20 000 профессионалов proAV > 1500 компаний > 570 городов > 6 стран ближнего зарубежья > 1 сообщество

Присоединяйтесь!

Подписка на дайджест
Рубрикатор статей

Мультимедиа в образовании. Оснащение семинарской аудитории

Автор: Николай Кузнецов

Лекции, семинары, занятия в классе могут быть гораздо эффективнее, интереснее и удобнее, если добавить мультимедийную составляющую. Практические советы, как это сделать и на что обратить внимание, мы предложим в данной статье.

Но сначала - несколько теоретических выкладок, а уж потом - возможные решения и применение решений на примере самой обычной аудитории №101 небольшого института уездном городе N.

Для начала, давайте определим, что в нашей аудитории №101 происходит или может происходить? То же, что и в любой другой аудитории: чтение лекций, проведение семинаров и круглых столов. Проведение лекций, как правило, проходит в одностороннем порядке - лектор излагает, слушатели слушают и записывают. Не подразумевается общение с аудиторией и вопросы из зала. Главное, чтобы лектора хорошо было слышно и видно то, что он пишет на доске или показывает на слайдах. В качестве опции добавим возможность видеозаписи лекций для архива и последующего просмотра.

Таким образом, для успешной реализации перечисленного, нам понадобятся: 

  • Система звукоусиления
  • Система видеоотображения
  • Система видеозаписи
  • Система коммутации
  • Система звукоусиления.

Система звукоусиления

Система  звукоусиления должна быть распределенной по залу для создания равномерного уровня громкости, при этом избегая отражения от стен и паразитного эффекта эха. Микрофон лектора должен быть удобен для ношения в течении хотя бы часа и при этом оставлять руки ведущего свободными. В этих  целях, естественно, лучше всего использовать беспроводные радиогарнтиуры. Они позволяют свободно перемещаться по аудитории, удобно крепятся на голове и практически незаметны. Единственное неудобство, которое они могут доставить – севшая в самый неподходящий момент батарейка, а такой момент всегда неподходящий. Наличие резервных элементов питания и регулярная проверка позволят исключить и эти недоразумения. 

Такими радиосистемами являются AKGPerceptionWireless 45 Sports, SHUREBLX14E/PG30, SENNHEISERXSW 52-B.

1_auditorium_1.png

Зачастую в аудитории предусматривают две радиосистемы. Во-первых, для случаев, когда лекторов двое, во-вторых в качестве резерва.

Система звукоусиления, как мы уже говорили, должна быть распределенной по залу и четко, без искажений, передавать голос ведущего. Требования к воспроизведению музыкальных композиций, стерео и многоканального звучания, как правило, к ней не выдвигаются, но все зависит от изначального назначения аудитории.

Исходя из вышеперечисленного, для звукоусиления лучше всего подходят трансформаторные громкоговорители речевого оповещения потолочного или настенного исполнения. Такие громкоговорители соединяются параллельно в линию 70/100V друг за другом. Сами же громкоговорители устанавливаются равномерно по залу. Вариантов выбора таких громкоговорителей очень высок, можно подобрать под любые ТТХ, бюджеты, дизайны, цвета и т.д. Примеры INTER-M CS-03A, APart CMAR8-W, AMIS QF8, JBL CONTROL 23 WH, BOSE FreeSpace® Mode 32.

2_auditorium_1.png

Расчет типа, количества, мощности и мест расположения громкоговорителей производится в зависимости от архитектурных, строительных и акустических особенностей помещения. Это тема, возможно, не одной статьи и здесь рассматривать ее не будем. Предположим, что с этими вопросами, равно как и с дизайном мы определились. Что дальше?

Теперь определим усилитель для наших громкоговорителей. Нам необходим трансляционный усилитель. Их разновидностей очень много. Трансляционные усилители различаются по количеству входных и выходных каналов, мощности, типу возможных подключений, количеству зон и многое другое. А еще бывают усилители со встроенными микшерами, так и называемые микшеры-усилители. Пока что у нас есть требования для выходных характеристик усилителя. Нам достаточно одной линии 100V, выходная мощность которой превосходит суммарную мощность потребления всех громкоговорителей на линии. Насколько - это вопрос для другой статьи, здесь же для упрощения примем такие цифры: на 10-20% по мощности. В некоторых случаях, когда аудитория имеет архитектурные особенности в виде явного разделения мест расположения слушателей, целесообразно использовать две и более линии. Например, если в аудитории есть второй ярус или балкон для слушателей. В этом случае, очевидно, что акустический расчет для основного зала и для балкона, разный и уровень громкости, равно как и расположение, тип и количество громкоговорителей может быть разным. Здесь целесообразно использовать усилитель с двумя каналами – один канал выводить на основную аудиторию, второй - на балкон. В нашем случае, в аудитории №101 небольшого института города N все будет на одном канале.

