки и микросхемы, поддерживающих оба формата. Понятно, что если такой гибридный привод и появится на свет, то будет сложным и дорогим, но если производители так и не смогут договориться о едином формате, он будет иметь спрос, а массовое производство способно радикально снизить себестоимость продукции.

Ожидается, что сначала Blu-ray приводы будут стоить значительно дороже HD-DVD, но со временем цены выровняются.

А может, выживут DVD-диски? Например, представители фирмы Iomega уверены, что DVD диски еще не исчерпали своих ресурсов. По их мнению, применение нанотехнологии позволит увеличить предел вместимости DVD дисков в 100 раз, т.е. для двухслойного диска до 850 Гбайт. Эта технология, получила название AO-DVD (Articulated Optical – Digital Versatile Disc). Iomega уверена, что подобные накопители можно будет производить по той же цене, что и обычные DVD-диски.

Кроме этого, сотрудники Iomega активно работают над реализацией другого формата наноструктурного кодирования данных – NG-DVD (NanoGrating DVD), основанного на применении дифракционных нанорешеток для кодирования многослойной информации посредством использования отражательной способности, поляризации, фазирования и рефлективно-ориентационного уплотнения.

Не исключено также, что форматы Blu-ray и HD-DVD в силу каких-то пока неясных причин не приживутся, и со всей остротой встанет вопрос о принципиально новых идеях и технологиях, ведь в новейшей истории радиоэлектроники такое уже было, вспомним, хотя бы, печальную судьбу магнитооптических приводов и дисков, которым прочили блестящее будущее.

Научно-технические журналы пестрят сообщениями о новых разработках в области хранения данных, а от приводимых цифр буквально кружится голова. Например, компания Colossal Storage Сorporation разрабатывает проект, связанный с созданием 3,5-дюймовых дисков Atomic Holografic Disk ёмкостью 10 Терабайт!

Ещё один проект предложен HVD Альянсом, в который вошли CMC Magnetics, Fuji Photo Film и ряд других компаний. Это разработка голографических дисков Holografic Versatile Disc (HVD). Ёмкость такого диска – от 100 до 1000 Гигабайт. Главный секрет – использование не одного луча лазера, а сразу миллиона. Скорость чтения при этом может достигать 1 Гбит в секунду.

Корпорация New Medium Enterprises работает над созданием оптического четырёхслойного диска Versatile Multilayer Disc (VMD), способного вместить 20 Гбайт и использующего обычный красный лазер.

Наконец, компания D Data разрабатывает Digital Multilayer Disc (DMD) – диск для красного лазера, поддерживающий до 6 слоев и имеющий ёмкость 15 Гбайт. Принцип его действия – активный слой под действием сфокусированного луча лазера начинает светиться (эффект флуоресценции), тогда как в обычном состоянии абсолютно прозрачен. Вот почему количество слоев можно довести до шести и даже больше – главное, точно сфокусировать лазер на нужном слое.

Что будет с этими проектами – сейчас сказать сложно. Может быть, они не выйдут за пределы лабораторий и останутся не более чем красивыми инженерными идеями, а может – начнут стремительно развиваться и вытеснят привычные нам типы устройств для записи и воспроизведения данных.

Как охлаждать будем? Жидкость или воздух: «за» и «против» Как охлаждать будем? Жидкость или воздух: «за» и «против»
Системы охлаждения для видеостен на основе проекционных кубов.
Поверхность для проекции 4К и Ultra HD: тестирование и сравнение Поверхность для проекции 4К и Ultra HD: тестирование и сравнение
При проецировании контента с разрешением 4К+ чрезвычайно важно правильно подобрать проекционное полотно.
Отображать 4К контент или быть 4К устройством? Есть разница! Отображать 4К контент или быть 4К устройством? Есть разница!
В данной статье будут рассмотрены особенности разрешения в формате 4К, на которые следует обратить внимание.
Топ-5 ошибок при создании интерактивных Digital Signage Топ-5 ошибок при создании интерактивных Digital Signage
Какие недочеты могут привести к большим проблемам? Взглянем на топ-5 ошибок при создании интерактивных систем Digital Signage.
Привлечь и удержать: хитрости применения AV-технологий Привлечь и удержать: хитрости применения AV-технологий
Как извлечь максимальную выгоду из вложений в такие мероприятия как, например, презентации на выставках?
Передача аудио- и видеосигналов по IP: что это дает proAV? Передача аудио- и видеосигналов по IP: что это дает proAV?
Часто мы слышим фразу "передача аудио- и видеосигнала по IP-сетям". Но каково ее истинное значение для коммерческих AV-с...
Все статьи
Видео
Вебинар «Решения BenQ для аудиторий и переговорных»
Вебинар "Все об аудио оснащении переговорных комнат"
Все видео
Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке
Компания ВИАТЕК спроектировала и оснастила комплексом аудиовизуальных средств "Приморский океанариум" на острове Русский...
Удобный, функциональный конференц-зал для научного института Удобный, функциональный конференц-зал для научного института
«Хай-Тек Медиа» реализовала проект по оснащению малого конференц-зала ФГБНУ ВНИИСБ комплексом мультимедийного оборудования.
Комплексное аудио-видео оснащение холла 2-го корпуса КФУ Комплексное аудио-видео оснащение холла 2-го корпуса КФУ
Компания ИКТ-Казань завершила комплексное оснащение  холла 2-го корпуса КФУ современными аудиовизуальными системами.
Мощное оснащение конференц-зала на небольшой бюджет Мощное оснащение конференц-зала на небольшой бюджет
Разворачивание ведомственной системы ВКС, комплексное оснащение конференц-зала и переговорной комнаты ТФОМС СК.
Оригинальное аудиорешение для ''Экспофорума'' в Санкт-Петербурге Оригинальное аудиорешение для ''Экспофорума'' в Санкт-Петербурге
Была поставлена задача: установить экран для видеопроекции и кинопоказа,разработать и внедрить систему звукоусиления (СЗУ)...
Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине
В Южно-Сахалинске после реконструкции открылся киноконцертный зал «Октябрь» - главный кинотеатр город еще с советских времен.
Все кейсы
ELEMENT ONE: каталог выдвижных моторизованных мониторов
ELEMENT ONE: каталог выдвижных моторизованных мониторов
Модельный ряд мониторов с подробным описанием, 16 полос, А4, рус-eng.
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
Каталог конференц-систем и оборудования для синхронного перевода, формат А4, 50 полос.
Все файлы
Акустика в залах совещаний: идеальный звук – совсем не сложно
Стюарт Стивенс
“Проектный менеджер компании Shure Distribution UK, Стюарт Стивенс - о различных методах улучшения акустики в залах для совещаний.”
Стюарт Стивенс
Проектный менеджер Shure Distribution UK
Case Study – лучший инструмент AV-интегратора
Гари Кей
“Я преподаю маркетинг в InfoComm вот уже несколько лет. Мой СОВЕТ№1 для слушателей: публикуйте Case Study.”
Гари Кей
Основатель портала rAVe
Распределенные звуковые системы. Не так просто, как кажется
Аджигитов Максим
“Задача этой статьи - развенчать миф о том, что проектирование системы фонового звука не стоит серьезных временных и умственных затрат.”
Аджигитов Максим
Ведущий инженер по акустике ГК DIGIS
Все мнения
http://www.avclub.pro/news/proizvoditel/novyy-shirokougolnyy-obektiv-dlya-vivitek-du9000/