Система видеотображения

Еще одним источником звука в аудитории может быть система видеоотображения,  благодар я которой происходит трансляция презентаций, слайдов и видеороликов. Что из себя представляет эта система и какие к ней предъявляются требования? Самые простые: необходимо, чтобы все видеоматериалы были видны слушателю с достаточной яркостью, четкостью и контрастностью из любой точки аудитории. Варианты видеоотображения следующие:

  • Видеопанель
  • Видеопроектор
  • Производные инструменты из видеопанелей или проекторов (например, видеостена или сшивка изображения двух и более проекторов)
  • Проекционный телевизор, слайд-проектор и другое редко используемое оборудование.

Видеостены или сшивки видеопроекторов в образовательных учреждениях России встречаются крайне редко. Связано это с тем, что подобные технологии, во-первых дороги, а во-вторых в большинстве случаев не являются лучшим техническим решением для аудиторий. Обычно используют смешанную систему из видеопроектора и видеопанелей. В этом случае видеопроектор является основным и формирует большое изображение на экране непосредственно в рабочей зоне ведущего, в то время, как панели дублируют изображение для слушателей в задних рядах. Если аудитория небольшая, то имеет смысл использовать интерактивную доску с проектором. Рассмотрим оба эти варианта.

Начнем с небольшой аудитории. Вариант с интерактивной доской и проектором позволяет транслировать презентацию на доску, при этом в реальном времени на доске производить манипуляции с презентацией: изменять ее, выделять отдельные области, редактировать и т.д. По сути это тот же тач-экран, только изображение формируется проектором.

Проектор, как правило, используют короткофокусный со сверхмалым расстоянием проекции. Примером такого проектора может служить Sony VPL-SW536, как пишет производитель, специально разработанный для сферы образования.

4_Sony VPL-SW536.jpeg

Настройка проектора и доски не представляет сложностей и делается по инструкциям. Отдельно хотелось бы уделить внимание креплению проектора. С одной стороны требования к креплению невысокие. Проектор такого типа весит немного, располагается близко к доске, а значит и к стене, так что проблем с креплением возникнуть не должно. К тому же крепление предполагает наличие скрытого размещения всей коммутации. Однако иногда выдвигаются требования к креплению, где выдерживаемый вес должен измеряться десятками килограмм и монтаж производится на мощные анкеры. Зачем? Во избежание несчастного случая, конечно. Все дело в том, что крепление представляет собой перекладину, торчащую из стены, на небольшой высоте. Если не уследить за школьниками, а порой и за студентами, кто-то может попробовать свои силы, скажем, в подтягивании. Поэтому некоторые крепления рассчитаны на вес в десятки килограмм при весе проектора в 3 кг. Стоит учитывать такие варианты, если собираетесь устанавливать короткофокусный проектор в общеобразовательной школе.5_creplenie.png

В аудитории большего размера, вариант с интерактивной доской может не подойти из-за небольших размеров и достаточно низкого размещения последней. В этом случае стоит присмотреться к стационарным проекторам и экранам большего размера. Например BenQ W7500, размер проецируемого изображения которого может достигать 300 дюймов при соотношении 16:9. Отдельно хотелось бы отметить, что при расчете проектора и экрана обязательно надо учитывать окна и расположение солнца и, при необходимости, позаботиться о шторах затемнения и рассеянном свете в аудитории. Если есть возможность, еще на стадии проектирования ремонтных и отделочных работ согласовать систему освещения с инженерной службой. Также не стоит забывать и про систему бесперебойного питания для проектора. В случае скачка напряжения или внезапного отключения электричества, UPS позволит в штатном режиме выключить проектор, что положительно скажется на работе лампы. 

Мы исходим из предположения, что наша аудитория №101 не маленького размера, и в ней мы будем использовать именно такое решение. Такая система хороша всем, кроме отсутствия интерактивность. Впрочем, и ее можно добавить с помощью интерактивного перьевого экрана Wacom PL-1600. При помощи этого экрана можно управлять изображением на проекторе. Так же интерактивный экран сам служит источником изображения. У него на борту есть порт USB, куда можно подключить флешку с презентацией или другими материалами.

При необходимости изображение дублируется на видеопанелях в тех случаях, когда слушателям по тем или иным причинам может быть плохо виден основной экран. Например, колонны в помещении или удаленность задних рядов. Пусть в нашем примере аудитории №101 таких панелей будет две и это будет, к примеру, Samsung DB55D.

Теперь надо определиться с источниками видеоизображения. Как минимум, это рабочая станция преподавателя. Необходимо предусмотреть и возможность подключения ноутбука в зоне преподавателя. Не забываем и про интерактивный перьевой экран. При работе с бумажными носителями может понадобится документ-камера. Пусть и она будет в нашем примере.

Как выбрать рабочую станцию - это отдельная тема, и мы ее затрагивать здесь не будем. Про интерактивный перьевой дисплей мы уже говорили. Несколько слов про документ-камеру и место подключения ноутбука.

Документ-камера представляет собой устройство, предназначенное для передачи изображения бумажных носителей в электронном виде. Для примера можно рассмотреть камеру DOKO DC1+. Технически она ничем не отличается от любой другой камеры, ее особенность только в форм-факторе и несколько другой оптике.6_DOKO DC1+.jpg

Место подключения ноутбука, как правило, представляет собой лючок, встроенный в стол или трибуну выступающего. В этом люке обычно предусмотрена розетка 220V, видеовход (чаще HDMI), jack 3,5мм для подключения ноутбука к системе звукоусиления и RJ-45 для подключения ноутбука к ЛВС. Форм-фактор такого лючка может быть совершенно разнообразный. Это может быть встроенный люк выезжающий при нажатии, например Kramer TBUS-201xl или с откидной крышкой, например TLSPathfinder 201. Внутри могут быть разъемы для подключения, а могут быть и провода для подключения к ноутбуку. Последний случай более удобен, т.к. не надо беспокоится о соединительных проводах.

Итого у нас получается, что система видеоотображения состоит из четырех источников: рабочая станция, место подключения ноутбука, интерактивный экран и документ-камера. При этом изображение транслируется на проектор и на два дублирующих его видеоэкрана.

Система видеозаписи и протоколирования

Теперь осталось разобрать систему видеозаписи и протоколирования. Выбор оборудования тут огромный, но опыт показывает, что лучшее по эффективности и экономичности решение - это обычная камера на штативе и оператором. Например, камера Panasonic AG-AC90EN и штатив LIBEC TH-650DV. Для передачи звука с микрофонов лекторов воспользуемся портативным беспроводным приемником для видеокамер Sennheiser EK 100 G3 и передатчиком Sennheiser SK 100 G3.

7_auditorium_1.png

Итого система звукоусиления состоит из следующих источников: две радиосистемы, рабочая станция, место подключения ноутбуков. Всего четыре источника. Трансляция ведется на 1 линию громкоговорителей, равномерно рассредоточенных по аудитории и на портативный передатчик для видеокамеры. Осталось скоммутировать между собой источники и воспроизводящие устройства. 

Пора вернуться к брошенной нами задачи по формированию требований к усилителю. Мы остановились на том, что выходной канал у нашего трансляционного усилителя будет один и его мощность больше суммарной мощности всех громкоговорителей. Предположим, в нашей аудитории будет 8 потолочных громкоговорителей BoseFreespace16. Каждый громкоговоритель обладает мощностью 16 Вт. Общая мощность 16 х 8 = 128 Вт. Источников у нас, напомню, четыре. В нашем случае отлично подходит микшер-усилитель CROWN 1160MA. Этот прибор имеет 4 входа mic/line и 1 выход 70/100V мощностью 160Вт. Также на нем имеется PreAmpLineOut, что позволит подключить передатчик Sennheiser SK 100 G3 для видеокамеры. Как приятную опцию, к этому микшеру-усилителю можно подключить выносной настенный модуль уровня громкости CROWN 1VCAP. Теперь осталось подключить наши приборы к микшеру-усилителю. Но, прежде, чем мы это сделаем, нам понадобится еще один прибор, под названием подавитель обратной связи. Он служит для подавления возникновения обратной связи, когда микрофон улавливает сигнал от громкоговорителей, сигнал далее идет на усилитель и на громкоговорители, откуда снова улавливается микрофоном. В результате вы слышите громкий и противный повышающийся свист. Дабы избежать подобного, используется подавитель обратной связи. Он нам  будет нужен только на радиогарнитуры. В итоге нам нужно два входных и два выходных канала на подавителе. Таким прибором является, например, DBXAFS224. В итоге получаем следующую схему подключения:

8_rec.png

С коммутацией видео все немного сложнее. Мы сталкиваемся с трудностью передачи сигнала на расстояния. Сигнал HDMI передается лишь на несколько метров, к тому же сам кабель не из дешевых. Необходимо использовать удлинители интерфейса HDMI по витой паре. Т.к. у нас все видеоинтерфейсы реализованы через HDMI, то для передачи сигнала на расстояния мы будем использовать передатчики и приемники KramerPT-561 и PT-562. Так же для этих задач можем использовать продукцию компаний Extron, Gefenи др. Далее нам понадобится коммутатор видеосигналов. И тут есть тонкий момент. Ранее мы насчитали четыре источника: это рабочая станция, место подключения ноутбука, документ-камера и интерактивный дисплей. А количество устройств отображения три: видеопроектор и два видеоэкрана. На самом же деле к устройствам отображения так же относится и интерактивный дисплей. Да, в него можно вставить флешку, запустить презентацию и вывести на экраны, но также на него можно вывести изображение с других источников для онлайн редактирования и проведения интерактивных выступлений, и уже это отредактированное изображение выводить на экраны. Итого получаем 4 источника и 4 устройства отображения. Нам понадобится матричный коммутатор 4х4 сигналов HDMI. Таким устройством, например, является Kramer VS-44HN. Также подобные устройства можно найти и у других производителей. В итоге получаем следующую схему:

9_sound.png

Вместо заключения

Теперь наш зал позволяет проводить лекции в интерактивном режиме. Система позволяет одному или двум лекторам в своих выступлениях пользоваться головными гарнитурами, а система звукоусиления равномерно и четко передает все сказанное так, что все слышно каждому в аудитории. Есть возможность трансляции обучающих материалов, презентаций, слайдов, видеороликов и др. контента на большой проектор и два дублирующих монитора. Возможна трансляция материалов со стационарного компьютера из сети, с внутренней памяти компьютера или с переносного устройства. Возможно подключение личного ноутбука или медиаплеера к системе звукоусиления и видеотрансляции, а также демонстрация на экранах бумажных носителей, книг, журналов, чертежей, схем при помощи документ-камеры. Любой источник может быть выведен на любое устройство отображения напрямую или через интерактивный экран. Интерактивный перьевой экран позволяет в режиме реального времени редактировать и делать заметки на транслируемых материалах лекции. В интерактивный экран можно поставить флешку с презентацией и показывать, не задействуя другие источники.

Все лекции могут быть запротоколированы на камеру. Камера запишет речь обоих лекторов, звук, воспроизводимый с рабочей станции и с личного ноутбука лектора.

Что же касается аудитории для семинара или круглого стола, то тут стоит внести незначительные дополнения к существующей концепции. Для проведения семинаров имело бы смысл обзавестись дополнительными радиосистемами, чтобы участники из зала могла задавать вопросы. Это позволит более дисциплинированно относиться к семинару и не выкрикивать с места, также можно  записать на камеру все вопросы и замечания слушателей. Стоит отметить, что систему, рассматриваемую в данной статье, дополнить чем-либо нельзя, т.к. нет свободных каналов на микшере-усилителе. При добавлении дополнительных микрофонов, потребуется другое коммутационное оборудование. Нужен будет микшер уже на 6 каналов и более, например, ALESIS MultiMix Line 8 – рэковый 8-ми канальный микшер и, соответственно, усилитель Crown 1160A с 1 каналом.

Для круглого стола, возможно, потребуется большее количество микрофонов и большее количество точек подключения ноутбука для последовательного вывода изображения на экраны с разных источников. В этом случает стоит присмотреться к дискуссионным системам, например, к BoschCCS 900 Ultro и к беспроводной системе презентаций BarcoClickShare.


К сожалению, в рамках одной статьи не удается рассказать обо всем, что можно сделать в аудитории. Каким образом осуществлять расчет и как подбирать оборудование звукоусиления, проекторов, видеопанелей. Как рассчитывать акустику и освещение помещения. Мы совершенно не рассматривали системы коммутации управления, а также организацию кабельных трасс и СКС. Не считали мощности потребления и не формировали требования к электрике. Совершенно не занимались организацией пространства и рабочих областей. Словом, про это все можно написать целую книгу.

Как охлаждать будем? Жидкость или воздух: «за» и «против» Как охлаждать будем? Жидкость или воздух: «за» и «против»
Системы охлаждения для видеостен на основе проекционных кубов.
Поверхность для проекции 4К и Ultra HD: тестирование и сравнение Поверхность для проекции 4К и Ultra HD: тестирование и сравнение
При проецировании контента с разрешением 4К+ чрезвычайно важно правильно подобрать проекционное полотно.
Отображать 4К контент или быть 4К устройством? Есть разница! Отображать 4К контент или быть 4К устройством? Есть разница!
В данной статье будут рассмотрены особенности разрешения в формате 4К, на которые следует обратить внимание.
Топ-5 ошибок при создании интерактивных Digital Signage Топ-5 ошибок при создании интерактивных Digital Signage
Какие недочеты могут привести к большим проблемам? Взглянем на топ-5 ошибок при создании интерактивных систем Digital Signage.
Привлечь и удержать: хитрости применения AV-технологий Привлечь и удержать: хитрости применения AV-технологий
Как извлечь максимальную выгоду из вложений в такие мероприятия как, например, презентации на выставках?
Передача аудио- и видеосигналов по IP: что это дает proAV? Передача аудио- и видеосигналов по IP: что это дает proAV?
Часто мы слышим фразу "передача аудио- и видеосигнала по IP-сетям". Но каково ее истинное значение для коммерческих AV-с...
Все статьи
Видео
Вебинар "Все об аудио оснащении переговорных комнат"
Вебинар " Возможности аудио-видео коммутации LightWare"
Все видео
Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке Направленный звук и проекции для Океанариума во Владивостоке
Компания ВИАТЕК спроектировала и оснастила комплексом аудиовизуальных средств "Приморский океанариум" на острове Русский...
Удобный, функциональный конференц-зал для научного института Удобный, функциональный конференц-зал для научного института
«Хай-Тек Медиа» реализовала проект по оснащению малого конференц-зала ФГБНУ ВНИИСБ комплексом мультимедийного оборудования.
Комплексное аудио-видео оснащение холла 2-го корпуса КФУ Комплексное аудио-видео оснащение холла 2-го корпуса КФУ
Компания ИКТ-Казань завершила комплексное оснащение  холла 2-го корпуса КФУ современными аудиовизуальными системами.
Мощное оснащение конференц-зала на небольшой бюджет Мощное оснащение конференц-зала на небольшой бюджет
Разворачивание ведомственной системы ВКС, комплексное оснащение конференц-зала и переговорной комнаты ТФОМС СК.
Оригинальное аудиорешение для ''Экспофорума'' в Санкт-Петербурге Оригинальное аудиорешение для ''Экспофорума'' в Санкт-Петербурге
Была поставлена задача: установить экран для видеопроекции и кинопоказа,разработать и внедрить систему звукоусиления (СЗУ)...
Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине Реконструкция и оснащение ККЗ «Октябрь» на Сахалине
В Южно-Сахалинске после реконструкции открылся киноконцертный зал «Октябрь» - главный кинотеатр город еще с советских времен.
Все кейсы
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
BOSCH: Каталог конференц-систем 2016/ноябрь
Каталог конференц-систем и оборудования для синхронного перевода, формат А4, 50 полос.
ECLER: каталог оборудования 2016
ECLER: каталог оборудования 2016
Полная продуктовая линейка аудиооборудования Ecler, 196 полос, А4, английский язык.
Все файлы
Акустика в залах совещаний: идеальный звук – совсем не сложно
Стюарт Стивенс
“Проектный менеджер компании Shure Distribution UK, Стюарт Стивенс - о различных методах улучшения акустики в залах для совещаний.”
Стюарт Стивенс
Проектный менеджер Shure Distribution UK
Case Study – лучший инструмент AV-интегратора
Гари Кей
“Я преподаю маркетинг в InfoComm вот уже несколько лет. Мой СОВЕТ№1 для слушателей: публикуйте Case Study.”
Гари Кей
Основатель портала rAVe
Распределенные звуковые системы. Не так просто, как кажется
Аджигитов Максим
“Задача этой статьи - развенчать миф о том, что проектирование системы фонового звука не стоит серьезных временных и умственных затрат.”
Аджигитов Максим
Ведущий инженер по акустике ГК DIGIS
Все мнения